Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра «Кольцовка слов». – Откройте учебник на с. 166. Что перед вами? (Толковый словарь.) – Что можно из него узнать? (Что обозначает слово). А сейчас мы с вами поиграем со словами из этого словаря: кто больше подберёт слов. Я называю слово аромат, следующее слово должно начинаться на последнюю букву и т.д. Внимание! В игре участвуют только слова, написание которых надо запомнить.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur62_+.doc
Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС. Урок 62 (56). Тема: Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова Цель:   – систематизация знаний о составе слова в виде схемы, овладение умением соотносить слова и схемы;  – развитие чувства языка на основе умений устанавливать смысловые связи между словами, выделять значимые элементы в структуре слова, обогащающие значение слова новыми оттенками. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4  Языковая разминка. Словарная работа. Игра «Кольцовка слов». – Откройте учебник на с. 166. Что перед вами? (Толковый словарь.) – Что можно из него узнать? (Что обозначает слово). А сейчас мы с вами поиграем со словами из этого словаря: кто больше подберёт слов.  Я   называю   слово  аромат,   следующее   слово   должно   начинаться   на Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. © ООО «Баласс», 2013 1последнюю   букву   и   т.д.   Внимание!   В   игре   участвуют   только   слова, написание которых надо запомнить. –  Какие же это  слова? (Словарные, с непроверяемыми  написаниями.) Это  могут  быть  слова с орфограммами­непроверяемыми   буквами как гласных,  так   и   согласных.   Игра   продолжается   до   тех   пор,   пока   есть слова на нужную букву. Примечание: если   слово  оканчивается  на букву  й,  ы  (с  ы  слова  не начинаются), то нужно выбрать предшествующую ей букву. – Итак, записываем слово  аромат. Нужно написать как можно больше слов,   пока   будут   слова,   начинающиеся   на   нужную   букву.   (Аромат, тролль, лесть, террариум, мусс.)  1  3  3  На доске записаны ключевые слова темы:  суффикс, значение, части слова. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) План. Учитель вместе с детьми составляет план. 1. Находить суффикс в слове. 2. Определять его значение. 3. Выделять другие части слова. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. © ООО «Баласс», 2013 2IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  3  5  3  1. Упражнения в выделении суффикса в словах. 1.  Упр.   196   –   развивается   умение   образовывать   слова   с   помощью суффиксов. Соревнование: кто больше запишет слов с корнем  кот­. Запись слов на доске, разбор их по составу.  Упр.   197   –   развиваются   навыки   анализа   структуры   слов   с 2. ласкательным значением (на фольклорном материале). –  Чем отличаются слова  корова  –  коровушка,  Бурёнка – Бурёнушка? (Значением ласкательности.) – Есть ли в этих словах значение уменьшительности? (Нет.) – Какая часть слова передаёт значение ласкательности? (Суффикс ­ушк­.)   Назовите   ещё   слова   с   таким   же   суффиксом.   (Крапивушка, волюшка.) Выпишите их и разберите по составу. – Какую роль выполняют в них суффиксы? (Придают оттенок нежности, задушевности, ласки.) 3. Самостоятельная работа. Выполнение заданий № 1–3, тема 6 в рабочей тетради. Самооценка с помощью   ключей   в   приложении.   Задайте   вопросы   к   заданиям, вызвавшим затруднение. 4. Запись под диктовку. Подчёркивание орфограмм. Крошечная ночная звёздочка заглянула в окошко маленького домика и Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2013 3успокоила гномика. – Разберите по составу слово: I вариант: домика. II вариант: гномика. – Сравните схемы этих слов. Что можно сказать? Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Обобщение знаний о частях слова, развитие умений. 1. Беседа по вопросам на с. 157. – Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд – словесный. Посмотрите на нумерацию вагонов. О чём она говорит? – Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон­окончание прицеплен за крючок? – Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? 2. Упр. 198 – развивается умение соотносить слова и схемы состава слов.   Сначала   ученики   работают   самостоятельно   в   учебнике © ООО «Баласс», 2013 4простым   карандашом   –   разбирают   по   составу   слова,   находят соответствующий   «поезд»   и   соединяют   их   линией.   Затем коллективно   проверяют   правильность   выполнения   и   записывают слова в тетрадь, подчёркивают и устно объясняют орфограммы. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)  4  4 –  Однажды   произошла   путаница.   Суффиксы   и   приставки   перепутали свои   места,   и   получились   неизвестные   слова.   Помогите   всем   частям слова найти свои места. клеспрои               прискморий                 ушкизба VΙ . Итог урока. © ООО «Баласс», 2013 5(пролески)           (приморский)              (избушка) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 5, с. 163. 2. Задание № 4, тема 6 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  – Выделять в слове все части, действовать по алгоритму. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также