Развитие умения видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сколько групп однокоренных слов вы выделили в упр. 1, которое выполняли дома? (2) – Прочитайте слова первой группы, затем второй. – Чем они похожи между собой? (Сходно звучат.) – Как вы поняли, что такое борозда? Бороздка? – Почему слова в каждой группе являются однокоренными? – Назовите слова из первой группы, в которых есть два безударных гласных звука. – Назовите проверочные для каждой буквы безударного гласного. – Сформулируйте задание для 2-й группы слов. 2. Проблемный вопрос: – Как вы думаете, всегда ли слово, состоящее из 3 слогов, имеет два безударных гласных в корне? (Не всегда.) (Подсказка: вспомните задание № 1 из рабочей тетради.)
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur34_+.doc
Русский язык БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Урок 34 (31). Тема: Развитие умения видеть в словах орфограммы­буквы безударных гласных Цель:    –  развитие умений видеть в словах орфограммы­буквы безударных гласных, различать в словах с двумя безударными гласными орфограммы­буквы проверяемых и непроверяемых гласных, писать слова с этими орфограммами, подбирать проверочные слова, где это необходимо. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4 5  1. Словарная работа.  – Найдите лишнее слово: Абрикос, дельфин, вокзал, чемодан, молодёжь, характер. – Почему слово молодёжь лишнее? (Буквы безударных гласных в корне Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2013 1делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. можно проверить.) – Подберите проверочные слова. (Устно объясняют: молод, моложе.) –  Что   объединяет   остальные   слова?   (В   них   есть   орфограмма­ непроверяемая буква безударного гласного, это словарные слова.) –  Запишите   словарные   слова   с   предлогами.   Предлоги   не   должны повторяться. Орфограммы обозначьте. –  Какие   ещё   орфограммы,   кроме   букв   безударных   гласных,   вы подчеркнули? (Дельфин, вокзал, абрикос.) 2. Проверка домашнего задания. 1. – Сколько групп однокоренных слов вы выделили в упр. 1, которое выполняли дома? (2) – Прочитайте слова первой группы, затем второй. – Чем они похожи между собой? (Сходно звучат.) – Как вы поняли, что такое борозда? Бороздка? – Почему слова в каждой группе являются однокоренными? –  Назовите   слова   из   первой   группы,   в   которых   есть   два   безударных гласных звука. – Назовите проверочные для каждой буквы безударного гласного. – Сформулируйте задание для 2­й группы слов. 2. Проблемный вопрос: –  Как вы думаете, всегда ли слово, состоящее из 3 слогов, имеет два безударных гласных в корне? (Не всегда.) (Подсказка: вспомните задание № 1 из рабочей тетради.) –  В каком слове из задания № 1, тема 3 в рабочей тетради есть два безударных гласных в корне? (Ветерок.) –  Докажите, что в других словах этого задания нет двух безударных гласных в корне. Что для этого нужно сделать? (Поставить ударение и © ООО «Баласс», 2013 2II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Поиск решения.  выделить корень.) –  Почему не подходит слово  грузовик? (Корень  груз, один безударный гласный.) – Вечерний? (Корень вечер­, один гласный в корне безударный, другой – ударный.) – Прочитал? (Корень чит­, один безударный гласный в корне.) 1 3 3  – На основе выполненных заданий запишите в виде схемы тему урока.     / __    __ – Спрогнозируйте цель и задачи урока. (Будем учиться выделять корень, находить   слова   с   двумя   безударными   гласными   в   корне,   подбирать проверочные слова, правильно писать слова, в которых есть безударные гласные в корне.) – Сформулируйте тему урока. (Правописание букв безударных гласных в корне слова.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. IIΙ . Развитие  умений –  применение  1 3 4 1 Работа в учебнике. а)  Упр.   104   –   совершенствуются   умения   находить   слова   с   двумя безударными  гласными в корне, находить среди  однокоренных слов Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  © ООО «Баласс», 2013 3соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. знания.  проверочные   для   каждой   буквы   безударного   гласного,   графически обозначать орфограммы. Выполняется под руководством учителя. – Прочитайте первую группу слов. Однокоренные ли это слова? Почему? –  Все   ли   слова   вам   понятны?   Где   можно   получить   информацию   о значении   слов  сокольничий  и  Сокольники?   (Работа   с   толковым словарём в учебнике на с. 170.) – Выделите корень. – Поставьте ударение. –  В каких словах в корне есть два безударных гласных? (Соколиная, соколята.) – Каким словом проверим первый безударный гласный? (Сокол.) Второй гласный? (Соколик, сокольничий, Сокольники.) – Прочитайте задание ещё раз и расскажите, как надо оформить записи в тетради.   (Сокол,   соколиная,   соколята,   соколик,   сокольничий, Сокольники  –   ставится   ударение,   выделяется   корень,   одной   чертой подчёркивается   буква   безударного   гласного,   двумя   –   буква   ударного гласного.) Со   2­й   группой   слов   работают   самостоятельно.   Один   ученик выполняет   на   закрытой   части   доски.   Коллективно   проверяется правильность графического обозначения орфограмм. б)  Упр.   105   –   развивается   умение   видеть   слова   с   изученными орфограммами   в   тексте,   называть   эти   орфограммы,   объяснять написание. Можно предложить записать не весь текст, а ответы на вопросы и выписать слова с изученными орфограммами. I вариант. Что означает слово сокол? II вариант. Как сокол охотится? © ООО «Баласс», 2013 4III вариант. Что узнали о соколиной охоте? Два ученика на доске выписывают группы однокоренных слов. Проверка   коллективная.   (Сокол,   соколиная.   Охота,   охотничья. Искать, отыскивать (учитель может сделать подсказку). Следить, преследует.) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. в)  Упр.   106   –   развивается   умение   писать   слова   с   двумя орфограммами­буквами безударных гласных в корне слова, различать проверяемые и непроверяемые написания. Методическая   рекомендация:  на   повышенном   уровне   учитель может предложить  разделить  слова с пропущенными буквами на три   группы,   объяснить   причину   деления   (с   одним   безударным гласным   в   корне,   с   безударными   гласными,   где   обе   буквы проверяемые, с двумя безударными гласными в корне, буква одного из которых является непроверяемой). Комментированное письмо. г)  Упр. 107 – развивается умение различать слова с одним и двумя безударными   гласными   в   корне,   проверяемые   и   непроверяемые © ООО «Баласс», 2013 5написания. Выполняется самостоятельно. д)  Упр.   108.   Можно   выполнить   по   заданию   в   форме   эстафеты между рядами. Один ученик записывает фамилию, передаёт листок другому.   Проверка:   зачитываются   фамилии,   которые   записали ученики   первого   ряда,   они   называют   корень   в   этих   словах   и   букву безударного гласного. Если эта фамилия встречается в записи других рядов,   то   она   вычёркивается.   У   кого   больше   осталось   фамилий, записанных правильно, тот ряд и победил. е)  Упр. 109 – развиваются умения анализа текста с точки зрения содержания, структуры, языковых особенностей. Коллективная   работа   по   вопросам   в   задании.   Самостоятельная запись   текста,   выделение   знакомых   орфограмм.   Взаимопроверка   в парах. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.   – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) © ООО «Баласс», 2013 6VΙ . Итог урока. Выполнение задания № 2, тема 3 в рабочей тетради. –  Выберите   нужный   вариант   ответа.   (3.)   Сравните   с   ключом   в приложении. –  Докажите,   что   в   выбранном   вами   слове   два   безударных   гласных   в корне и что обе буквы гласных звуков – проверяемые.  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 2, с. 101. Деятельность учеников:  – Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также