Развитие творческой самостоятельности личности подростка
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в «ершистых», неуправляемых, грубых. Это связано с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.
В этот период особое значение в образовательном процессе работы с подростками имеет стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Но стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учитель обращает внимание на эту сторону работы. В воспитательной деятельности необходимо учитывать негативные формы поведения подростков, таких как агрессивность, обман, равнодушие, грубость, неуважение к старшим.
Технология – это интегрированный предмет, который показывает практическое применение всех остальных наук, создаёт условия для формирования трудовой и технологической культуры школьника.
Работа по формированию творческой самостоятельности личности подростка, на уроках технологии проводится по этапам. Например, в 7, 8 классах в рабочую программу введен блок уроков: «Изготовление творческого проекта». На это отводится по программе 5 часов в IV учебной четверти.
На этих уроках девочки создают изделия своими руками. Это увлекательный и творческий процесс. Изготовление изделия требует точности, внимательности, аккуратности, стимулирует творческую мысль подростка и вызывает новые идеи.
На I этапе работы я беседую с учащимися по выявлению интересов; анализирую специальную учебно-методическую литературу по организации урока, формирую мотив для достижения успеха; планирую деятельность на период изготовления данного проекта.
При планировании этапов выполнения педагогической задачи я продумываю результат, который хочу получить, какие качества учащегося мне необходимо развить. Моя задача – помочь учащимся осознать внутреннюю логику создания прекрасного на разных этапах формирования изготовления проекта. На данном этапе учащиеся определяются с тем, какое изделие и в какой технике будет выполнено в качестве творческого проекта.
II этап. На следующем этапе я ставлю перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирую мотив достижения успеха. Предлагаю различные варианты мотивов: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения работы.
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В моей работе один из основных методов мотивации учащихся: демонстрация образцов готовых изделий и изделий, выполненных учащимися других классов.
Нестандартные формы проведения занятий также стимулируют творческий поиск и активность подростков: - показ презентаций, дефиле готовых изделий, составление проекта.
На следующем этапе. Стараюсь обеспечить учащихся заданием, которое учитывало бы их индивидуальные способности и доставило бы удовольствие в ходе выполнения работы. К данному этапу учащиеся определились с тем, какое изделие и в какой технике будет изготовлено в качестве проекта. Особым интересом у подростков пользуется «вышивка шёлковыми лентами» и техника «декупаж».
Актуальность техники «вышивка шёлковыми лентами» обусловлена возрастающим спросом на аксессуары, выполненные ручным способом.
Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) может овладеть данной техникой. Это искусство находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.
Техника «декупаж» также привлекает учащихся своей своеобразностью, неповторимостью, оригинальностью. Учащиеся приступают к самостоятельному изготовлениюобъекта проектирования, его оформлению.Положительная оценка действий учащихся стимулирует и закрепляет положительные навыки и привычки.
IV этап: на следующем этапе учащиеся защищают готовый проект, демонстрируют изделие перед одноклассниками сообщают цели, задачи, которые ставились перед изготовлением изделия, анализируют результат, полученный на предыдущих этапах деятельности, конечный результат. Класс определяет лучшую работу, анализируют, что получилось или не получилось. Подводим итоги, выставляем оценки.
Ситуация успеха перерастает в положительное отношениек учению; в удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; формируется устойчивая потребность в самообразовании.
В конце урока я провожу так называемую подстройку на будущее. Ученик должен знать, где, когда, при каких обстоятельствах он сможет применить полученные на уроке знания.
V этап: Этап самосовершенствования.
Успех, полученный от выполненной работы, становится условием воспитания творческой самостоятельности:такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самосовершенствованию.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитание, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной и коллективной деятельности. Чтобы управлять процессом формирования творческой самостоятельности личности подростка, необходимо активно использовать различные формы и методы организации творческой деятельности учащихся. Важно так спланировать урок, чтобы дети были не пассивными исполнителями, а активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность. Работа и общение с ребенком-подростком строится на трех китах: доверие – чувство юмора – поддержка. Не надо бояться подросткового периода: это сложный, но интересный этап. И это тот момент в жизни, когда мы можем дать ребенку больше творческой свободы. Развитие творческой самостоятельности подростков является актуальной важнейшей задачей в современной педагогической практике. Занятия на уроках технологии помогают развить различные творческие умения подростков, для этого не нужно изыскивать дополнительное время, творчеством должно быть наполнено все время, проводимое подростком в образовательном учреждении.
Таким образом, урок технологии в школе является одним из основных уроков для развития творческой самостоятельности личности подростка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.