РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
музыка
Взрослым
30.10.2019
РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного музыканта. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить всё в открытом виде, педагог должен давать «пищу» для размышления на уроках и в домашней работе.Во времена быстрых перемен, подобно нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Исходя из этого, очень важно развивать у учащихся нестандартный подход к решению задач, проблем и творческую активность.Каждый год приходят в первый класс совершенно иные дети, иное поколение: мыслят всё быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях - всё больше. Вот только удивляются всё меньше, меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: компьютеры, игровые приставки, всевозможные гаджеты, телевидение…
Курсовая учителей музыки 2019.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                             ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ             ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО           ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ  НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ              «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»                                                                                                                                                                                                           Отдел методики преподавания                                                                                                           учебных дисциплин  РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                                                                                                                                                      ВЫПУСКНАЯ РАБОТА                                                                                   Борзых  Виктории Эдуардовны,                                                                       слушателя курсов повышения квалификации                                                                                   учителей музыки,                                                                                   учителя ГОУ ЛНР                                                                                  «Стахановская средняя школа № 1                                                                                   имени Дважды Героя Советского Союза                                                                                   И.Х.Михайличенко»                                                                                                                                  Луганск 2019 Содержание                            Содержание   Введение…………………………………………………………………         с.3 Глава 1. Восхождение к творчеству ………………………………….         с.  1.1 Творчество учителя и ученика 1.2 Особенности развития творческой активности учащихся начальной школы на  уроке музыки ………………………………………                                      с.4 1.3. Психолого­педагогические особенности творческого развития учащихся  начальной школы …………………………………………………………       с.7 Глава 2. Методические основы использования импровизации на уроке музыки. 1.1. Виды музыкальной импровизации………………. …………………      с.8 1. 2. Особенности использования импровизации на уроке музыки в начальной  школе………………………………………………………………………       с.11 Глава 3 Теоретические основы развития креативности детей младшего                 школьного возраста ………………………………………………   с.  3.1. Система творческих заданий ………………………………………………….             с. Заключение………………………………………………………………         с.13 Список литературы………………………………………………………        с.14 Введение                                                       "Через сказку, фантазию, игру                                                                          из неповторимого детского творчества                                                                         верная дорога к сердцу ребёнка".                                                                                                      В. А. Сухомлинский Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы  и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении  знаний. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного  музыканта. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог  должен стремиться не преподносить всё в открытом виде, педагог должен давать «пищу» для размышления на уроках и в домашней работе.Во времена быстрых  перемен, подобно нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости  мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться,  приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.  Сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно  сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь  решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Исходя из этого,  очень важно развивать у учащихся нестандартный подход к решению задач,  проблем и творческую активность.Каждый год приходят в первый класс совершенно иные дети, иное поколение: мыслят всё быстрее, информации о  фактах, событиях, понятиях ­ всё больше. Вот только удивляются всё меньше,  меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов:  компьютеры, игровые приставки, всевозможные гаджеты, телевидение… Тенденция к равнодушию страшна.  Общество нуждается в активных творческих людях! Как разбудить в наших  детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое главное скрыто в них  самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить «душу трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство ­ естественной, необходимой частью жизни? Изабель Карлей, опытный педагог­ музыкант, много  лет посвятившая воспитанию детей, считает, что нет для достижения этой цели  средства лучшего, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации,  активного творческого музицирования, которые станут уроками  жизни.Импровизации, как одному из действенных способов развития творческой  личности, уделяли в своих системах воспитания многие зарубежные педагоги­  исследователи: Э. Жак­Далькроз, З. Кодай, Э. Дункан, К. Орф и другие.  Швейцарский педагог Э. Жак­Далькроз создал новую систему приобщения  учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и  образного содержания посредством музыкальной импровизации.  Главным девизом Э.Жака­ Далькроза стали слова: «Ты сам­ произведение  искусства: открой искусство в себе…»I6, с.192.I В основе творческого метода  известного немецкого педагога Карла Орфа лежит импровизация и свободное  музицирование в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра.  Главный принцип К. Орфа сводится к тому, чтобы на каждом этапе развивать  самостоятельность учащихся, наталкивать их на творческие поиски, импровизировать: «…Я стремился активизировать музицирование учеников  путём импровизации и создания набросков собственной музыки»I 5,с. 226I. Проблемой использования импровизации занимались и русские музыканты. Уже  в 29­е годы XX столетия крупный деятель в области музыкального просвещения  Б.В. Асафьев писал о необходимости развития у школьников способности к  импровизации. Широкую известность получил составленный им и изданный в  1926 году сборник «Вопросы музыки в школе» и его статья в этом  сборнике « О вокально­творческих навыках у детей», в которой он пишет: «… Единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный инстинкт,  является вызывание творческого дара; способности изобретения и  комбинирования( музыкального) материала…Воспитывать же музыкально­  творческие навыки следует, во­первых, потому, что каждый, кто хоть немного  ощутил в какой­ либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии  воспринимать и ценить всё хорошее, что делается в этой сфере, и с большей  интенсивностью, чем тот, кто только пассивно наблюдает и воспринимает…».  «Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие  способности к импровизации» I1, с.279I.Детское музыкальное творчество  получило дальнейшее развитие и под влиянием выдающегося просветителя Б.А.  Яворского и ряда его учеников (Н.Я. Брюсовой, В.И. Ярошенко и др.).  Вопросами детского музыкального творчества занимались также М.А.  Вырыпаева, Л. А. Баренбойм и многие другие педагоги­исследователи.Однако,  проблема детского творчества и, в частности, значение и методика  импровизирования, особенно в общеобразовательной школе, являлись и  являются до сих пор дискуссионным вопросом в педагогике и психологии.  Многие музыканты­ профессионалы утверждали, что детское творчество, не опирающееся на основательные теоретические знания,­ дилетантизм и  профанация искусства. Другие считали его полезным и нужным, но только для  одарённых детей. Так, Д.Б.Кабалевский говорил по этому поводу, что «… занятия импровизацией таят в себе опасность воспитания в детях дилетантизма,  инертного воспроизведения элементарных музыкальных штампов, невольного  подражания банальной музыке…»I14, с. 29I. На основании рассмотренных выше точек зрения, можно сделать следующие  выводы:  во­первых, методика приобщения детей к импровизации в условиях  коллективных форм обучения у нас еще мало разработана.  Проблема детского творчества и способы развития творческих способностей  учащихся являлись и являются дискуссионным вопросом в педагогике и  психологии. Во­ вторых, до сих пор нет единой точки зрения на данную проблему, значение  занятий по импровизации для развития творческой активности определено  слабо. Учителя музыки достаточно осторожно применяют импровизационные  формы работы на своих уроках. В­ третьих, многообразие взглядов на данную проблему предоставляет педагогу  право выбора какого­либо из них и применения теоретических знаний в своей  практической деятельности. Актуальность темы данной выпускной работы заключается в следующем: Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках  музыки через разные виды деятельности, с целью воспитания художественно  развитой творческой личности. Ведь творчество – это свобода, нестандартное  видение мира, это шаг в неизвестность и отступление от определенных норм.  Часто ли мы нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в  ответах учеников мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в  нашем сознании. Среди методов, способных помочь решить данное противоречие – это поиск и реализация   эффективных   подходов   к   процессу   формирования   и   развития творческого потенциала личности. Именно поэтому среди позитивных  тенденций   школьного   образования   сейчас   все   более   четко   прослеживается стремление к созданию развивающих, эвристических моделей обучения. Цель работы:  Рассмотреть теоретическое обоснование понятия «творчество».  Проанализировать реализацию принципов, методов, приемов на уроке  музыки, целью которых является развитие творческой личности  Участие в различных видах творческой деятельности.  Разработать комплекс новых заданий, направленных на развитие  творческих способностей учащихся В соответствии с поставленной целью в процессе написания данной работы мною решались следующие задачи: ­Формирование устойчивого интереса к музыкальному творчеству. ­Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации  успеха. ­Максимально развить гармоничную личность. ­Приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами.  ­Выработать ассоциативный вид мышления и воображения.  ­Помочь сформировать положительный духовный опыт. ­Пробудить   и   развить   чувство   доброты,   сердечности,   сопереживания   к окружающим. ­Определить   значение   импровизации   для   развития   творческой   активности учащихся начальной школы. ­Выявить психолого­педагогические особенности творческого развития младших школьников. ­Раскрыть методические основы использования импровизации на уроках музыки  в начальной школе. По своей структуре выпускная работа состоит из Введения, в котором  отображается актуальность избранной темы, излагаются цели  и задачи работы,  даётся краткий обзор литературы. Глава I Восхождение к творчеству рассматривает  проблему, как обучение  творчеству. Опиралась на педагогический опыт таких мастеров, как  В.Ф.Шаталов, И.В.Волков(создание творческой комнаты).Авторы этих работ  убеждены, что если познакомиться  с обязательной для любого учителя  творческой логикой педагогического процесса, то включаться в творчество  будет легче. «Есть искусство и есть творчество»,­говорил  В.Немирович­ Данченко. Всякая художественно­ педагогическая  задача, идея урока должна  быть органична для учителя, глубоко им пережита. В учебном пособии Богоявленской  Д.Б «Психология творческих способностей» изложены основные концепции и понятия, связанные с темами способностей, мышления, творчества и психодиагностики; четко выделены основные тенденции в понимании творческих способностей, логика их становления и замены альтернативными I 3,с. 32I Во второй главе освещается вопрос о методических основах использования  импровизации на уроке музыки.Проблемы оценки музыкального качества  детской импровизации и критерии значимости этих качеств для дальнейшего  музыкального развития детей нуждаются в специальном внимании. Наша задача ­ дать самое общее понятие природы импровизации у детей, определить ее  значение и провести педагогическое исследование проблемы детской  музыкальной импровизации.Показана педагогическая перспективность и  особенности музыкальной импровизации на уроках музыки в начальной школе:  связь с духовным миром ребенка; потребностью детей в самостоятельной  деятельности; пробуждением любознательности, творческого интереса к музыке; развитием интуиции, музыкального воображения и фантазии;  свободное владением музыкальными возможностями и материалом в целостной  творческой деятельности.  В третьей главе рассматриваются вопросы, касающиеся теоретическим  основам развития креативности детей младшего  школьного возраста. В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека  уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором  гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в  эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная  подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые,  мнимые.Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно  реализовать эту цель.Какие пути и педагогические приемы развития  креативности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить? Прежде  всего это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать  детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять  собой по сути диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих  прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и  услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более  богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас  противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность,  личностная окрашенность. Глава 1.  1.1. Творчество учителя и ученика                                                          «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог. Творчество является не только уделом избранных гениев. Большая часть  того,что нас   окружает, сделана и спроектирована неизвестно кем и в силу  быстро изменяющихся к творчеству ­ задача педагога. Уважая в каждом ребенке  личность, создавая на уроке ситуацию успеха ­ только при таких условиях  можно развивать творческие способности каждого ребенка. "Как невозможно  себе представить человеческое общество без истории его культурного и  художественного развития, точно так же невозможно представить себе  культурного человека без развитых эстетических взглядов"I 3,с.58 I Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу  самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Для своего ученика он может  стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть  волшебный, необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при  помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооруженным  взглядом, либо мутным оконным стеклом, через которое мир может показаться  таким, что ради него не стоит покидать своего жилища. Определяя творческий  процесс как единое, целостное явление, в котором все его стороны находятся в  теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую роль обучения в  развитии творческих качеств личности. Целым рядом исследований доказано,  что наибольшая творческая активность в процессе занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной деятельности,  способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе памяти,  воображения (О.А.Апраскина, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Г.С.Ригина и  др.)Творческая деятельность – понятие сложное, ее определяют как высшую  ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных  жизненных явлений, в индивидуально­неповторимой форме их восприятия и познания. I 15, с .57  I При этом творческий процесс приобретает двусторонний  характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой – на основе  применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность  учащихся. Творческой состояние класса необходимо поддерживать и сделать  творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся.  Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в  полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к этому,  вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринима­ емых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.I  6 , с.89 I Учитель­вдохновитель. «Вдох­новы­тель» – дающий новый вдох, дыхание  другому. Это высшая настройка на человека. Главное внимание учителя  направлено на личность ребенка. КТО становится важнее, чем ЧТО. На эту  ступень поднимаются не многие учителя, т.к. ступень духовности предполагает  постоянную работу над собой. Такой педагог в каждом видит уникальную  личность. Это ступень духовного общения, самовосхождения, работы над собой,  восхождения к гуманности, и к культуре I 9, с.10 I Над данной педагогической проблемой,  связанной с творческим развитием  личности, личностью ребенка, подростка, работали выдающиеся педагоги 20­х и  30­х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Астафьев, Н. Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым  развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе  со «старейшинами»   В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, М. А.  ˗ Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И.  Сац продолжали теоретически и практически  развивать принцип творческого развития детей и юношества,  который способствует более эффективному развитию и обучению. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая  музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что  заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее  влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его  собственное творческое воображение. Д.Б. Богоявленская считает, что  «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную  деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая  ставится перед человеком». I  3.с.70  I   Именно поэтому в современной системе  образования проблема развития творческих способностей детей на уроках  музыки является достаточно актуальной. Содержание каждого компонента  музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг  друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов. Известно,  что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они  чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко  воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес,  им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все  это является ценным источником творческого развития младших школьников.  Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность,  целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.  Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением  оперировать известными им музыкально­слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Творческое начало должно пронизывать процесс  общения с музыкой  у подростков. Оно проявляется не только в оценочном  суждении о воспринятой музыке, интерпретации произведения, но и в  собственном творчестве.Детское творчество на уроках музыки, конечно, не  искусство, оно представляет собой познавательно­поисковую музыкальную  практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что­то  новое, ранее неизвестное им в мире музыки. 1.2  Особенности развития творческой активности учащихся начальной         школы на уроках музыки. Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально­ эстетического воспитания через творчество школьника обусловлена  объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира;  необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью  ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с  детства. У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы  любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для  ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития.  Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и  содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в  школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного  развития личности. « Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом  к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно  адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию,  самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление,  активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.»  I 5,с.67I .В музыкальном творчестве  ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления,  абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения  активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.    Целью таких уроков является:    1. Всестороннее развитие личностно­творческого потенциала школьника и на  этой основе формирование его эстетической культуры. 2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.  3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу  человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные,  нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.   4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения  знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки.    5. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через  различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и  инструментального музицирования. Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:    1. Накопление впечатлений;    2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно­ моторных, речевых направлениях;    3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в  рисовании;    4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого­нибудь  художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного,  пластического. Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:   1. Воспитание нравственно­эстетической отзывчивости, эмоциональной  культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии  художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим  миром;    2. Выявление художественно­творческих устремлений на основе проблемных,  поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога,  наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;    3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как: ­Сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира; ­Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его  словесного и живописного портретов; ­Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации  музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков; ­Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение,  состояние; ­Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению; ­Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Если во время обучения учащиеся открывают “для себя” законы, которые  составляют достояние человечества, а не просто получают их в готовом виде, то  в определенной мере они приобщаются к творчеству, к процессу открытия.  Процесс выявления и развития творческой активности ученика тесно связан с его раскрепощением от обязательного заучивания, запоминания.    Детское творчество учащихся начальной школы на уроках музыки  представляет собой познавательно­поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.  Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений.  Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что­то новое, ранее  неизвестное им в мире музыки.I 3,с.47I  Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость).  Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь,  играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому  необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в  различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре  на детских музыкальных инструментах, в музыкально­ритмических движениях.    Совместное музицировании – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре,  музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе,  почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою  фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение,  выдержку, взаимопонимание и уважение. Творчество детей на уроке понимается  как умение и желание сделать что­то по­своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” ­ эти магические слова  распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости,  изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.  Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении требует нового подхода к наполнению урока музыки. Одним из методов решения этой задачи  является сюжетность, как принцип построения урока музыки в младших классах. Термин “сюжет” означает последовательное и связное описание событий. Применительно к уроку музыки он подразумевает логически выверенный и  выстроенный ход урока с наличием сюжетного  действия, которое объединяет и подчиняет себе все элементы урока, его  тематический материал. Сюжетный принцип построения позволяет учесть  психологические особенности детей младшего возраста, такие как  неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний,  быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к непосредственному  переживанию, стремление конкретизировать музыкальные впечатления,  потребность к самовыражению в самых разнообразных формах. Эмоционально­ выразительная активность, любознательность, интерес к новому, синтетичность  восприятия позволяет каждому ребенку раскрыться в подобном сюжетном  уроке. Появляется также возможность разнообразить формы работы и виды  музыкальной деятельности, часто переключая внимание с одного задания на  другое, быстро менять сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество двигательных упражнений. Дети, незаметно для  себя, постоянно заняты музицированием I.6,с.45I    Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним  из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Можно  применять самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие  определенные умения и навыки, сюжетно­ролевые и творческие. Именно эти  игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют  активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок  переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри,  постигая и суть и терминологию. Результатом детской творчески­игровой  деятельности на уроке становятся различные виды элементарных форм  импровизации как наиболее естественного для детей вида творческой деятельности. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения многих  идей, атмосфера незапрограммированного для ребенка творчества составляют  суть деятельности на уроке. Двигательные, инструментальные, интонационно­ речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и  организуемые, позволяют практически решить один из вечных вопросов  музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Важнейшее условие формирования музыкально­познавательных интересов  учащихся ­ это такая организация работы, при которой каждый из них  “добывает” и осмысливает музыкальные знания в посильном самостоятельном  труде. С этой целью не сообщать учащимся готового понятия. А ставить перед  ними задачу – самостоятельно определить это понятие, раскрыть его сущность.  Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, формируют  художественную интуицию, высказывать свое собственное мнение.I  10,с.5I    Проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, успешно  решается в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение  сотрудничать с другими членами классного коллектива.Такое обучение влияет  на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития  поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит  потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные  эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и  инициативы в самостоятельном приобретении знаний.  Развивать творческие  способности детей ­ значит развивать их воображение.Восприятие искусства  требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то  чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре  самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное  чувство.Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой  содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и  то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что  создает уже его собственное творческое воображение. Воображение у ребят младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое,  и “музыкальные картинки” они слушают с удовольствием. Их зрительные  ощущения реализуются в рисунках, отражающих настроения, навеянные  прослушанной музыкой, которые они рисуют прямо на уроке или дома.  Существует мнение, что дети легче усваивают программную музыку, нежели  музыку, не имеющую программных названий. Да, они легко усваивают не  программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не  только не активизирует музыкальное восприятие у детей, но зачастую  парализует его. Слушая фрагменты симфоний, опер и не зная об этом, дети  слушают просто красивую музыку, а если заранее объявить, что сейчас мы  услышим фрагмент симфонии, в них срабатывает стереотип: симфония – это  непонятно и скучно. Вот почему для творческого развития детей, играя им  программную музыку (это должна быть очень хорошая, ярко­образная музыка, с  очень точным авторским названием). Не сообщать предварительно ее названия, с  тем, чтобы они сначала определили характер самой музыки, а уж потом  попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано,  почувствовано и осмыслено.Это только некоторые формы общения детей с  музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него – на восприятие разных сторон  жизни.Процесс творчества есть процесс переживания и создания смысла, процесс же восприятия есть сопереживание и понимание этого смысла. Эстетическое  сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности  школьников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой  личности.I11,с.100IСама способность творческого развития человека  предполагает наличие двух элементов: накопленного культурного достояния  человечества, в области искусства, и способности “ нарушить” сложившиеся  стереотип отношения к нему. Поэтому на занятиях необходимо  органически сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую.  При этом поисковость, творчество детей важны не в конечном результате.  Самостоятельную ценность имеет эвристический процесс, как способ  организации духовного развития. В этой связи организационным стержнем  уроков музыки должно стать целостное художественное восприятие. I15,с.30I 1.3. Психолого­педагогические особенности творческого развития младших  школьников. В содержании организации занятий с учащимися младшего школьного возраста  ( 7­10 лет) необходимо учитывать, что в этот период происходит активный рост  всего организма ребёнка. Т. С. Тарасов, характеризуя особенности младших  школьников, выделяет следующие из них:  разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;  недостаточная вокально­слуховая (а иногда и двигательно­слуховая)  координация;  преобладание зрелищно­событийных впечатлений по отношению друг к  слуху;  импульсивность и бесконтрольность эмоциональных состояний. (частая  потребность в их смене)  склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной  идентификации ситуации общения (со взрослыми, с героями музыкальных  произведений);  личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых  разнообразных формах­ звуковых, зрительных, двигательных; регуляция деятельности общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но  не на слово (предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы,  представления детей).I 14 ,с.68 I. Для младших школьников характерна  непосредственность проявления чувств, при этом наблюдается отчётливое  проявление и восприятие полярных эмоциональных оттенков. Вместе с тем,  детям этого возраста присуще яркое образное воображение.К моменту  поступления ребёнка в школу объём внимания является небольшим, что  обусловливает необходимость частого его переключения с одного вида  деятельности на другой. Поэтому возникает целесообразность  мозаического  построения урока с включением в него разнообразных видов деятельности. В  частности, импровизационно­творческих игр разного вида. Элементы  драматизации, разные виды импровизации, инструментальное музицирование  полезно включать в план урока ещё и потому, что у младших школьников  выражена моторная активность. В содержании и процессе музыкального  образования младших школьников следует учитывать и то, что у учащихся этого  возраста наблюдается постепенная переориентация с игрового способа  постижения мира на учебную деятельность. По мере обучения в школе она  становится для ребёнка определяющей.На музыкальных занятиях игра не является самоцелью. Это вовсе не развлечение, а серьёзная увлекательная,  интересная, требующая полного духовного соучастия школьников, деятельность. Она может потребовать от ребёнка серьёзных и напряжённых усилий:  внимательного вслушивания в музыку, умения дать ей глубокую и убедительную  эмоциональную характеристику, активного размышления к ней   I 9; с. 25I  Специфика музыкально­игровой деятельности младших школьников заключается в том, что она подчинена единой, чётк сформулированной учебной задаче­ теме.  Введение ребят в мир музыки полно для них приятных открытий. Поэтому  педагогу достаточно лишь подчеркнуть в своём исполнении или при выборе  музыкальной записи эти звуковые особенности, так процесс  увлеченного слушания и исполнения музыки найдёт яркий отклик в душе  ребёнка. Поле импровизационно­творческой игры_ это педагогика  сотрудничества, причем, личностно­ориентированная. Импровизация даёт шанс  каждому ребёнку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное,  сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях, украсить  жестом, соединить всё вместе, по частям и т. д.Внутренней сутью всех игровых  методик является ценность самого творческого процесса. Именно активное  общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом урока. Важно  петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать своё исполнение и  исполнение других. « Важно то, как всё это происходит»;I I8 с. 12I. В связи со  всем вышесказанным, необходимо использовать возможности музыкальных  занятий таким образом, чтобы учитывая разные психологические состояния  детей, подбирать соответствующий музыкальный материал. Применение  импровизаций разного вида придаёт уроку музыки ярко выраженный творческий  характер, что отвечает основной направленности урока музыки как урока  искусства.Таким образом, творческое начало может проявляться у ребёнка во всех видах импровизационной работы. Занятия без проявления творческого  начала противоречат самой природе музыкального искусства, поскольку  творчество реализуется в процессе и в результате деятельности и слушателя, и  композитора, и исполнителя. Творческие проявления являются естественной  формой детской музыкальной деятельности.Рассматривая психолого­ педагогические особенности детей младшего школьного возраста в контексте  музыкальных занятий, следует отметить, что младший школьный возраст­ это  период интеллектуализации всех психологических процессов, их осознания и  произвольности. Происходит развитие личности и осознание собственных  изменений в результате развития учебной деятельности. Глава II  1.1. Виды музыкальной импровизации. Импровизация­ исторически наиболее древний тип музицирования. В переводе  «импровизация» от лат. improvisus­ означает неожиданно, внезапно, без  подготовки. Импровизация­ сочинение музыкантов прямо «на ходу», т.е. по ходу исполнения. Ноты здесь совершенно ни к чему, это словно мечты вслух. Огромное количество гениальных педагогических идей, заключённых в статьях  Б. Асафьева, помогло нащупать верный путь для формирования детского  музыкального творчества.Б. Асафьев раскрывает воспитательное значение  творчества, его богатые возможности не только для музыкального, но и  для общего развития ребёнка. Он верно выделил черту музыкального творчества, выходящую за пределы собственно сочинительской практики и обогащающую  сферу восприятия и музыкального вкуса ребёнка.I 1,c.95  I Обычно на уроке музыки в общеобразовательной школе обучающийся участвует  в 3 видах деятельности: хоровое пение, слушание музыки, изучение музыкальной  грамоты.В этой части моей работы хочу подчеркнуть, что речь идёт именно  о значении и роли импровизации на уроках музыки в развитии творческой  личности. Импровизация, как одна из форм активного музицирования, даёт  возможность ученику играть многопланово: играть на инструменте, играть с  элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.д., играть друг  с другом, разыгрывая сюжеты песен, сказок, играть вместе, создавая атмосферу  общения, в которой всем комфортно и радостно. Здесь есть место для фантазии,  возможны разные варианты исполнения. По возможности импровизационно­ творческая деятельность пронизывает всю структуру урока. При чтении нот,  например, можно предложить прохлопать ритм песни, а затем на основе данного  ритма создать новую мелодию; или, прочитанную по нотам интонацию взять за  основу для создания другой, «своей»  мелодии. По утверждению Г, Ригиной, «одним из самых любимых занятий  младших школьников является певческая импровизация».I 7 , с.29 I .С  удовольствием импровизируют не только те дети, которые умеют хорошо петь,  но и слабо интонирующие, недостаточно владеющие своим голосом. Однако, по словам Л. Дмитриевой, «…для немалого числа обучающихся процесс песенного творчества сопряжен с определёнными трудностями…»I I5; с. 82I.  Здесь «на помощь» приходят импровизации, связанные с движениями,  озвучиванием сказок, изобразительным творчеством. Включение разного вида  импровизаций в план урока способствует активизации учебной деятельности,  поддержке интереса младшего школьника к различным видам творческой  деятельности, делает процесс восприятия более ярким, глубоким и осознанным. Виды музыкальной импровизации, применяемые на уроках музыки, довольно  разнообразны. Это:  речевые импровизации, связанные с развитием у детей чувства жанровой  принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи  эмоционально­ образного характера и настроения;  пластические импровизации, нацеленные на создание пластических образов и музыкально­ритмических движений;  инструментальные импровизации позволяют детям создавать оркестровые  и ритмические партитуры;  изобразительные импровизации, целью которых является создания  произведений изобразительного творчества под музыку;  вокальные импровизации, которые включают в себя импровизирование  мелодий без текста, мелодизация текстов, сочинение подголосков к  известным песням.I 12,с.71  I Первым этапом к освоению импровизации являются речевые импровизации, в  которых ребёнок пытается передать образ, настроение стихотворения в  соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, устало и т.  п.. Затем дети сочиняют окончания к стихотворениям, лучше использовать  фрагменты из классического и народного творчества: В небе звёздочки горят В речке струйки говорят. К нам в окно луна глядит…( малым деткам спать велит)А. Блок. ­Мышка, мышка, что не спишь?Что соломкою шуршишь? ­ Я боюсь уснуть, сестрица,(Кот усатый мне приснится). Параллельно с заданием досочинить стихотворение необходимо продумывать и  то, с какими интонациями­ маршевыми, песенными, танцевальными, можно  озвучить данное стихотворение. «Песенные» стихи рекомендуется исполнять  нараспев, «танцевальные» ­ с характерными для танца движениями рук, ног,  корпуса, подчёркивая речевыми интонациями акценты, «маршевые» ­ с  соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на  воображаемых барабанах или «маршируя» пальцами по столу или ладони. Например: Бабочки сели в траву отдыхать,А, отдохнув, понесутся опять.( жанр  вальса)По небу голубому Проехал грохот грома.( жанр марша) В пластических импровизациях взаимодействуют музыка и движение. Здесь  развивается природная музыкальность детей, виден их эмоциональный отклик  осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение  Такими импровизациями могут быть: ­свободное дирижирование ( дети дирижируют собственным пением, выделяют  логические ударения, кульминацию, передают характер песни; затем можно  перейти к дирижированию инструментальными пьесами, при этом не следует  добиваться точного подражания дирижёрской схеме, дирижирование должно  быть свободным) ­имитация игры на музыкальных инструментах (следует выбирать пьесы с ярко  выраженным тембровым звучанием каких­ либо инструментов); ­пластические этюды (например, волнообразными движениями рук дети могут  изображать картину моря, волнующуюся хлебную ниву, раскрывая ладони;  ладони, движущиеся вверх ­ раскрывающийся цветок, поднимающееся солнце и  т. д.);  танцевальные движения ( кружение в вальсе, шаг польки, поклоны и  реверансы в менуэте, дробные шаги в народных плясках);  инструментальные импровизации связаны с освоением простейших  элементарных инструментов: ударных­ для свободного ритмического  сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым  импровизациям; звуковых­(флейты, металлофоны, триолы и др.)­ подбор  подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям;  изобразительные импровизации иллюстрируют музыкальные впечатления  детей. Это могут быть рисунки на сюжеты музыкальных произведений,  лепка из глины персонажей сказок, спектаклей, оформление программ и  афиш концертов, создание эскизов костюмов и декораций. Можно также рекомендовать приём изображения на бумаге линий,  соответствующих характеру звучания музыки( направление движения мелодии,  смена динамики, темпа) I 4,с.49 I Типы вокальных импровизаций весьма разнообразны. Чаще всего используются  следующие: 1. озвучивание имён( пропеваются вопросы­ задания), 2. вопросы­ ответы( музыкальный диалог, беседа), 3. завершение мелодии ( вначале надо разучить с классом песню­ попевку с  опорой на ритмическую основу). Ритм той фразы, которую дети будут  сочинять сами, можно написать на доске или на карточке. При выборе  мелодий необходимо помнить, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, ладовым колоритом, понятным для детей. Существует несколько интересных форм работы над вокальной импровизацией в  начальных классах. Это:  мини­рассказы, в ходе которых включена импровизация( учитель читает  или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей­ в нужных местах вставить свои примеры для вокальных импровизаций.  импровизация на заданный текст. Условно эту работу можно поделить на следующие этапы:   вслушивание в слово, предложенное учителем, понимание его смысла и  характеристика его будущего художественного образа; активные действия со словами( распев фразы, в которой обозначено  действие, сочинение её логической интонации). Детям предлагаются  контрастные сочетания, где герои прибывают в определённом поступке. Например, сначала дети импровизируют мелодию фразы « Вот улитка к нам  ползёт», а затем «Вот олень, он бежит».В подобном контрасте по отношению  друг к другу находятся также фразы типа « Засвистела птичка весело на ветке»,  и «Бедная лягушка вымокла в болоте». Сочинение мелодии в заданном жанре. ( Выполнять сочинение на слоги «тра­ та­  та» ­марш, «а­ а» ­вальс, «ля­ ля»­ полька, пение с закрытым ртом м­ м­ м­песня); Работа с использованием стихов. Такая работа начинается с разучивания слов.  Далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического  настроения и характера предполагаемой музыки. Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:  лаконизм и яркость художественного образа;  художественная и педагогическая ценность;  возможность использования жизненного опыта ребёнка;  напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения  (небольшой объём, короткие строфы, удобный текст);  разнообразие характера;  доступность для самостоятельного повторения. Освоение видов импровизации происходит через освоение четкого алгоритма в  следующей форме: ­Речевые импровизации,  пластические,тнструментальные,вокальные,режиссёрские. Виды импровизаций на уроке могут совмещаться.  Таким образом, предлагается большое разнообразие видов импровизаций,  которые можно использовать и по отдельности, и в комбинированном варианте. 1.2. Особенности использования импровизации . На уроке музыки должен быть поставлен  вопрос не столько на приобретение  интонационно­образного багажа ребёнка, сколько на развитие его  эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к  музыкальному искусству, как части окружающей его жизни. Главным является не столько знание о музыке, сколько погружение в саму музыку, знание самой  музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность  школьников, развитие навыков коллективного музицирования: простейших  импровизаций, пластического интонирования, игры на элементарных  музыкальных инструментах . Интегративность, вариативность дают учителю  отличную возможность неформально (творчески) организовать процесс обучения и воспитания, самому включиться в поток творчества, продуцировать мощные  творческие импульсы.I 5, с.57 I Главная задача уроков музыки в 1 классе­ пробудить в первокласснике интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже  имеющийся жизненно­ музыкальный опыт, ввести ребёнка в многообразный мир  музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения,  доступные его восприятию.Импровизации на уроке в 1 классе отводится  значительное место. Начинается работа с речевой импровизации: дети учатся  мелодекламации: чтению нараспев на примере разных поэтических жанров:  считалок, закличек, колыбельных, песенок­дразнилок. Работа над речевой  импровизацией продолжается в подборе и передаче настроения при  выразительном чтении стихов. Включенработанад ритмической импровизацией:  подбор и имитация звуков природы, в частности, стука капель дождя.  Наибольший интерес для детей представляют пластические импровизации:  например, при разучивании и разыгрывании песни Книппера « Почему медведь  зимой спит» дети должны не только показать образ неуклюжего медведя, но и  отобразить смену его настроения, с помощью пластики .Работа над вокальной импровизацией начинается с определения образа «унылого, тоскливого,  надоедающего дождя», выразительного чтения стиха со сменой настроения;  мелодекламации по строкам стихотворения, пропевание текста по фразам,  цепочке, кругу. При ритмической импровизации дети сначала выбирают тот или  иной музыкальный инструмент и в соответствии с характером произведения )  например, металлофон и колокольчик в песне « Скворушка прощается», ложки,  трещотки при инструментовке русской народной песни и т. д.) и сочиняют  ритмическое сопровождение по упрощённой схеме: иллюстрируют окончание  фраз или «отбивают» сильную долю. Так, исполнение песни « У каждого свой  музыкальный инструмент» может сопровождаться танцевальными движениями:  притопами, прихлопами, ведением хоровода.Таким образом, уже в 1 классе  происходит знакомство со всеми видами импровизации: речевой,  изобразительной, вокальной, ритмической, инструментальной, пластической. Во втором классе в работу также активно включены все виды творческих  импровизаций. Знания и умения, полученные в 1 классе, закрепляются на новом  музыкальном материале: в программу включена музыка разных направлений и  стилей. Активно используются пластические импровизации к таким сложным  жанрам, как балет . В 3 классе совершенствуются и расширяются умения и навыки, полученные во 2  классе. Дети осваивают разнообразные виды импровизаций на основе музыки  разных народов, стилей, направлений и форм. Сложные музыкальные жанры  ( опера, балет, кантата, симфония, концерт и т.д.) познаются в сравнении,  задания усложняются, повторение изученных произведений происходит на  качественно новом уровне. В вокальных импровизациях дети импровизируют на  заданную интонацию в определённом жанре В 4 классе дети сочиняют ритмические партитуры к песням народов разных  стран (украинская, белорусская, грузинская, итальянская и т. д.); пластические  импровизации используются при знакомстве с русской и зарубежной  классической музыкой. На примере учебной работы в каждом классе можно  сделать вывод, что освоение основных навыков и умений по импровизации идёт  по линии усложнения и поэтапно; творческая активность и самостоятельность в  процессе работы повышается, приобретённые на первоначальном уровне знания и умения на близком и доступном материале используются в 3 и 4 классе уже в  произведениях более сложных форм и жанров. Оперируя знаниями и навыками  самостоятельно на знакомом понятном материале, применяя их на новом  материале, ребёнок приобретает уверенность в своих силах, раскрепощается,  ему хочется проявить себя разнообразно. Всё это творчески активизирует  ребёнка, развивает его инициативность и самостоятельность. Глава  III  3.1. Система творческих заданий  Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной  стороне, но и в самом процессе творчества.Все это в полной мере относится к  музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Именно уроки музыки  могут способствовать развитию креативности у учащихся младших классов. Под  креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии  (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации,  размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными ЗУНами в разных областях учебной  деятельности. Этим определяется актуальность избранной нами темы  дипломного исследования. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку  педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую  очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С.  Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью  в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и  личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному  выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как  процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида,  присущих многим личностям. I 6, с. 98 I Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому  развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно­ассоциативное мышление, активизирует  память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют,  исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки,  строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной  работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают  и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют  внутреннюю свободу в выражении себя.Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться  стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Творческость  (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом.  Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции,  духа.Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся с универсальным источником энергии. Так, К. Роджерс говорил: “Основной источник творческости проявляет себя  также, как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как  целебную силу в психотерапии – тенденцию человека стать тем, что заложено в  его потенциальности”. I 10, с. 14 I. Творческая деятельность на уроках музыки в  начальной школе подчинена нами единой системе творческих заданий. Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца,  независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. Для развития  креативного мышления школьников разработан комплекс творческих заданий,  которые внесут в простой и, порою, скучный урок новизну и вызовут собой  должный интерес учащихся. Первый блок заданий ˗ «Музыкальная разминка»   направлен на развитие ˗ умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать,  классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное. В данном блоке можно поместить следующие задания. 1.   Мозговой   штурм. Дается   задание   из   3­х   данных   учителем   слов   композитор составить   осмысленное   предложение. (Музыка,   литература, (Литературные сюжеты часто являются основой для композиторов, сочиняющих музыку). 2.   Синквейн. Учащимся   дается   одно   слово,   к   которому   необходимо подобрать   два   прилагательных,   три   глагола,   четыре   связанных   слова (предложение) и в конце одно обобщающее. Слова не должны повторяться или   камерный;   играет, быть   однокоренными. (Оркестр   гастролирует,   выступает;   четыре   группы   музыкальных   инструментов;   симфонический, ˗ коллектив). 3. Бег ассоциаций.   После прослушивания и анализа произведения, дети по   цепочке   называют   ассоциации,   которые   не   должны   повторяться.   Слова записываются на доске. Усложнением задания может послужить мини­сочинение по прослушанному произведению, включающее в себя слова­ассоциации. Также возможен   второй   вариант   работы,   где   происходит   подбор   ассоциаций:   с природой;   с   репродукцией;   со   стихотворениями   или   прозой;   с   жизненными ситуациями. Примерный   репертуар:   П.И.  Чайковский   «Времена   года.  Ноябрь. Тройка»; Р. Вагнер «Полет валькирий». 4.   Письмо. Ученики   прослушивают   музыкальную   композицию,   а   затем пишут письмо композитору, в котором описывают свои внутренние переживания и впечатлению от прослушанной музыки. На другой стороне письма указывается адрес композитора (страна, город, в котором родился автор, улица и номер дома придумываются самостоятельно) и годы его жизни. Примерный репертуар: И.С. Бах «Шутка»; Л. Бетховен «Сурок». 5.   Создание   звуковых   картин. Ученикам   предлагается   на   основе некоторых музыкальных инструментов (ложек, бубнов, колокольчиков, тарелок, треугольников),   а   также   некоторых   материалов   (целлофан,   карандаши   или палочки,   листы   бумаги   и   др.)   озвучить   карточки­открытки.   Ребята   должны правильно   подобрать   звучание   картинки,   а   так   же   ее   ритмического рисунка. Примеры   карточек: утро   в   деревне,   ярмарка,   запряженная   тройка   с бубенцами, колокольный звон, грозовые тучи (гром и дождь) и др. 6.   Инструментальное   музицирование. Ученики   прослушивают музыкальное   произведение,   затем   вместе   с   учителем   выбирают   музыкальные инструменты, соответствующие стилю и образу произведения, а также находят прием   исполнения.   При   прослушивании   мелодии   еще   раз,   включаются   в   ее звучание,   играя   на   выбранных   инструментах,   создавая   новое   видение композиции. Примерный   репертуар:   А.   Филиппенко «Веселый   музыкант»;   М. Глинки «Арагонская охота»; И. Арсеева «Кузнец». Второй   блок  заданий   ˗ «Слушая   музыку»  ˗   способствует   развитию внимания и памяти учащихся, умению  прислушаться к себе, к окружающему миру,   умению   «слушать»   и   «слышать»   музыку.   Здесь   можно   подобрать следующие задания. 1. Радужная гамма. После прослушивания и исполнения музыки ученики подбирают   и   составляют   из   красок   цветовую   гамму­колорит.   Рисуют   этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. Примерный репертуар: Н.А. Римский­Корсаков «Океан­море синее»; Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен». ˗ 2.   Я     художник.  Ученикам   предлагается   представить,   что   музыка передает какое­либо состояние природы (осень, колышущаяся нива, шторм на море и др.), и изобразить красками пейзаж именно в том состоянии, которое, на  их   взгляд,   передается   музыкой.   Учитель   может   направить   школьников вопросами: какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие).  ˗ Или же   какие цвета выразят жизнерадостную музыку? (Яркие и теплые). и   т.п. Примерный   репертуар:   П.   Чайковский   «Танец   феи   Драже»;   Э.   Григ «Утро»; М. Старокадомский, А. Барто «Любитель­рыболов». ˗     поэт 3.   Я   небольшое   музыку. Примерный   репертуар: стихотворение . Учащимся   необходимо   подобрать   или   сочинить   самим прослушанную   Шуман   «Веселый   крестьянин, (четверостишие)   Р.   на   возвращающийся с работы»; Э. Григ «Шествие гномов». 4. Я   скульптор. ˗  В данном задании школьникам необходимо вылепить из пластилина сдутой как мяч, может быть гладкой или колючей как иголки, может быть страшной  или красивой (здесь дети сами выбирают, что именно вызывает у них   страх   и   чувство   прекрасного).         Примерный   репертуар:   В.А.Моцарт «Реквием» Ре минор; П. Чайковский «Времена года. Сентябрь». Третий   блок  заданий˗ «Музыкальная   многогранность»  ˗   развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания   позволяли   активно   развивать   ассоциативное   мышление.   В   него   были включены   задания   на   тембровое,   ритмическое,   пластическое,   мелодическое   и вербальное фантазирование: 1.   Словесный   портрет. После   прослушивания   композиции   школьники создают словесный портрет музыкального произведения, т.е. ученики, правильно подбирая   слова,   описывают   действия,   героев   или   же   картину,   созданную   их воображением, в момент прослушивания музыки. Данное задание направлено не только на воображение учеников, но и на развитие связной речи.  2.   Я   ˗   сценарист.  Задание   выполняется   группами   учащихся,   которым предлагается сочинить сказку к предложенной музыке. Придумать главного  героя,   второстепенных   персонажей,   название   сказки,   а   также последовательность событий. ˗   3. Я   Задание может выполняться индивидуально или группами учащихся,   перед   которыми   стоит   задача   с   помощью   пластического  актер. интонирования, танцевальной  импровизации, пантомимы  и  мимики  изобразить   Д. персонажей   музыкального   произведения. Примерный   репертуар: Кабалевский «Клоуны»;   К.   Сенс­Санса   «Карнавал   животных»;   Р.   Шуман «Смелый наездник». ˗  4. Я  . Перед учащимися ставится задание сочинить музыку для репродукции, иллюстрации или просто картинки, предложенной учителем.  композитор Музыка   может   быть   сыграна   учащимся   или   пропета   учеником   и   исполнена учителем. Примеры репродукций: И. Айвазовский «Девятый вал»; В. Васнецов «Аленушка»; И.И Шишкин «Утро в сосновом бору». При выполнении таких творческих заданий дети учатся обращать внимание на  оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций,  вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями,  услышанными на уроке, или другими факторами, создавать в воображении свою картину мира, импровизировать, формулировать и высказывать свою точку  зрения, активизировать мышление и развивать устную речь.  Заключение Итак, творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки ­ средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только  интеллект,   но   и   душу.Использование   на   практике   проблемного   обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать   новое,   оригинальное.   Интересно   то,   что   творческие   способности проявляются   в   умении   продолжать   мыслительную   деятельность   за   пределом выполнения   требуемого   задания.  С   эстетической   точки   зрения   работа   по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое   вокруг   себя,   острее   реагировать   на   прекрасное,   воспитывает   их критическое   чутье   к   словам,   звукам,   формам   выражения.   Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интересно, воспитывается внимание. Уроки   музыки   как   уроки   творчества   призваны   сыграть   немалую   роль   в творческом   и   общем   развитии   личности.   Они   не   только   оснащают   человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в   ней.   Через   творчество   на   уроках   музыки   созидается   и   потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.  И в заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны  жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Список литературы. 1. Асафьев Б.В. О музыкально­ творческих навыках у детей./ из истории  музыкального воспитания. – М., 1990 г. 2. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974­254 с. 3. Богоявленская Д.Б Психология творческих способностей.М.,1989 4. Горюнова Л. Певческое музицирование как творческая деятельность.  Музыкальное воспитание в школе. М., 1998. № 16­91 с. 5. Глебов И.О. О музыкально­ творческих навыках у детей./ Вопросы музыки  в школе. 6. Дмитриева. Детское музыкальное творчество. Музыкальное воспитание в  школе. М., 1996,№ 13.­140 с. 7. Козырев Ю. Импровизация­ путь к музыке для всех./ 2002.­140 с. 8. Леонтьева О. Т. Карл Орф. М., 1984.­160 с. 9. Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального  образования. М., 1981.­284 с. 10.Морозова С. Н. Основные направления и приёмы развития детского  творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников/ Из истории музыкального воспитания. М., 1990.­150 с. 11.Новикрва Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей.­ Москва6 АРКТИ, 2002.­219 с. 12.Румер М. А. О детском музыкальном творчестве. Из истории вопроса./ Из  истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Составитель О.А.  Апраксина. 13.Ригина Г. Вокальная импровизация в 1 классе. Музыкальное воспитание в в школе. М., 1978; №13, ­ 140 с. 14.Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в  начальной школе.­ М.,2000.­127 с.      14. Тарасов Т.С.  Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / Сост.              Т. В.   Челышева. – М., 1993. 15. Юдина Е.И. Азбука музыкально­ творческого саморазвития. М.    « Виконт» 2011 г.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019