Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Хохлома»
Оценка 4.7

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Хохлома»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
08.01.2017
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему «Хохлома»
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Хохлома» Урок был проведен по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» При проведении урока учтены психологические и возрастные особенности школьников: в канву урока органично вплетаются стихотворения, видеофрагмент, музыкальное сопровождение, которое побуждает детей к творческому поиску. Во время урока у обучающихся, благодаря знакомству с историей этого народного промысла, с элементами хохломской росписи формировались чувства прекрасного. Кроме того дети научились пользоваться основными элементами росписи, определять величину и расположение изображения в зависимости от размера шаблона посуды, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции. Использование интерактивных средств обучения повысил интерес к предмету и познавательную деятельность учащихся.разработка урока
Золотая хохлома.docx

Открытый урок ИЗО 5 класс

Учитель: Кудрявцева Т.И.

Раздел: Связь времен в народном искусстве.

Тема:    Хохлома

Цель: Ознакомление учащихся с хохломской росписью и приемами ее выполнения.

Задачи:

·        Образовательная: выявить связь времен в народном искусстве, познакомить с историей и  особенностями хохломской росписи,  овладеть приемами хохломской росписи при выполнении практических заданий;

·        Воспитательная: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу, развивать чувство любви к родному краю;

·        Развивающаяся: развивать умение добывать информацию из различных источников, развивать  у обучающихся образное представление, творческое мышление, фантазию, развивать творческие способности, содействовать развитию эстетического вкуса.

 

Формируемые УУД:

Личностные:

·       Действие смыслообразования – установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом (мотив – организация выставки работ декоративно-прикладного искусства, цель – изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Хохломы);

·       Действие нравственно-этической ориентации – умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные:

·       Постановка учебной задачи;

·       Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

·       Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

·       Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

·       Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

·       Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

·       Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

·       общеучебные действия – преобразование объекта из  чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Хохломы с использованием графических и живописных умений); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, извлечение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

·       логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

·       постановка и решение проблем – формирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

·       социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, рисунки, учебные принадлежности для ИЗО, выставка изделий русского народного творчества.

Зрительный ряд: Образцы орнамента хохломской росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, песня «Золотая хохлома».

Видеоряд: видеоролик «Город мастеров».

 


ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.

2. С помощью детей выходим на тему урока.
3. Беседа о хохломском  промысле и основных элементах росписи, подготовка и  процесс росписи изделия, презентация.
4. Постановка художественной цели.
5. Практическая работа. Выполнение элементов росписи: осочки, травки, завитка, смородинки.

6. Самостоятельная работа (индивидуальная, в паре)

7. Подведение итогов урока. Выставка и обсуждение выполненных работ.
8. Итог урока. Домашнее задание.

9. Рефлексия.

 

Ход урока

1.   Орг. момент

·          Приветствие

- Здравствуйте ребята! мне очень приятно вас видеть на уроке. Садитесь.

·          Готовность к уроку

- Для того чтобы работа на уроке была плодотворной, соберем «корзинку» необходимых качеств.

- Итак,  на уроке нам понадобятся:

ü Внимание

ü Старание

ü Усердие

ü Наблюдательность

ü Трудолюбие

 

2.   Целепологание. Сообщение темы раздела.

      - Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком  тем «Связь времён в народном искусстве», вспомним, о тех народных промыслах, которые мы изучали и познакомимся с еще одним видом  художественного народного промысла.

 

3.   Актуализация знаний. (Слайд 1)

- В добрый путь! Самое время отправиться на ЯРМАРКУ РЕМЕСЕЛ!

- Назовите русский народный промысел.

- В чем его особенность?

Фронтальная беседа

- Для чего нужны ремесла?

- Имеют ли эти ремесла продолжение в современной жизни? Где?

Вывод:  Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями, люди осваивают космическое пространство, изобретают роботов. Современный мир постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.

4.  Знакомство с новой темой

- Сегодня мы снова соприкоснемся с искусством наших предков, овладеем приемами и способами еще одного народного промысла.

-  Посмотрите, пожалуйста,  на предметы у меня в руках. (В руках изделия Хохломы.)

- Они красивые?

- Что их украшает?

\Учитель читает стихотворение\(Слайд 2)

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая …(хохлома!) ученики договаривают слово

(Слайд 3)

Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души…       Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.          

- Тема нашего урока - «Хохлома». (Слайд 4)

- Ребята, скажите, какие вопросы у вас возникают при знакомстве с новым народным промыслом?

·                   Где зародился промысел?

·                   Какие изделия изготавливают мастера?

·                   Из какого материала изготавливают изделия хохломы?

·                   Каков процесс изготовления изделия?

5.   Анализ художественного материала.  (Слайд 5,6)

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (растительный, видны листья, ветви, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад). И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.

- По какому материалу выполнялась хохломская роспись? (Слайд 7)

Местные умельцы вытачивали на токарных станках или вырезали из липы и березы вещь, тщательно покрывали её слоем жидкой глины, просушивали, покрывали олифой, а потом покрывали серебристым алюминиевым порошком, по которому  наносили роспись масляными красками.

- Какие основные цвета используются для хохломской росписи? (Слайд 8)

Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая  Хохлома!

Ребята, какие эмоции вызывает слово ХОХЛОМА? (Предполагаемые ответы детей).

Странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!)

(Слайд 9)

-Хохлома – старинное Заволжское село. Центр искусства хохломской росписи, возникшей в первой половине 17 века. Сюда  привозились для продажи из окрестных деревень деревянные изделия: посуду, домашнюю утварь:) Это были подносы, солонки, кружки, ковши, миски , ложки, разделочные доски.

Товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с названием села - Хохлома.

(Слайд 10)

Элементы росписи состоят из растительных форм: ягода, завитки, травка, листья.

Основные цвета, используемые в росписи: красный, черный, желтый и немного зеленого

( см. учебник)

6.  Практическая работа. Постановка художественной задачи

Сегодня мы с вами  попробуем превратиться в мастеров  хохломской росписи.

Выделяют роспись «верховую» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). (Слайд 11)

К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. (Слайд 12-13)

Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. (Слайд 14)

Традиционные элементы Хохломы – растительного орнамента  — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. (Слайд 15,16)

ФИЗМИНУТКА(Слайд17)

 

В нашу мастерскую поступил заказ на посуду. Основы  есть. Вы должны расписать их мотивам хохломской росписи.  Но перед таким ответственным заданием нужно немного поупражняться. Перед вами листочки с элементами росписи. Для начала немного вместе потренируемся выполнять некоторые элементы росписи: осочку, травинки, завиток, смородинку.

Не забывайте, что элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом,  при этом кисточку держим тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Кисть руки расслаблена, ею мы можем делать вращательные движения в любую сторону. Ничего специально вырисовывать не надо, рука все сделает сама. (Слайд18)

·      Осочка - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

·      Завиток – выполняется с легким нажимом в середине элемента;

·      Для смородинки используем печатку - ватную палочку.

·      ( Смородинку начинаем рисовать с травинки).

·        Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками. Выполняется мазками с небольшим плавным утолщением.

После высыхания красной краски ягоды "разживляем" желтым цветом).

Продолжите строчки.

Самостоятельная работа.

ЗАДАНИЕ:

 - А теперь, я предлагаю вам почувствовать себя в роли хохломских мастеров и оживить посуду красочными узорами.

(Я взяла  рисунки разных  деревянных изделий и разрезала каждый на 2 части.)

Вы распределены парами. Каждая пара   будет работать над одним предметом. Каким? Увидим позже, когда каждая пара соединит половинки в одно целое.

Приступим  к выполнению заказа.

Перед вами на доске фрагмент узора росписи. Определите композицию узора.

 (Предполагаемый ответ детей: «Композиция рисунка для оформления выполняется   «в полосе»). Полоса может располагаться вертикально или горизонтально.

Не забывайте! Работу будете начинать и заканчивать одновременно. Согласовываете в паре, с какой стороны будет каждый из вас располагать узор и приступаете к работе.

Не придумывайте сильно сложный орнамент. Достаточно два – три элемента. Если останется время, можно добавить еще несколько элементов.

 (видиоролик)

(Во время выполнения самостоятельной работы хожу по рядам, провожу индивидуальную помощь. На часто повторяющиеся ошибки обращаю внимание всего класса)

Окончание работы. 

 

7. Выставка работ учащихся

- Я очень рада тому, что у вас получились такие великолепные работы.

- А сейчас мне очень хочется вас удивить! (Слайд 19-21)

- Хохломская роспись так полюбилась русскому народу, что в современное время ею стали расписывать: мебель, одежду и обувь, компьютерную технику, машины и самолёты.

- И даже… Символ хохломской росписи ЖАР – ПТИЦА, присутствует на российской олимпийской форме.

Вывод:

- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева.

Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры.

8. Подведение итогов урока.

Все  молодцы,  хорошо  потрудились.   Вы  создали   красивые  изделия . А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров хохломской росписи.

Чему научились? (Предполагаемые ответы детей). Составлению узора, элементам  росписи, композиции рисунка (узор в полосе).

Скажите, ребята, что нового вы узнали на уроке? (Предполагаемые ответы детей).

Давайте проверим, как усвоена тема.

8. Закрепление знаний учащихся. (Слайд 22-27)

 

Игра «Проверь себя»

 

- С каким художественным промыслом вы сегодня познакомились?

- Какие основные элементы создания хохломской росписи вы сегодня узнали?

- Какой прием росписи мы сегодня учились рисовать? (Травка или верховая роспись)

- Что было самым интересным на уроке?

- Где еще в жизни мы можем встретить хохломскую роспись? (Аэрография, маникюр, вышивка)

9.  Задание на дом.

Дома вы можете выполнить орнамент в круге. Украсьте выполненной работой свою комнату, пусть она радует вас, ваших близких и гостей.

10.Оценка работ.

11.Рефлексия

·                   Я почувствовал…

·                   Меня удивило…

·                   Я умею…

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Открытый урок ИЗО 5 класс Учитель :

Открытый урок ИЗО 5 класс Учитель :

Коммуникативные: · социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно…

Коммуникативные: · социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно…

Ход урока 1. Орг. момент ·

Ход урока 1. Орг. момент ·

Сегодня мы снова соприкоснемся с искусством наших предков, овладеем приемами и способами еще одного народного промысла

Сегодня мы снова соприкоснемся с искусством наших предков, овладеем приемами и способами еще одного народного промысла

Из какого материала изготавливают изделия хохломы? ·

Из какого материала изготавливают изделия хохломы? ·

Основные цвета, используемые в росписи: красный, черный, желтый и немного зеленого ( см

Основные цвета, используемые в росписи: красный, черный, желтый и немного зеленого ( см

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками

И даже… Символ хохломской росписи

И даже… Символ хохломской росписи

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Хохлома»

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе  на тему «Хохлома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017