Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний.
– Осмысление нового понятия – антонимы, выявление их признаков, развитие умений находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам.
– Дальнейшее овладение русским языком на основе освоения новой лексической группы – антонимов, выявления роли антонимов в речи.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ
ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Урок 100 (90).
Тема: Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами
– Развитие умений писать слова с орфограммойбуквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать
эту орфограмму и объяснять выбор написаний.
– Осмысление нового понятия – антонимы, выявление их признаков, развитие умений находить антонимы в тексте,
подбирать антонимы к словам.
– Дальнейшее овладение русским языком на основе освоения новой лексической группы – антонимов, выявления роли
антонимов в речи.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Письмо по памяти.
Упр. 334. Предварительная подготовка по заданиям к упражнению.
Дополнительное задание.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
© ООО «Баласс», 2014
1– Прочитайте все имена существительные. Какая орфограмма есть в
каждом из этих слов? (Буква проверяемого согласного в конце слова.)
– Сколько значений у слова горький? (Горький на вкус и тяжёлый,
печальный.) Как называются такие слова? (Многозначными.)
– А как называются слова добрый,
милосердный? (Синонимы.)
великодушный,
сердечный,
II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
Чтение стихотворения в упр. 328.
– Найдите и выпишите из этого текста прилагательные.
– Сколько прилагательных вы выписали? (Три: хорошая, плохая,
послушная.)
– Какую букву написали в окончаниях этих прилагательных?
– Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему?
(В слове плохая окончание ударное, поэтому нет орфограммы.)
– Подумайте, можно ли както объединить эти слова? (Если
затрудняются, можно подсказать: найдите синонимы среди этих слов.)
– Почему слова хорошая и послушная синонимы? (Они называют
поведение, положительные качества девочки, но поразному.)
– А можно ли соединить слова хорошая и плохая? Объясните.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что это за слова в языке, в чём их
особенность.
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Учитель вместе с детьми составляет план.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014
2III. Открытие
знаний.
сладкий – кислый? (Они
1 3 4 2
1. Упр. 329. Наблюдение.
– Прочитайте стихотворение. Кто его автор?
– Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку –
сладким?
– Почему выделены прилагательные:
противоположны по значению.)
– Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90).
– Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении
(упр. 328)? (Хорошая – плохая.)
– Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые
называют качества человека. (Добрый – злой, смелый – трусливый,
хитрый – простодушный.)
– Выполните упр. 329 по заданию до конца.
Ученики самостоятельно списывают стихотворение, вставляют
пропущенные буквы, обозначают орфограммы на месте пропусков
букв.
– Назовите орфограммубукву безударного гласного в окончании
прилагательного. (Кислое, сладкий.)
– Как её можно проверить? (С помощью словавопроса.)
2. Выполнение задания № 5, тема 9 в рабочей тетради.
– Какой вариант окончания выбрали? Объясните.
– Подберите антоним к слову поздним (вечером).
– Запишите его. Какую букву гласного написали в окончании?
© ООО «Баласс», 2014
3IV. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. – Есть ли антонимы среди слов других частей речи?
а) Упр. 330 – развивается умение находить антонимы в тексте.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
(П. наречия).
Подчёркиваются орфограммы
Запись на доске и в тетрадях:
вдоль – поперёк
непроверяемые написания.
– Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи?
б) Отгадывание загадок. Запись антонимов и указание частей речи.
Я антоним к слову «зной»,
Я антоним к слову «лето»,
Я в реке, в тени густой
В шубу снежную одета,
И в бутылке лимонада,
Хоть люблю мороз сама,
А зовут меня – … (прохлада),
Потому что я ... (зима).
– Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы?
(Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.)
Методическая рекомендация
: приводя примеры антонимов среди
других частей речи, учителю следует отметить, что антонимы, как
и синонимы, – это слова одной и той же части речи.
Обобщающий вывод после наблюдений: зачем поэты, писатели
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
4используют антонимы в своих произведениях? (На антонимах можно
построить произведение (стихотворение), с помощью них пошутить,
загадать загадку.)
2. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова.
331 – развивается умение подбирать антонимы к
Упр.
прилагательным, писать орфограммыбуквы безударных гласных в
окончаниях прилагательных.
– Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие
у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому
значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Что такое антонимы?
– Сколько антонимов может быть у слова?
– А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного
слова.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2014
5– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 7, с. 101, знать определение антонимов (на с. 90).
2. Задание № 6, тема 9 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени
прилагательному.
Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).
© ООО «Баласс», 2014
6