Развитие умения находить в слове окончание и основу

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur60_+.doc
Русский язык ОСНОВА СЛОВА И ОКОНЧАНИЕ Урок 60 (54). Тема: Развитие умения находить в слове окончание и основу Цель:   – развитие умений работать со схемами состава слова, подбирать слова к схемам, выделять основу и окончания, части слов (морфемы) внутри основы. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   1.  Словарная работа. 1. – Запишите буквы слова хозяин в столбик. На каждую букву запишите 2–3 однокоренных слова, написание которых надо запомнить. Подчеркните эти буквы. х – хоккей, хоккеист, хоккейная о – орех, ореховый з – заяц, заячий Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2013 1учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. я – яблоня, яблонька и – иллюстрация, иллюстратор н – народ, народная – Выделите основу в словах, называющих предметы. 2.   –  Подберите   однокоренные   слова   к   слову  хозяин.   Воспользуйтесь подсказкой на с. 163. Запишите эти слова. Какую орфограмму в них нужно подчеркнуть? 2. Проверка домашнего задания. 1. Устный опрос. Класс   делится   на   две   группы.   Одна   будет   задавать   вопросы   по изученному материалу, а другая – отвечать на них. Примерные вопросы: – Что такое основа слова? окончание? – Чем основа отличается от окончания? – Всегда ли основа состоит только из корня? Покажите на примерах. – Как нужно действовать, чтобы найти в слове основу? Можно   предложить   детям   сформулировать   вопросы   так,   чтобы можно   было   ответить  да  или  нет  (см.   урок   57,   заключительный этап). 2. Проверка домашнего задания (упр. 3, 4). – Какие слова вы записали в каждой группе? – Есть ли среди них слова с одинаковыми основами? – Подберите свои примеры слов с одинаковыми основами. Что для этого нужно сделать? (Изменить окончание.) –  В каком варианте встретилось сложное слово? Почему оно сложное? Назовите эти корни. –  Какое   слово   в  задании   № 7  в  рабочей  тетради  оказалось   лишним? © ООО «Баласс», 2013 2Почему? (Это другое слово, однокоренное, а остальные – формы слова дубрава.) –  Почему не является формой слова  трава  слово  на травке  (задание № 1 в рабочей тетради)? (Это новое слово, в нём есть суффикс.) 3. П. Выполнение задания № 9, тема 5 в рабочей тетради. (На оценку возможно использовать как индивидуальное задание во время устного опроса и проверки домашнего задания.)  1  3  3  –  Посмотрите   упр.   5,   с.   163   (упражнения   для   работы   дома)   и сформулируйте цель урока. (Учиться подбирать слова к схемам.) –  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? –  Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  3  5  3  1. Работа в учебнике. 1. Работа по учебнику. а) Упр. 190. Первый «шаг» в задании выполняется коллективно. Затем ученики самостоятельно записывают слова, выделяют окончание и основу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  © ООО «Баласс», 2013 3Взаимопроверка. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. б) Упр. 191. Составление слов по схемам, разбор слов по составу. Выполняется коллективно. Ученики рассматривают первую схему.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – Основа этого слова состоит только из корня крас­, есть ещё окончание. Это слово  краса. Основа 2­го слова состоит из корня и суффикса, в слове есть окончание. Это слово краска, красивый. В 3­м слове в основе добавляется ещё и приставка: покраска, раскраска. в) Упр. 192. Составление слов по схемам с заданным корнем. Выполняется самостоятельно на оценку. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма © ООО «Баласс», 2013 4самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Дополнительно:   предупредительный   диктант   со   зрительной 2. подготовкой. Упр. 129 («Дидактический материал»). Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. VΙ . Итог урока. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  4 – Составьте слово по подсказкам: а) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трёх частей. © ООО «Баласс», 2013 5Каких? (Приставки, корня, суффикса.) Составьте схему слова. б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука  [э], которые обозначены буквой е; суффикс тот же, что в слове травка. в) Окончание – 1­я буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите по составу. (Пере/мен/к/а) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1.  Н.  Задание № 8, тема 5 в рабочей тетради. А также задание  № 9 в рабочей тетради (для тех, кто не работал с ним на уроке). П. Задание № 10, тема 5 в рабочей тетради. 2. Составьте загадку о слове (по образцу загадки к слову  переменка). (По желанию.) Деятельность учеников:  – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также