Развитие УУД средствами школьной географии
Оценка 4.8

Развитие УУД средствами школьной географии

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
география
5 кл—6 кл
11.06.2017
Развитие УУД средствами школьной географии
Концептуальные положения ФГОС по географии -утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом; -ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные); -усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно-воспитательном процессе; -реализация системно-деятельностного подхода в образовании; -реализация компетентностного подхода в образовании; -формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать Таким образом, на практике перед нами поставлена сложная методическая задача - организовать такую деятельность учащихся, которая обеспечит достижение нового образовательного результата, развитие их личностных качеств и готовности применять географические знания в жизни и практической деятельности. Произошла смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Развитие УУД средствами школьной географии. Заруцкая Н.В..docx
Развитие универсальных учебных действий средствами школьной географии.         Реальность нашего времени – это  изменения , отражающего глубокие преобразования во всех сферах жизни современной России. Сегодня образование выступает той областью, которая обеспечивает  стабильное функционирование и  социально­экономическое развитие государства, его безопасность и развитие духовной  сферы общества. Роль географии  как учебного предмета в новых условиях развития общества изменяется.  Это связано с тем, что: ­ Вклад географии в развитие личности уникален!   ­ География ­ это способ рассмотрения мира. ­ Географическая культура ­ часть общей культуры человека. ­ География ­ один из старейших и традиционных предметов российской школы, ее стали  преподавать на рубеже 17­18 веков. Концептуальные положения ФГОС по географии  ­утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;  ­ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные);  ­усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно­воспитательном  процессе;  ­реализация системно­деятельностного подхода в образовании;  ­реализация компетентностного подхода в образовании;  ­формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро  адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать  Таким образом, на практике перед нами поставлена сложная  методическая задача ­ организовать такую деятельность учащихся, которая обеспечит достижение нового образовательного результата, развитие их личностных качеств и готовности применять географические знания в жизни и практической деятельности. Произошла смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний –  РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Поэтому , чтобы получить новый образовательный результат. Надо подробно описать  новый результат, ответить на вопрос:   Зачем учить? (Цель)  Чему учить? (Содержание)  Как учить? (Технологии, методики)  Итак, зачем учить?   Чтобы получить портрет ученика. Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения. И достичь результатов.  В стандарте – это : личностные, метапредметные, предметные.  ­ предметные (географические знания и умения и возможность их использования в  реальной жизни); ­  личностные (определенные качества личности, востребованные современным  обществом: гражданственность, патриотизм, толерантность и др.). Это те, которые  позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю   жизнь ­ метапредметные (универсальные учебные действия и межпредметные понятия)  Наше общество быстро идет в эпоху непрерывного образования. Я считаю, и думаю, многие со мной согласятся, что все­таки содержание образования является первостепенным. Но  мы можем научить учащихся быть эффективными учащимися: правильно распределять  свои силы, выбирать наиболее эффективные методы освоения материала. Научить  учиться! Т.Е. возникает понимание того, как нужно учиться, чтобы это давало наилучшие  результаты. И в ФГОС этому уделяется большое внимание. Метапредметные результаты сформулированы на уровне универсальных учебных действий. Например, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, хранение, передачу; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение планировать деятельность, ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать деятельность и др.     На определенном уровне развития умение становятся способом деятельности человека. Умение как способ деятельности, усваиваясь личностью, может перейти в свойство личности, стать достоянием, неотъемлемой чертой психики человека, таким ее свойством, которое становится внутренним условием наиболее успешного выполнения деятельности, то есть способностью личности, психическим свойством личности. Достижением метапредметных результатов в школе занимается любой учитель на материале своего учебного предмета. Универсальные учебные действия составляют основу комплексного умения учиться, выражающегося в готовности индивида изменять (расширять, углублять, преобразовывать) свои знания и умения, обеспечивая тем самым поисковую активность и творческую самореализацию.  В обучении задача освоения  метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов общеучебных умений (учебно­  организационных, учебно­коммуникационных, учебно­логических, учебно­ информационных) В Стандарте представлены четыре вида УУД:  личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Личностные УУД Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное. Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом. Нравственно­этическое оценивание (на основе ценностно­смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях). Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной  деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих  действий и оценки успешности усвоения.  Познавательные УУД общеучебные действия, включая знаково­символические ;  логические; постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать,  слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную  деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь  договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в  общении и сотрудничества партнера и самого себя. Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель  был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько  передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное –  не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для  развития личности.  Содержание всех учебников по каждой предметной области, написанное едиными  авторскими коллективами, преемственно связано на всех ступенях обучения, что позволяет обеспечить развитие школьников средствами всех предметов.  Как учить?   (технология)     Итак, изменение парадигмы географического образования от «знаниевой» к  «деятельностной», изменение подходов к пониманию результатов обучения приводит к  трансформации урока как основной формы организации обучения. Отсюда выражение  «фгосовский»  урок. У нас были традиционный урок, современный урок, теперь фгосовский урок. Теперь, мы  пересматриваем и говорим о совершенствование средств обучения, широкое  использование цифровых средств; электронные приложения – необходимый элемент УМК;  (при этом наиболее важно не собственно средство, а способ его использования); ­ более широкое использование коллективных форм организации учебной деятельности;  (урок не считается «фгосовским», если на нём не использовалась групповая работа; ­ «господство» демократического стиля общения (при иных стилях сложнее формировать  коммуникативные УУД)      Главная идея в достаточной степени очевидна: в основе усвоения системы  научных знаний должна находиться система учебных действий. В ходе работы я столкнулась с таким понятием как  логические УУД. Логические  универсальные действия как условие развития метапредметных результатов. Оказалось их формирование очень актуально для географии.  установление причинно­следственных связей;   сравнение;   классификация;  построение дедуктивных умозаключений;   подведение под понятие;   оценка  Одним из важнейших среди интеллектуальных умений, является установление причинно­ следственных связей (ПСС). Замечено, что связи усваиваются учащимися существенно  хуже не только эмпирических (факты, представления), но и других теоретических знаний  (понятия). Среди типичных недостатков:  школьники путают причину и следствие;   при рассуждениях из цепочек связей выпадают промежуточные звенья, в результате чего они теряют стройность, а иногда и смысл;   при характеристике географических объектов, вместо объяснения их  особенностей, учащиеся перечисляют факты, или подменяют объяснение  тавтологией  (говорят то же самое, но другими словами)  Примеры заданий на установление причинно­следственных связей . В различных учебных пособиях имеется немало заданий, содержанием которых являются  связи. Они, как правило, начинаются с вопросительного слова  «Почему…?», реже  «Какими причинами объясняется…?», или «От каких причин зависит…?». Например:    «Почему Западно­Сибирская равнина сильно заболочена?»;    «Какими причинами объясняется богатство Уральских гор минеральными  ресурсами?»;    «От каких причин зависит характер высотной поясности конкретной горной  системы?».  Вопросы и задания в подобной формулировке предполагают изначальное знание искомых связей, и, как следствие, их воспроизведение. В то время как существенно важнее, с точки зрения развития мышления, установление причинно-следственных связей… Например Покажите в виде схемы название темы данного урока: «Зависимость климата от  климатообразующих факторов» «Реки размывают поверхность, образуя речные долины». Какая из стрелок на схеме  (верхняя, средняя, нижняя) отображает эту связь?  Восстановите цепочку причинно­следственных связей, объясняющую смену природных  зон на территории нашей страны. В рамках должны быть следующие положения:  «изменение климатических условий»; «изменение географической широты», «смена  природных зон», «изменение степени удаленности от океана». Еще очень важный прием выполнения заданий на формирование УУД это задания на сравнение. Н.Н. Баранский считал, сравнение – важнейшим методом географии как науки;  Сравнение ­ база иных логических приемов: ­ группировка, классификация и  систематизация предметов и явлений.  Типичные недостатки при осуществлении школьниками приёма сравнения:      неспособность адекватно выбрать сравниваемые признаки (попытки сравнить  «длинное с зеленым»);    подмена сравнения рассказом сначала об одном из сравниваемых объектов, или  явлений, а потом – о другом.  Замечено, что сходства устанавливаются школьниками хуже, чем различия, в силу их  кажущейся очевидности.   Сравнение полезно осуществлять организуя деятельность учащихся с различными  источниками географической информации. Сравнивать между собой возможно не только географические объекты, и их отдельные  свойства, но и понятия. Чрезвычайно полезными для сравнения представляются  следующие пары географических понятий: «погода» и «климат», «теплый и холодный  атмосферные фронты», «циклон» и «антициклон», «пассат» и «муссон» («муссон» и  «бриз»), «широтная зональность» и «высотная поясность».  Сравнение можно осуществлять на любом из этапов урока, как при индивидуальной, так и  групповой форме организации учебной деятельности. При определённой степени  самостоятельности заполнения сравнительной таблицы, результат, достигнутый  школьниками, может быть проверен и оценен учителем.  В этом состоит «прелесть» логических УУД. ОНИ МОГУТ БЫТЬ ОЦЕНЕНЫ  УЧИТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО ФОРМИРОВАНИЯ…  На сравнении основываются такие важные логические операции как классификация и  типология. Суть их заключается в том, что некоторую совокупность объектов надо  разделить, или объединить в группы, в соответствие с выбранным классификационным  признаком.  В школьном курсе географии немало уроков, в основании которых, лежит классификация  географических объектов, процессов, явлений. Одним из таких является урок, посвященный рельефу и  полезным ископаемым России и их зависимости от строения  земной коры. Рассматривая различные горные системы на территории нашей страны,  учитель сообщает, что их можно делить по разным признакам на разные группы:        По высоте – высокие, средние и низкие; По геологическому возрасту – молодые и возрождённые; По структуре – складчатые, складчато­глыбовые и глыбовые.  Очевидно, что сообщение учителем данной информации школьникам никак не  способствует развитию у последних рассматриваемой интеллектуального действия. Как и  во всех других случаях, необходимы соответствующие упражнения Например,  целесообразно тренироваться в классификации различных горных систем.  Например: расклассифицировать по всем признакам какие­либо горы. В идеале, в своем  ответе, учащийся должен называть и признак и группу гор, к которой они относится в  соответствие с этим признаком. Например: Кавказ –  По высоте ­ ?????;      По структуре ­ ????       По возрасту ­ ????  Полезны и обратные задания: то есть определить горную систему по заданным признакам.  Задания на «изъятие лишнего слова» Они представляют собой перечень терминов или понятий, одно из которых, по некоторому  признаку, «выбивается» из логического ряда. Например: Определите «лишнее» слово:  бархан – равнина – речная долина – овраг.  Школьники должны понимать, что «лишним» может оказаться любое слово (термин). Это  определяется выбранным признаком. Подведение под понятие Логическая операция основана на знании учащимся определения понятия и мысленном  соотнесении признаков исследуемого объекта, или явления с существенными признаками  данного понятия. При этом рассматриваемый объект соответствует данному понятию, если для него характерны все существенные признаки. Она выявляет уровень владения  школьником тем, или иным понятием.  Справедливо ли считать ветром вертикальное движение воздуха (конвекция)  вследствие его нагрева от земной поверхности?  Выполняя задание необходимо вначале вспомнить определение понятия «ветер»  (движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью земли).  Или,   подведение под понятие осуществляется в отношении объектов и явлений  окружающей действительности.  Например: Каким атмосферным процессом – циклоном, или антициклоном,  определяется сегодняшняя погода за окном? Выполнение задания основано не только на знании определения соответствующего  понятия, но также и на умении применять знания в конкретных жизненных ситуациях, для  объяснения явлений окружающей действительности.  Построение дедуктивных умозаключений Форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится  новое знание. Выделяется 3 вида мышления: индуктивное (от частного к общему),  дедуктивное (от общего к частному), умозаключение по аналогии.  Задача на прием «дедукция»:  что общего между перечисленными фактами, найди географические аналоги ­ города :  Санкт­Петербург, Стамбул, Сан­Паулу, Хельсинки, Рио­де­Жанейро.  (Санкт – Петербург – Стамбул (бывшие столицы), Сан­Паулу (начальные  буквы),Хельсинки (на берегу Балтийского моря), Рио­де­Жанейро (оба  занимают 2 место по численности населения в своей стране) и т.д. )  Задача на работу с картой:  Северная часть Баренцева моря мелководная. (Это суждение.)  Северная часть Баренцева моря замерзает. (Это тоже суждение.)  Формулируем новое суждение – умозаключения – на основе двух предыдущих.  «Баренцево море замерзает в своей мелководной части».  Оценочные суждения (оценка) Оценка – как умственное действие – базируется на знании о свойствах объекта, или  явления и требует повышенного уровня владения учебным материалом. Для того, чтобы  сформулировать отношение к объекту, или явлению, необходимо усвоить информацию о  них, иными словами, владеть знаниями В школьной географии классическими являются задания, связанные с оценкой    Оценка статистических показателей условий работы и быта человека одного из природных районов; географического положения страны, региона, района; природно­ресурсного потенциала территории. Определённый интерес могут представлять задания, связанные с оценкой статистических  показателей. Например: как известно современная численность населения России составляет  свыше 140 млн. человек. Вопрос оценочного характера связан с тем, много это, или мало? Ответ зависит от того с какими иными цифровыми показателями численность населения нашей  страны будет соотноситься. В частности, если сопоставить численность населения страны с  аналогичными показателями других государств, то окажется, что по численности населения Россия находится на 9-ом месте в мире, среди чуть менее, чем двухсот государств. Поэтому, 144 млн. человек, это – много. С другой стороны, сели сравнить численность населения России с её площадью, то 144 млн. человек, это – мало. Показатель средней плотности населения ниже, чем в России характерен всего для нескольких государств: Канада, Австралия, Казахстан и др. Умение экспериментировать Это метод исследования, предполагающий воздействие на объект  исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы, могут использоваться  умение делать выводы, умозаключения,  классификации..  Обязательно инструкция/алгоритм выполнения опыта, четко сформулированное  задание, необходимое оборудование. Задание:  Почему летом одежде белых тонов дается большее предпочтение, а  зимой, наоборот – темным? Проведите эксперимент и заодно узнайте, почему  поверхность земли нагревается неодинаково.  Выполнение:  в солнечный день положите два листка бумаги (белый и черный) на солнцепеке.  Через 10­15 минут потрогайте оба листа бумаги. Черный ощутимо теплее белого. Дело в том, что темные предметы лучше поглощают солнечное тепло, а  светлые его отражают. (можно предложить найти объяснение самим, используя  дополнительные источники).  Поэтому в одежду темного цвета теплее, а в светлой – прохладнее! Подведем итоги. Как известно, овладение опытом осуществления любого вида действий предполагает  выполнение соответствующих упражнений. Логические действия, или интеллектуальные умения  продвигают школьников в усвоении логических действий, или, проще говоря, учат их рационально  мыслить Безусловно, выполнение заданий предполагает определённые временные затраты. За это же время учитель мог бы представить учащимся существенно больший объём информации.  Однако в этих условиях, школьник в лучшем случае усвоили бы только эту информацию,  причём, обычно, не полностью, то есть были бы достигнуты только предметные  результаты.  При выполнении заданий школьники усваивают меньший объем знаний, но при этом  овладевают способами их получения, что в современных условиях  (ФГОС) считается  более важным. Иными словами, наряду с предметными, формируются и метапредметные  результаты, в данном случае, логические универсальные учебные действия. Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования,  появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы,  урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи  лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни  твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет  капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни  старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным  действующим лицом на любом уроке. Потому, что он — всегда старше, за ним — знания,  опыт понимания и применения этих знаний. Но все это — не облегчает, а осложняет его  жизнь. Перед Учителем — живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от  которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок имеет огромный потенциал для  решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не  могут привести к ожидаемому положительному результату.  Как для учеников, так и для  учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого  слова — актуальный и действенный, современный, имеющий непосредственное отношение  к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в  действительности. В условиях принятия Федерального Государственного  Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые  требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке  информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике  полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески  мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ФГОС ООО. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к  мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.  Володарская и др.]? подд ред. А. Г. Асмолова.  — М.  :  Просвещение, 2010.­159с.:ил.\

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии

Развитие УУД средствами школьной географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017