Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Урок 132 (113).
Тема: Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
– Развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ
выражения главных членов – подлежащего и сказуемого, а также различать члены предложения, отвечающие на вопрос
что?
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Орфоэпическая разминка.
На доске записаны слова: ожить, ожил, ожили, ожила.
– Поставьте ударение в словах.
– Проверьте себя. (Учитель открывает запись: ожить, ожил, ожило,
ожила. Хоровое чтение слов.)
2. Словарная работа.
1. Игра «7 слов на одну букву».
– Все ваши ответы должны начинаться на букву «к». Для ответов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1выбирайте изученные словарные слова.
1) Название рыбы. (Карась.)
2) Название домашнего животного. (Корова.)
3) Название предмета для письма. (Карандаш.)
4) Единица массы. (Килограмм.)
5) Предмет одежды. (Костюм.)
6) Напиток, приготовляемый на завтрак. (Какао.)
7) Болотное растение. (Камыш.)
– Сверьте с записью на доске. Есть ли расхождения в написании?
2. – Составьте одно предложение с двумятремя этими словами. (В
камышах рыбак поймал килограмм карасей.)
1 3 3
В записанном предложении два ученика так подчеркнули
грамматическую основу:
В камышах рыбак поймал килограмм карасей.
В камышах рыбак поймал килограмм карасей.
– Кто из них прав? Сформулируйте цель урока. (Учиться находить
грамматическую основу.)
– Составим план урока.
План (примерный)
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 406 – развивается умение находить грамматическую основу с
опорой на рассуждение, представленное в задании к упражнению.
Выполняется под руководством учителя.
Методическая рекомендация: учитель может обратить внимание
II.
Формулирование
проблемы.
III. Развитие
умений.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
© ООО «Баласс», 2014
2детей, что в русском языке – свободный порядок слов в предложении,
поэтому подлежащее может стоять и перед сказуемым, и после
него.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
П. – Зависит это от того, что хочет подчеркнуть говорящий (от
логического ударения). Если подлежащее стоит после сказуемого, то
говорящий хочет выделить действующее лицо в предложении, привлечь к
нему внимание читателя.
2. Упр. 407 – совершенствуется умение находить грамматическую
основу.
Выполняется в парах с опорой на рассуждение, образец которого дан в
упр. 406. Затем в парах подчёркивают и объясняют орфограммы в
словах, разбирают слова по составу.
Упр. 408 – совершенствуются умения характеризовать
3.
предложения по цели высказывания,
находить
подлежащее и сказуемое, определять, какими частями речи они
выражены.
Можно предложить выполнить самостоятельно, а затем проверить.
При этом дети указывают:
1) Какое предложение по цели высказывания.
2) Какое предложение по интонации.
3) Находят грамматическую основу и определяют части речи, которыми
выражены подлежащее и сказуемое.
Методическая рекомендация: можно спровоцировать разброс
мнений во 2м предложении, так как на вопрос что? отвечают два
слова: солнце и предгорья.
– Вспомните, что нужно знать о подлежащем, кроме того, что оно
интонации,
© ООО «Баласс», 2014
3ы
отвечает на вопрос что? и называет то, о чём говорится в предложении.
я
Разбор по составу слов: гор ы , предгорь я .
П. В слове предгорья выделяется суффикс [й']. Для доказательства
нужно изменить слово (предгор[й'э]м, в предгорь[й'э], к предгорь[й'у]),
этот звук [й'] остаётся во всех формах, следовательно, он не входит в
окончание я.
Этот звук подписывается сверху над буквой я и обозначается значком ^.
4. Выборочный диктант.
– Запишите только грамматическую основу каждого предложения.
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В
лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка. Под сосной спрятался
в сугробе пушистый заяц.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания? (Предметные,
метапредметные.)
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
– Продолжите ряд: главные члены предложения = …… .
– Какая была цель урока? Какой получен результат?
© ООО «Баласс», 2014
4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 5, с. 157.
© ООО «Баласс», 2014
5