Развитие творческого потенциала личности.
Оценка 4.7

Развитие творческого потенциала личности.

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
изобразительное искусство
5 кл
19.04.2019
Развитие творческого потенциала личности.
Об развитии творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства. Существует множество различных инновационных методов и выразительных приемов создания художественного образа, которые учитель может использовать в своей работе. Инновационные методы - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания .
Бугаева Н.docx
Бугаева Надежда Васильевна       Учитель изобразительного          искусства, педагог    дополнительного образования МБОУ «Заостровская СШ» Приморский район Арханг. обл  Развитие творческого потенциала личности. Инновационный подход в современной педагогике направлен на то, чтобы обучаемый   из   ведомого   превратился   в   ведущего   ­   инициативного   партнёра, вступающего   в   диалог,   осознающего   себя   в   качестве   действующей   силы, способный к творчеству. Наиболее актуально это для преподавания предметов искусства   в   школе,   потому   что   именно   искусство   является   средством приобщения личности к духовным ценностям. Формирование личности человека может   быть   эффективным   лишь   в   том   случае,   если   в   этом   процессе   будут актуализированы   творческие   возможности   человека   в   различных   видах деятельности. Развитие   творческого   потенциала   личности   должно   осуществляться   с раннего   детства,   когда   ребенок   под   руководством   взрослого   начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе художественными. К художественным   видам  деятельности   относится  изобразительное   искусство   и прежде всего рисование. Попробуйте назвать любой школьный предмет или профессию, в которых не было бы пользы от умения рисовать. (Технология, биология…, архитектор, воспитатель…). Изобразительная грамота в одних случаях крайне необходима, в других ­ просто полезна. Но значение изобразительного искусства не сводится, конечно,   к   этой   полезности.   Пожалуй,   это   самая   универсальная   сфера человеческой деятельности. Детям необходимо говорить, что рисовать ­ значит думать, не надо бояться неудач, работать над рисунком, добиваясь того предела, который является вершиной мастерства, и снова работать, чтобы не потерять того, чего они достигли. Ведь   мы   все   знаем,   что,   имея   способности,   нужно   их   развивать, совершенствовать.   Трудолюбивый   человек,   даже   не   очень   одаренный,   может достигнуть больших результатов, чем талантливый, но ленивый. Труд и любовь к своей работе ­ залог успеха в любом деле   Умение   видеть   и   понимать   красоту   окружающего   мира,  воспитание культуры   чувств,   развитие   художественно­эстетического   вкуса,   трудовой   и творческой   активности,   воспитание   целеустремленности,   усидчивости,   чувство взаимопомощи, возможность творческой самореализации личности осуществляется через    различные   формы   дополнительного   образования   в   школе:   ансамбль, группа,   кружок,   клуб,   мастерская,   студия…   Кружок   является   наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в школе. В   нашей   школе   на   протяжении   многих   лет   ведется   кружок   «Радуга» внеурочной деятельности по художественно­творческому направлению. Основная   цель  ­  приобщение   через   изобразительное   творчество   к искусству,   развитие   эстетической   отзывчивости,   формирование   творческой   и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. В   процессе   обучения,   обучающиеся   получают   знания   о   простейших закономерностях   строения   формы,   о   линейной   и   воздушной   перспективе, цветоведении,   композиции,   декоративной   стилизации   форм,   правилах   лепки, рисования,   аппликации,   а   также   о   наиболее   выдающихся   мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения   детей   к   изучению   народных   традиций.   Знания,   умения,   навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Одно   из   главных   условий   успеха   обучения   и   развития   творчества обучающихся   –   это   индивидуальный   подход   к   каждому   ребенку.   Важен   и принцип   обучения   и   воспитания   в   коллективе.   Он   предполагает   сочетание коллективных,   групповых,   индивидуальных   форм   организации   на   занятиях. Коллективные   задания   проводятся   с   целью   формирования   опыта   общения   и чувства   коллективизма.   Результаты   коллективного   художественного   труда обучающихся   находят   применение   в   оформлении   кабинетов,   мероприятий, коридоров.   Кроме   того,   выполненные   на   занятиях   художественные   работы используются   как   подарки   для   родных,   друзей,   ветеранов   войны   и   труда. Общественное   положение   результатов   художественной   деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.  Термин   «инновационный»   предполагает   использование   материалов, способов   рисования,   инструментов,   которые   не   являются   традиционными, широко   известными.   Рисование   необычными   материалами   и   оригинальными техниками   позволяет   детям   ощутить   незабываемые   положительные   эмоции. Эмоции, как известно, ­ это  и процесс, и результат этической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует индивидуальность.  Инновационные методы ­ это эффективное средство изображения, включающее сущность, характер,     его     новые художественно­выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.  Мне хотелось бы познакомить вас с новыми формами и методами своей работы. Для качественного развития творческой деятельности юных художников применяются методы:   Предоставление   обучающемуся   свободы   в   выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система   постоянно   усложняющихся   заданий   с   разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. В   каждом   задании   предусматривается   исполнительский   и творческий компонент. Создание   увлекательной,   но   не   развлекательной   атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание   ситуации   успеха,   чувства   удовлетворения   от      процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся   предоставляется   возможность   выбора   художественной формы,   художественных   средств   выразительности.   Они   приобретают   опыт художественной   деятельности   в   графике,   живописи.   В   любом   деле   нужна «золотая   середина».   Если   развивать   у   ребенка   только   фантазию   или   учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит,   в   конце   концов,   загнать   ученика   в   тупик.   Поэтому,   традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.   Применяются   такие   методы,   как   репродуктивный   (воспроизводящий); иллюстративный   (объяснение   сопровождается   демонстрацией   наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её   решения);   эвристический   (проблема   формулируется   детьми,   ими   и предлагаются способы её решения). Среди  методов  такие, как  беседа,  объяснение,  лекция,  игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые   занятия   проходят   в   форме   самостоятельной   работы   (постановки натюрмортов,   пленэры),   где   стимулируется   самостоятельное   творчество.   К самостоятельным   относятся   также   итоговые   работы   по   результатам прохождения   каждого   блока,   полугодия   и   года.   В   начале   каждого   занятия несколько   минут   отведено   теоретической   беседе,   завершается   занятие просмотром работ и их обсуждением.  В   период   обучения   происходит   постепенное   усложнение   материала. Широко   применяются   занятия   по   методике,   мастер­классы,   когда   педагог вместе   с   обучающимися   выполняет   живописную   работу,   последовательно комментируя   все   стадии   ее   выполнения,   задавая   наводящие   и   контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Огромную   роль   в   развитии   творческого   воображения   и   мышления   у обучающихся   играют   различные   игры,   тесты,   упражнения.   В   своей   работе   я использую   задания   по   тестам   на  креативность   Д.  Гилфорда   (в  модификации В.М.Сорокина), моделирующие деятельность воображения на образном уровне. Суть задания состоит в следующем. Даны графические изображения четырех геометрических   фигур   (круг,   квадрат,   треугольник,   трапеция).   Используя   их многократно,   с   изменением   размера   и   пространственного   положения,   нужно составить из них и нарисовать десять предметов. Или же, например, игра «Перевертыши».  Детям предлагается выбрать из 20   карточек   со   схематичными   изображениями   каких­либо   предметов   или простых   геометрических   фигур.   В   каждом   наборе   пять   комплектов   по   4 карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах. Дается задание дорисовать эти фигуры до какого­либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения.  Для того, чтобы дети учились находить сходства изображения неясных очертаний с реальными объектами, применяю на занятиях модифицированный тест   Роршаха.   Дается   9   карточек   с   чернильными   пятнами   различной конфигурации.   Контуры   изображений   на   первых   шести   карточках   почти соотносимы с объектами реальной деятельности. Последние три изображения носят   абстрактный   характер.   Обучающиеся   должны   указать   на   сходство чернильного пятна с каким­либо объектом. В результате проведенного занятия выявляются   три   типа   ответов   у   детей:   одни   не   могут   найти   сходство чернильного   пятна   с   каким­либо   объектом,  другие   указывают   на   сходство   с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Обычно для детей характерен второй тип ответа. Развитию   воображения   детей   способствует   выполнение   заданий   типа: «Нарисуй, чего на свете не бывает», «Представь, что ты на планете «Улыбка». Нарисуй и расскажи, что ты видишь» В этом случае обучающиеся, опираясь на имеющиеся   у   них   представления,   действуют   в   воображаемой   ситуации:   из реальных   по   сути   элементов   создают   образы   нереальных,   фантастических объектов, соответственно моделируют свои поведенческие реакции. Развитию   творческого   воображения   и   мышления   способствуют   и   такие упражнения: 1. Нарисуй свое домашнее животное или птичку, рыбку. Расскажи о них.  Что  «думает»  кошка  (рыбка,  попугай),  когда   ты  дома?  Когда   тебя  нет дома? 2. Подумай, какими словами можно охарактеризовать осень. Нарисуй «лист   осени»   и   «лист   лета».   Чем   они   будут   отличаться?   О   чем   они   могли поспорить между собой? Подумай и нарисуй «осеннего человечка». 3. Какие   фрукты   могут   быть   волшебными.   Придумай   волшебство   и нарисуй «волшебные фрукты». 4. Поставь кляксу в середине листа. Разведи ее очертания так, чтобы она   стала   похожа   на   какое­то   фантастическое   существо.   Дорисуй   детали. Придумай рассказ о кляксе. 5. Перечисли как можно больше слов, указывающих, на что похожи апельсин, шишка, ягода земляники. Нарисуй эти предметы. Все   эти   задания   стимулируют   развитие   творческого   воображения   у детей   и   могут   использоваться   для   систематической   работы   в   этом направлении. Конечно   же,   все   эти   формы,   способы,   приемы   способствуют   развитию творчества,   но   и   огромную   роль   играет   творческий   опыт   самого   педагога дополнительного образования, его профессионализм как художника, , иначе весь процесс обучения становиться крайне примитивным, либо вообще пускается на самотек,   что   приводит   к   потере   интереса   и   последующему   отрицательному отношению   детей   к   изобразительному   искусству.   Любая   работа   должна опираться   на   современную   художественно­   педагогическую   дидактику, позволяющую сохранять и развивать  художественно­ творческие  способности детей. Нам, педагогам, нужно ценить и бережно поддерживать желание ребенка узнавать и делать что­то новое.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019