Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса

  • Семинары
  • doc
  • 18.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, л ичной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Закон об образовании в Российской Федерации (2012г.), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы.
Иконка файла материала doklad-razvitiie-vospitatiel-nogho-potientsiala-ob.doc
«Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса» . Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и  обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном  учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и  содержания общего образования.  Необходимость мер направленных на усиление воспитательного  потенциала системы общего образования обусловлена, с одной стороны,  интенсивностью позитивных тенденций интеграции России в мировое  сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в  различных сферах общественной жизни, что повышает социальный запрос на  творческую, деятельную, развивающуюся личность; с другой стороны, ­  нарастанием негативных явлений в подростковой среде, вызванных усилением националистических, сектантских, криминальных, сексуальных,  наркотических влияний на подростков.  Совершенствование структуры и содержания общего образования  направлено на преодоление ряда деструктивных тенденций, в их числе:  устранение школы от реализации воспитательных функций, организации  воспитательного процесса во внеурочное время, свертывание деятельности  органов детского самоуправления, детских общественных организаций в  результате крайностей деидеологизации и деполизации школы, что привело к  ценностной дезориентации учащихся, открыло доступ в подростковую среду  националистических, религиозно­сектантских и других антигуманных  идеалов, сужению педагогически организованного пространства социализации  личности.  Организация работы, направленной на повышение воспитательного  потенциала образовательного процесса соответствует приоритетам  современной государственной политики в области образования, основу  которой составляют, в соответствии с Программой развития воспитания в  системе образования об “определении конкретных целей и задач воспитания,  моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения  самоопределения личности, создание условий для ее самореализации:  взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательного  учреждения”.  Реформирование системы общего образования нацелено на  формирование нового воспитательно­образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно­нравственного становление подрастающего  поколения, его подготовку к жизненному самоопределению,  самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностейсвободы, добра, справедливости, экологического благополучия, семьи,  здоровья, Родины, образования, труда, творчества, красоты и других  общечеловеческих ценностей.  Система мер, направленных на повышение воспитательного  потенциала образовательного процесса разработана на основе представлений о том, что:   современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом воспитания подрастающего поколения в российском обществе;   воспитательная функция является одной из основных социальных  функций школы наряду с образованием:   воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия  педагога и воспитанника, направленный на духовно­нравственное  становление личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;  воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев  целостного педагогического процесса в образовательном учреждении  наряду с учебным процессом;  содержание современных образовательных программ обладает  значительным воспитательным потенциалом, реализация которого  зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей  среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в  рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;  определяющее значение в разработке современного содержания, целей,  методов воспитания имеет гуманистическая идеология,  обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности  на гармоничное развитие личности достижение ею гармонии, как во  внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным  пространством, развитие способности применить всеобщий принцип  творческой деятельности в собственной сфере труда. В целях повышения воспитательного потенциала образовательного  процесса необходимо:   При сохранении и развитии многообразия содержательного и  методического аспектов воспитательной деятельности в  образовательном учреждении формирование ценностно­идеологической общности участников образовательного процесса, основанной на  гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и идей  государственности, державности, народности, коллективизма,  взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для  российской культуры; преодоление декларативности общечеловеческих  ценностей и обеспечение поэтапного освоения их детьми ­ от привития  им любви к своей малой Родине ­ до формирования планетарного  сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества,Земли.  Развитие демократических процессов, а системе образования,  вариативности содержания воспитательных программ и моделей  воспитательных систем, способствующего развитию интеллектуальной,  эмоционально­чувственной и деятельностной сфер личности, отказа от  жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний. Создание нового  образовательно­воспитательного пространства, обеспечивающего  реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям  реальной возможности самостоятельного выбора форм е видов  деятельности, сочетающееся с воспитанием у них чувства  ответственности за результаты своей деятельности.  Наряду с реализацией личностно­ориентированного подхода к  организации образовательного процесса, дифференциации и  индивидуализации обучения и воспитания, расширение использования  воспитательного потенциала детского коллектива как пространства  социализации личности, развития коммуникативных способностей  школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.  Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в  учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских  общественных организаций гуманистической ориентации,  обеспечивающих школьникам возможность самореализации, развитие  лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества,  формирование нравственной, гражданской позиции личности. Создание  новых организационных форм учебной деятельности школьников, новых способов коммуникации участников образовательного процесса в целях  расширения предоставляемых учащимся возможностей реализации  собственной социально­нравственной позиции, выбора форм и видов  учебной, творческой, практической социально и личностно значимой  деятельности.   Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ, которая достигается при условии:  решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с  задачами обучения и развития личности школьника;  целенаправленного отбора содержания учебного материала,  предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности,  духовности, гражданственности, гуманизма;  использование дидактических технологий, обеспечивающих  проявление школьником собственной нравственной, гражданской  позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания  различных социальных ролей в процессе обучения;  организации самостоятельной творческой исследовательскойдеятельности учащихся на уроке н соответствующего пространства  реализации полученных .знаний, умений и навыков в практической  социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время. Каждая из образовательных областей имеет свой специфический  воспитательный потенциал.  Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в  духовно­нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств,  формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативные  способностей, эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру,  эстетической культуры. В процессе формирования у школьников системы  теоретико­литературных понятий, языковых и речевых умений и навыков,  представлений об основах анализа литературных произведений, их родовой и  жанровой специфике, историко­литературном процессе необходима  реализация воспитательного потенциала содержания произведений  национальной и мировой классики в формировании гуманистического  мировоззрения школьников, готовности к межличностному и межкультурному диалогу, этической культуры, предоставление школьникам образцов  нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение  позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе во  внеурочное время ­ в результате включения их в деятельность литературных  объединений, дискуссионных клубов, творческих мастерских, журналистских  студий и т.д.  В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов  общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке,  основных этапах в истории человечества, истории России, обществе,  географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо  обеспечение личностно­эмоционального осмысления школьниками опыта  взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них  ценностей демократического общества, толерантности, гражданской позиции,  патриотизма, а также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их  социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на  примере широкого спектра проигрываемых ими и процессе обучения  социальных ролей, в том числе во внеурочное время ­ в результате включения  детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления,  проигрывания моделей социально­экономического взаимодействия людей,  предоставления им опыта политических дискуссий, реализации собственной  гражданской позиции, личного участия в социально значимой деятельности  школьных историко­краеведческих объединений, школьных музеев  национальной культуры, взаимодействия с общественными объединениями  гуманистической направленности, социальными институтами,  государственными учреждениямиОдной из ведущих идей модернизации естественнонаучного  образования является усиление его общекультурного значения, что  способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных  программ. В процессе формирования у школьников физических, химических,  биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися естественнонаучного метола познания необходим акцент на воспитании  эмоционально­ценностного отношения к природе, чувства ответственности за  развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие  эстетического отношения к объектам природной среды, расширение опыта  практической экологически значимой деятельности, в том числе во  внеурочное время ­ в результате включения учащихся в работу школьных  лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически  ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.  Совершенствование технологий воспитания в соответствии с  возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного  человека, преемственности между различными ступенями образования и  содержанием учебных программ; развитие игровых методик, технологий,  обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта  школьников как основы, формирования у них готовности к жизненному  самоопределению.  Подготовка педагогических кадров к организации воспитательного  процесса, направленная на формирование у педагогов позиции воспитателя,  внутренней психологической установки на решение воспитательных задач:   представлений о педагогическом профессионализме,  связанных с воспитывающим влиянием собственной личности  на социально­нравственное становление ученика;  знаний о сущности, содержании, критериях эффективности  воспитательного процесса, методах воспитания и навыках  практической реализации воспитательных технологий;  осуществление мониторинга воспитательного процесса,  культурных ценностей разных групп детей и молодежи,  влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное,  эмоционально­чувственное, деятельностное развитие  личности, ее духовно­нравственное становление.