Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
труд
Взрослым
12.02.2017
Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников
Актуальность темы.Трудовая деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий трудовым творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей школьного возраста.курсовая работа
курсовик Головская С.Д.1 (1).docx
Тема: Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников 1 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3стр. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО­МЕТОДИЧЕСИКЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА  УРОКАХ ТРУДА…………………………………………………………….6 стр. 1.1. Психологические особенности мышления младших школьников...6 стр. 1.2. Влияние аппликационной деятельности на развитие творческих  способностей младших школьников…………………………………9 стр. 1.3. Применение аппликационной деятельности в процессе развития  творческих способностей младших школьников………………….15 стр. ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ……………………………………………...…22 стр. РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА  УРОКАХ ТРУДА…………………………………………………………...23 стр. 2.1 Анализ развития творческих способностей младших школьников…23 стр. 2.2 Система работы аппликационной деятельности на развитие творческих  способностей ……………………………………………………………….27 стр. ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ………………………………………………...34 стр. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………....35 стр. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...37 стр. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..49 стр. 3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Трудовая  деятельность имеет большое значение в решении   задач   эстетического   воспитания,   так   как   по   своему   характеру является   художественной   деятельностью.   Специфика   занятий   трудовым творчеством   дает   широкие   возможности   для   познания   прекрасного,   для развития у детей эмоционально­эстетического отношения к действительности. В   современных   педагогических   и   психологических   исследованиях доказывается   необходимость   занятий   изобразительным   творчеством   для умственного, эстетического развития детей школьного возраста. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния,   имеет   свое   специфическое   воздействие   на   ребенка.   Аппликация имеет   большое   значение   для   обучения   и   воспитания   детей   школьного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств человека, ее психических и эстетических возможностей. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании.  В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь,   открыватель   мира,   что   детское   сердце   чутко   к   призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью. Это можно воплотить на занятиях аппликационной деятельности, так как аппликация считается разновидностью художественной деятельности,   формирующей   эстетический   вкус   учащихся,   развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. 4 Значение занятий аппликацией для образования школьников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации: ­развитие  эстетического  мировосприятия,  воспитание  художественного вкуса; ­развитие художественно – графических умений и навыков; ­развитие   фантазии,   творческого   мышления   и   воображения, пространственного восприятия; ­развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; ­становление   некоторых   организационных   навыков   художественного творчества; ­получение   сведений   об   отечественной   и   мировой   художественной культуре; ­воспитание зрительской культуры;  ­возможное   раскрытие   начал   профессиональной   художественно   ­ изобразительной деятельности. Аппликация – это один из древнейших декоративно­прикладных  способов изображения путем соединения отдельных деталей с фоном. В наше  время аппликации уделяют должное внимание как народные умельцы, так и  художники прикладного искусства. Вопросы   развития   мышления   учащихся   в   образовательном   процессе отражены   в   работах   многих   ученых.   Этому   вопросу   уделяли     внимание   в своих   работах   П.П.Блонский,   Л.С.Выготский,   П.Я.Гальперин,   А.   В. Запорожец,   Г.С.Костюк,   А.Н.Леонтьев,   Н.А.Менчинская,   С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие деятели науки в теориях связывающих психическое развитие с обучением и воспитанием. М.И.Махмутова,   Т.В.Кудрявцева,   И.Я.Лернер рассматривают   мышление   в   контексте   проблемного   обучения.   Также   этим   А.М.Матюшкина, вопросом   занимались   теоретики   развивающего   обучения   В.В.Давыдов, Д.В.Эльконин, Л.В.Занков.  5 М.А.Данилов,   Б.П.Есипов,   И.Т.Огородникова, М.И.Махмутова,   В.И.Гладких,   М.Д.Сонина,   И.Э.Унт,   Е.С.Рабунский,   М.Н.Скаткин, Н.В.Промоторова и другие внесли свой вклад в   индивидуальный подход в обучении.   В.С.Мухина,   А.А.Ярулов,   В.С.Мерлин,   Е.А.Климов,   Ю.А.Самарин   и другие занимались развитием индивидуально­ориентированного обучения.  Отсюда   вытекает   необходимость   занятий   не   только   изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Объектом   исследования   выступает   процесс   развития   творческих способностей младших школьников на уроках трудового обучения. Предмет   исследования   –   влияние   аппликационной   деятельности   на развитие творческих способностей младших школьников на уроках трудового обучения.  Цель   работы   –   научно   обосновать   и   экспериментально   проверить влияние   занятий   аппликационной   деятельностью   на   развитие   творческих способностей младших школьников. Задачи: 1.   Изучить   научную   литературу   по   проблеме   организации   и проведения занимательных занятий в аппликационной технике. 2.   Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации. 3. Разработать занятие занимательного характера по аппликации с младшими школьниками. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: 6  Теоретические   методы:   анализ   психолого­педагогической   и учебно­методической литературы;   Эмпирические методы: наблюдение, беседы, эксперимент; Количественная и качественная обработка полученных данных. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО­МЕТОДИЧЕСИКЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА  УРОКАХ ТРУДА. 1.1. Психологические особенности мышления младших школьников. Современный   уровень   развития   общества   и   соответственно   сведения, почерпнутые  из  различных  источников  информации,  вызывают  потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить. Вопрос   об   умственных   возможностях   младшего   школьника   в   разное время решался по­разному. В   результате   ряда   исследований   выяснилось,   что   умственные возможности   ребенка   шире,   чем   предполагалось   ранее,   и   при   создании условий,   то   есть   при   специальной   методической   организации   обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал. Как   указывает   толковый   словарь   С.И.Ожегова,   мышление   ­   это “способность   человека   рассуждать,   представляющая   собою   процесс отражения   объективной   действительности   в   представлениях,   суждениях, понятиях” [17, с. 372].  Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. 7 Развитие мышления в детском возрасте проходит ряд последовательных стадий, которые тесно связаны между собой и потому не могут быть строго разграничены [10, с. 258]. В  раннем  детстве   преобладает  наглядно­действенное   мышление,  когда ребенок,   еще   не   владея   речью,   познает   мир   главным   образом   путем восприятия и действия (преддошкольный возраст). На   следующем   этапе   развития   начинает   доминировать   (преобладать, господствовать)   наглядно­образное   и   речевое   мышление,   при   котором предметы   или   их   образы   связываются   со   словом.   Этот   вид   мыслительной деятельности характерен для дошкольного возраста, когда ребенок мыслит образами, а слово, которым он владеет, помогает ему делать обобщения. У ребенка появляется способность к рассуждениям (в пределах его опыта). С началом школьного обучения у детей начинает быстрее, чем до школы, развиваться понятийное мышление, в процессе которого ребенок оперирует понятиями.   Вначале   оно   тесно   связано   с   конкретными   предметами   и явлениями (преобладает конкретно­понятийное мышление), но постепенно у младших школьников формируется умение абстрагироваться (отвлекаться) от конкретного,   давать   обобщения   и   более   или   менее   отвлеченные   выводы (абстрактно­понятийное мышление). В   этом   развитии   мыслительных   процессов   огромное   значение   имеет учение,   оно   расширяет   круг   представлений   и   знаний   детей.   Происходит усвоение   новых   понятий,   они   приводятся   в   систему,   чаще   применяются умозаключения, в том числе условные, гипотетические. В процессах мышления ребенка 6—7 лет преобладает направленность на решение конкретных задач, связанных с деятельностью (игрой, рисованием, изготовлением разных поделок, простейшими трудовыми процессами). 8 Надо помнить, что расширение знаний открывает путь к умственному развитию человека. Чрезвычайно важно, чтобы соблюдалась постепенность в нарастании трудностей. Большое   значение   для   развития   мышления   имеют   творческие   работы, которые следует практиковать с первых лет обучения. А творческому началу способствует   развитие   абстрактного   мышления,   которое   необходимо развивать на уроках трудового обучения, так как оно тесно связано с другими предметами. Творчество   –   сложный   психологический   процесс,   концентрирующий   в себе чувства, мысли и волю учащихся. С другой стороны творчество – это высшая форма активности, направленная на открытие нового. Творчество в детском   возрасте   –   открытие   нового   для   самого   себя   в   окружающей действительности, в самом себе, в своих возможностях, в своем отношении к миру. Творчество   рассматривается   учеными   как   человеческая   деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется   и   сам   человек   (формы   и   способы   его   мышления,   личностные качества): он становится творческой личностью.  Творческая деятельность ­ форма деятельности человека, направленная на   создание   качественно   новых   общественных   ценностей.   Стимулом   к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить   на   основе   имеющихся   ­   данных   традиционными   способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой   деятельности   являются   гибкость   мышления   (способность варьировать   способы   решения),   критичность   (способность   отказаться   от 9 непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность   восприятия.   Задатки   творческих   способностей   присущи   любому человеку,   любому   нормальному   ребенку.   Нужно   суметь   раскрыть   их   и развить. Таким   образом,  творчество   –   сложный   психологический   процесс, концентрирующий в себе чувства, мысли и волю учащихся. С другой стороны творчество   –   это   высшая   форма   активности,   направленная   на   открытие нового. Творчество   детей   необходимо   развивать   в   процессе   всего   обучения   в младшей   школе.   И   одним   из   важнейших   предметов   здесь   является   урок трудового обучения. 1.2.Влияние аппликационной деятельности на развитие творческих  способностей младших школьников. В начальной школе на уроках трудового обучения дети выполняют такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание   силуэтных   изображений   требует   большой   работы   мысли   и воображения,   т.к.   в   силуэте   отсутствуют   детали,   являющиеся   порой основными признаками предмета. Занятия   аппликацией   способствуют   развитию   математических представлений. Младшие школьники знакомятся с названиями и признаками простейших   геометрических   форм,   получают   представление   о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в 10 центре   и   т.д.)   и   величин   (больше,   меньше).   Эти   сложные   понятия   легко усваиваются   детьми   в   процессе   создания   декоративного   узора   или   при изображении предмета по частям. В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и   на   этой   основе   формируется   художественный   вкус.   Им   не   надо   самим составлять   цвета   или   закрашивать   формы.   Представляя   ребятам   бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания. Занятия   аппликацией   приучают   учащихся   к   плановой   организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей   (сначала   наклеиваются   крупные   формы,   затем   детали;   в   сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение   аппликативных   изображений   способствуют   развитию мускулатуры   руки,   координации   движений.   Ребенок   учится   владеть ножницами,   правильно   вырезать   формы,   поворачивая   лист   бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Аппликация  (от   лат.   applicatio   —   прикладывание),   создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого­либо материала; изображение, узор, созданный таким способом. Аппликация   ­   наиболее   простой   и   доступный   способ   создания художественных   работ,   при   котором   сохраняется   реалистическая   основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении  наглядных пособий, пособий  к  различным  играм,  игрушек, флажков, сувениров   к  праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений), но и в создании картин, орнаментов и т.д. 11 Аппликация – очень  хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. Проще говоря, это еще один способ для развития мелкой моторики. С   помощью   аппликации   у   малышей   развиваются   творческие   способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное мышление. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность), больших цветовых пятен. Аппликация   может   быть   предметной,   состоящей   из   отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название   силуэт.  Искусство   черного   силуэта   стало   использоваться   как украшение в домах русских дворян.  В первой половине XIX в крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой (1783­1873). За свою долгую жизнь Ф.П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных   работ:   он   медальер,   скульптор,   рисовальщик,   живописец, гравер. В Эрмитаже хранятся 50 силуэтов Ф.П. Толстого, в Государственном Русском   музее   20   силуэтов,   столько   же   в   Историческом   музее   Москвы. Силуэты   Толстого   отличаются   высоким   художественным   мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким 12 техническим   приемам,   как   прорези   и   накалывание   в   изображении   воды   и листвы деревьев. Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны   и   своеобразны   аппликации   французского   живописца   Анри Матисса. Главную   роль   играет   цвет.   Матисс   считал,   что   цвета   должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. В каждой аппликации он брал 4­5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» ­ Волк. Издавна   славились   на   Украине,   в   Белоруссии   узорчатые   бумажные вырезки ­ витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые   имеют   четкие,   чисто   грамматические   формы.   Наиболее   простой способ   вырезания   ­   складывание   бумаги   пополам.   Из   бумаги,   сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, ­ хороводы. Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка. Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались   птицы,   звери,   рыбы,   растения,   архитектурные   сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках. Яркие,   праздничные   аппликации   различные   композиции   декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, 13 петухи,   диковинные   птицы   ­   все   это   представляется   на   многочисленных выставках декоративно ­ прикладного искусства. Индивидуальные   и   коллективные   формы   аппликации   могут   быть различного   содержания.   В   зависимости   от   этого   принято   подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно ­ тематическая и декоративная аппликация. В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и   наклеивать   на   фон   отдельные   предметы   изображения,   которые   в   силу специфики   деятельности   передают   несколько   обобщенный,   даже   условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. На   начальном   этапе   ребята   раскладывают   и   наклеивают   предмет   из заготовленных   воспитателем   частей:   мяч   –   две   половинки   разного   цветам грибок – шляпка и ножка; тележка – прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда – флажки  прямоугольной формы и т.д. Сюжетно   ­   тематическая   аппликация   предполагает   наличие   умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с   темой   или   сюжетом   («Цыпленок   клюет   зерна»,   «Колобок   отдыхает   на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:   вырезать   предметы,   показать   их различия   по   величине   при сопоставлении   друг   с   другом   (высокое   дерево   и   маленькие   грачи,   рыбки большие и маленькие);  выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на   лугу).   Главное   выделяется   размером,   цветом,   композиционным размещением среди других предметов; 14  передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты,   позу,   одежду,   окраску   (колобок   встретился   с   медведем   –   фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);  расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции ­ ниже, выше, ослабляя цвет,   уменьшая   размеры   предметов   с   учетом   их   удаления   (лодки   в   море, цветущий луг с полосой леса в дали);  подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи   времени   года,   состояния   погоды,   отношения   к   изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая). Декоративная аппликация ­ вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать   реальные   предметы,   обобщать   их   строение,   наделять образцы новыми качествами. Итак,   аппликация   –   очень   хороший   способ   для   развития   гибкости   и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. Проще говоря, это еще один способ для развития мелкой моторики.   С   помощью   аппликации   у   малышей   развиваются   творческие способности,   художественный   вкус,   тактильное   восприятие,   внимание, память, абстрактное и объектное мышление, речь.  В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия способствуют развитию математических представлений. Младшие школьники знакомятся с названиями   и   признаками  простейших   геометрических   форм,   получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). 15 1.3.   Применение   аппликационной   деятельности   в   процессе   развития творческих способностей младших школьников.  Т.А.   Гомырина   показала   в   своей   работе   эффективность   развития творческих способностей на уроках труда. 16 Труд   ­   это   творческая   работа   ребенка   с   различными   материалами,   в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия   для   украшения   быта   (игр,   труда,   отдыха).   Такой   труд   является декоративной, художественно­прикладной деятельностью ребенка, поскольку при   создании   красивых   предметов   он   учитывает   эстетические   качества материалов   на   основе   имеющихся   представлений,   знаний,   практического   приобретенных   в   процессе   трудовой   деятельности   и   на опыта, художественных занятиях. Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в художественном труде посредством аппликации. При помощи вырезания фигур из цветной бумаги можно организовать увлекательный и познавательный процесс обучения. Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников, кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности. Аппликационные   работы   в   начальных   классах   входят   в   программу трудового обучения. Если в детских садах аппликационные работы выполняют, как правило, на листах бумаги, то в начальных классах они применяются в основном для   имеющих   общественно   полезную   значимость. украшения   изделий, Аппликацией украшают коробки, папки, модели машин и другие предметы, выполняют оформительские работы, используют при ремонте книг, таблиц, изготовлении   наглядных   пособий,   подготовке   плакатов   для   бесед. Аппликационными работами украшают быт. И это нисколько не уменьшает значение аппликации, а лишний раз подчеркивает ее прикладной характер. Всем   известна   и   доступна   предметная   аппликация,   которая представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие   обобщенный   образ   окружающих   предметов.   Изображаются 17 предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской [20, с. 19]. Чего проще на листе цветной бумаги нарисовать предмет, вырезать его и наклеить на фон. Если форма и цвет соответствуют действительности, ваша работа обречена на успех. Намного сложнее из целого листа бумаги или из нескольких получить полуобъемное изображение этого же объекта даже без использования ножниц. Такая техника изображения называется пластической аппликацией из мятой бумаги. Лист цветной бумаги сначала скомкаем, чтобы он стал пластичным и податливым   к   механическим   воздействиям.   Затем   легкими   движениями выпрямим   его   и   начнем   формировать   из   него   изображаемый   объект.   Края листа постепенно сминаем вовнутрь до получения нужной формы, оставляя внешнюю площадь изображения ровной. Внутренняя часть скомканного образа намазывается   клеем   и   приклеивается   к   фону.   Общее   изображение   готово. Осталось добавить мелкие элементы, подчеркивающие его образ. Необходимо постараться создать их так же в объеме и приделать к основной форме путем приклеивания. В   момент   приклеивания   на   плоскость   возможна   корректировка: создание дополнительных складок, выравнивания, растягивания или сжатия и т.д. Начните такую работу с изготовления фруктов и овощей. Дети имеют представление о их форме и цвете, что поможет успешно выполнить работу. Коллективно созданный натюрморт на большом листе ватмана может стать украшением помещения. Более сложные изображения животных и людей позволят получить в данной технике сказочный зоопарк. 18 Декоративная   аппликация   связана   с   понятием   декоративности (изображения,   отличающиеся   орнаментальностью,   обобщенностью   форм, цветовой   насыщенностью)   и   представляет   собой   объединенные   по   законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.) [ 12, с. 20]. Приходилось ли вам составлять узор из объемных бумажных элементов: катышков, комочков, кулечков, гармошек, пружинок, спиралей и т.д.? Если   не   приходилось,   тогда   из   различных   цветных   кусочков   бумаги необходимо сделать объемные формы путем скручивания, сжатия, комкания, свертывания   и   т.д.   Посмотрите   внимательно   на   эти   формы,   это   и   есть элементы будущего узора или орнамента.  Для начала составьте схематический узор на бумаге, подготовьте все необходимые   элементы,   разложите   на   фоне   и   только   после   этого приклеивайте. Для усложнения работы можно попробовать полученными элементами изображать стилизованные растения, животных. Особый   интерес   вызывает   у   детей   и   взрослых   создание   сюжетно­ тематической   аппликации.   Она   представляет   собой   наклеенные   на   фон изображения, связанные между собой темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Обычно   дети   выполняют   такого   вида   аппликацию   с   использованием шаблонов. Последовательно вырезая детали изображения, они приклеивают их на фон. Дети, имеющие хорошую подготовку по созданию аппликации, могут создавать композиции самостоятельно, без шаблонов.  Не   понадобятся   шаблоны,   если   попробовать   создавать   сюжетно­ тематические аппликации из бумажного мусора, обрывков, обрезков. Вот где для детей предоставляется возможность, подключить, образное, абстрактное мышление и пофантазировать. 19 Разнообразие   геометрических   форм   позволяет   создавать геометрические   аппликации.   Традиционно   они   представляют   собой наклеенные   на   фон   изображения   предметов,   составленные   полностью   или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться   как   элемент   геометрических   орнаментов,   узоров,   когда необходимо   продуманное   сочетание   фигур,   их   размеров,   форм,   цветов,   а также   их   порядок   и   чередование   [7,   с.   191].   Это   очень   эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества. Другой   вариант   использования   геометрических   форм   — конструирование   из   них   различных   фигур   сложного   строения   (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Из геометрических форм легко получить плоскостные конструкторы, которые   открывают   перед   детьми   дополнительные   изобразительные   и конструкторские возможности.  Основные   геометрические   фигуры   симметричны.   Сложим,   например, квадрат   пополам   и   от   линии   сгиба   вырежем   внутреннюю   часть.   Получим квадрат меньшего размера, при этом предыдущая форма будет выглядеть в виде   рамочки.   Вырезания   можно   продолжить.   Таким   образом,   получится набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки. Таких наборов можно сделать несколько и составлять из них различные изображения. Возможен вариант создания таких конструкторов из различных по   форме   геометрических   фигур:   квадрат,   треугольник,   круг,   ромб, прямоугольник. Тогда работа по составлению изображения упрощается. 20 Очень интересным в данной технике будет являться выстригание фигур с  неровными   краями:   в   виде   зубчиков,   волны,  лепесточков  и   т.д.  Тогда   у полученных   фигур   не   только   внутренняя   часть   будет   выглядеть декоративной, но и внешняя тоже.  Возможен вариант вырезания из одной геометрической фигуры другой. Например: из квадратной формы вырежем круг, а из полученного круга — треугольник.  Как   видите,   возможности   для   совершенствования   безграничны.   Все рассматриваемые   виды   создания   плоскостных   конструкторов   позволят получить оригинальные работы. Все   те   аппликации,   которые   не   претендуют   на   вид   геометрической, относятся   к   негеометрическим.   Их   преимущество   в   том,   что   они   не накладывают   на   творчество   детей   каких­либо   ограничений,   связанных   с упрощением и стилизацией формы, поэтому она очень часто присутствует в детском творчестве. К   негеометрической   аппликации   относится   аппликация   с использованием текстуры бумажных салфеток. Полученные путем обрывания кусочки   имеют   пушистые,   неровные   края,   которые   и   позволяют   получить мягкую, пушистую поверхность, так необходимую для получения объектов, имеющих в природе пушистый покров: котенок, щенок, цыпленок, одуванчик, цветок и т.д. При   формировании   из   бумажных   кусочков   пушистой   поверхности важно   приклеивать   их   к   плоскости   только   серединкой,   чтобы   неровные, пушистые края смотрели вверх. Рассмотрим создание аппликации с контурной прорисовкой  [ 8, с. 10]. Как известно, контурная линия используется для четкой прорисовки рисунка. Точно   так  же  и   в  аппликации.  Для   начала  по   шаблонам  получим   цветные заготовки   для   аппликации.   Затем   на   фоне   (который   впоследствии   будет 21 являться цветом контурной линии) сложим полное изображение из цветных заготовок.   Те   края   заготовок,   которые   соприкасаются   с   краями   других заготовок и требуют контурного очерчивания, с помощью ножниц уменьшим на несколько миллиметров и поместим на то же место. Когда все заготовки будут обработаны с помощью ножниц и на фоне расположены таким образом, чтобы контурная  линия между  ними  стала  одинаковой  по  размеру,  можно поэтапно   приклеивать.   Наклеенные   заготовки   на   контурный   фон   образуют целостное   изображение   аппликации   и   требуют   обрезки   ножницами   по внешнему контуру с соблюдением толщины контурной линии. Иногда для получения дополнительных эффектов мы получаем детали аппликации   без   помощи   ножниц,   а   путем   обрывания,   такая   аппликация называется   рваная,   или   обрывная.   Края   деталей   получаются   неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости. Существует два способа получения изображения: Обрывание из целого куска бумаги без предварительной прорисовки.  Обрывание по линиям, предварительно прорисованным. Для получения изображения необходимо лист цветной бумаги положить на газету, сложенную в   несколько   раз,   с   помощью   шариковой   ручки   создать   необходимое изображение, четко прорисовывая (продавливая) линии. Затем аккуратно, по прорисованной линии прорвать изображение.  Выйти за рамки плоскости позволяет объемная аппликация, которая при создании предусматривает крепление изображения предметов или их деталей на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.  ­ аппликация с использованием оригами; ­ аппликация с подвижными элементами; ­ аппликация с секретом. На полученном плоскостном изображении можно вырезать кармашки­дверцы, в отверстия которых сзади необходимо подклеить нужные   изображения.   В   результате   получится   плоскостная   аппликация   с 22 потайным изображением. Для того чтобы его увидеть, необходимо открыть кармашек­дверцу. Такая техника изображения позволяет создать наглядные пособия, где возможно использование сюрпризного момента. Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов,   составляющих   детали   изображения   [20,   с.   22].   Качество   кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает  контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения); сплошной   (заклеивается   внутренняя   поверхность   изображения).   Мозаику можно сделать с просветами или без них. Оригинально   будет   смотреться   мозаичная   работа,   выполненная   из объемных   элементов.   Например,   сделанных   из   фантиков   или   бумажных салфеток   катышков,   комочков.   Главное   —   подобрать   нужное   количество элементов по цвету. Многослойная   аппликация   выполняется   путем   наклеивания   на   фон изображений предметов и их деталей в два­три слоя [12, с. 16]. Используя   этот   вид   аппликации,   можно   создавать   интереснейшие композиции   из   окрашенной   папиросной   бумаги.   Как   известно,   папиросная бумага   обладает   свойством   прозрачности.   При   наложении   одного   цвета папиросной   бумаги   на   другой   получаются   дополнительные   оттенки,   что делает работы добрыми, теплыми, нежными, воздушными.  Кроме папиросной бумаги, можно использовать кальку. Окрашивание бумаги осуществляется акварельными красками или тушью. Для получения нежных тонов рекомендуется красители разводить водой. Детали   композиции   из   цветной   папиросной   бумаги   создаются   путем обрывания, без использования ножниц. 23 ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ. В   первом   разделе   было   установлено,   что   одним   из   средств эстетического   воспитания   детей   младшего   школьного   возраста,   являются уроки   труда   с   использованием   такого   вида   работы   как   аппликация.   Они позволяют развивать детям творческий потенциал, мышление, воображение, мелкую моторику рук.  Было   установлено,   что   аппликация   –   это   способ   создания художественных   изображений   или   орнаментов   путем   наклеивания   или нашивания   различных   материалов.   Аппликации   отведено   важное   место   в курсе трудового обучения, она является одним из самых распространенных и привычных   видов   работы   в   начальной   школе.   Были   выделены   и   виды аппликационных   работ,   такие   как   мозаика,   многослойная   аппликация, аппликация   с  контурной   прорисовкой,  геометрическая   и   негеометрическая аппликации, сюжетно­тематическая, декоративная и предметная аппликации. Таким   образом,   через   занятия   по   трудовому   обучению   были рассмотрены психологические особенности мышления младших школьников и процесс его развития. Мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить   эти   связи,   человек   прибегает   к   мыслительным   операциям   ­ сравнивает,   сопоставляет   факты,   анализирует   их,   обобщает,   делает умозаключения, выводы. 24 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА  УРОКАХ ТРУДА. 2.1 Анализ развития творческих способностей младших школьников. Базой опытно­экспериментальной работы была МБОУ Школа №15, 1 ­ Б класс, г. Керчи, котором участвовали 23 ребенка, 6­7 лет. Цель исследования – разработать аппликационный материал для развития творческих способностей и экспериментально проверить его эффективность. На основе данной цели были выделены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого­педагогическую литературу по  данной проблеме. 2. Выявить особенности аппликационной деятельности младших  школьников. 3. Подобрать аппликационный материал к урокам трудового  обучения. 4. Выявить уровень развития творческих способностей у детей  младшего школьного возраста. 25 На первом этапе – констатирующий эксперимент, нам необходимо было выявить развитие творческих способностей детей 1­го класса. Для этого были предложены следующие задания на развитие творческих способностей, также был проанализирован государственный стандарт по данной теме, проводилось наблюдение за работой учителя на уроках труда. Анализ   работы   учителя   показал,   что   на   уроках   были   использованы методы беседы, рассказа, игры. Учитель очень хорошо проводил свои уроки, используя при этом наглядность. Дети активно принимали участие в уроке. Учитель   придерживался   педагогического   такта.   Также   придерживались правила   техники   безопасности   и   гигиенические   требования:   ни   один   урок труда не обошелся без физкультминуток.  В ходе анализа государственного стандарта было выявлено, что целью образовательной   отрасли   «Технологии»   является   обеспечение   условий   для художественно­технического   творчества     учеников   в   процессе   трудовой деятельности,   развитя   различных   форм   мышления.  Наиболее   сильно   оно развито у лиц, занимающихся точными науками ­ у физиков и математиков. Вот два задания по аппликации, которые были предложены на уроках труда в 1 классе для выявления степени развития творческих способностей: 1. Детям   раздаются   шаблоны   круга,   квадрата   треугольника, прямоугольника   и   дается   установка   сделать   аппликацию   какого­то животного. Но для начала нужно подобрать соответствующий цвет.  2. Детям   раздаются   шаблоны   украинской   хатки,   дерева   и   дается задание  подобрать  цветовую   гамму   домика,  отдекорировать   его   какими­то деталями. 3. Сделать   аппликацию   из   облаков.   Читается   стихотворение   Л. Яхнина для активизации познавательной деятельности:   Белые кораблики, белые кораблики По небу плывут, 26 Белые кораблики, белые кораблики Дождики везут. Белые кораблики, белые кораблики Дождики везут. Пристани корабликам, пристани корабликам В небе не нужны. Пристают кораблики, пристают кораблики К маковке сосны. Пристают кораблики, пристают кораблики К маковке сосны. Все плывут кораблики, все плывут кораблики К нам издалека. Белые кораблики, белые кораблики ­ Это облака. Белые кораблики, белые кораблики ­ Это облака. Направо ­ сосны и река, Налево ­ елки тоже. Плывут по небу облака, На что они похожи? Дети дают свои ответы. Затем ребятам предлагается сделать аппликацию из облаков, представив облако в виде какого­нибудь предмета или существа. Чем больше вариантов ребенок может вообразить, тем лучше. Также детям можно предложить младшим школьникам задание сделать аппликацию на закладке, с использованием различных геометрических фигур; аппликацию «воспоминания о лете». Раздать шаблоны и выделив детали этих шаблонов сделать аппликацию. 27 При   проведении   эксперимента   я   использовала   только   три   из   этих заданий. Уровень   сформированности   творческих   способностей   оценивался   по следующим критериям: Низкий   уровень   –   работам   свойственна   схематичность,   полное отсутствие деталей, дети изображают или выполняю единичные, несвязанные между собой элементы целого. Средний уровень  – ребенок выполняет наибольшее количество деталей, не объединяя их в целое. Достаточный уровень – элементы деталей выполнены в полном объеме, частично не объединены в целое. Высокий   уровень   –   работа   завершена   в   полном   объеме,   имеет эстетический вид и соразмерна. Исследование   показали   следующие   результаты:   при   проведении   этих заданий на уроках труда я выявила следующие результаты, что 26% (6) детей имеют низкий уровень сформированности творческих способностей,  35% (8) средний   уровень,   26%   (6)   учащихся   имеют   достаточный   уровень   развития творческих способностей и лишь 13% (3) ученика имеют высокий уровень. Рекомендации:   развитие   творческих   способностей   посредством аппликации требует постоянного педагогического контроля, учителя должны помнить,   что   условием   успешного   развития   творческих   способностей является   потребность   в   творчестве.   Поэтому   во   время   любого   урока аппликации необходимо привносить такие задания, которые бы благоприятно влияли на их мышление и творчество. 28 2.2 Система работы аппликационной деятельности на развитие  творческих способностей Тема:   Есть   светлица   в   каждой   хате   –   место   света,   благодати. Аппликация «украинская хатка». Цель: 1. Научить делать аппликацию из бумаги – «украинская хатка», продолжить формировать у учеников понятие про аппликацию; 2. Развивать мелкую   моторику   рук,   память,   воображение;   3.   Воспитывать   любовь   к украинскому народу и его традициям, воспитывать эстетический вкус. Оборудование:   для   учителя:   шаблон   украинская   хатка,   картинки   с изображением украинской хатки, образец выполненной аппликации. Для детей: шаблон украинская хатка, цветной картон, цветная и белая бумага, клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. 29 Ход урока Организационный момент (1 мин). I. ­ Ребята, посмотрите все ли готово к нашему уроку, чтобы ничего не было лишнего. Садитесь. II. Сообщение темы и цели урока (2 мин). ­ Ребята, сегодня на уроке мы поговорим, о том, что такое аппликация, ее виды и научимся делать аппликацию украинская хатка. III.      Работа над темой урока (7 мин). 1. Дидактическая игра «Что мне нужно». (простой   карандаш,   ластик,   ножницы,   клей,   картон,   цветная   бумага, цветные карандаши или фломастеры) Словарная работа. 2. Аппликация   –   это   накладывание,   нашивание,   наклеивание   материалов разной формы на другой материал ­  основу. В переводе с латинского слово «аппликация»   означает   прикладывание.   Аппликации   бывают   предметные   – изготавливается   из   вырезанных   геометрических   фигур,   листьев,   цветов, засушенных   насекомых.   Декоративная   аппликация   применяется   для оформления альбомов, стендов, поздравительных открыток. И  тематическая аппликация   представляет   собой   изображение   к   какой­либо   сказке   или произведению. 3. Беседа. ­   Ребята,   вы   когда­нибудь   были   в   деревне?   ­   Какой   вид   имеет деревенская улица? 30 ­ Какой вид имеет деревенская хата? ­ Из чего наши предки строили свои хатки? Хата представляет собой обычно деревянный каркас (как правило сруб, аналогичный   более   северной   русской   избе,   однако   выполненный   не   из цельных,   а   из   половинных   бревен   или   иных   пиломатериалов),   обмазанный саманом   (смесь   глины,   навоза   и   соломы),   имеющий   соломенную   крышу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла   природную   вентиляцию   помещения.   Тем   не   менее   обмазывание саманом   не   является   обязательным   элементом   хаты:   так   в   более   позднее время (и ранее в более зажиточный селах, станицах, хуторах, городах да и вообще   у   более   богатых   семей)   вместо   этого   хата   могла   быть   обита кровельным   железом   и   покрашена   в   яркие   цвета   (как   правило   сочетание белого и голубого). Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи. Хата обязательно должна иметь ставни, которые закрываются в самую жару. Пол в хате, как правило — земляной. Рассмотрение изображений украинской хатки Физкультминутка А часы идут, идут Тик­так, тик­так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево­вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 31 Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) IV. Практическая работа (20­23 мин).  ­ Повторение правил техники безопасности с ножницами и клеем. ­ Дети , а теперь обводите свои шаблоны на цветной бумаге и делайте  аппликацию.  Выполнение аппликации «украинская хатка».  V.   Итог урока (3 мин). ­ Ребята, понравился ли вам урок?  ­ Что вы нового узнали? Рассмотрение детских работ. Уборка  рабочих мест. Тема: «Аппликация животных из геометрических фигур» Цель:   1.   Научить   делать   аппликацию   животных   из   геометрических фигур,   продолжить   формировать   у   учеников   понятие   про   аппликацию;   2. Развивать   мелкую   моторику   рук,   память,   воображение,   абстрактное мышление;  3.  Воспитывать   любовь   к   животным,  воспитывать   эстетический вкус. Оборудование:   для   учителя:   шаблон   с   геометрическими   фигурами, образец с аппликацией животных. Для детей: шаблоны геометрических фигур, цветной и белый картон, цветная и белая бумага, клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. 32 Ход урока Организационный момент. I. ­ Здравствуйте ребята, садитесь пожалуйста. II. ­   Сегодня   на   уроке   мы   будем   делать   аппликацию   из   геометрических фигур. Но сначала вам нужно узнать, что именно мы будем делать, а для этого Сообщение темы и цели урока. необходимо отгадать загадки. III.      Работа над темой урока. 1. Загадки:  Вот иголки и булавки  Выползают из­под лавки.  На меня они глядят,  Молока они хотят.  Ответ (Ёжик) Ёжик вырос в десять раз,  Получился ...  Ответ (дикобраз) Кто с высоких тёмных сосен  В ребятишек шишку бросил?  И в кусты через пенёк  Промелькнул, как огонёк? Ответ (Белка) И петь не поёт, и летать не летает... За что же тогда его птицей считают? Ответ (Страус) 33 ­ Молодцы ребята, справились с нашей задачей. А каким одним словом можно назвать белку, страуса, дикобраза, ежика? (животные) ­   Так   какую   мы   будем   делать   сегодня   аппликацию?   (животные   из геометрических фигур). 2. Просмотр детьми образца учителя, который висит на доске. 3. Инструктаж учителя. ­ Ребята, прежде чем приступить к работе, обдумайте какое животное вы хотите сделать. Выбрав определенный цвет бумаги обведите на нем шаблоны. Затем   вырежьте   и   можете   приклеивать   на   картон   или   цветную   бумагу. Постарайтесь пофантазировать.  Физкультминутка IV. Практическая работа. Повторение техники безопасности. V.   Итог урока. ­ Ребята, понравился ли вам урок?  ­ Что вы нового узнали? Рассмотрение детских работ. Уборка рабочих мест. Тема: «аппликация на тему «Воспоминание о лете» (творческая работа). Цель:  обучение детей составлению композиции на определенную тему, правильному   выбору   пропорций   между   размерами   отдельных   фигур   и   их размещением на плоскости листа; развитие глазомера, представлений о про­ порциональности;   воспитание   чувства   меры,   аккуратности,   правильного представления о цветовом соотношении (колорите). О б о р у д о в а н и е :   самодельная   таблица   с   аппликацией   различных грибов, бабочек, стрекоз, кузнечиков, травы, цветов;  альбом для рисования, цветная   бумага,  простой   карандаш,  линейка,   ножницы,  клей,  кисточка   для клея. 34 Х о д   у р о к а Организационный момент. I. ­   Здравствуйте   ребята,   посмотрите   все   ли   готовы   к   уроку.   Садитесь пожалуйста. Сообщение темы и цели урока. II. Учитель   показывает   детям   самодельную   таблицу,   на   которой аппликацией выполнены трава, грибы, насекомые, и предлагает им вспомнить, где они все это видели (в лесу, на лугу, в поле). ­ А как вы думаете, какая это пора года? (лето). ­ Сегодня мы будем выполнять аппликацию воспоминания о лете. III.      Работа над темой урока. Учитель   объясняет,   что   выполнение   аппликации   начинают   с   отбора фигур,   которые   будут   изображены   (выбирают   сюжет),   затем   составляют композицию, а потом размечают все на листе бумаги. Руководитель сообщает, что детали на листе бумаги располагают по­разному, но надо помнить, что ап­ пликация должна быть красивой, а это значит, что все детали рационально заполняют выбранную плоскость размера листа. Учитель обращает внимание детей на то, что не следует стараться поместить на аппликацию все фигуры, которые   они   увидели   на   таблице:   они   будут   только   загромождать композицию. В  аппликации   должна   выделяться   главная   фигура,   которую   делают большого   размера,   ярче   по   цвету.   Остальные   фигуры   (детали)   выполняют обычно меньшего размера и немного бледнее по цвету. Руководитель   предлагает   нескольким   ученикам   выбрать   фигурки, которые они хотят использовать в работе, и на магнитной доске составить 35 свои композиции. Дети обсуждают их, определяют наиболее удачные работы и отмечают недостатки, которые они заметили. IV. Практическая работа. Учитель предлагает всем в альбомах самостоятельно составить эскизы, композиции. Во время работы учитель проходит вдоль рядов и оказывает, если это необходимо, отдельным ученикам помощь. Наиболее удачные работы показывает всем детям и комментирует их. Затем   предлагает   выбрать   цветовое   решение   аппликаций.   Дети   уже знают, что вначале необходимо выбрать правильно фон, затем цвет шляпки гриба, его ножки и т. д. Каждый раз они обращают внимание на сочетание цвета отдельных частей фигуры и всего фона. Образец   аппликации,   предлагаемый   учителем,   простой:   два   гриба, стрекоза, трава, цветы. Дети рисуют контуры отдельных фигур на изнаночной стороне цветной бумаги и вырезают их без разметки. Вырезание из цветной бумаги   требует   точного   движения   ножницами,   внимательности,   тогда вырезанные фигуры будут аккуратными. Концы ножниц при работе не следует соединять, иначе на бумаге образуются зазубрины. Физкультминутка Далее   дети   под   руководством   учителя   составляют   план   наклеивания аппликации: а) оформить   шляпки   мухоморов   —   наклеить   на   них   белые кружочки; б) в) г) д) наклеить на фон ножки большого и маленького грибов; наклеить шляпки грибов: сначала большого, потом маленького; наклеить на фон и нижнюю часть грибов траву; последними   наклеить   мелкие   цветы   и   насекомых   (стрекозу, кузнечика, бабочку, птичку) в зависимости от того, кто что выбрал. V.   Итог урока. ­ Ребята, понравился ли вам урок?  ­ Что вы нового узнали? Рассмотрение детских работ. Наиболее удачные отбирают, прикрепляют  к доске и отмечают достоинства и недостатки. 36 ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ После проведенного исследования направленного на выявление уровня развития  творческих   способностей   детей   младшего   школьного   возраста, можно   сделать   выводы,   что  аппликационная   деятельность  положительно влияет на развитие творческих способностей детей начальных классов.  В   ходе   исследования   были   определены   критерии   и   показатели оценивания   развития   творческих   способностей,   выделены   его   уровни. Выделяют   такие   уровни   творческих   способностей   как:   низкий,   средний, достаточный   и   высокий.   Так   же   разработан   ряд   задания,   способствующих выявлению   развития   творческих   способностей   детей   младшего   школьного возраста.   Кроме   того   были   составлены   уроки   трудового   обучения посредством которых и происходит развитие мышления.  В   результате   проведения   ряда   уроков   в   1­Б   классе   с  использованием аппликационных   работ   было   выявлено,   что   уровень   развития   творческих способностей   учащихся  находится   на   среднем   уровне.   Таким   образом, развитие  творческих   способностей  младших   школьников   продуктивней реализуется   через   аппликационную   деятельность,   при   создании   учителем благоприятных условий и частом применении подобных заданий. В результате описанных действий уровень развития детей будет повышаться. 37 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ В курсовой работе были рассмотрены вопросы развития творческих  способностей младших школьников на уроках труда. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и  трудовое обучение как фактор их развития.  Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в  младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок  трудового обучения.  Анализ   литературы   показал,   что   в   любом   случае,   когда   речь   шла   о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление – это создание новых образов на основе накопленных знаний.  Аппликация – очень хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. Проще говоря, это еще один способ для развития мелкой моторики.  Проанализировав   уроки   труда,   мы   пришли   к   выводу,   что   с   помощью аппликации   у   малышей   развиваются   творческие   способности, 38 художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объектное мышление, речь.   В   процессе   занятий   у   детей   развиваются   чувства   цвета,   ритма, симметрии   и   на   этой   основе   формируется   художественный   вкус.   Занятия способствуют развитию математических представлений. Младшие школьники знакомятся  с  названиями   и признаками  простейших  геометрических  форм, получают   представление   о  пространственном   положении   предметов   и   их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). И   так,   в   рамках   исследуемой   проблемы  нами   было   рассмотрено,   что такое аппликация и такие ее виды как: предметная, сюжетная, декоративная, геометрическая, мозаика, многослойная, сюжетно тематическая.  Мыслительные процессы у младших школьников обычно бывают тесно связаны с действиями.  В ходе работы проанализировав психолого­педагогическую литературу, государственный   стандарт,   был  разработан   аппликационный   материал   для развития  творческих   способностей  и   экспериментально   проверена   его эффективность на уроках трудового обучения проведенных в первом классе. На   практике   для   данного   класса   были   применены   такие   задания   как: составление   из   геометрических   фигур   (круг,   квадрат,   треугольник, прямоугольник)   образа   животного,   составление   аппликации   «украинской хатки»   по   заранее   предложенному   шаблону,   составление   аппликации   из облаков, после прочтения тематического стихотворения.  В результате проверки были получены следующие данные: что 26% (5) детей   имеют   низкий   уровень   сформированности  творческих   способностей, 35%   (8)   средний   уровень,   26%   (6)   учащихся   имеют   достаточный   уровень развития  творческих способностей  и лишь 13% (3) ученика имеют высокий уровень.   В   целом   показатель   уровня   развития  творческих   способностей хороший. Большая часть класса имеет средний уровень развития творческих способностей  и   хорошие   предпосылки   к   его   повышению,   за   счет   частого применении заданий способствующих развитию такого вида мышления.  39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 576  1. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 1999. –  с. Багатеева   З.А.   Занятия   аппликацией   в   детском   саду:   Кн.   Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1988. – с. 224 3. Бардакова Ю. Є. Усі уроки трудового навчання. 1­4 класи. – Х.: Вид. група «Основа», 2008. – с. 431 4. Березина   В.Г.,   Викентьев   И.Л.,   Модестов   С.Ю.   Детство творческой личности. ­ СПб.: издательство Буковского, 1994. – с. 60  5. Бокарев   Л.Ю.   Трудовое   обучение   и   воспитание   младших школьников в практике учителей // Начальная школа. № 5, 1993. –  с.47­48 6. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа №11 – 1994. – с. 7­9 7. Большой толковый психологический словарь Т 1 (А ­ О)Пер. с 40 англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Веге», 2001. – с. 592  8. Васильева­Гангунс Л. Уроки занимательного труда, 2­е издание – М.: «Педагогика», 1987. –  с. 119  9. Ветлугина   Н.А.   Развитие   художественного   творчества   детей.   // Художественное творчество и ребенок. ­ М.: Педагогика, 1982.–  с. 15 10.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы, 4–е издание, переработанное: Питер СПб,  2009 – с. 62  11.  Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для   студ.   высш.   и   сред.   Пед.   учеб.   Заведений.   –   М.:   Издательский   центр Академия, 1999. –  с. 256  12.  П.Я.Гальперин Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: Издательство МГУ , 1985 –  с. 45  13.   Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ   по   спец.   2002   «Дошкольное   воспитание»   и   2010   «Воспитание   в дошкольных учреждениях». – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. –  с. 191  14.   Гурасова   А.М.   Вопросы   методики   трудового   обучения   в начальных классах. М.: Просвещение, 1985. – с. 302 15.   Конышева   Н.М.,   Методика   трудового   обучения   младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – с. 192  16.   Кузнецов   В.П.,   Рожнев   Я.А.   Методика   трудового   обучения   с практимумом   в   учебных   мастерских   :   Учебное   пособие   для   учащихся педагогических училищ по специальноти № 2001. –  М.: Просвещение, 198. – с.  223  17.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –  с. 464  18.   Лернер   И.Я.   Процесс   обучения   и   его   закономерности.   ­   М.: Знание, 2004. –  с. 66 19.   Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. – М.: 41 Просвещение, 1988. – с. 147. 20.   Мищенко   И.Т.   Трудовое   обучение   в   1   классе:   Метод. Рекомендации для учителей – К.: Рад. шк., 1986. –  с. 39 21.  Мухина В. С. Детская психология : учеб. для пед. ин­тов / Под ред. Л.А.Венгера. – 2­е изд., перераб. и доп. ­ М. : Просвещение, 1985. – с. 272   Николаенко   Н.Н.   Методические   рекомендации   по   проведению уроков   трудового   обучения   в   начальных   классах.   М.:   Граф­Пресс; 22. Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – с. 301  23.   Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. – 2005. – с. 574   24.   Романина   В.   И.   Дидактический   материал   по   трудовому обучению. – 2­й класс: Пособие для учащихся трехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1990. – с. 96   25.   Савенкова А.И. Аппликация из бумаги // Начальная школа №7, 2007. ­ с. 51­ 53 26.   Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – с. 386  27.   Скаткин,   М.   Н.   Трудовое   воспитание   и   профориентация школьников. –М. : Просвещение, 1984. – с. 191  28.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г. – с. 736  29.  Столяренко Л.Д. Педагогическая психология, изд. 4­е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с. 542 30.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000   слов   и   фразеологических   выражений   /   Российская   академия   наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4­е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – с. 944  31.   Суховская Л.Г., Грибовская А.А. Аппликация в детском саду: Альбом. – М.: Просвещение, 1980 г. –  с. 44  32.   Цейтмен   Н.Е.,   Демидова   А.П.   Справочник   по   трудовому обучению: Пособие для учителя: ­ М.: Просвещение, 1983. –  с. 288 42 33.   Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.   Умные руки: Учебник для 1 класса   четырехлетней   начальной   школы:   Виды   художественной   обработки материалов; Моделирование и конструирование – М.: Корпорация Федоров, 2006. – с. 80 34.  Щелбыкин И.К., В.И. Романина, И.И. Казакова. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе – М.: Просвещение, 1983. – с. 160  35.   Якиманская   И.С.   Возрастные   и   индивидуальные   особенности образного мышления учащихся. – М.: Педагогика, 1989. –  с. 224  ПРИЛОЖЕНИЕ А 43 Рис. 5 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44 45 ПРИЛОЖЕНИЕ В 46 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Таблиця № 1. Анализ уровня развития творческих способностей 1­Б класса № Ученик Уровень развития абстрактного мышления Низкий Средний  Достаточ Высокий ный Азизова Эля Багдасарян Карина Голованова Оля Довженко Алена Зуев Андрей Карагодина Наташа Коряжкина Даша Костяев Вадим Кузнецов Иван 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Мироненко Мая 11. Мосиюк Маргарита 12. Мурадян Марина 13. Первачук Максим 14. Прилуцкий Костя 15. Пшеничный Александр 16. Сергиец Артем 17. Степанов Иван 18. Тищенко Юля 19. Тушин Дима 20. Фролов Александр 21. Широкова Вера 22. Шор Кирилл  23. Чайковский Александр + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников

Развитие творческих способностей в аппликационной деятельности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017