Развитие творческих способностей на уроках
русского языка и литературы
Войнич Т.А, учитель русского
языка и литературы,
МОУ Комсомольская СОШ
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
И. Бунин.
Изучая искусство слова, мы постоянно уделяем внимание тому, как звучит слово и как оно отзывается в ученической речи (устной или письменной). Но дети индивидуальны и резко отличаются друг от друга.
Принято считать, что наш современный ученик общителен, открыт миру, что он жаждет новых знакомств. Но в то же время многие считают, что они несчастны, никому не нужны; другие убеждают себя в том, что им и одним хорошо. Очень часто на своих уроках я встречаюсь именно с такими детьми и пытаюсь помочь разговориться. Иногда получается
Всегда считаю, что русский язык – это наука, а литература – искусство. Между ними видна та ниточка, которую нельзя разорвать. Именно эти предметы делают в школе то самое дело, что в жизни,- формируют человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору наибольшей его впечатлительности. Ясно, какая огромная ответственность возлагается здесь на педагога, когда он с наиболее благоприятным результатом должен применить свой опыт, свои знания, свой талант.
Очень познавательны уроки по развитию речи, где работа со словом очевидна. Темы могут быть разные: «Текст» «Стили речи» «Описание природы». Интересным получился урок с использованием информационных технологий по теме «Описание помещения». Сначала мы говорили об интерьере, о происхождении этого слова, давали устное описание помещения, в котором находились, а затем составляли тексты на компьютере на тему «Моя комната». Работы были индивидуальны и интересны.
« В своей комнате я чувствую себя очень хорошо. Здесь я могу спокойно сделать уроки,
почитать книгу, подумать и послушать музыку. Я все сделала, чтобы комната моя была
уютной и красивой. Школьная полка, где поместились мои любимые книжки, укутана цветком-вьюнком; стол возле окна, чтобы делать уроки; удобная кровать, маленький коврик над кроватью, на котором изображены животные на лоне природы. Красота! Хорошо, что есть такое местечко, где я могу отдохнуть, подумать, помечтать…»
( ученица 6 класса – Канцелярист Евгения)
На этих же уроках много времени уделяем сочинительству. Детям нравится, они с большим удовольствием это делают. Жанры различные – это и сказки, и стихотворения, и легенды. После изучения темы «Фонетика» дети выполняли работы творческого характера. Ученица 6 класса Даша Бондарчук написала сказку о знаках.
« Однажды по дороге твердой походкой шел Твердый знак.
- Не сочините ли вы для меня какую – нибудь сказку? – остановил его Вопросительный знак. – Я подарю ее Восклицательному знаку, сегодня у него День рождения.
- Нет, - твердо ответил Твердый знак.
- Но почему? – удивился Вопросительный знак?
- Не хочу. Не буду. Не желаю – Твердый знак стоял на своем твердо.
Вопросительный знак вопросительно посмотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шел Мягкий знак. К нему с такой же просьбой обратился Вопросительный знак.
- Мне, честно говоря, не хочется, - промямлил Мягкий знак, но я попытаюсь. Но у него ничего не вышло. Он даже заплакал, когда Вопросительный знак пришел к нему за сказкой. Вопросительный знак расстроился:
- Извините, но я не смогу Вас утешить, я опаздываю.
Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный знак спросит о подарке.
Но Восклицательный знак ничего не спросил. Он воскликнул «Ура! Наконец - то пришел мой друг! Как я рад!»
Таким образом, написание различных видов работ развивает воображение, творческое мышление, приобщение к искусству слова.
Одни дети прекрасно говорят и любят это делать. Другие умеют слушать, а затем открыться тебе на бумаге. Искусство слушать в какой-то мере труднее искусства яркого выражения мыслей. Умный человек с тонкой чувствительностью умеет быть красноречивым и в молчании. За него говорят его глаза, жесты, выражение лица, становится понятно без слов, поощряет он вас или нет. Были у меня такие дети: они больше слушали меня, чем говорили. Хотя я знала, что они это читали, что знают. Я не скажу, что так было проще, но и дискомфорта я не ощущала. Я видела их глаза, они мне о многом говорили… На таких уроках главным было слово учителя, но и письменные работы детей нельзя обойти стороной. Вот они те мысли, которые доказывают, что ученик думает, размышляет
«Что же можно назвать подвигом? Обычно все считают, что подвиг – это способность, умение, желание пожертвовать своими интересами, здоровьем, жизнью ради какой – то высокой цели. Но кто определяет эту цель? Общество или сам человек? Конечно, если цель человеку чужда, мало надежды, что он совершает подвиг»
( Из сочинения ученицы 10 класса Крутихиной Ирины)
« Совершенно ясно, что Базаров по своим политическим и философским взглядам, по своему поведению, по всему своему облику – единственный представитель «детей» в романе. Он изображен Тургеневым в романе в динамике, в столкновениях с другими героями»
«Во все времена были нужны и необходимы такие люди, которые указывали бы на наши недостатки. Роман еще интересен и тем, что вызывает желание подумать и поспорить. Я
согласна с Тургеневым, что «время Базаровых еще не пришло.»
( Из сочинения ученицы 10 класса Жилиной Светланы)
А еще, работая в таком классе, я смогла найти двух учениц, которые заинтересовались исследовательской работой. Темы старались выбирать интересные:
«Фразеологизмы в наши дни»
«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое» (о японской поэзии)
«Диалог двух миров» (о поэте Николае Рубцове и художнике Викторе Попкове)
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст
В ходе подготовки мы много работали: читали дополнительную литературу, анализировали, общались. Именно в наших разговорах и рождались те мысли, которые мои девочки передали в своих работах. Небольшие цитаты говорят сами за себя.
« Вспомним стихотворения русских поэтов о природе и попытаемся сравнить русскую поэзию с японской. Русский поэт старается дать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои мысли, чувства:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
А японский поэт делает лишь намек, давая нам всем возможность дорисовать картину и понять ее»
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне»
«Японская поэзия заинтересовала и наших учащихся, которые тоже попытались создать что- то похожее на творчество японских поэтов.
« Цветы!
Какие они все разные.
А итог у всех один»
« Зима стоит суровая.
Снег, холод.
А в душе весна!»
Неплохо, но они, конечно же, отличаются, так как у наших детей немного иное видение мира; они живут в стране, где все другое: и обычаи, и культура, и сами люди. У японских поэтов стихи рассчитаны на воображение читателя. Мы же рассуждаем более конкретно и четко, стараемся сами сделать вывод»
Это тезисы из исследовательской работы Булычевой Вероники, ученицы 11 класса.
И вознаграждены мы были по заслугам – 2 и 3 место на районной научно – практической
конференции «Шаг в будущее»
Ребенок, как и взрослый, стремится выразить свое «я». Но как? Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.
Да, не всегда получается так, как хочется, но постоянно думаешь, переживаешь. Запали в душу слова Паустовского о нас, учителях литературы: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращая в сплав, и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму.
В заключении хочется сказать, что именно искусство слова, общение помогает мне создавать такие разные уроки. Какими они получатся – зависит от много: жизненного и методического опыта, времени и событий, от настроения, способностей, интеллектуального уровня учеников. Богатство внутреннего мира, широта и глубина интересов, умение чувствовать, видеть, слышать и понимать красоту звучащего слова, фантазировать, творить определяют успех урока.
И пусть не всегда все на пять, и ЕГЭ сдают не так, как хотелось бы; но когда выпускники приходят и говорят спасибо, то начинаешь понимать – вот то, ради чего надо
работать!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.