Графический диктант.
– Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие
значки.
1. Изменяемая часть слова – это …
2. Часть слова без окончания – это …
3. Разделительный ъ пишется после…
4. В слове переходы ход- является …, а -ы – это …
– Сравните свои ответы с правильными на доске (слайде).
ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА
Русский язык
Урок 58 (52).
Тема: Развитие умения находить в слове окончание
Цель:
– развитие умений изменять слова, находить окончание и основу в словах разных частей речи (существительных,
прилагательных, глаголах), графически их обозначать.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарный диктант.
– Почему эти плоды получили такие названия? Запишите слово, а рядом,
в скобках, ключевое слово, объясняющее название.
Черника (чёрная), костяника (косточка), ежевика (ёж), земляника
(около земли), малина (маленькая).
– На что похожи ягоды черёмухи? Как слово может помочь запомнить
его написание? (Чёрная муха – черёмуха.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2013
1учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Методическая рекомендация: обращаем внимание учителей, что это
просто мнемонический приём – способ запоминания, а никак не
объяснение этимологии слова!
– Запишите слово черёмуха, подчеркните букву гласного, которую надо
запомнить.
– Запишите по памяти первое предложение из стихотворения С. Есенина
«Черёмуха» (упр. 178).
Это интересно: в польском языке есть слово прыгун. Как вы думаете,
кто это такой? Это заяц.
– Назовите однокоренные слова, запишите их.
Заяц, заячья, заюшка, зайчонок, зайчатина.
– Когда так говорят?
Убить двух зайцев – выполнить одновременно два дела.
Заячья душа – о трусливом, робком человеке.
– Запишите пословицу со словом заяц.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Хорош заяц белый, а
охотник – смелый.
– Назовите окончания и основу в словах черёмуха, заяц:
2. Графический диктант.
– Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие
значки.
1. Изменяемая часть слова – это …
2. Часть слова без окончания – это …
© ООО «Баласс», 2013
23. Разделительный ъ пишется после…
4. В слове переходы ход является …, а ы – это …
– Сравните свои ответы с правильными на доске (слайде).
Учитель открывает запись:
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– На основе двух первых схем сформулируйте цель урока. (Научиться
выделять окончание и основу в слове.)
– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?
– Давайте составим план.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013
3IIΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 5 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 181 – развивается умение подбирать нужные окончания в
словах. Задание ученики выполняют самостоятельно. Проверка
коллективная.
Упр. 182 – развивается умение устанавливать смысловую и
грамматическую связь в предложениях и тексте. Коллективный
разбор, самостоятельная запись второго текста.
а) Работа над текстом «Солнечные зайчики».
– Прочитайте предложения. Можно ли назвать их настоящими
предложениями? (Нет. Нарушен порядок слов в предложениях, нет связи
между словами.)
– Соберите «рассыпанные» предложения. Получится текст? Почему?
Докажите. (Предложения связаны по смыслу, записаны по порядку, есть
тема.)
– Как вы думаете, почему солнечные блики люди назвали зайчиками?
б) Работа над текстом «Про озеро».
– Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст?
(Установить правильный порядок слов в предложениях, вставить
окончания.)
– Определите, об одном или о нескольких озёрах идёт речь, и в
зависимости от этого выберите окончания.
– Какое слово во втором предложении подскажет нам, о скольких озёрах
идёт речь? (Слово с ним, значит, оно одно, озеро.)
– Какой вариант выбираем в названии? (Про озеро.)
– Какие окончания допишем? (Жило озеро.)
– В каком предложении возможны варианты окончаний? (Во 2м: жил и
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
4сердит ые медвед и и зубаст ые волк и / жил сердит ый медведь и зубаст
ый волк .)
– Вставьте в текст нужные окончания и запишите этот текст в тетрадях.
– Выделите окончания.
– Назовите, какие окончания вы выделили в словахназваниях действий и
словахназваниях признаков.
– Как доказать, что в словах это действительно будет окончание?
(Нужно изменить слова – жило, жила, жили; боялось, боялась,
боялись; сердитый, сердитого и т.д.)
Про озеро
В дремучем лесу жило озеро.
Рядом с ним жил(и) сердитый(ые) медведь(и) и зубастый(ые)
волк(и). Но озеро никого не боялось, потому что было большое и
глубокое.
2. – Прочитайте слова в рамке на с. 149.
– Как называются эти слова? (Синонимы.)
– Какие из них можно употребить, сказав о лесе (все), о роще (не
подходят эти признаки).
Упр. 183 выполняется по заданию.
3. Упражнение в разборе слов по составу.
а) Комментированный разбор слов в упр. 183. (Выделяем окончание,
изменяя слово, затем отделяем основу от окончания.)
Для правильного выделения частей внутри основы необходимо
установить, от какого слова и с помощью чего образовано каждое
слово. (От слова (основы) зуб с помощью суффиксов аст, н, к.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
© ООО «Баласс», 2013
5– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
4 4
– Как найти в слове окончание? Ответ начните так: «Чтобы найти…»
Выполните задание 3, тема 5 в рабочей тетради. Свой выбор правильного
варианта объясните, опираясь на приведённый алгоритм.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 1, с. 162.
2. Задания № 2, 4, тема 5 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
– Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.
© ООО «Баласс», 2013
6