Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.
Оценка 5

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
26.05.2017
Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.
в данной статье представлен теоретический и практический анализ развития творческой деятельности учащихся начальных классах на уроках изобразительного искусства. изобразительное искусство в современной школе утратило значимость в процессе развития детей, в связи с этим, возникает необходимо изучать развитие творческой деятельности учащихся, начиная с младшего школьного возраста.
1 статья Тагинцев Егор Валерьевич .docx
Тагинцев Егор Валерьевич  Учитель изобразительного искусства и черчения. Аспирант Омского Государственного Педагогического университета, факультета Искусств, Теория и методика обучения и воспитания (Изобразительное искусство). tagincev  .  egor      @   mail  .  ru   Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо. Аннотация: современное состояние теории и практики художественного воспитания находиться в кризисном состоянии. В данной статье рассмотрены попытки решения задач  совершенствования художественного образования в современной школе. Изучены  фундаментальные основы введения детей в творческую деятельность. Ключевые   слова:   творческая   деятельность,   творчество,   младший   школьный   возраст, изобразительное искусство. Development of creative activity of primary school age in the classroom every. Abstract: the current state of the theory and practice of art education is in crisis nowadays. This  article describes attempts to meet the challenges of improving of art education in modern school. There have been studied the fundamentals of introducing children to the creative activity.  Введение. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание духовных и материальных ценностей. [18]. В данной статье будет рассмотрена творческая деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного   искусства   в   общеобразовательной   школе.   изобразительной   деятельности   современного   ребенка,   Изучение   невозможно рассматривать без влияния эстетических ценностей 21 века.  Развитие детей проходит гораздо быстрее, чем это было в прошлом веке. На сегодняшний день невозможно отрицать влияния СМИ на развитие детей. В детскую жизнь стремительно   ворвались   телевидение,   интернет,   современные   книжные издательства   и   многое   другое.   Изобразительное   искусство   не   перестает играть значительную роль в этом развитии ребенка.  Таким   образом,   само   понятие   развитие   в   изобразительном   искусстве включает   в   себя   представление   о   постепенном   росте,   обогащении   и расширении   изобразительных   и   художественно­творческих   возможностей детей, а отсюда и средств образной выразительности. [6]. Детский   рисунок   имеет   большую   давность   для   изучения,   которую трудно   установить.   Изучая   историю   нашей   русской   культуры   открывается наиболее раннее документальное свидетельство о детских рисунках, которое относится к XI в. (рисунки 7­летнего мальчика на бересте, найденные при раскопках древнего городища под Новгородом). Далее в конце XIX в. детский рисунок впервые стал объектом научного, психологического   и   педагогического   исследования,   а   также   эстетического восприятия.   Таким   образом,   рисунок   одновременно   приобрел   значение,   с одной стороны, как выразитель знаний, представлений, наблюдений, интересов ребенка, логики его мышления, с другой стороны, как результат творческой деятельности, имеющее особое художественную самобытность графической формы. Русский ученый­психолог, профессор В. М. Бехтерев  посвятил этому вопросу   свой   труд   «Первоначальная   эволюция   детского   рисунка   в объективном   изучении».   Он   говорит   о   том,   что   «детское   творчество   дает возможность иметь объективные данные для суждения о детском мире и в то же время помогает понять на основе этого объективного материала, что такое ребенок». Труд   другого   русского   исследователя   А.   В.   Бакушинского «Художественное  творчество  и  воспитание»  является  наиболее  полным  по сравнению с другими трудами о детском изобразительном творчестве. Автор в своем исследовании охватывает все виды изобразительного творчества детей, 2 начиная от 2­3 лет и до юношеского возраста: рисунок и живопись, в том числе и декоративно­орнаментальное творчество, скульптуру и строительство (конструктивное творчество). Развитие изобразительного творчества детей он рассматривает как свободное спонтанное развитие.[6] Наиболее   эффективный   путь   развития   творческой   деятельности   и способностей   детей   лежит   через   активную   изобразительную   деятельность. Активную художественную деятельность невозможно рассматривать в отрыве от восприятия. В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) проявляется особая   активность   учащихся   к   изобразительной   деятельности.   Основная   его   в задача   учителя   не   погасить   данный   потенциал,   а   направить   продуктивную творческую деятельность.  Через изобразительное искусство у ребенка   происходит   процесс   познания   окружающего   мира.   Все   задания, которые   разрабатывает   учитель   изобразительного   искусства,   должны помогать ребенку в этой интересной и захватывающей деятельности. Развитие детского   рисунка   в   этом   возрасте   не   зависит   от   технических   навыков,   а зависит от его любознательности, наблюдательности и усидчивости.  Первая форма детского рисунка не кажется имитирующей реальность, она еще относится к чистой игре, но с упражнением: это каракули, которые создает ребенок в возрасте от 2 до 2,5 лет, когда ему дают карандаш. Но очень быстро ребенок начинает «узнавать» формы в том, что он изображает без цели,   таким   образом,   он   пытается   по   памяти   изобразить   модель.   Рисунок ребенка 8­9 лет в основном реалистичен (по крайней мере, ребенок старается создать его таковым), но субъект начинает изображать то, что он  знает  об окружающем мире или о предмете, гораздо раньше, чем графически выражать то, что он в них видит. [12] Следует отметить, что для младших школьников характерно активное отношение   к   происходящим   событиям   в   рисунке.     В   этом   возрасте 3 увлеченность   происходящими   событиями   в   рисунке   усиливает выразительность   детских   работ.   Выразительность   детского   рисунка   по большей   части   обусловлена   активным   эмоциональным   отношением   к предмету   изображения.   Это   эмоциональное   отношение   на   раннем   этапе развития изобразительного творчества (у дошкольников, в раннем школьном возрасте) опирается, так же как и в игре, на жизненную заинтересованность ребенка в предметах и персонажах, которые он пытается изобразить и в среду которых он мысленно погружается.[6]  Задача учителя изобразительного искусства создать все условия, чтобы усилить   эмоциональное   отношение   к   творчеству.   Необходимо   вызывать образы   в   детском   воображении,  читать   сказки   рассказы,   стихотворения.  В начальной   школе   изучение   изобразительного   искусства   необходимо выстраивать   по   разделам:   изображение,   лепка   и   прикладное   искусство, образовывая   единый   цикл   эстетического   развития.   Восприятие   искусства неразрывно  связано в практической деятельностью.   В младшем  школьном возрасте   рисунок   ребенка   приобретает   особую   образность,   подготавливая занятия на уроках изобразительного искусства, учитель выстраивает развитие творческой   деятельности   через   игру,   эмоционально   включает   ребенка   в творческую деятельность.  В этом возрасте ребенок уделяет свое внимание не смысловому содержанию сказок или рассказов, а его образному воплощению. Он   видит   сказку   через   иллюстрацию   своего   внутреннего   мира.   Яркая образность и выразительность детских работ не должна быть «замылена» и потеряна в   развитии профессиональных навыков изобразительной грамоты. Поэтому   на   первых   этапах   развития   творческой   деятельности   необходимо предоставлять свободу творчества ребенку, направляя со стороны ее в нужное педагогу русло. Первые задания направлены на рисунок по представлению и воображению.   Если   ребенка   в   данном   возрасте   поощрять,   давать   ему творческую   свободу,   хвалить   о   полученных   результатах,   тогда   у   ребенка 4 будет   гармонично   формироваться   чувство   ответственности,   усидчивости, самостоятельности,   что   в   дальнейшем   даст   толчок   для   развития художественно­творческих и технических  умений.  Деятельность   творческого   воображения   ребенка   оказывается   очень сложной и зависящей от целого ряда факторов. Совершенно понятно поэтому, что   эта   деятельность   не   может   быть   одинакова   у   ребенка   и   у   взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные этапы детства.   Вот   почему   в   каждый   период   детского   развития   творческое воображение   работает   особенным  свойственным   именно определенной   ступени   развития.   Ребенок   может   вообразить   себе   гораздо образом,  меньше, чем взрослый человек, однако, он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. [2] В   этот   период   развития   рисунок   младшего   школьника   отличается особой смелостью, характеризуется интенсивностью линий, контуров, деталей и   цвета.     Рисунок   зачастую   носит   спонтанный   и   экспрессивный   характер. Ребенок   полностью   погружается   в   мир   собственных   фантазий, необремененных   никаким   грузом   жизненного   опыта.   К   сожалению,   с возрастом   эта   особенность   начинает   постепенно   угасать   у   большинства учащихся.  В психике ребенка, если иметь в виду все ее содержание – сознательное и   подсознательное,   существует   потенциальный   запас   образов   сложного происхождения, которые даже на сегодняшний день проблематично изучить. Это – не только отражения личных впечатлений от внешнего мира. Это и залежи опыта родового в широком смысле. Сюда входят, пока непонятно и таинственно   для   нас, обусловленные   полом,   переработанные   поколениями   впечатления,   расой,   групповыми   социальной   природой, переживаниями.   Все   это,   можно   думать,   представляет   собою   массив 5 психических   напластований,   насыщенный   в   большей   или   меньшей   мере   и готовый к кристаллизации. Подобная кристаллизация происходит от внешнего толчка, от раздражения органов восприятия внешнего мира. Впечатление, как результат раздражения, родит ассоциацию по сходству. Подобно отклик из глубин   психики,   выплывает   соответствующий   образ.   Происходит   акт сопоставления,   творческий   акт.   Внешнее   впечатление   и   внутренний   образ сливаются в нечто третье, новое, как их органическое объединение. Родится художественное произведение.[1] «Если оставить в стороне стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов и начать сразу с той поры, когда у ребенка появляется осмысленный рисунок, мы застаем ребенка на первой ступени или на ступени схемы». На данной стадии рисунка  ребенок рисует схематические формы, очертания предмета, очень далёкие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто   руки   и   туловище.   И   этим   всем   рисунок   человеческой   фигуры ограничивается.   Это   так   называемые  головоноги,  т.е.   схематические существа,   изображаемые   ребенком   вместо   человеческой   фигуры.   К.Риччи, исследовавший, детские рисунки, спросил однажды ребенка, нарисовавшего такого головонога:  Как, у него только голова и ноги?  Конечно, – отвечал ребенок, – этого довольно, чтобы видеть и ходить гулять. Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти и представлению, а не с натуры.[2]  Важное значение в учебном процессе развития творческой деятельности учащихся приобретает оценка их работ.   В   процессе   выполнения   работы   младший   школьник   активно погружается   в  сюжетную   сторону   рисунка.  Задача   учителя  на   протяжении всего   периода   обучения   в   школе   сохранять   и   развивать   это   активное 6 отношению   к   изобразительной   деятельности.   Развивать   навыки   поиска особенных выразительных  черт своих работ. Для этого в начальной школе следует особенно аккуратно подходить к оценке работ детей. Не все дети на практике   овладевают   широким   набором   средств   художественной выразительности. Во многом это зависит от индивидуальных сторон развития личности.   Создание   условий   успешной   деятельности   создает   «прочный фундамент» для дальнейшего развития учащегося. У каждого ребенка особый   особое   отношение   к   действительности   и   поэтому темперамент, индивидуальный подход к оценке каждого ребенка очень важен. Для ребенка рисование   остается   в   этом   возрасте   игрой,   и   она   должна   быть   для   него успешной,   иначе,   он   потеряет   к   ней   всякий   интерес.   Особое   важным моментом   в   развитии   творческой   деятельности   учащегося   выступает положительный результат его трудов, высокая оценка его стараний должна быть отмечена педагогом. В младшем школьном возрасте ребенок рисует в большинстве случаев по мере развития своего воображения, а не с натуры. В него он вкладывает все свои мысли, мечты, представления об окружающем его мире. Тем самым в педагогике   условно   выделяют   два   типа   рисующего   ребенка:   ребенок­ наблюдатель и ребенок­мечтатель. Оценка того и другого типа рисовальщика должна   происходить   по­разному.   Нельзя   требовать   от   ребенка­мечтателя точной   передачи   натуры   и   наоборот   ребенок­наблюдатель   не   умеет   так широко   передавать   и   изображать   мир   фантазий   и   образов,   ему   проще отобразить то, что он видит своими глазами. Методы обучения должны быть максимально   индивидуальными.   В   большинстве   случаев,   ребенок,   рисуя, изображает то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто   на   рисунке   изображает   лишнее,   такое,   чего   он   не   видит;   часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом мире. 7 8 Заключение.  Придя в школу в первый класс, ребенок попадает в коллектив, после чего изобразительная деятельность начинает играть для него социальную роль. Ребенок начинает жить в коллективе, систематизируя и организовывая свою деятельность.   Учащийся   младшего   школьного   возраста   вынужден   жить   и работать   по   правилам   коллектива,   которые   устанавливает,   в   том   числе,   и учитель. Что в большинстве случаев ведет к изменению привычного образа жизни ребенка и отказа от уже сложившегося представления об устройстве окружающего мира. Со временем это может привести ребенка к охлаждению и утрате интереса к занятиям изобразительной деятельностью. В этом случае учитель   не   должен   игнорировать   интересы   ребенка,   заставляя   выполнять работу старого в рамках задания. Работа должна быть интересной, посильной и   успешной   для   каждого   ученика.   Развитие   воображения   и   фантазии   есть основная цель в обучении  изобразительному искусству в начальной школе. 9 Библиографический список 1 Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Новая Москва, 1925. ­ С.30 2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Книга для учителя. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. ил. 3 Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. – 203 с. ил. 4 Психология ребенка / Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. – 18­е издание. СПб.:  Питер, 2003. – 160 с. 5 Юсов   Б.П.   Изобразительное   искусство   и   детское   изобразительное творчество:   Очерки   по   истории,   теории   и   психологии   художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 283 с. 10

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.

Развитие творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках изо.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017