Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии
Оценка 4.8

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
география
6 кл
10.02.2017
Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии
Выступление на заседании школьного методического объединение для учителей КРО Развитию речи и обогащению словаря на уроках географии уделяется большое внимание. Педагогу необходимо определить круг терминов и понятий, вводимых в активный словарь умственно отсталых школьников, и разработать задания и вопросы, требующие соответствующей лексики. Ведется работа над осознанным пониманием терминологии, вводимой в пассивный запас. Во время проведения словарной работы на уроках географии необходимо использовать различные виды наглядности, чтобы обеспечить связь с конкретным зрительным образом. Учитывая особенности речевого развития умственно отсталых детей (бедность словаря, преобладание простых нераспространенных предложений, нарушение грамматического строя), учитель должен не только уделять внимание работе, в процессе которой усваиваются специальные термины и уточняются значения имеющихся у школьников понятий, но и обращать внимание на собственную речь обучающихся, предъявлять жесткие требования к оформлению самостоятельного высказывания (полное развернутое предложение).
uprazheniya_na_razvitie_rechi.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа­интернат для детей с ОВЗ» Шатурского муниципального района Московской области Выступление на заседании ШМО  педагогов школы­интерната «Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии» Подготовила: Учитель географии: Шамова Н.Н. Ноябрь 2016 г. г. Шатура  Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии.                Изучение географии     в МБОУ «Школе­интернате для детей с ОВЗ» расширяет  представления  детей с нарушением  интеллекта  об  окружающем мире. Географический материал обладает значительными возможностями для развития   и   коррекции   познавательной   деятельности   умственно   отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать   причинно­следственные   зависимости.   Работа   с   символическими пособиями,   какими   являются   план   и   географическая   карта,   учит абстрагироваться,   развивает   воображение   учащихся.   Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.      Развитию речи и обогащению словаря на уроках географии уделяется большое   внимание.   Педагогу   необходимо   определить   круг   терминов   и понятий, вводимых в активный словарь умственно отсталых школьников, и разработать   задания   и   вопросы,   требующие   соответствующей   лексики. Ведется   работа   над   осознанным   пониманием   терминологии,   вводимой   в пассивный запас.      Во   время   проведения   словарной   работы   на   уроках   географии необходимо   использовать   различные   виды   наглядности,   чтобы   обеспечить связь   с   конкретным   зрительным   образом.   Учитывая   особенности   речевого развития умственно отсталых детей (бедность словаря, преобладание простых нераспространенных   предложений,   нарушение   грамматического   строя), учитель   должен   не   только   уделять   внимание   работе,   в   процессе   которой усваиваются   специальные   термины   и   уточняются   значения   имеющихся   у школьников   понятий,   но   и   обращать   внимание   на   собственную   речь   предъявлять   жесткие   требования   к   оформлению обучающихся, самостоятельного высказывания (полное развернутое предложение).     Основными   задачами   словарной   работы   являются   уточнение, обогащение словаря, его закрепление, активизация.     Работая над пониманием значения слова и его точным использованием в речи   учеников   знакомят   с   разными   значениями   одного   и   того   же   слова; формируют   умения   употреблять   слова   и  словосочетания   в  соответствии   с контекстом, с речевой ситуацией; развивают ориентировку в отборе языковых средств при построении связного высказывания. Точное   название   предметов,   значение   слов   школьниками   с     интеллектуальным   недоразвитием   наиболее   эффективно   усваиваются   в процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе, при ознакомлении с реальными предметами окружающей действительности. Работа   над   многозначными   словами   осуществляется   в   процессе     выполнения   следующих   упражнений:   называние   слова,   подбор   к   нему признаков   и   действий,   составление   словосочетаний,   использование   их   в предложении. В   процессе     словарной   работы   необходимо   добиваться   точности,     правильности,   связности   и   выразительности   высказывания.   Системой лексических игр и упражнений мы формируем у них умения отбирать для высказывания необходимые лексические средства.   Большое   внимание   уделяется   накоплению   пассивного   словаря,   что    позволяет расширить число понимаемых учеником слов, а также увеличить объем активного словаря. В этой  работе большое значение имеют экскурсии в природу, организация наблюдений за сезонными изменениями, в ходе которой ученики   усваивают   новые   знания,   овладевают   умением   точно   называть явления, предметы, их качества и действия. С этой целью можно использовать такие задания и упражнения: ­   уточнение   понимания   смысла   известных   слов:   Почему?   Можно   ли   так сказать?   ­   подбор   слов,   обозначающих   действия   с   предметами,   с   опорой   на иллюстрации, изображающих предмет; ­ подбор синонимов;     Формирование   грамматического   строя   речи   предполагает   работу   по развитию   умений   образовывать   и   употреблять   грамматические   формы,  т.е. изменять   слова   по   родам,   числам,   падежам;   образовывать   слова   на   базе другого   с   помощью   специальных   средств;   строить   простое   предложение   в условиях   контекстной   речи.   Большое   внимание   уделяется   также употреблению   существительных   в   разных   падежных   формах,   особенно   в форме   родительного   падежа   множественного   числа.   Согласованию существительного с прилагательным и глаголом уделяется особое внимание на уроках  для этого используется система заданий и упражнений: ­ Скажи какой? ­ Узнай по описанию? ­ Угадай, о чем идет речь. ­ Догадайся, о чем идет речь, используй знакомые тебе слова… Работа   по   развитию   связной   речи   строится   на   основе   диалога     и    монологической речи. В процессе формирования основ диалогической речи отрабатываются     умения строить диалог: спрашивать – отвечать; просить­объяснять; подавать реплики. Наиболее эффективно это реализуется в процессе наблюдения за сезонными   изменениями   в  природе,  бесед.  Именно   в  процессе   диалога   мы развиваем   умения   слушать   собеседника,   задавать   вопросы   и   отвечать   в зависимости от контекста. При   обучении   построению   фразы   (простого   распространенного     предложения),   описательного   текста   мы   формируем   знания   о   структуре фразы   (начало,   середина,   конец)   и   способах   связи.   Наиболее   доступным вариантом изложения связного устного высказывания является описательный, повествовательный тексты.          Школьники   с   интеллектуальным   недоразвитием   отрабатывают   это умение, описывая натуральные предметы и сюжеты, картинки, рисунки.     Учитывая сложности формирования навыка самостоятельного описания предмета   или   явления   используются   задания   по   развитию   описательно­ повествовательной речи: ­ составь предложение по картинке, серии картинок; ­ дополни предложение; ­ вставь пропущенные слова в предложениях; ­ составь предложения на основе деформированного текста;     Обучение   моделированию  фразы, простых  текстов,  осуществляется  в разных формах работы: беседа, анализ предметов, использование графических схем текста и других упражнений.     В   целях   создания   оптимальных   условий,   побуждающих   учеников   с интеллектуальным   недоразвитием   к   высказыванию,   постановке   вопросов, участию   в   диалоге,   мы   должны   использовать   ряд   специальных   приемов, которые   (   при   их   систематическом   включении   в   урок)   ,   развивают   у   них коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания. Виды работ по развитию связной речи.      Непосредственными задачами уроков географии являются: 1. Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях  окружающей действительности. 2. Постоянное повышение речевой мотивации учащихся. 3. Одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической,  грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для  более четкого и полного освещения темы. 4. Организация связных высказываний школьников. Создание   условий   для   повышения   речевой   мотивации   на   уроках     развития речи требует использования  ряда методических  приемов и видов работ. Рассмотрим методическое решение каждой из этих задач в отдельности. 1.Усвоение   знаний   о   предметах   и   явлениях   окружающего   мира осуществляется на основе демонстрации предметов, тщательного изучения их признаков, наблюдения за предметами и явлениями в естественных условиях на экскурсиях, во время различных практических работ. Рассматривая предмет  или наблюдая за ним школьники: а)  выделяют его признаки ( равнина­плоская, гора­ высокая или низкая);  б)   классифицируют   предметы   (равнина,   холм,   гора   ­   это   формы   земной поверхности; озеро, река, море, океан­ это водоемы);  в) устанавливают причинные связи явлений ( в тундре ­ климат суровый, т.к. она     находится на побережье Северного –Ледовитого океана) 2.Большое   значение   в   познании   окружающего   мира   имеет   также   слово учителя­ это чаще всего беседа. а) беседа должна быть построена методически разнообразна, чтобы сохранить внимание детей в течении всего времени; б) в беседе трудные и легкие вопросы должны чередоваться, чтобы вовлечь в работу подготовленных и слабо успевающих учеников; в) в беседу должны быть включены вопросы творческого характера  (сравни, объясни, почему, докажи). 3.Выявление знаний  учащихся в процессе беседы о предметах и явлениях, предусматривает   введение   новой   информации,   с   тем   чтобы   расширить представление   об   изучаемом   предмете­   это  рассказ   учителя   или   чтение текста (Например, кедр­ сибирский­ это дерево , которое достигает высоты до 50 м и 2м в диаметре, живет до 1000 лет). 4. Предметно ­ практическая деятельность ­ где детям дается возможность изобразить   в   рисунке   какой­либо   изучаемый   предмет   и   потом   он   должен рассказать о нем так, чтобы все узнали его рисунок. (например, при изучении темы: « Водоемы», или «Формы земной поверхности»). 5. Словарная работа ведется в трех основных направлениях: ­  обогащения запаса слов за счет введения новых лексических единиц; ­ уточнение значений уже известных слов; ­  активизация пассивного словаря детей;    Для работы по всем этим направлениям  полезными являются следующие упражнения:                             А) Называние предметов и их частей. Например, работа с таблицей «Чего не хватает»   по   теме   «Ориентирование»   (6   класс),   дети   называют   отдельные предметы компаса и указывают, какой части недостает (компас без магнитной стрелки   или   компас   без   корпуса   и   т.п.).   Называя   предметы   и   их   части, ученики   производят   различного   рода   группировки,   сортировку   объектов, выделяют четвертый лишний и т.п. Б) Называния действия или состояния изучаемых предметов.  В) Называние признаков. Так, по теме «Формы земной поверхности» ­ назвать характерные признаки­ равнины, холма, возвышенности, плоскогорья, горы. Далее необходимо распределить выбранные предметы от самого высокого к самому низкому. Г)   Работа с загадками. Эти упражнения помогают еще раз закрепить слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. (Например: Под стеклом сижу, на север­юг гляжу                     Со мной пойдешь­ дорогу обратно найдешь) Кроме   отгадывания   загадок   учащиеся   тренируются   в   самостоятельном составлении   загадок,   называя   характерные   признаки   предмета.   Например: «Два берега, притоки, сильное течение» (по теме  «Река и ее части»). Д)   Сравнение   предметов   на   основе   определенных   признаков  (цвет,  форма, размер и др.) или характерных действий. В качестве игрового момента, чтобы избежать однообразия, можно использовать соревнование: какой ряд наберет больше   общих   или   различных   черт   при   сравнении   двух   объектов   по   теме «Водоемы».                                                               Е)  Анализ и синтез: разделение предмета на части и узнавание целого по его частям.   Учитель   называет   или   показывает   предмет   по   определенной   теме, ученики находят на своих карточках части этого предмета, называют их или наоборот, учитель называет части объекта или предмета, а ученики называют этот   объект     (Например   по   теме   «Тундра»   ­   7   класс.   Учитель   называет растения   или   животных   данной   природной   зоны,   а   ученики   должны определить о чем речь.) Ж)   Классификация   предметов   по   основному   признаку   (местоположение, форма, принадлежность к тому или иному родовому понятию) . Так, по теме «Животные   »   проводится   игра   «Найди   свой   класс».   Учитель   вывешивает табличку с названием природной зоны (Например «Лесная зона») и раздает картинки с животными разных природных зон. Ученики с животными данной природной зоны должны выйти к доске . Далее составляется загадка об одном их   животных   данной   группы,   причем   каждый   должен   назвать   какой­то признак,   характеризующий   это   животное   (   части   тела,   действия,   место обитания).                                                                    Усложнение   работы   по   годам   обучения   происходит   в   плане   увеличения объема   материала.   Усложнение   тем,   усложнение   самостоятельности учащихся, постепенного осознания ими законов построения текста, изменения основы   высказываний   и   лексико­   стилистической   характеристики   текстов. Школьники   составляют   рассказы   и   описание   сначала   на   основе   наглядной ситуации,   затем   опираясь   на   собственный   опыт,   в   дальнейшем   на   основе прочитанного,   наконец,   выполняют   работы,   требующие   более   творческого подхода: рассказ по заданному началу, по опорным словам, на заданную тему, пересказ краткий, свободный рассказ по теме и др.

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии

Развитие устной связной речи у обучающихся на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017