Игра «Проверь свою память».
На доске записаны рифмовки. Дети читают и записывают по памяти. Слова в это время закрыты. Затем запись проверяется. Определяется тот, кто правильно запишет наибольшее количество слов.
Диван, пианино, рисунок, пион,
Ситро, лимонад, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, ужин, пример, миллион,
Природа, синица, нигде, никуда –
Все с «и» безударною пишут всегда.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Русский язык
Урок 140 (120).
Тема: Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
– Совершенствование умений составлять предложения к графическим схемам, анализировать постановку знаков
препинания на основе графических схем.
– Развитие умений расставлять знаки препинания в предложениях с однородными подлежащими и сказуемыми.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Языковая разминка. Словарная работа.
Игра «Проверь свою память».
На доске записаны рифмовки. Дети читают и записывают по памяти.
Слова в это время закрыты. Затем запись проверяется. Определяется
тот, кто правильно запишет наибольшее количество слов.
Диван, пианино, рисунок, пион,
Ситро, лимонад, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, ужин, пример, миллион,
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2014
1Природа, синица, нигде, никуда –
Все с «и» безударною пишут всегда.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
II.
Формулирование
проблемы.
III. Развитие
умений.
1 3 3
– На прошлом уроке мы много работали со схемами.
– О чём же может нам рассказать схема?
Составьте план вашего рассказа. (План может варьироваться: быть
вопросным, однословным и т.д.)
1. Схема предложения с однородными членами и без них.
2. Какие однородные члены могут быть в предложении.
3. Запятая между однородными членами.
4. Знаки препинания в конце предложений.
– Сформулируйте цель урока. (Научиться расставлять знаки препинания
между однородными членами.)
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 6 1 3
1. Работа на доске.
Два ученика выполняют на закрывающихся частях доски.
– Покажите с помощью схем распространённое и нераспространённое
предложения.
– Покажите с помощью схем предложения с однородными подлежащими и
однородными сказуемыми.
– Покажите с помощью схемы, когда не ставится запятая между
однородными членами.
Проверка с помощью класса.
2. Работа в учебнике.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
21. Упр. 432 – развивается умение читать схемы предложений, в которых
указаны второстепенные члены, и составлять по ним предложения.
– В чём отличие схем в этом упражнении от привычных для вас схем?
(Указаны вопросы, которые нужно задавать к второстепенным членам.)
Коллективно составляются предложения по всем схемам. Затем
ученики записывают свои предложения. Взаимопроверка.
2. Упр. 433 – самостоятельное составление предложений по заданным
параметрам.
Выборочная проверка учителем.
Дополнительные задания. Ученикам предлагается назвать предложения:
• с однородными подлежащими;
• с однородными сказуемыми;
• с однородными членами, соединёнными союзами.
– Какие орфограммы встретились в словах?
3. Обобщающая беседа о роли знаков препинания:
– Почему знаки препинания важны в письменной речи? Прочитайте текст в
упр. 434.
– Какова тема текста? (Роль знаков препинания в письменной речи.)
– Какова его главная мысль? (Эти знаки помогают точнее и полнее выразить и
понять смысл письменной речи.)
– Перечислите знаки препинания, которые вы знаете.
– Какие из них ставятся только в конце предложения, а какие – только внутри
предложения?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
3IV. Итог урока.
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
Задание № 2, тема 12 в рабочей тетради.
– Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Сверьте с ключом (4).
– Сколько однородных членов в записанном предложении? Какие это
однородные члены? (Сказуемые.) Назовите их.
– Почему перед последним однородным членом не ставится запятая? (Есть
союз и.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 3, с. 171.
© ООО «Баласс», 2014
4