Игра «Кольцовка слов».
– Откройте учебник на с. 166. Что перед вами? (Толковый словарь.)
– Что можно из него узнать? (Что обозначает слово). А сейчас мы с вами поиграем со словами из этого словаря: кто больше подберёт слов.
Я называю слово аромат, следующее слово должно начинаться на последнюю букву и т.д. Внимание! В игре участвуют только слова, написание которых надо запомнить.
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС.
Урок 62 (56).
Тема: Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова
Цель:
– систематизация знаний о составе слова в виде схемы, овладение умением соотносить слова и схемы;
– развитие чувства языка на основе умений устанавливать смысловые связи между словами, выделять значимые элементы
в структуре слова, обогащающие значение слова новыми оттенками.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
Языковая разминка. Словарная работа.
Игра «Кольцовка слов».
– Откройте учебник на с. 166. Что перед вами? (Толковый словарь.)
– Что можно из него узнать? (Что обозначает слово). А сейчас мы с вами
поиграем со словами из этого словаря: кто больше подберёт слов.
Я называю слово аромат, следующее слово должно начинаться на
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2013
1последнюю букву и т.д. Внимание! В игре участвуют только слова,
написание которых надо запомнить.
– Какие же это слова? (Словарные, с непроверяемыми написаниями.)
Это могут быть слова с орфограммаминепроверяемыми буквами как
гласных, так и согласных. Игра продолжается до тех пор, пока есть
слова на нужную букву.
Примечание: если слово оканчивается на букву й, ы (с ы слова не
начинаются), то нужно выбрать предшествующую ей букву.
– Итак, записываем слово аромат. Нужно написать как можно больше
слов, пока будут слова, начинающиеся на нужную букву. (Аромат,
тролль, лесть, террариум, мусс.)
1 3 3
На доске записаны ключевые слова темы: суффикс, значение, части
слова.
– Сформулируйте тему урока. (Суффикс.)
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
1. Находить суффикс в слове.
2. Определять его значение.
3. Выделять другие части слова.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие новых
знаний.
© ООО «Баласс», 2013
2IIΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
3 5 3
1. Упражнения в выделении суффикса в словах.
1. Упр. 196 – развивается умение образовывать слова с помощью
суффиксов.
Соревнование: кто больше запишет слов с корнем кот. Запись слов
на доске, разбор их по составу.
Упр. 197 – развиваются навыки анализа структуры слов с
2.
ласкательным значением (на фольклорном материале).
– Чем отличаются слова корова – коровушка, Бурёнка – Бурёнушка?
(Значением ласкательности.)
– Есть ли в этих словах значение уменьшительности? (Нет.)
– Какая часть слова передаёт значение ласкательности? (Суффикс
ушк.) Назовите ещё слова с таким же суффиксом. (Крапивушка,
волюшка.) Выпишите их и разберите по составу.
– Какую роль выполняют в них суффиксы? (Придают оттенок нежности,
задушевности, ласки.)
3. Самостоятельная работа.
Выполнение заданий № 1–3, тема 6 в рабочей тетради. Самооценка с
помощью ключей в приложении. Задайте вопросы к заданиям,
вызвавшим затруднение.
4. Запись под диктовку. Подчёркивание орфограмм.
Крошечная ночная звёздочка заглянула в окошко маленького домика и
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
3успокоила гномика.
– Разберите по составу слово:
I вариант: домика.
II вариант: гномика.
– Сравните схемы этих слов. Что можно сказать?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Обобщение знаний о частях слова, развитие умений.
1. Беседа по вопросам на с. 157.
– Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд – словесный.
Посмотрите на нумерацию вагонов. О чём она говорит?
– Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний
вагонокончание прицеплен за крючок?
– Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути?
2. Упр. 198 – развивается умение соотносить слова и схемы состава
слов. Сначала ученики работают самостоятельно в учебнике
© ООО «Баласс», 2013
4простым карандашом – разбирают по составу слова, находят
соответствующий «поезд» и соединяют их линией. Затем
коллективно проверяют правильность выполнения и записывают
слова в тетрадь, подчёркивают и устно объясняют орфограммы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
4 4
– Однажды произошла путаница. Суффиксы и приставки перепутали
свои места, и получились неизвестные слова. Помогите всем частям
слова найти свои места.
клеспрои прискморий ушкизба
VΙ . Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013
5(пролески) (приморский) (избушка)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 5, с. 163.
2. Задание № 4, тема 6 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
– Выделять в слове все части, действовать по алгоритму.
© ООО «Баласс», 2013
6