Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса
Оценка 4.8

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса

Оценка 4.8
Семинары
doc
Междисциплинарный 8
1 кл
18.04.2019
Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Закон об образовании в Российской Федерации (2012г.), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы.
doklad-razvitiie-vospitatiel-nogho-potientsiala-ob.doc
«Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса» . Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и  обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном  учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и  содержания общего образования.  Необходимость мер направленных на усиление воспитательного  потенциала системы общего образования обусловлена, с одной стороны,  интенсивностью позитивных тенденций интеграции России в мировое  сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в  различных сферах общественной жизни, что повышает социальный запрос на  творческую, деятельную, развивающуюся личность; с другой стороны, ­  нарастанием негативных явлений в подростковой среде, вызванных усилением националистических, сектантских, криминальных, сексуальных,  наркотических влияний на подростков.  Совершенствование структуры и содержания общего образования  направлено на преодоление ряда деструктивных тенденций, в их числе:  устранение школы от реализации воспитательных функций, организации  воспитательного процесса во внеурочное время, свертывание деятельности  органов детского самоуправления, детских общественных организаций в  результате крайностей деидеологизации и деполизации школы, что привело к  ценностной дезориентации учащихся, открыло доступ в подростковую среду  националистических, религиозно­сектантских и других антигуманных  идеалов, сужению педагогически организованного пространства социализации  личности.  Организация работы, направленной на повышение воспитательного  потенциала образовательного процесса соответствует приоритетам  современной государственной политики в области образования, основу  которой составляют, в соответствии с Программой развития воспитания в  системе образования об “определении конкретных целей и задач воспитания,  моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения  самоопределения личности, создание условий для ее самореализации:  взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательного  учреждения”.  Реформирование системы общего образования нацелено на  формирование нового воспитательно­образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно­нравственного становление подрастающего  поколения, его подготовку к жизненному самоопределению,  самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей свободы, добра, справедливости, экологического благополучия, семьи,  здоровья, Родины, образования, труда, творчества, красоты и других  общечеловеческих ценностей.  Система мер, направленных на повышение воспитательного  потенциала образовательного процесса разработана на основе представлений о том, что:   современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом воспитания подрастающего поколения в российском обществе;   воспитательная функция является одной из основных социальных  функций школы наряду с образованием:   воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия  педагога и воспитанника, направленный на духовно­нравственное  становление личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;  воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев  целостного педагогического процесса в образовательном учреждении  наряду с учебным процессом;  содержание современных образовательных программ обладает  значительным воспитательным потенциалом, реализация которого  зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей  среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в  рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;  определяющее значение в разработке современного содержания, целей,  методов воспитания имеет гуманистическая идеология,  обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности  на гармоничное развитие личности достижение ею гармонии, как во  внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным  пространством, развитие способности применить всеобщий принцип  творческой деятельности в собственной сфере труда. В целях повышения воспитательного потенциала образовательного  процесса необходимо:   При сохранении и развитии многообразия содержательного и  методического аспектов воспитательной деятельности в  образовательном учреждении формирование ценностно­идеологической общности участников образовательного процесса, основанной на  гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и идей  государственности, державности, народности, коллективизма,  взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для  российской культуры; преодоление декларативности общечеловеческих  ценностей и обеспечение поэтапного освоения их детьми ­ от привития  им любви к своей малой Родине ­ до формирования планетарного  сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.  Развитие демократических процессов, а системе образования,  вариативности содержания воспитательных программ и моделей  воспитательных систем, способствующего развитию интеллектуальной,  эмоционально­чувственной и деятельностной сфер личности, отказа от  жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний. Создание нового  образовательно­воспитательного пространства, обеспечивающего  реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям  реальной возможности самостоятельного выбора форм е видов  деятельности, сочетающееся с воспитанием у них чувства  ответственности за результаты своей деятельности.  Наряду с реализацией личностно­ориентированного подхода к  организации образовательного процесса, дифференциации и  индивидуализации обучения и воспитания, расширение использования  воспитательного потенциала детского коллектива как пространства  социализации личности, развития коммуникативных способностей  школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.  Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в  учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских  общественных организаций гуманистической ориентации,  обеспечивающих школьникам возможность самореализации, развитие  лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества,  формирование нравственной, гражданской позиции личности. Создание  новых организационных форм учебной деятельности школьников, новых способов коммуникации участников образовательного процесса в целях  расширения предоставляемых учащимся возможностей реализации  собственной социально­нравственной позиции, выбора форм и видов  учебной, творческой, практической социально и личностно значимой  деятельности.   Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ, которая достигается при условии:  решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с  задачами обучения и развития личности школьника;  целенаправленного отбора содержания учебного материала,  предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности,  духовности, гражданственности, гуманизма;  использование дидактических технологий, обеспечивающих  проявление школьником собственной нравственной, гражданской  позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания  различных социальных ролей в процессе обучения;  организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке н соответствующего пространства  реализации полученных .знаний, умений и навыков в практической  социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время. Каждая из образовательных областей имеет свой специфический  воспитательный потенциал.  Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в  духовно­нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств,  формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативные  способностей, эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру,  эстетической культуры. В процессе формирования у школьников системы  теоретико­литературных понятий, языковых и речевых умений и навыков,  представлений об основах анализа литературных произведений, их родовой и  жанровой специфике, историко­литературном процессе необходима  реализация воспитательного потенциала содержания произведений  национальной и мировой классики в формировании гуманистического  мировоззрения школьников, готовности к межличностному и межкультурному диалогу, этической культуры, предоставление школьникам образцов  нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение  позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе во  внеурочное время ­ в результате включения их в деятельность литературных  объединений, дискуссионных клубов, творческих мастерских, журналистских  студий и т.д.  В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов  общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке,  основных этапах в истории человечества, истории России, обществе,  географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо  обеспечение личностно­эмоционального осмысления школьниками опыта  взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них  ценностей демократического общества, толерантности, гражданской позиции,  патриотизма, а также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их  социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на  примере широкого спектра проигрываемых ими и процессе обучения  социальных ролей, в том числе во внеурочное время ­ в результате включения  детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления,  проигрывания моделей социально­экономического взаимодействия людей,  предоставления им опыта политических дискуссий, реализации собственной  гражданской позиции, личного участия в социально значимой деятельности  школьных историко­краеведческих объединений, школьных музеев  национальной культуры, взаимодействия с общественными объединениями  гуманистической направленности, социальными институтами,  государственными учреждениями Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного  образования является усиление его общекультурного значения, что  способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных  программ. В процессе формирования у школьников физических, химических,  биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися естественнонаучного метола познания необходим акцент на воспитании  эмоционально­ценностного отношения к природе, чувства ответственности за  развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие  эстетического отношения к объектам природной среды, расширение опыта  практической экологически значимой деятельности, в том числе во  внеурочное время ­ в результате включения учащихся в работу школьных  лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически  ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.  Совершенствование технологий воспитания в соответствии с  возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного  человека, преемственности между различными ступенями образования и  содержанием учебных программ; развитие игровых методик, технологий,  обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта  школьников как основы, формирования у них готовности к жизненному  самоопределению.  Подготовка педагогических кадров к организации воспитательного  процесса, направленная на формирование у педагогов позиции воспитателя,  внутренней психологической установки на решение воспитательных задач:   представлений о педагогическом профессионализме,  связанных с воспитывающим влиянием собственной личности  на социально­нравственное становление ученика;  знаний о сущности, содержании, критериях эффективности  воспитательного процесса, методах воспитания и навыках  практической реализации воспитательных технологий;  осуществление мониторинга воспитательного процесса,  культурных ценностей разных групп детей и молодежи,  влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное,  эмоционально­чувственное, деятельностное развитие  личности, ее духовно­нравственное становление.

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса

Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.