Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, л ичной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Закон об образовании в Российской Федерации (2012г.), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы.
«Развитие воспитательного потенциала
образовательного процесса»
.
Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и
обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном
учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и
содержания общего образования.
Необходимость мер направленных на усиление воспитательного
потенциала системы общего образования обусловлена, с одной стороны,
интенсивностью позитивных тенденций интеграции России в мировое
сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в
различных сферах общественной жизни, что повышает социальный запрос на
творческую, деятельную, развивающуюся личность; с другой стороны,
нарастанием негативных явлений в подростковой среде, вызванных усилением
националистических, сектантских, криминальных, сексуальных,
наркотических влияний на подростков.
Совершенствование структуры и содержания общего образования
направлено на преодоление ряда деструктивных тенденций, в их числе:
устранение школы от реализации воспитательных функций, организации
воспитательного процесса во внеурочное время, свертывание деятельности
органов детского самоуправления, детских общественных организаций в
результате крайностей деидеологизации и деполизации школы, что привело к
ценностной дезориентации учащихся, открыло доступ в подростковую среду
националистических, религиозносектантских и других антигуманных
идеалов, сужению педагогически организованного пространства социализации
личности.
Организация работы, направленной на повышение воспитательного
потенциала образовательного процесса соответствует приоритетам
современной государственной политики в области образования, основу
которой составляют, в соответствии с Программой развития воспитания в
системе образования об “определении конкретных целей и задач воспитания,
моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации:
взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательного
учреждения”.
Реформирование системы общего образования нацелено на
формирование нового воспитательнообразовательного пространства, которое
позволит обеспечить духовнонравственного становление подрастающего
поколения, его подготовку к жизненному самоопределению,
самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностейсвободы, добра, справедливости, экологического благополучия, семьи,
здоровья, Родины, образования, труда, творчества, красоты и других
общечеловеческих ценностей.
Система мер, направленных на повышение воспитательного
потенциала образовательного процесса разработана на основе представлений о
том, что:
современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом
воспитания подрастающего поколения в российском обществе;
воспитательная функция является одной из основных социальных
функций школы наряду с образованием:
воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия
педагога и воспитанника, направленный на духовнонравственное
становление личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование
самовоспитания;
воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев
целостного педагогического процесса в образовательном учреждении
наряду с учебным процессом;
содержание современных образовательных программ обладает
значительным воспитательным потенциалом, реализация которого
зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей
среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в
рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;
определяющее значение в разработке современного содержания, целей,
методов воспитания имеет гуманистическая идеология,
обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности
на гармоничное развитие личности достижение ею гармонии, как во
внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным
пространством, развитие способности применить всеобщий принцип
творческой деятельности в собственной сфере труда.
В целях повышения воспитательного потенциала образовательного
процесса необходимо:
При сохранении и развитии многообразия содержательного и
методического аспектов воспитательной деятельности в
образовательном учреждении формирование ценностноидеологической
общности участников образовательного процесса, основанной на
гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и идей
государственности, державности, народности, коллективизма,
взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для
российской культуры; преодоление декларативности общечеловеческих
ценностей и обеспечение поэтапного освоения их детьми от привития
им любви к своей малой Родине до формирования планетарного
сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества,Земли.
Развитие демократических процессов, а системе образования,
вариативности содержания воспитательных программ и моделей
воспитательных систем, способствующего развитию интеллектуальной,
эмоциональночувственной и деятельностной сфер личности, отказа от
жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися
и установкой лишь на запоминание готовых знаний. Создание нового
образовательновоспитательного пространства, обеспечивающего
реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям
реальной возможности самостоятельного выбора форм е видов
деятельности, сочетающееся с воспитанием у них чувства
ответственности за результаты своей деятельности.
Наряду с реализацией личностноориентированного подхода к
организации образовательного процесса, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания, расширение использования
воспитательного потенциала детского коллектива как пространства
социализации личности, развития коммуникативных способностей
школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в
учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских
общественных организаций гуманистической ориентации,
обеспечивающих школьникам возможность самореализации, развитие
лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества,
формирование нравственной, гражданской позиции личности. Создание
новых организационных форм учебной деятельности школьников, новых
способов коммуникации участников образовательного процесса в целях
расширения предоставляемых учащимся возможностей реализации
собственной социальнонравственной позиции, выбора форм и видов
учебной, творческой, практической социально и личностно значимой
деятельности.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ,
которая достигается при условии:
решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с
задачами обучения и развития личности школьника;
целенаправленного отбора содержания учебного материала,
предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности,
духовности, гражданственности, гуманизма;
использование дидактических технологий, обеспечивающих
проявление школьником собственной нравственной, гражданской
позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания
различных социальных ролей в процессе обучения;
организации самостоятельной творческой исследовательскойдеятельности учащихся на уроке н соответствующего пространства
реализации полученных .знаний, умений и навыков в практической
социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.
Каждая из образовательных областей имеет свой специфический
воспитательный потенциал.
Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в
духовнонравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств,
формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативные
способностей, эмоциональноценностного отношения к окружающему миру,
эстетической культуры. В процессе формирования у школьников системы
теоретиколитературных понятий, языковых и речевых умений и навыков,
представлений об основах анализа литературных произведений, их родовой и
жанровой специфике, историколитературном процессе необходима
реализация воспитательного потенциала содержания произведений
национальной и мировой классики в формировании гуманистического
мировоззрения школьников, готовности к межличностному и межкультурному
диалогу, этической культуры, предоставление школьникам образцов
нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение
позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе во
внеурочное время в результате включения их в деятельность литературных
объединений, дискуссионных клубов, творческих мастерских, журналистских
студий и т.д.
В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов
общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой
исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке,
основных этапах в истории человечества, истории России, обществе,
географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо
обеспечение личностноэмоционального осмысления школьниками опыта
взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них
ценностей демократического общества, толерантности, гражданской позиции,
патриотизма, а также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их
социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на
примере широкого спектра проигрываемых ими и процессе обучения
социальных ролей, в том числе во внеурочное время в результате включения
детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления,
проигрывания моделей социальноэкономического взаимодействия людей,
предоставления им опыта политических дискуссий, реализации собственной
гражданской позиции, личного участия в социально значимой деятельности
школьных историкокраеведческих объединений, школьных музеев
национальной культуры, взаимодействия с общественными объединениями
гуманистической направленности, социальными институтами,
государственными учреждениямиОдной из ведущих идей модернизации естественнонаучного
образования является усиление его общекультурного значения, что
способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных
программ. В процессе формирования у школьников физических, химических,
биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися
естественнонаучного метола познания необходим акцент на воспитании
эмоциональноценностного отношения к природе, чувства ответственности за
развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие
эстетического отношения к объектам природной среды, расширение опыта
практической экологически значимой деятельности, в том числе во
внеурочное время в результате включения учащихся в работу школьных
лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически
ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.
Совершенствование технологий воспитания в соответствии с
возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного
человека, преемственности между различными ступенями образования и
содержанием учебных программ; развитие игровых методик, технологий,
обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта
школьников как основы, формирования у них готовности к жизненному
самоопределению.
Подготовка педагогических кадров к организации воспитательного
процесса, направленная на формирование у педагогов позиции воспитателя,
внутренней психологической установки на решение воспитательных задач:
представлений о педагогическом профессионализме,
связанных с воспитывающим влиянием собственной личности
на социальнонравственное становление ученика;
знаний о сущности, содержании, критериях эффективности
воспитательного процесса, методах воспитания и навыках
практической реализации воспитательных технологий;
осуществление мониторинга воспитательного процесса,
культурных ценностей разных групп детей и молодежи,
влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное,
эмоциональночувственное, деятельностное развитие
личности, ее духовнонравственное становление.