Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Оценка 4.6

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
22.07.2018
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Общеобразовательная программа «Я-исследователь» с курсом «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет. Каждое занятие тетрадей «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочие тетради. 1, 2, 3, 4 класс. – М: РОСТ, 2013 г.) поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.Активное использование метода проекта в программе способствует вовлечению учащихся в проектную деятельность, как наиболее эффективный способ формирования всех видов УУД во внеурочной деятельности учащихся в свете введения ФГОС нового поколения; использованию педагогических технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному творческому познанию, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Развитие УУД мл. школьников .docx
1 Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я ­ исследователь» Для   развития   интеллектуального   и   творческого   потенциала   каждого ребёнка   нужно   использовать   новые   образовательные   педагогические   и информационные   технологии,   тем   самым   вовлекая   каждого   ученика   в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Общеобразовательная программа  «Я­исследователь» с  курсом «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно­исследовательской деятельности для детей 6­10 лет. Каждое   занятие   тетрадей   «Учусь   создавать   проект»  (Сизова   Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочие тетради. 1, 2, 3, 4 класс. – М: РОСТ, 2013 г.) поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта,   познакомит   с   проектной   технологией,   с   алгоритмом   построения проекта   и   с   правилами   публичного   выступления   перед   незнакомой аудиторией.  Программа актуальна, т. к. в современной школе возрастает значимость подготовки   ребенка   к   самостоятельной   исследовательской   деятельности.  Условия современного общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным,   умения   решать   проблемы   в   различных   сферах деятельности,   а   значит,   умения   ставить   цель   и   добиваться   ее,   правильно планируя   и   организуя   свою   деятельность.   Значительное   место   в  педагогической   практике   уделяется   организации   исследовательской деятельности   младших   школьников,   как   на   уроках,   так   и   во   внеурочное время. Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие  развитию их исследовательских умений.                                                       2 Задачи:  сформировать представление об исследовании;  развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;  развивать у детей умение работать с различными источниками информации;  развивать творческие способности, мышление, кругозор детей. Результаты обучения. Личностные результаты и универсальные учебные действия Личностные Регулятивные • осознавать себя ценной  • определять цель учебной  Познавательные • предполагать, какая  Коммуникативные • организовывать  частью  большогоразнообразного  деятельности с помощью учителя  и самостоятельно, искать средства информация нужна; • отбирать необходимые  взаимодействие в группе  (распределять роли,  мира; • испытывать чувство  её осуществления; • учиться обнаруживать и  словари, энциклопедии,  справочники, электронные  договариваться друг с  другом и т.д.); гордости за красоту родной  природы, свою малую  формулировать учебную  проблему, выбирать тему проекта; диски; • сопоставлять  и отбирать  •  предвидеть  (прогнозировать)  Родину, страну; • составлять план выполнения  информацию, полученную  последствия 3 • формулировать самому  задач, решения проблем  из  различных источников  коллективных решений; простые правила поведения в  природе; творческого и поискового  характера, выполнения проекта  (словари, энциклопедии,  справочники, электронные  • оформлять свои мысли  в устной и письменной  • осознавать себя  гражданином России; совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои  диски, сеть Интернет); • выбирать основания для   речи с учётом своих  учебных и жизненных  • объяснять, что связывает  тебя с историей, культурой,  действия с целью и, при  необходимости, исправлять  сравнения, классификации  объектов; речевых ситуаций, в том  числе с применением  судьбой твоего народа и всей  России; ошибки; • работая по составленному плану, • устанавливать аналогии и  причинно­следственные  средств ИКТ; • при необходимости  • искать свою позицию в  многообразии общественных  использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства  связи; • выстраивать логическую  отстаивать свою точку  зрения, аргументируя ее;  и мировоззренческих  позиций, эстетических и  (справочная литература, сложные  приборы, средства ИКТ); цепь рассуждений; • представлять  учиться подтверждать  аргументы фактами; культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • в ходе представления проекта  учиться давать оценку его  информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,  • слушать других,  пытаться принимать  • вырабатывать в  противоречивых  результатов; • понимать причины своего  в том числе с применением  средств ИКТ. другую точку зрения,  быть готовым изменить  конфликтных ситуациях  неуспеха и находить способы  свою точку зрения. правила поведения. выхода из этой ситуации. 4 5 Любая   учебная   и   проектно­исследовательская   деятельность     требует особой   системы   поддержки   и   контроля   качества.   Она   предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Этапы проектно­исследовательской деятельности: ­развитие исследовательских способностей В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно: ­видеть проблемы;  ­ставить вопросы; ­выдвигать гипотезы; ­давать определение понятиям; ­классифицировать; ­наблюдать; ­проводить эксперименты; ­делать умозаключения и выводы; ­структурировать материал; ­готовить тексты собственных докладов; ­объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование   данного   учебного   материала   осуществляется   по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу. ­самостоятельная работа над проектом Основное содержание работы ­ проведение учащимися самостоятельных исследований   и   выполнение   творческих   проектов.   Этот   этап   выступает   в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень 6 самостоятельности   ребенка   в   процессе   проектно­исследовательской деятельности постепенно возрастает.  ­оценка успешности проектной деятельности Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для   управления   процессом   решения   задач   проектно­исследовательского обучения   (мини­курсы,   конференции,   защиты   исследовательских   работ   и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику   презентаций   результатов   собственных   исследований,   овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Ребенок   на   кружке   «Я   –   исследователь»   составляет   свое портфолио. Оно   способствует   повышению   самооценки   ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.  Для   оценки   эффективности   занятий   можно   использовать   следующие показатели: ­ умение выделить проблему; ­ умение поставить цель исследования; ­ умение сформулировать гипотезу; ­ умение выделить объект исследования; ­ умение определить предмет исследования; ­ умение описать параметры и критерии предмета исследования; ­ умение подобрать соответствующие методы исследования; ­ умение подобрать инструментарий; ­ умение осуществить анализ результатов; ­ умение оценивать промежуточные и конечные результаты; 7 ­   степень   помощи,   которую   оказывает   взрослый   при   выполнении проекта; ­   поведение   учащихся   на   занятиях:   живость,   активность, заинтересованность; ­результаты   выполнения   тестовых   заданий,   при   выполнении   которых выявляется степень самостоятельности выполнения. Важнейшую   роль   в   осуществлении   аналитико­проектировочной деятельности играет мониторинг (используются  диагностики по методикам Александровской Э.М., Ясюковой Л.А. и др.), который является системой организации, сбора, хранения обработки и распространения информации по обследуемой проблеме. В   условиях личностно   ­   ориентированного   обучения   учитель приобретает   иную   роль   и   функцию   в   учебном   процессе.   Он   расширяет   и преобразует   личный   опыт   обучающихся,   управляет   процессом   учения, формирует потребность в знаниях и умениях, умело  выстраивает  субъект­ субъектные отношения с обучающимися. При этом руководящая роль учителя скрыта   для   ученика,   а   ведущими   методами   становятся   совместные обсуждения, поиск, открытия.  Развитие   творческого   мышления   и   самостоятельности   младших школьников через проектную деятельность способствует повышению уровня обученности по предметам. Осознание учащимися своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебные задачи, определять цель работы во внеурочное время. На   занятиях   кружка   «Я   –   исследователь»   через   проектную деятельность:   открываются возможности преобразования жизненного опыта; стимулируются   творчество   и   самостоятельность,   потребность   в самореализации, самовыражении; 8     выводится   процесс   обучения   и   воспитания   из   стен   школы   в окружающий мир; реализуется   принцип   сотрудничества   учащихся   и   взрослых   через групповые и коллективные формы взаимодействия; учитель ведёт учащихся по ступенькам личностного роста от проекта к проекту; в   течение   этого   времени   учащиеся   познают   мир,   делают   открытия, удивляются,   разочаровываются,   совершают   ошибки,   исправляют   их, приобретают   опыт   общения;   каждый   из   них   идёт   своим   путём   открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе делают одно дело: учатся и учат друг друга. Исследовательское   поведение   создаёт   надёжный   фундамент   для постепенного   преобразования   процессов   обучения   и   развития   в   процессы   Самостоятельную   исследовательскую самообучение   и   саморазвитие. деятельность ребёнка нужно рассматривать как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Активное   использование   метода   проекта   в   программе   способствует вовлечению учащихся в проектную деятельность, как наиболее эффективный способ   формирования   всех   видов   УУД   во   внеурочной   деятельности учащихся   в   свете   введения   ФГОС   нового   поколения;   использованию педагогических   технологий,   позволяющих   перейти   от   информативного   творческому   познанию,   с   целью   повышения обучения   к   активному   эффективности учебно­воспитательного процесса. 9 Литература o Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.— М.: Просвещение, 2008; o Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. ­  Волгоград: Учитель, 2014; o Засоркина   Н.   В.   и   др.Метод   проектов   в   начальной   школе:   система реализации.­ – Волгоград: Учитель, 2012; o Кривобок Е, В,, Саранюк О. Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2014; o Олейник О. В., Кабанюк Л. П. «Проектная деятельность».­ М: ВАКО, 2014; o Сизова Р. И. Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса.­ М : РОСТ, 2013 год; o Сизова Р. И. Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь.1,2,3,4 класс­ М : РОСТ, 2013 год; o Под   редакцией   Шумаковой   Н.   Б.   Развитие   исследовательских   умений младших школьников.­ М:Просвещение, 2011; o Шатилова   М.  Ю.  и   др.  Проектирование   в   начальной   школе:   от   замысла   к реализации. – Волгоград: Учитель, 2013. 10

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2018