Развитие умения находить в слове окончание

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Графический диктант. – Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки. 1. Изменяемая часть слова – это … 2. Часть слова без окончания – это … 3. Разделительный ъ пишется после… 4. В слове переходы ход- является …, а -ы – это … – Сравните свои ответы с правильными на доске (слайде).
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur58_+.doc
ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА Русский язык Урок 58 (52). Тема: Развитие умения находить в слове окончание Цель:    –  развитие   умений   изменять   слова,   находить   окончание   и   основу   в   словах   разных   частей   речи   (существительных, прилагательных, глаголах), графически их обозначать. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3 4  1. Словарный диктант. – Почему эти плоды получили такие названия? Запишите слово, а рядом, в скобках, ключевое слово, объясняющее название. Черника (чёрная), костяника (косточка), ежевика (ёж), земляника (около земли), малина (маленькая). – На что похожи ягоды черёмухи? Как слово может помочь запомнить его написание? (Чёрная муха – черёмуха.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2013 1учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Методическая рекомендация: обращаем внимание учителей, что это просто   мнемонический   приём   –   способ   запоминания,   а   никак   не объяснение этимологии слова! – Запишите слово черёмуха, подчеркните букву гласного, которую надо запомнить. – Запишите по памяти первое предложение из стихотворения С. Есенина «Черёмуха» (упр. 178). Это интересно: в польском языке есть слово прыгун. Как вы думаете, кто это такой? Это заяц. – Назовите однокоренные слова, запишите их. Заяц, заячья, заюшка, зайчонок, зайчатина. – Когда так говорят? Убить двух зайцев – выполнить одновременно два дела. Заячья душа – о трусливом, робком человеке. – Запишите пословицу со словом заяц.  Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Хорош заяц белый, а охотник – смелый. – Назовите окончания и основу в словах черёмуха, заяц: 2. Графический диктант. – Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки. 1. Изменяемая часть слова – это … 2. Часть слова без окончания – это … © ООО «Баласс», 2013 23. Разделительный ъ пишется после… 4. В слове переходы ход­ является …, а ­ы – это … – Сравните свои ответы с правильными на доске (слайде). Учитель открывает запись: II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1 3 3  –  На основе двух первых схем сформулируйте цель урока. (Научиться выделять окончание и основу в слове.) – Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? – Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 3IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  1 3 5 1 3  1. Работа в учебнике. 1.  Упр.   181   –   развивается   умение   подбирать   нужные   окончания   в словах.   Задание   ученики   выполняют   самостоятельно.   Проверка коллективная. Упр.   182   –   развивается   умение   устанавливать   смысловую   и грамматическую   связь   в   предложениях   и   тексте.   Коллективный разбор, самостоятельная запись второго текста. а) Работа над текстом «Солнечные зайчики». –  Прочитайте   предложения.   Можно   ли   назвать   их   настоящими предложениями? (Нет. Нарушен порядок слов в предложениях, нет связи между словами.) –  Соберите   «рассыпанные»   предложения.   Получится   текст?   Почему? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, записаны по порядку, есть тема.) – Как вы думаете, почему солнечные блики люди назвали зайчиками? б) Работа над текстом «Про озеро». – Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст? (Установить   правильный   порядок   слов   в   предложениях,   вставить окончания.) –  Определите,   об   одном   или   о   нескольких   озёрах   идёт   речь,   и   в зависимости от этого выберите окончания. – Какое слово во втором предложении подскажет нам, о скольких озёрах идёт речь? (Слово с ним, значит, оно одно, озеро.) – Какой вариант выбираем в названии? (Про озеро.) – Какие окончания допишем? (Жило озеро.) – В каком предложении возможны варианты окончаний? (Во 2­м: жил и Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 4сердит ые медвед и и зубаст ые волк и / жил сердит ый медведь   и зубаст ый волк   .) – Вставьте в текст нужные окончания и запишите этот текст в тетрадях. – Выделите окончания. – Назовите, какие окончания вы выделили в словах­названиях действий и словах­названиях признаков. – Как доказать, что в словах это действительно будет окончание? (Нужно   изменить   слова   –  жило,   жила,   жили;   боялось,   боялась, боялись; сердитый, сердитого и т.д.) Про озеро В дремучем лесу жило озеро. Рядом   с   ним   жил(и)   сердитый(ые)   медведь(и)   и   зубастый(ые) волк(и).   Но   озеро   никого   не   боялось,   потому   что   было   большое   и глубокое. 2. – Прочитайте слова в рамке на с. 149. – Как называются эти слова? (Синонимы.) –  Какие   из   них   можно   употребить,   сказав   о   лесе   (все),   о   роще   (не подходят эти признаки). Упр. 183 выполняется по заданию. 3. Упражнение в разборе слов по составу. а)  Комментированный разбор слов в упр. 183. (Выделяем окончание, изменяя слово, затем отделяем основу от окончания.) Для   правильного   выделения   частей   внутри   основы   необходимо установить, от какого слова и с помощью чего образовано каждое слово. (От слова (основы) зуб­ с помощью суффиксов ­аст­, ­н­, ­к­.) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): © ООО «Баласс», 2013 5– Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 –  Как найти в слове окончание? Ответ начните так: «Чтобы найти…» Выполните задание 3, тема 5 в рабочей тетради. Свой выбор правильного варианта объясните, опираясь на приведённый алгоритм. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 1, с. 162. 2. Задания № 2, 4, тема 5 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также