Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
31.05.2019
Рабочая программа по развитию устной речи представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программа по развитию устной речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности ребенка, обучающегося по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс.docx
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №_____
«__» ________ 2018г.
Руководитель МО
_______ Ф.И.О.
Приложение ___
Согласовано
Заместитель директора
_______ Ф.И.О.
«__» __________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ф.И.О.,
учителя русского языка и литературы
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
для обучающегося на дому
9 класс
Ф.И. 2018 – 2019 учебный год
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Стр.
34
4
45
610
2 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для изучения «Развитие устной речи» обучающимся 9 класса
VIII вида общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида 59 классы, сборник 1 под редакцией доктора
педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС,
2011 год (раздел «Развитие устной речи» на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности).
Рабочая программа по развитию устной речи представляет собой целостный документ,
включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного
предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программа по развитию устной речи определяет содержание предмета и последовательность
его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности ребенка,
обучающегося по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности
обучающегося, способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Цельуроков по развитию устной речи: расширение активного и пассивного словарного запаса
обучающихся.
Задачи:
1 Формировать умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы.
2 Учить называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по
признакам.
3 Закреплять умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с
использованием предлогов, прилагательных и простых наречий.
4 Учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, на заданную тему (темы для
рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники).
Решение речевых задач осуществляется через постепенное усложнение материала заданий от
урока к уроку. Коррекционные и воспитательные задачи решаются благодаря совершенствованию
восприятия, памяти, мышления. Особенностью методики преподавания уроков является
комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развития
фонетического, лексического, грамматического строя речи. Основной формой является
предметные уроки, на которых учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных
чувственных восприятий. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми
предметами и явлениями природы, возбуждают интерес, стимулируют к деятельности. Усвоение
детьми знаний тесно связано с развитием на доступном уровне их познавательных способностей,
сенсорного аппарата, внимания и речи. Поэтому в программу включены экскурсии, наблюдения.
Наблюдая за предметами и явлениями, учащиеся учатся анализировать, находить сходства и
различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке. Во время практических занятий учатся
использовать в новых ситуация полученные знания. Данные уроки способствуют развитию и
3 коррекции личности умственно отсталого школьника и необходимы ему в жизни. На уроках ведется
разучивание простейших фраз, просьб, приказаний. Составление небольших рассказов по сюжетной
картине. Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд,
экскурсии, детские праздники).Рассказывание по вопросам учителя содержания просмотренного
фильма. Коллективное составление писем. Игры в магазин, справочное бюро.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные
обобщения;
знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
Основное содержание программы
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме,
размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных
признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом.
Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Сезонные изменения в природе
Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни
растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление
семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы:
потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение
фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок
Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы:
деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда
Семья
Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома.
Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание,
проветривание, хранение).
Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание
лука.Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в
пищу.Овощи и фрукты. Сравнение.
Овощи и фрукты
4 Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.Кустарники: крыжовник,
Деревья, кустарники
смородина, малина.
Комнатные растения
Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за
комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Ранние цветущие растения
Медуница, матьимачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние и дикие животные
Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.Заяц. Основные части тела,
питание, способ передвижения.Домашние и дикие животные. Сравнение.
Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую
Птицы и насекомые
пользу приносят человеку.
Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.Птицы и насекомые.
Сравнение.
Охрана здоровья.
Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход
за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и
ног.
Экскурсии, наблюдения и практические работы.
Повторение.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих
наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для
ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке
лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
5 с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование
Количество часов в неделю 2
Количество часов в год – 70
№
Темы уроков
Домашнее
задание
Даты изучения
план
факт
Примечание
Сезонные изменения в природе (12 часов)
Составить рассказ о
лете по
выстроенному плану.
Составить рассказ по
опорным словам.
Составить рассказ по
картинкам.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вот и лето прошло. Наш
класс.
Начало осени. наша школа
Расположение школы и ее
оформление.
Двор школы и его
оборудование.
Экскурсия на пришкольный
участок.
Расположение классов,
учебных кабинетов и
различных помещений.
Правила поведения в
классе и в школе
Изменения в природе, в
жизни растений и животных
в осенние месяцы.
Оборудование школы:
мебель, учебные
принадлежности, игрушки,
настольные игры, учебные
6 пособия, их название и
назначение
Обобщающие понятия:
мебель, учебные
принадлежности, игрушки.
Профессии работников
школы: учитель,
воспитатель, врач,
медсестра, повар,
уборщица, директор и т.д.
Самообслуживание детей:
поддержание чистоты и
порядка обязанность
детей и взрослых.
Способы разрешения
споров и конфликтов
(ролевые игры: как
разрешить спор между
ребенком и ребенком, что
делать, если ребенок не
согласен со взрослым, как
можно выяснить
непонятное и т.д.).
Расписание уроков.
Названия предметов,
основные виды
деятельности школьников.
Названия дней недели,
месяцев.
Режим дня в школе
Название и назначение
предметов санитарно
гигиенического ухода.
Элементарные правила
личной гигиены.
Столовая.
Посуда и столовые
приборы.
Правила поведения за
столом.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
7 Составить рассказ по
опорным словам.
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Продукты питания, их
хранение.
Названия блюд.
Обобщающие понятия:
посуда чайная, столовая,
кухонная; продукты.
Речевой этикет: основные
формы обращения
Спальня. Похолодание,
листопад, увядание трав,
цветов, появление семян,
плодов, отлет птиц.
Название и назначение
спальных
принадлежностей, белья,
мебели.
Предметы одежды,
название их частей (рукав,
воротник, манжета и т.д.),
сезонной обуви.
Уход за одеждой и
обувью.
Обобщающие
понятия: постельное белье,
одежда, обувь.
Игровая.
Названия и
отличительные признаки 4
5 игрушек.
Названия отдельных
частей предмета (машина:
кабина, кузов, колесо,
фары).
Описание
предметов по цвету,
размеру, форме, функции,
состоянию.
Комнатные растения.
Названия 23 растений (из
тех, что есть в классе или в
спальне), части растений
8 (листья, корни, цветки,
стебель), правила ухода за
ними.
Осень.
Наблюдение за сезонными
изменениями в природе.
Наблюдения за погодой,
описание погоды, фиксация
наблюдений в классном
календаре (тепло, холодно,
пасмурно, солнечно, сухо,
дождливо, снег, облачно).
Название осенних месяцев.
Наблюдение за явлениями
природы.
Осень ранняя, золотая,
поздняя (изменение
окраски листьев, начало и
конец листопада).
Различие и название 34
видов деревьев и 3 видов
кустарников, растущих в
данной местности.
Название их частей.
Деревья, кустарники и
цветковые растения на
пришкольном участке, в
парке, лесу.
Охрана окружающей
природы.
Осенние работы на
пришкольном участке, в
саду, огороде.
Название наиболее
распространенных овощей
и фруктов.
Описание их по вкусу,
запаху, форме, размеру.
Способ их приготовления.
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
9 52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Садовые ягоды.
На рынке, в магазине
«Овощи фрукты»
(ролевые игры).
Названия и отличительные
признаки наиболее
распространенных в данной
местности домашних
животных и птиц.
Особенности внешнего
вида домашних животных и
птиц, части тела животных.
Отличительные признаки:
величина, окраска.
Образ жизни: место
обитания, питание, польза,
приносимая человеку.
Уход за домашними
животными.
Профессии, связанные с
уходом за животными.
Детеныши домашних
животных и птиц, их
названия, отличительные
особенности.
Обобщающие понятия:
домашние животные.
Экскурсии в парк, лес,
поле, сад, на огород, ферму
и т.д.
Наш город. Название
города, в котором учатся
дети и в котором находится
школа. Главная улица
(площадь) города.
Культурно
просветительские
учреждения и их
назначение. Памятники,
парки, спортивные
сооружения, театры,
кинотеатры, клубы и
10 63
64
65
66
прочее.Отличительные
признаки города и села.
Магазины, их назначение.
Профессии и труд людей,
работающих в магазине.
Речевой этикет.
Улица. Название улицы, где
находится школа. Название
элементов улицы (дороги):
тротуар, проезжая часть,
обочина, перекресток.
Дорожные знаки. Правила
перехода улицы. Умение
найти дорогу по
словесному описанию,
самостоятельно описать
дорогу до дома.
Ориентация на
элементарном плане улиц
или макете города.
Транспорт. Название и
назначение отдельных
видов транспорта. Части
машин. Машины,
облегчающие труд человека
(трактор, бульдозер,
подъемный кран и т.д.).
некоторые профессии
людей, занятых на
транспорте. Правила
поведения в транспорте.
Речевой этикет. Правила
поведения на улице, обход
транспорта. Обобщающие
понятия: транспорт.
Зима. Сезонные изменения
в природе. Морозы,
снегопад, снежный покров,
замерзание водоемов,
преобладание пасмурной
погоды,
продолжительность дня и
ночи. Название зимних
месяцев. Ведение
календаря природы и
погоды.
11 67
68
69
70
71
72
73
74
Зимний лес. Хвойные и
лиственные деревья,
кустарники зимой. Дикие
животные (характерные для
данной местности). Жизнь
диких животных зимой.
Как дикие животные
готовятся к зиме. Зимой на
реке (озере).
Зимняя одежда и обувь.
Материал, из которого они
изготовлены. Обобщающие
понятия: одежда, обувь.
Зимние развлечения детей.
Названия 34 зимних
спортивных игр или видов
спорта.
Птицы зимой. Название 45
зимующих птиц (воробей,
ворона, галка, синица,
голубь и т.д.). Их
отличительные признаки.
Названия отдельных частей
тела птицы. Наблюдение за
жизнью птиц зимой.
Почему птиц надо
подкармливать?
Изготовление кормушек,
подкормка птиц.
Труд по поддержанию
людьми порядка на улицах
города. Зимой в селе.
Праздник елки.
Название и описание
нескольких елочных
игрушек.
Наш дом, моя семья.
Знание ребенка о себе: имя,
полное имя, отчество,
фамилия, возраст, день
рождения. Домашний
адрес, телефон.
Состав семьи. Родственные
отношения в семье. Любовь
и уважение в семье основа
12 75
76
благополучия человека.
Речевой этикет дома.
Участие ребенка в
домашних делах.
Мамин праздник. Мама
самый близкий и родной
человек. Заботливое
отношение к членам семьи,
уважение домашнего труда.
Увлечения членов семьи,
их профессии.
Весна. Сезонные изменения
в природе. Потепление,
появление проталин,
таяние снега и льда,
ледоход, набухание почек,
распускание листьев на
деревьях, появление травы,
цветение растений.
Название весенних месяцев.
Ведение дневников
природы и погоды.
Наблюдение за ветками
деревьев (тополя, бузины),
поставленных в классе
ранней весной. Выгонка
лука, проращивание
бобовых или гороха.
Весна в лесу. Дикие
животные весной. Название
34 детенышей диких
животных. Различение и
классификационных групп:
дикие и домашние
животные.
Птицы весной. Название 34
перелетных птиц (грач,
скворец, жаворонок и т.д.),
их отличительные
признаки, внешний вид,
образ жизни. Обобщающие
понятия: зимующие и
перелетные птицы.
Гнездование птиц. Польза,
приносимая птицами.
13 Охрана птиц и гнездовий.
Растения пришкольного
участка и их названия.
Выявление внешних
отличительных признаков
на основе сравнения между
собой 23х деревьев, 2х
видов кустарников.
Название и условия
произрастания 34х
травянистых растений.
Труд людей весной в саду,
на огороде, начало полевых
работ.
Сельскохозяйственные
машины (трактор, сеялка,
борона и т.д.). Профессии
людей, связанных с
полеводством (тракторист,
агроном).
Весенняя уборка улиц
городов. Участие детей в
работе на пришкольном
участке.
Здравствуй, лето! Сезонные
изменения в природе.
Наступление жарких дней
(летний зной), прогревание
водоемов, полное
распускание листьев,
увеличение светового дня,
разнотравье. Название
летних месяцев.
Охрана природы. Лес
летом. Название 45 летних
цветов, их описание (по
форме, размеру, цвету).
Название составных частей
цветка (корень, стебелек,
листья, лепестки).
Название 34 насекомых,
характерных для данной
местности (бабочка, пчела,
гусеница, комар и др.),
действия, которые они
14 производят (летают,
ползают, прыгают, жужжат
и т.д.). Польза и вред,
приносимые насекомыми.
Летние развлечения детей
(купание, загорание, сбор
ягод, грибов и т.д.).
Правила поведения на
водоемах. Охрана
окружающей среды.
Мамин праздник. Мама
самый близкий и родной
человек. Заботливое
отношение к членам семьи,
уважение домашнего труда.
Увлечения членов семьи,
их профессии.
Составление сюжетного
рассказа на тему «Осень».
Составить рассказ по
плану.
Зимние месяцы: холод,
снег, гололедица, мороз.
Составить рассказ по
опорным словам.
Зима и её особенности.
Сезонные изменения в
родном краю.
Весенние месяцы:
потепление, сосульки,
таяние снега, прилет птиц.
Весенние месяцы:
распускание почек, первые
цветы, цветение фруктовых
деревьев.
Погода(ясно, пасмурно,
дождь, снег).
Составить
описательный
рассказ.
Закончить
предложения.
Составить рассказ по
картинкам.
Составить рассказ по
опорным словам.
Ответить на вопросы.
Контрольная работа по
Закончить
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
15 теме «Сезонные изменения
в природе».
предложения.
Школа, пришкольный участок (5 часов)
88
Наша школа (экскурсия).
Составить рассказ
об увиденном в
школе (свои
впечатления).
Составить рассказ о
библиотеке.
Запомнить названия
цветов,
кустарников,
деревьев.
Школьная библиотека.
Посадки во дворе школы:
деревья, кустарники
(экскурсия).
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Спортивная площадка,
площадка для игр.
Составить рассказ
по картинкам.
Обобщающий урок по теме
«Школа, пришкольный
участок».
Ответить на
вопросы.
Родители и дети.
Работа родителей.
Семья (4 часа)
Ответить на
вопросы.
Составить рассказ
по опорным словам.
Обязанности детей в семье. Составить рассказ
по картинкам.
Контрольная работа по
теме «Семья».
Ответить на
вопросы.
Одежда (6 часов)
Одежда: пальто, платье,
рубашка, пиджак, кофта,
свитер, юбка.
Одежда для улицы и для
дома.
Одежда для мальчика и для
девочки.
Сезонная одежда.
Уход за одеждой (сухая
чистка, хранение).
Обобщающий урок по теме
«Одежда».
Составить рассказ
по опорным словам.
Составить рассказ.
Ответить на
вопросы.
Составить рассказ
по картинкам.
Составить рассказ.
Составить рассказ
16 по опорным словам.
Овощи и фрукты (9 часов)
Овощи: морковь, репа, лук. Составить рассказ
Овощи: цвет, форма, вкус,
запах
Употребление в пищу
овощей.
Фрукты: лимон, апельсин.
по картинкам.
Составить рассказ.
Составить рассказ
по опорным словам.
Ответить на
вопросы учителя по
картинкам.
Фрукты: цвет, форма, вкус,
запах.
Составить рассказ
по опорным словам.
Употребление в пищу
фруктов.
Овощи и фрукты.
Сравнение.
Составить рассказ
по опорным словам.
Собрать картинку.
Сюжетно – ролевая игра
«Ярмарка овощей и
фруктов».
Ответить на
вопросы.
Обобщающий урок по теме
«Овощи и фрукты».
Составить рассказ
по опорным словам.
103
104
105
106
107
108
109
110
111
Деревья (2 часа)
112
Деревья: берёза, клён.
113
Хвойные деревья.
Сравнить деревья
по картинке.
Составить рассказ
по опорным словам.
Комнатные растения (2 часа)
114
115
116
117
Комнатные растения:
фикус, бегония.
Узнавание и называние
комнатных растений.
Составить рассказ
по опорным словам.
Собрать картинку.
Раннецветущие растения (4 часа)
Раннецветущие растения:
медуница, матьимачеха.
Составить рассказ
по опорным словам.
Узнавание и называние
раннецветущих растений.
Ответить на
вопросы.
17 118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
Различение растений по
внешнему виду.
Обобщающий урок по теме
«Деревья, комнатные и
раннецветущие растения».
Собрать картинку.
Составить рассказ
по опорным словам.
Домашние и дикие животные (5 часов)
Домашние животные:
кролик.
Основные части тела,
питание, способ
передвижения кролика.
Дикие животные: заяц.
Основные части тела,
питание, способ
передвижения зайца.
Домашние и дикие
животные. Сравнение.
Составить рассказ.
Закончить
предложения.
Составить рассказ
по опорным словам.
Составить рассказ
по опорным словам.
Ответить на
вопросы.
Птицы и насекомые (13 часов)
Птицы: Ворона, воробей
или другие местные птицы.
Закончить
предложения.
Птицы: внешний вид.
Чем покрыто тело птиц,
различение этих птиц.
Польза от птиц,
приносимая людям.
Птицы перелётные и
зимующие.
Домашние птицы: курица.
Домашние птицы: утка.
Закончить
предложения.
Составить рассказ.
Составить рассказ
по опорным словам.
Составить
описательный
рассказ о явлениях
природы.
Закончить
предложения.
Составить рассказ
по опорным словам.
Основные части тела,
питание домашних птиц.
Ответить на
вопросы.
18 133
134
135
136
137
Насекомые: жук, бабочка.
Различение насекомых по
внешнему виду.
Описание
насекомых.
Составление
рассказа по
опорным словам.
Узнавание и называние
насекомых.
Составить рассказ
по опорным словам.
Птицы и насекомые.
Сравнение.
Ответить на
вопросы.
Обобщающий урок по теме
«Домашние и дикие
животные. Птицы и
насекомые».
Составить рассказ
по опорным словам.
138
Охрана здоровья: лицо.
Охрана здоровья (8 часов)
Составление
рассказа на основе
анализа условий
охраны здоровья.
139
140
141
142
143
144
145
Части лица: лоб, щёки,
подбородок.
Составить рассказ
по опорным словам.
Уход за лицом.
Назвать части лица.
Глаза, веки, брови,
ресницы(назначение
защита).
Уши: как беречь уши.
Составить рассказ
по опорным словам.
Ответить на
вопросы.
Нос: различение запахов.
Составить рассказ.
Рот: зубы (назначение,
уход).
Составить рассказ
по опорным словам.
Обобщающий урок по теме
«Охрана здоровья».
Составить рассказа
на основе анализа
условий охраны
здоровья.
19
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Развитие устной речи для обучающихся с ОВЗ, 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.