Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
22.07.2018
Общеобразовательная программа «Я-исследователь» с курсом «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет. Каждое занятие тетрадей «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочие тетради. 1, 2, 3, 4 класс. – М: РОСТ, 2013 г.) поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.Активное использование метода проекта в программе способствует вовлечению учащихся в проектную деятельность, как наиболее эффективный способ формирования всех видов УУД во внеурочной деятельности учащихся в свете введения ФГОС нового поколения; использованию педагогических технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному творческому познанию, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Развитие УУД мл. школьников .docx
1
Развитие универсальных учебных действий младших школьников
по программе внеурочной деятельности «Я исследователь»
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого
ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и
информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в
активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная
технология.
Общеобразовательная программа «Яисследователь» с курсом «Учусь
создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий
по проектноисследовательской деятельности для детей 610 лет.
Каждое занятие тетрадей «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И.,
Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочие тетради. 1, 2, 3, 4 класс. – М:
РОСТ, 2013 г.) поможет детям шагать по ступенькам создания собственного
проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения
проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой
аудиторией.
Программа актуальна, т. к. в современной школе возрастает значимость
подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.
Условия современного общества требуют от каждого человека умения быть
самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах
деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно
планируя и организуя свою деятельность. Значительное место в
педагогической практике уделяется организации исследовательской
деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное
время. Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия,
способствующие развитию их исследовательских умений.
2
Задачи:
сформировать представление об исследовании;
развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Результаты обучения. Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
• осознавать себя ценной
• определять цель учебной
Познавательные
• предполагать, какая
Коммуникативные
• организовывать
частью
большогоразнообразного
деятельности с помощью учителя
и самостоятельно, искать средства
информация нужна;
• отбирать необходимые
взаимодействие в группе
(распределять роли,
мира;
• испытывать чувство
её осуществления;
• учиться обнаруживать и
словари, энциклопедии,
справочники, электронные
договариваться друг с
другом и т.д.);
гордости за красоту родной
природы, свою малую
формулировать учебную
проблему, выбирать тему проекта;
диски;
• сопоставлять и отбирать
• предвидеть
(прогнозировать)
Родину, страну;
• составлять план выполнения
информацию, полученную
последствия 3
• формулировать самому
задач, решения проблем
из различных источников
коллективных решений;
простые правила поведения в
природе;
творческого и поискового
характера, выполнения проекта
(словари, энциклопедии,
справочники, электронные
• оформлять свои мысли
в устной и письменной
• осознавать себя
гражданином России;
совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои
диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для
речи с учётом своих
учебных и жизненных
• объяснять, что связывает
тебя с историей, культурой,
действия с целью и, при
необходимости, исправлять
сравнения, классификации
объектов;
речевых ситуаций, в том
числе с применением
судьбой твоего народа и всей
России;
ошибки;
• работая по составленному плану,
• устанавливать аналогии и
причинноследственные
средств ИКТ;
• при необходимости
• искать свою позицию в
многообразии общественных
использовать, наряду с основными,
и дополнительные средства
связи;
• выстраивать логическую
отстаивать свою точку
зрения, аргументируя ее;
и мировоззренческих
позиций, эстетических и
(справочная литература, сложные
приборы, средства ИКТ);
цепь рассуждений;
• представлять
учиться подтверждать
аргументы фактами;
культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• в ходе представления проекта
учиться давать оценку его
информацию в виде таблиц,
схем, опорного конспекта,
• слушать других,
пытаться принимать
• вырабатывать в
противоречивых
результатов;
• понимать причины своего
в том числе с применением
средств ИКТ.
другую точку зрения,
быть готовым изменить
конфликтных ситуациях
неуспеха и находить способы
свою точку зрения. правила поведения.
выхода из этой ситуации.
4 5
Любая учебная и проектноисследовательская деятельность требует
особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает
разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Этапы проектноисследовательской деятельности:
развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны
овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского
поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по
принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей
направленности заданий они усложняются от класса к классу.
самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы проведение учащимися самостоятельных
исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в
качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень 6
самостоятельности ребенка в процессе проектноисследовательской
деятельности постепенно возрастает.
оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как
и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые
для управления процессом решения задач проектноисследовательского
обучения (миникурсы, конференции, защиты исследовательских работ и
творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы
интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить
практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть
умениями аргументировать собственные суждения.
Ребенок на кружке «Я – исследователь» составляет свое
портфолио. Оно способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
умение выделить проблему;
умение поставить цель исследования;
умение сформулировать гипотезу;
умение выделить объект исследования;
умение определить предмет исследования;
умение описать параметры и критерии предмета исследования;
умение подобрать соответствующие методы исследования;
умение подобрать инструментарий;
умение осуществить анализ результатов;
умение оценивать промежуточные и конечные результаты; 7
степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении
проекта;
поведение учащихся на занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность;
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется степень самостоятельности выполнения.
Важнейшую роль в осуществлении аналитикопроектировочной
деятельности играет мониторинг (используются диагностики по методикам
Александровской Э.М., Ясюковой Л.А. и др.), который является системой
организации, сбора, хранения обработки и распространения информации по
обследуемой проблеме.
В условиях личностно ориентированного обучения учитель
приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Он расширяет и
преобразует личный опыт обучающихся, управляет процессом учения,
формирует потребность в знаниях и умениях, умело выстраивает субъект
субъектные отношения с обучающимися. При этом руководящая роль учителя
скрыта для ученика, а ведущими методами становятся совместные
обсуждения, поиск, открытия.
Развитие творческого мышления и самостоятельности младших
школьников через проектную деятельность способствует повышению уровня
обученности по предметам. Осознание учащимися своих мотивов в учебной
деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебные
задачи, определять цель работы во внеурочное время.
На занятиях кружка «Я – исследователь» через проектную
деятельность:
открываются возможности преобразования жизненного опыта;
стимулируются творчество и самостоятельность, потребность в
самореализации, самовыражении; 8
выводится процесс обучения и воспитания из стен школы в
окружающий мир;
реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых через
групповые и коллективные формы взаимодействия;
учитель ведёт учащихся по ступенькам личностного роста от проекта к
проекту;
в течение этого времени учащиеся познают мир, делают открытия,
удивляются, разочаровываются, совершают ошибки, исправляют их,
приобретают опыт общения; каждый из них идёт своим путём открытий
незнакомого, неизведанного ранее, а вместе делают одно дело: учатся и учат
друг друга.
Исследовательское поведение создаёт надёжный фундамент для
постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы
Самостоятельную исследовательскую
самообучение и саморазвитие.
деятельность ребёнка нужно рассматривать как один из эффективных путей
развития его творческих способностей.
Активное использование метода проекта в программе способствует
вовлечению учащихся в проектную деятельность, как наиболее эффективный
способ формирования всех видов УУД во внеурочной деятельности
учащихся в свете введения ФГОС нового поколения; использованию
педагогических технологий, позволяющих перейти от информативного
творческому познанию, с целью повышения
обучения к активному
эффективности учебновоспитательного процесса. 9
Литература
o Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина
Н.Г., Молчанов С.В.. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе.— М.: Просвещение, 2008;
o Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе.
Волгоград: Учитель, 2014;
o Засоркина Н. В. и др.Метод проектов в начальной школе: система
реализации. – Волгоград: Учитель, 2012;
o Кривобок Е, В,, Саранюк О. Ю. «Исследовательская деятельность младших
школьников. – Волгоград: Учитель, 2014;
o Олейник О. В., Кабанюк Л. П. «Проектная деятельность». М: ВАКО, 2014;
o Сизова Р. И. Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие
для 3 класса. М : РОСТ, 2013 год;
o Сизова Р. И. Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь.1,2,3,4
класс М : РОСТ, 2013 год;
o Под редакцией Шумаковой Н. Б. Развитие исследовательских умений
младших школьников. М:Просвещение, 2011;
o Шатилова М. Ю. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к
реализации. – Волгоград: Учитель, 2013. 10
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Развитие универсальных учебных действий младших школьников по программе внеурочной деятельности «Я - исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.