Развитие восприятия у младших школьников
Оценка 4.6

Развитие восприятия у младших школьников

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
02.03.2018
Развитие восприятия у младших школьников
Необычайно развитым восприятием обладал известный герой К.Дойла Шерлок Холмс. Вспомним, как по какой-либо вещи, принадлежащей человеку, Холмс мог разгадать характер самого человека, его возраст, привычки, увлечения и т. д. Был ли это природный дар Холмса? Нет. Такую сверхъестественную наблюдательность, как и другие качества ума, великий мастер выработал в себе многолетними тренировками. Есть множество примеров, подтверждающих, что восприятие можно развивать
Развитие восприятия у младших школьников.doc
Развитие восприятия у младших  школьников  27.09.2006  Автор ­ Лайло В.В. Воспринимать предмет — значит обследовать его с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Но  достаточно ли обладать здоровыми органами чувств, чтобы воспринимать окружающие предметы во всей полноте? Почему, глядя  на одну и ту же картину, один человек видит и чьей кисти она принадлежит, и в каком веке написана, и в чем особенности  композиции, и какой тип краски использовал художник, а другому дано увидеть лишь небольшую часть того, что на картине  изображено? Причина в разном уровне культуры восприятия. Высокий уровень культуры свидетельствует об умении человека  владеть операциями, которые способствуют организации воспринимаемого материала и, в целом, сводятся к способности замечать многое в одном.  Содержание Вступление Развитие дифференцированности восприятия Развитие аналитичности восприятия Развитие конкретности восприятия Развитие прогностичности восприятия Итоговая контрольная работа Вступление Необычайно развитым восприятием обладал известный герой К.Дойла Шерлок Холмс. Вспомним, как по какой­либо вещи, принадлежащей человеку, Холмс мог разгадать характер самого человека, его возраст, привычки, увлечения и т. д. Был  ли это природный дар Холмса? Нет. Такую сверхъестественную наблюдательность, как и другие качества ума, великий  мастер выработал в себе многолетними тренировками. Есть множество примеров, подтверждающих, что восприятие  можно развивать. Важно ли иметь развитое восприятие первокласснику? Для ответа достаточно проанализировать типичные ошибки в  письменных работах учащихся к концу первого года обучения: пропуск, замена, искажение букв, так называемое  зеркальное письмо. Подобные ошибки происходят из­за неумения школьников различать похожие буквы, видеть слово в  целом и каждую букву, в него входящую, анализировать звуковую информацию, осмысливать ее, улавливать изменения  и отражать их на письме — и все это по причине недоразвитого восприятия. Восприятие — основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся, т. е. основной из трех познавательных  процессов (восприятие, мышление, память). В самом деле, то, что неверно или неполно воспринято, столь же  неполноценно будет осмыслено, а значит, и запомнено. Поэтому к развитию восприятия надо относиться так же  ответственно, как к строительству фундамента дома. Основными качествами восприятия являются:  ­ дифференцированность (различительная чувствительность) ­ аналитичность (способность к анализу) ­ конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей) ­ прогностичность (видение последствий), точность. Все перечисленные качества восприятия возможно и необходимо развивать уже в период обучения грамоте — на буквах русского алфавита. Мы предлагаем для отработки такие приемы по развитию восприятия, которые помогают  первоклассникам преодолеть трудности обучения, в частности запоминание букв и умение отличать одну букву от  другой. Так, с первого дня обучения на доску вывешивается демонстрационное полотно с заглавными печатными буквами, и  учащиеся выполняют по нему различные задания: включаются в поиск элементов, из которых состоят буквы, отыскивают  общее и различное в построении букв, существенное и несущественное в каждой букве, проводят всевозможные  действия с элементами внутри букв (элементы убирают, добавляют, меняют местами) и т. д. Подобная работа идет на,  уроках развития, уроках обучения грамоте и даже на уроках трудового обучения. Учитель не ставит перед учащимися  цели запомнить названия букв. Но длительное нахождение букв перед глазами, частые манипуляции, действия с ними  приводят к тому, что учащиеся заучивают буквы непроизвольно, т. е. незаметно для себя. Запоминанию способствует и тот факт, что учащиеся постоянно включены в творческий поиск и самостоятельно  открывают законы создания алфавита. Сами, например, делают открытие некоторых элементов букв. А пытаясь придумать название для «новой» буквы, невольно приходят к выводу о совершенстве существующего алфавита, в  котором нет места для «новенькой», так как в русской речи не остался необозначенным ни один звук. Первые занятия целесообразно посвятить формированию у учащихся различительной чувствительности в восприятия  разных по длительности отрезков времени, силы голоса и степени его четкости, жестов, необходимых для общения на  уроке, т. е. развитию умений, сопутствующих продуктивной работе на уроке. Остановимся подробнее на уроках по развитию познавательных процессов, или «уроках развития».  Работа всегда начинается с диагностики, цель которой — получение общей характеристики того или иного качества  восприятия, памяти, мышления у учащихся всего класса и выявление индивидуальных различий. После диагностики начинается отработка интеллектуальных навыков сначала на уроках развития, затем в учебной  деятельности. Тема и цель каждого урока направлены как на развитие, так и на углубление знаний по русскому языку, т.е. на  повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития восприятия подбирается соответствующий материал.  На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество  выработки того или иного приема по развитию. По окончании работы учитель собирает и проверяет тетради. Результаты проверочных, контрольных работ, тестирований записываются в ученическую «тетрадь развития», что дает ребенку  возможность наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития. (Для записи результатов  используются последние страницы тетради.) Оценка учащегося в интеллектуальном развитии идет не в сравнении с каким­то стандартом или с другими детьми, а  каждого учащегося сравнивают с ним самим, т. е. результаты его контрольных работ сопоставляются с результатом  диагностики. Вот примерная таблица для записи результатов: Диагностика   Урок 7   Урок 8   Урок 9   Урок 10   Урок 30   6   5   4   4   3   2   Примечание Цифрой обозначается количество ошибок, допущенных учеником при выполнении заданий. Из таблицы видно, как уменьшается количество ошибок (с шести при диагностике до двух на уроке 30), что говорит о  существенном улучшении точности восприятия. Аналогично составляется сводная таблица для получения общей характеристики развития точности восприятия у класса  в целом и у каждого ученика в отдельности (для этого слева добавляется список учащихся). Подобным же образом ведутся наблюдения за развитием у учащихся и других качеств восприятия. Количество  записанных или воспроизведенных единиц также обозначается соответствующей цифрой. Некоторые наблюдения можно фиксировать знаками «плюс» (выполнено) или «минус» (не выполнено). Это относится к  таблицам под названием: «Умение устанавливать закономерность», «Умение систематизировать материал». При проверке «тетрадей развития» обращается внимание не только на результаты развития, но и на грамотность  выполнения работ; поощряются учащиеся, выполнившие задание без орфографических ошибок (они получают отличную  оценку за русский язык). Результаты контрольных работ доводятся до сведения родителей. На родительских собраниях даются рекомендации  (общие и индивидуальные) по развитию учащихся дома. В результате целенаправленной работы по развитию восприятия у учащихся: 1. повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети умеют «видеть», «слышать», «рассуждать»; 2. развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал, большая часть  учащихся класса получает оценки «4» и «5»; З. оказываются сформированными начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно  добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованны, спокойны, радостны,  уверены в себе. Развитие дифференцированности восприятия Уроки 1—11 Цели уроков:  1) Продиагностировать дифференцированность восприятия. 2) Развивать дифференцированность восприятия. З) Заучивать буквы. Материалы для копирования УРОК 1  Тема урока: Диагностика дифференцированности восприятия Задание 1. Скопируйте с образца по клеткам (см. «Материалы для копирования»). Напечатайте под рисунком те буквы,  которые в нем нашли. Цель Проверка точности восприятия Оценка результатов: 1. по количеству ошибок при копировании; 2. по количеству верно записанных букв. Задание 2. (На доске написаны печатные буквы: Б, Ю, В, П, О, Н.) Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами. (Ответ: Б, В; Н, П; О, Ю.) Цель Проверка дифференцированности зрительного восприятия.  Оценка результатов: по количеству верно составленных пар. Задание 3. Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков услышите в слове. (Учитель произносит первое слово  — учащиеся записывают ответ, затем второе слово и т. д.) Слова: нос, рамы, гудит. Цель Проверка дифференцированности слухового восприятия. Оценка результатов: по общему количеству звуков, услышанных во всех словах. УРОК 2 Тема урока: Понятия «восприятие», «уроки развития». Цель Ознакомление учащихся с понятиями «восприятие» и «уроки развития». Сообщение им результатов диагностики. 1. Беседа о том, что такое восприятие. — Кому из вас, ребята, раньше приходилось слышать слово «восприятие»? Как вы думаете, что значит воспринимать  окружающее? С помощью чего мы воспринимаем звуки речи? буквы? 2. Обобщение учителя по содержанию беседы. Человек познает мир с помощью органов чувств. Их пять. Это органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Уши  «заботятся» о слуховом восприятии, глаза — о зрительном. Носом мы чувствуем запах, языком — вкус, кончиками  пальцев — качество поверхности. Воспринять объект — это, прежде всего, обследовать его со всех сторон, чтобы понять, что он из себя представляет. 3. Практическая работа с целью уточнения понятия «восприятие». Перед учащимися ставится проблема: установить, достаточно ли обследовать объект с помощью органов чувств, чтобы  воспринять (понять) его полностью. Для этого дается задание проанализировать яблоко. Ученики должны рассказать, как можно определить форму,  размер, цвет, аромат, вкус яблока, спелость его семечек и т. д. — Можно ли с помощью органов чувств установить сорт яблока? Выслушав ответы учащихся, учитель подводит их к выводу, что для целостного восприятия (понятия) предмета  недостаточно распознавать его только органами чувств. К примеру, чтобы определить сорт яблока, недостаточно видеть этот фрукт, трогать его, пробовать на вкус и т. д. — нужно знать различия между разными сортами и те общие  признаки, которые присущи тому или иному сорту, а для этого надо уметь сравнивать. Этому и многому другому нужно  научиться, чтобы воспринимать окружающие предметы более полно. Наша главная цель в 1 классе — научиться точно воспринимать буквы. Для этого надо уметь отличать одну букву от  других, сравнивать буквы между собой, выбирать важное, запоминать. 4. Сообщение результатов диагностики. Ознакомление с «уроками развития». Каждого ученика учитель знакомит с особенностями его восприятия: насколько оно точно, каковы показатели  зрительной и слуховой дифференциации (умения различать и находить общее). Учитель призывает не огорчаться тех ребят, чьи результаты пока невысоки; настраивает их на преодоление  недостатков; сообщает, что существует много упражнений, помогающих улучшать, т. е. развивать восприятие, чем они и  будут заниматься на уроках, которые так и называются – «уроки развития». УРОК 3 Подготовительный этап к формированию различительной чувствительности. Тема урока: Различение скорости движений для экономии времени на уроке. Цель 1) Заключить с учащимися договор об экономии времени на уроке. 2) Формировать умение экономить время на уроке. 1. Вступительная беседа. Что такое «экономия»? Зачем надо экономить время? Умеете ли вы беречь минуты и часы? Как? Какие привычки должен выработать у себя ученик, чтобы работа на уроке шла быстро, слаженно, ритмично? Какие порядки вы предлагаете  ввести в нашем классе для экономии времени? 2. Заключение договора «Об экономии времени на уроке». Для этого необходимо соблюдать следующие условия: 1) научиться быстро открывать учебник, передавать тетрадь учителю; 2) уметь быстро настраиваться на урок; З) помогать общей работе класса; 4) целесообразно располагать учебные вещи на парте; 5) не забывать дома вещи, нужные на уроке. Сначала надо обсудить с учащимися, как следует действовать для соблюдения того или иного пункта договора.  Например, чтобы не забывать дома вещи, нужные на уроке, нужно приучиться укладывать их в портфель путем подсчета (так рекомендуют психологи): «В моем пенале должно лежать пять предметов. Считаю: ручка — раз, карандаш — два,  линейка — три, ластик — четыре, точилка — пять. Завтра мне понадобятся четыре учебника: математика — раз и т. д.» Собирать тетради для проверки целесообразно тоже под счет: «раз» — тетради с правой стороны парты кладутся на  левую; «два» — сидящие слева, не поворачивая туловища, протягивают руку назад; «три» — тетради с последних парт  передаются на предпоследние парты, с предпоследних — еще на парту вперед и т. д.; «четыре» — тетради  «пробежались» по рукам; «пять» — ребята с первых парт быстро подходят к учителю со стопкой тетрадей. 3. Практические наблюдения: какое количество движений можно сделать за одну минуту, если выполнять их медленно?  в быстром темпе? Наблюдение 1.  Сколько человек выйдут к доске и опять сядут за парты? Наблюдение 2.  Сколько раз можно открыть учебник на заданной странице, закрыть и положить на место? Наблюдение З.  Сколько палочек можно написать в тетради? Порядок проведения наблюдений На каждое наблюдение отводится две минуты. Одна минута на выполнение задания в медленном темпе, вторая — в  быстром. Количество совершенных действий учащиеся записывают в тетради (или учитель на доске) в две колонки:  медленно — быстро. После каждого наблюдения делается коллективный вывод о преимуществе быстрого выполнения заданий учителя. 4. Игра­соревнование «Кто больше за одну минуту?» Учащиеся получают несколько разных заданий, каждое из которых выполняют в течение одной минуты. Выигрывает тот  ученик (или ряд), который работает с большей скоростью. (Учитывается и качество выполнения.) Примерные задания: кто больше обведет клеточек в тетради? скопирует геометрических фигур с доски? напечатает  букв? и т. д. УРОК 4 Подготовительный этап к формированию различительной чувствительности. Тема урока: Сила голоса и степень его четкости. Жесты, необходимые для общения на уроке. Цели:  1) Учить различать голос по качеству его звучания: «тихо — громко», «невнятно — четко». 2) Учить различать незвуковые сигналы общения, подавать их и принимать от учителя. 3) Заключить договор «О культуре общения». 1. Вступительная беседа. — Что такое общение? Что значит культура общения? Зачем она нужна? — Как происходит общение между людьми? Можно ли общаться жестами? сигналами? взглядами? мимикой? Какие  жесты (сигналы, мимические движения лица) вы знаете? Что они обозначают? Для чего люди иногда общаются с  помощью этих средств? Какие из жестов, сигналов мы могли бы использовать на наших уроках? — С кем, кроме учителя, вам приходится общаться на уроке? Почему надо уметь слышать не только учителя, но и  товарищей? Зачем надо говорить громко? И насколько громко? Как определить меру этой громкости? (Надо учитывать,  что говорящий слышит себя лучше, так как он знает, о чем говорит, да и его ушные раковины находятся ближе к его рту,  чем уши слушающих. Поэтому следует говорить немного громче, чем это нужно для себя.) — Для чего надо говорить четко? Как научиться четкой речи? (Четкость достигается с помощью артикуляции, т. е.  работы органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.) Что значит уметь управлять силой своего голоса? Для чего ученику нужно это умение? 2. Игра «Звуковое письмо с уведомлением». Цель Развивать у учащихся умение говорить громко и четко. Ведущий (ученик или учитель) поочередно назначает Почтальона и Адресата. Адресатом целесообразно выбирать  ученика, сидящего далеко от Почтальона. Ведущий подходит к Почтальону и на ухо, т. е. тихо, сообщает ему содержание «письма»(достаточно одного  предложения). Почтальон должен доставить «письмо» по адресу, т. е. проговорить услышанное так громко и четко, чтобы его «получил» Адресат. Получив «письмо» Адресат уведомляет в этом Почтальона — повторяет содержание «письма» вслух. Лучшими почтальонами считаются те, чьи «письма» дойдут до адресатов в неискаженном виде. Примерные фразы для звуковых «писем»: 1) Чтобы было понятно, говорить надо внятно. 2) Пришлите, пожалуйста, ответ на мое письмо. З) Мы развиваем слуховое восприятие. 4) Печатная буква В состоит из трех элементов. 5) В слове буква пять звуков. б) Прими от меня в подарок добрые слова. 7) Давайте устроим завтра в классе «День радости». 3. Заключение договора «О культуре общения». Для соблюдения такого договора учащемуся необходимо: 1) научиться принимать сигналы учителя; 2) знать сигналы учащегося и уметь пользоваться ими; З) выработать умение слышать партнера; 4) овладеть умением управлять силой своего голоса, отвечать громко, четко. 4. Тренировка в различении сигналов учителя и обучение сигналам. 1) Сигналы, подаваемые с помощью рук: «встаньте» — обе руки учителя показывают движение снизу вверх, как при поднимании какого­то предмета на  вытянутых руках; «сядьте» — руки двигаются в обратном направлении, чем при «встаньте»; «встань», «сядь» — те же движения, но одной рукой; «подойди» (к столу, к доске, к товарищу) — энергичный жест одной рукой, показывающий движение в определенном  направлении; «тише» — указательный палец вертикально прижат к губам. 2) Сигналы, подаваемые с помощью движений головы: «да» — утвердительный кивок; «нет» — отрицательное покачивание из стороны в сторону. 3) Сигналы глазами: «пожалуйста, отвечай» — учитель встречается с учеником взглядом и приветливо кивает ему; «да» — глаза закрываются и быстро открываются. 5. Тренировка в различении сигналов учащегося и обучение сигналам. Сигналы учащихся — это их коллективные ответы с места: «точка» — ладонь сжата в кулачок; «запятая», «восклицательный знак», «вопросителъный знак» — рисование в воздухе очертаний этих знаков; «пишу слитно» — вертикальные ладошки плотно прижаты друг к другу; «пишу раздельно» — ладони разъединены; «отвечаю на вопрос сколько? (слогов, слов, предложений и т. д.)» — ребята показывают определенное количество  пальцев; «сомневаюсь», «верно», «ошибка» — показывают кружки желтого, зеленого, красного цвета; «Да», «нет» — то же, что у учителя; «почему?» — рисуют в воздухе вопросительный знак. В следующих классах, по мере продвижения по лестнице знаний, разучиваются новые сигналы учащегося: «приставка», «корень», «суффикс», «окончание» — рисование в воздухе соответствующих графических обозначений; «безударная гласная в корне слова, в приставке, суффиксе, окончании, — в рисовании участвуют обе руки: одна  изображает нужную часть слова, другая точку (кулачок), символизирующую безударную гласную. Учитель продолжает тренировки уже на уроках обучения грамоте и проводит их постоянно до выработки у учащихся  навыка действовать самостоятельно, без подсказки учителя. Показателем отработанного навыка служат четкие  действия, которые учащиеся выполняют по команде учителя. Для того чтобы добиться предельного внимания учащихся и их активного действия на протяжении всего урока, учителю  необходимо как можно чаще проверять внимание с помощью установления с учащимися обратной связи. Это могут быть  вопросы типа: «Кто меня слышал — покажите большой пальчик», «Кто понял задание — покажите мизинец» и т. д.  Вопросами подобного рода можно не только проверить внимание, но и добиться от ребят сосредоточенности перед  выполнением нового задания. УРОК 5 Тема урока: Элементы, из которых состоят буквы. Классификация букв алфавита по количеству элементов. Цель  1) Вовлечь учащихся в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв. 2) Начать классификацию букв алфавита по количеству элементов. Оборудование: 1) у учителя — демонстрационный плакат (или полотно) с заглавными печатными буквами; 2) у учащихся — пластилин. 1. Сообщение темы и дели урока. 2. Задание учащимся для самостоятельной работы. Рассмотрите буквы (на доску вывешивается полотно с алфавитом). Найдите разные элементы, которые использованы  для «построения» букв, и зарисуйте их. 3. Проверка выполнения. (Разных элементов всего 8: овал, два полуовала — большой и малый; палочка — большая, средней величины и  маленькая; две точки; знак над й.) — Какие из элементов используются в алфавите только по одному разу? (Знак над й, две точки.) — Сколько же «активных» элементов? (Всего 6.) 4. Тренировочные упражнения на закрепление знания элементов букв. Задание. Перепечатайте с полотна буквы, которые состоят: а) из одного элемента (О, С); б) из двух элементов (Г, З, Р и т. д.); в) из трех элементов (А, Б, В и др.); г) из четырех и более элементов. Порядок работы 1) Сообщение учителем задания из варианта «а». 2) Самостоятельная работа учащихся (в тетрадях). 3) Проверка выполнения. 4) Сообщение задания из варианта «б» и т. д. Примечание. При проверке выполнения задания учитель вызывает к доске тех ребят, которые уже знают буквы. Они по  очереди печатают ответы на доске, четко называют буквы. Остальные проверяют, слушают, непроизвольно запоминая.  Таким же образом проверяется выполнение подобных заданий и на последующих уроках. 5. Самостоятельная работа. Задание. Сделайте из пластилина тонким и мелким шрифтом печатные буквы: а) названия которых вы запомнили на этом уроке;  б) которые состоят из трех элементов. (Учащиеся выполняют по желанию вариант «а», или «б».) 6. Проверка выполнения. Игра «Учитель и ученик». Учащиеся объединяются в пары, в которых один из ребят «учитель», другой — «ученик». «Учителя» обязательно знают  названия букв. «Ученик» должен назвать своему «учителю» буквы, которые вылепил. «Учитель, проверяет правильность ответа, объявляет количество  набранных очков (одно очко за каждую верно названную букву). Настоящий учитель делает проверку с целью выявления ребят, у которых УРОК 6 1) составлено большее количество букв: а) запомненных на уроке, б) состоящих из трех элементов; 2) шрифт самый тонкий и мелкий. Тема урока: Классификация алфавита по разным основаниям. Называются имена победителей, тех, кто набрал больше очков. Цель Закрепить знание учащимися элементов, из которых состоят буквы. Примечание. Учитель использует работу с пластилином и на последующих «уроках развития», и на уроках трудового  Примечание. Уроки 6,7,8.9 строятся аналогично уроку 5. обучения. Одно из заданий — вылепить буквы, названия которых запомнили на уроке или за день, второе — в  зависимости от изучаемой темы (например: вылепить буквы, которые имеют полуовал или «похожи» друг на друга, или  Самостоятельная работа «смотрят» влево и т. д.). Задание. Перепечатайте с полотна буквы, которые: Выполняя лепку маленьким шрифтом, учащиеся развивают мелкие мышцы пальцев, что очень важно в период адаптации  а) построены из двух палочек (У, Г, Х и др.); к большим нагрузкам на кисть руки при письме. б) трех палочек (А, И, Н и др.); в) четырех палочек (Е. Ш); г) имеют овал (О, Ю); д) большой полуовал (С, Э); е) малый полуовал (Б, В, З, Р, Ф, Ъ, Ы, Ь, Я). УРОК 7 Тема урока: Классификация алфавита по разным основаниям (продолжение работы). Цель Развивать наблюдательность и точность восприятия. Самостоятельная работа Задание. Перепечатайте е полотна буквы, которые: а) «смотрят» прямо (А, И, Й, М. Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш);  вправо (Б, В, Г, Е. Ё, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ю); влево (3, Л, У, Ч, Э, Я); б) открыты (А, Б, Г, Е и т. д.); «закрыты» (В, О). Проверочная работа Задание. Скопируйте с образца (см. «Материалы для копирования»). Напечатайте под своим рисунком буквы, которые в  нем нашли. УРОК 8 Тема урока: Классификация алфавита, направленная на поиск общего в «построении» букв. Цель 1) Учить сравнивать. 2) Развивать точность восприятия. 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Самостоятельная работа. Задание 1. Создайте ряды букв, которые: а) похожи друг на друга (Л, А; Е, Ё; И, Й; О, Ю; Н, И;В,З; Ь,Ъ; К,Ж); б) имеют хотя бы одну большую палочку (Б, В, Г, Е, Ё,Ж, И, Й, К, Л, М, Н, П, Р, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, Я); в) похожи верхней частью (Б, Г, Е; И, Н, Ц. Ы; III, Щ и т.д.). Задание 2. Составьте ряды букв, которые сделаны из одного и того же «строительного материала» (М, Ш; Н, П, И, А; Г,  Т; В, Ф; Б, Я; К, Ч). 3. Проверочная работа. Задание. Скопируйте с образца (см. «Материалы для копирования»). Напечатайте под своим рисунком буквы, которые в  нем нашли. УРОК 9 Тема урока: . Классификация алфавита, направленная на поиск различного в «построении» букв. Цель 1) Учить сравнивать. 2) Развивать точность восприятия. 1. Самостоятельная работа. Задание. Создайте ряды самых непохожих букв.  Например, на Г не похожи О и З: большая и малая палочки, из которых состоит Г, отсутствуют в О и 3.  Вариант 1. Запишите буквы, которые совсем не похожи на А (О, С, 3). Вариант 2. Запишите буквы, которые совсем не похожи на З (А, Р, Д, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, С, Т, У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю). Примечание. Подобным же образом создаются ряды букв, не похожих на Б; на В; на Г и т. д. по алфавиту. 2. Проверочная работа. Задание. Скопируйте с образца (см. «Материалы для копирования»). Напечатайте под своим рисунком буквы, которые в  нем нашли. УРОК 10 Тема урока: Контрольная работа по проверке дифференцированности восприятия. Цель Проверить точность восприятия и умение находить в предметах общее и различное. Задание 1. Обозначьте цифрой количество элементов в каждой букве. Ц Ф Е З Й (4 3 5 2 4) Задание 2. Найдите общий элемент в буквах Б, В, Г, Ж, М, Ь и нарисуйте его. (Большая палочка.) Задание 3. Среди букв Я, Б, Л, Р, Ы найдите «чужую» и напечатайте ее в тетради. (Л, так как только у этой буквы нет  полуовала.) Задание 4. Найдите в алфавите буквы, самые не похожие на Ю. (3, С, так как только у этих букв нет элементов,  имеющихся у Ю.) Задание 5. Скопируйте с образца (см. .Материалы для копирования). Напечатайте под своим рисунком буквы, которые в  нем нашли. УРОК 11 Тема урока: Анализ контрольных работ. Выполнение упражнений, развивающих дифференцированность восприятия. Цель 1) Дать учащимся, выполнившим работу с ошибками, рекомендации для развития того или иного умения по  дифференциации. 2) Развивать точность восприятия и умение находить общее и различное. 1. Разбор работ учителем. Советы учащимся по преодолению недостатков восприятия. 2. Самостоятельная работа. Задание 1. Найдите буквы, которые являются общими для всех слов, и напечатайте эти буквы (слова написаны учителем  на доске): крокодил, ластик, глина. (общие—И, Л.) Задание 2. Найдите среди слов «чужое» и запишите его в тетради: вот, вол, вон, вор, воп. («Чужое»— сочетание букв воп, которое не является словом.) Задание 3. Прослушайте слова. Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются: Знаки— злаки, лапка — латка. (Сначала учитель произносит первую пару слов — ребята записывают ответ, затем — вторую пару.) Задание 4. Скопируйте с образца (см. «Материалы» для копирования). Проводится в форме соревнования: «Чей ксерокс самый точный?» Напечатайте под своим рисунком буквы, которые в нем нашли. Развитие аналитичности восприятия Уроки 12—18 Цели 1) Продиагностировать аналитичность восприятия. 2) Развивать аналитичность восприятия; закреплять знание алфавита и формировать навык грамотного письма. УРОК 12 Тема Аналитичность восприятия. Цель. Диагностика аналитичности восприятия. Задание 1. Подумайте, как составлен ряд букв: В, Д, Ё... Продолжите его и допишите две буквы. (3, Й — буквы идут по алфавиту через одну.) Оценка результатов: один балл за каждую верно записанную букву. Задание 2. Составьте из букв слова активность другие слова и запишите их. (Акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тон, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, окна, сон, стон, сок. сота, сатин, скат, скот, ток и др.) Оценка результатов: одно очко за каждое верно найденное слово. Задание 3. Составьте слова из набора букв. К У Л (лук) С А И Л (лиса) В А К Ы Т(тыква) Оценка результатов: одно очко за каждое составленное слово.  УРОК 13 Тема Анализ предмета в системе. Цель. 1) Сообщить результаты диагностики. 2) Развивать умение учащихся видеть предмет со всех сторон, анализировать в системе. 1. Обсуждение результатов диагностики. Рекомендации учащимся по устранению недостатков восприятия. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Коллективный анализ любого предмета, например школьной тетради. Сначала учащиеся по очереди высказываются. Затем учитель сообщает о несовершенстве такого разбора: разговор переходит с одного на другое, так как мысли идут  не по порядку, т. е. без системы. — Что такое система? (Определенная последовательность в чем­то, в данном случае — в изложении сведений о  предмете.) — Как соблюдать систему (порядок) при разборе предмета? (Этому поможет план.) 4. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана анализа тетради. (Учитель советует всегда начинать  планирование с крупного или важного в предмете.) План 1) Форма, размер, вес. 2) Составные части. 3) Качество, цвет. 4) Для чего служит. 5) Какие имеет достоинства, недостатки и т. д. 5. Тренировка по выработке умения анализировать в системе. 1) Коллективная работа. Учащиеся получают задание проанализировать (устно) некоторые предметы: пенал, парту. 2) Игра­соревнование «Кто больше?» Задание. Составьте из букв слова государство другие слова и запишите их. Ответ: год, торг, уста, город, туда, досуг, оса, враг, дорога, овраг, вода, рос, сода, град, рота, ус, сор, рот, удар, сорт,  рога, дар, сосуд, роса, дрова, суда, ворот, суд, ворота, род, свод, вор, трос и т. д. Примечание. Это соревнование целесообразно провести дважды. Сначала учащиеся выполняют задание без  использования системы, подсчитывают количество записанных слов и запоминают результат. Затем учитель предлагает продолжить поиск слов, но уже в системе, выбор которой предварительно обсуждается.  (Удобно, например, составлять слова на каждую из букв, входящих в слово государство, по порядку: сначала на Г, потом  на О и т. д.) По окончании игры вновь подытоживается результат, который прибавляется к первому. Ребята убеждаются в  преимуществе употребления системы: слов найдено гораздо больше. УРОК 14 Тема Главное (существенное) и неглавное (несущественное) в предмете. Цель.  1) Развивать умение выделять в предмете существенное и несущественное. 2) Учить устанавливать закономерность на основе анализа исходных данных. 1. Коллективный анализ предмета: выделение главного и неглавного в предмете. Задание 1. Назовите в предмете «тетрадь» самое важное — то, без чего эта вещь не может существовать. (Тетради не  может быть без листов бумаги, обязательно скрепленных вместе. Это главное и существенное для любой тетради.). Задание 2. Подумайте, что для предмета «тетрадь» неглавное. (Необязательно, например, наличие обложки — тетрадь  и без нее может «жить»; неважен размер листов — лишь бы они были; разным может быть качество бумаги, способ  разлиновки и т. д. — все это неглавное, несущественное в данном предмете.) Тренировка в умении выделять в предмете существенное и несущественное. Ребята устно называют главное и неглавное в окружающих предметах. Анализируются, например, мел, стул, портфель,  мяч, скакалка и др. 2. Самостоятельная работа. Задание 1. Установите закономерность в составлении ряда и допишите две недостающие буквы: И, Ж, Е, …, … . (Г, Б — буквы идут в обратном алфавитном порядке через одну.) Задание 2. Составьте слова из набора букв. Д О А В (вода) К О У Р (урок) Л О Н С (слон)  УРОК 15 Тема Анализ буквы в системе. Выделение в букве существенного и несущественного. Цель. Закрепить умения учащихся анализировать предмет в системе и находить в нем главное и неглавное. 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Самостоятельная работа. Задание. Проанализируйте букву Н (или любую другую по выбору учителя). 3. Проверка выполнения. Учитель спрашивает, с чего учащиеся начали анализ. (С составления плана.) Далее обсуждаются план для анализа буквы и анализ по плану. План 1) Из каких элементов состоит буква? 2) Способ соединения элементов. З) Размер элементов. 4) Чем буква написана (или из какого материала сделана)? 4. Самостоятельная работа. Задание. Выделите существенное в букве Н (устно). 5. Проверка выполнения. Сначала ребята называют важным в этой букве только то, что она состоит из трех элементов (двух больших палочек и  одной среднего размера), но с помощью учителя обнаруживают, что этого наблюдения недостаточно, так как есть буквы, которые имеют точно такие же элементы, а «выглядят» и называются по­другому, например А, И, II. Значит, нужно  учитывать еще и способ соединения элементов. Для буквы Н он должен быть только такой: две большие палочки  устанавливаются вертикально, а перекладинка — между ними горизонтально. Далее учитель предлагает найти главное в других буквах, и учащиеся убеждаются, что для любой буквы особенно важно то, из каких частей она состоит и как они расположены. 6. Игра «Кто больше?» Задание. Найдите (по системе) в слове понедельник другие слова и запишите их. Ответ: пел, поел, пни, пони, одел, один, они, недели, ели, ель, ельник, дело, день, депо, доел, дол, лень, лик, кино, кинь,  клоп, конь. УРОК 16 Тема Продолжение работы по выделению в букве существенного. Цель. Развивать наблюдательность и умение устанавливать закономерность явления на основе анализа исходных  данных. 1. Тренировка. Игра «Угадай, какая буква». (Первую загадку о букве в качестве образца должен приготовить учитель.) Условия игры  Играет весь класс. Один — ведущий и счетчик (учитель), остальные — игроки. Каждый игрок задумывает какую­либо  букву и держит ее в тайне ото всех. По вызову ведущего один из игроков рассказывает свою загадку, перечисляя  существенные признаки буквы (состав элементов и способ их построения), но не называл ее. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки — большую и средней величины. Большая палочка стоит вертикально,  полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Что за буква? (Я.)  Остальные игроки пытаются отгадать. Учреждаются очки: 5 — за каждую правильно составленную загадку, 1 — за отгадку. Ответы участники игры записывают в тетради — это упростит подсчет очков. 2. Самостоятельная работа с последующей проверкой на уроке. Задание 1. Установите закономерность, по которой составлен ряд, и допишите две следующие буквы: К, М, П, С, Ф…, … . (Ц, Щ — буквы идут в алфавитном порядке сначала через одну, затем через две.) Задание 2. Составьте слова из набора букв. З О А Р (роза) Л А К Е Б (белка) Р А П С У (парус) УРОК 17    Тема Продолжение работы по выделению в предмете существенного и несущественного.  Цель. Развивать наблюдательность и умение устанавливать закономерность явления на основе анализа исходных  данных.  1. Самостоятельная работа.  Задание 1. Назовите несущественное в букве Н. (Это высота буквы, ширина, толщина элементов, местонахождение  перекладинки: она может располагаться посередине, чуть выше или ниже. Неважно, чем она написана или из чего  сделала и т. д.)  Задание 2. Меняя несущественное в букве Н, напечатайте ее в разных вариантах.  Весь класс выполняет работу в тетрадях, нескольких ребят учитель вызывает к доске. Один из них пишет буквы Н,  разные по высоте, другой — Н различной ширины, третий меняет толщину ее элементов, четвертый печатает одну и ту  же Н всеми цветами радуги.  2. Проверочная работа.  Задание 1. Установите закономерность и допишите две буквы: К, М, Й, Л, И, …, … . (К,З—буквы идут через одну сначала вперед по алфавиту, затем  через две назад.)  Задание 2. Найдите по системе в слове компьютер другие слова и запишите их.  (Ком, кот, корм, крем, крот, мет, метро, мок, мор, мот, мою, порт, пою, пью, темп, ток, том, трюм, тюк, ем, рок, ром, рот,  роют и т. д.) УРОК 1  Тема Контрольная работа по проверке аналитичности восприятия.  Цель. Проверить умения учащихся устанавливать закономерность явления на основе анализа исходных данных,  находить общее и различное, выделять главное (существенное) у предмета.  Задание 1. Найдите общее и различное у букв:  1) О и С; 2) Б и Я.  Ответы:  1) Общее — в буквах одинаковое количество элементов (по одному); различное — форма элементов:  О — овал, С — полуовал.  2) Общее — буквы «сделаны» из одного и того же «строительного материала» (в каждой по полуовалу и по две  одинаковых палочки); различное — способ соединения элементов.  Задание 2. Выберите из перечисленных признаков тот, который является главным для понятия «слог».  Ответ запишите цифрой, соответствующей вашему выбору.  1) Состоит из одной буквы.  2) Состоит из двух или трех букв.  3) Находятся в начале слова.  4) Имеет гласную букву.  5) Имеет согласную букву.  Ответ: 4.  Задание 3. Составьте в системе из букв слова доброжелательный другие слова и запишите их.  Ответ: бор, борт, брат, брал, брань, брод, бронь, дельный, дно, добро, дол, еда, ел, ела, жар, желать, желе, жена, латы,  лень, летал, летел, лето, надо, нет,  нож, нора, ода, он, раны, рано и т. д.  Задание 4. Составьте слова из разрозненных букв и найдите лишнее слово.  Р А Г У Ш (груша)  Л Е Н А П (пенал)  Ч У К А Р (ручка)  (Лишнее слово груша, так как пенал и ручка — учебные вещи, а груша — фрукт.) Развитие конкретности восприятия   Уроки 19—26    Цель  1. 2. 3. 4. УРОК 19  Продиагностировать конкретность восприятия.  Развивать умения учащихся видеть изменения, которые происходят с предметом в результате добавления,  убавления, перестановки деталей.  Развивать умение видеть новое на основе понимания того, как оно появляется.  Закрепление знания алфавита и формирование навыков грамотного письма.  Тема Диагностика конкретности восприятия.  Цель Проверить умение учащихся видеть изменения в предмете в результате добавления, убавления, перестановки  деталей.  Задание 1. Выберите из текста слова, в которых допущена ошибка, и напишите их правильно.  У Лены живет собка по кличке Лада. Девоча водит Ладу на проглку в парк. (Собака, девочка, прогулку)  Задание 2. Выполните указанные изменения и запишите полученные буквы.  1. Добавьте по одному элементу к каждому знаку, чтобы из них получились буквы: F, + недописанная буква К    Ответ: Е, К.    2. В каждой букве переставьте элементы местами так, чтобы получились другие буквы: Б, Н.    Ответ: Я, П (или А).    3. Из каждой буквы уберите по одному элементу так, чтобы получились другие буквы: П, Щ. Ответ: Г, Ш.  Задание 3. Подумайте, как образовано слово в скобках в первой строчке. Назовите пропущенное слово во второй  строчке.  поле (лес) сор  стадо (?) мак  Ответ: дом.    УРОКИ 20­22  Тема Изменение предмета от добавления деталей.  Цель  1. 2. Обсудить результаты диагностики.  Развивать умение учащихся видеть изменения в предмете, букве, слове, предложении и появление нового в  результате добавления деталей.  3. Развивать речь учащихся.  1. Объявление результатов диагностики, анализ ученических работ, советы учащимся по развитию конкретности  восприятия.    2. Сообщение темы и цели урока.  3. Наблюдения за изменениями, которые происходят с окружающими предметами в результате добавления деталей.  Задание 1. Добавьте к ранцу — веник, к чайнику — кисточку, к пишущей ручке — гвоздь. Что произошло с предметами?  Задание 2. Подумайте, какие детали можно добавить к ранцу, чайнику, ручке, чтобы эти вещи можно было использовать многофункционально. (К ранцу часы, компас, подушечку, самоочиститель от пыли. К чайнику — свисток, который  сообщал бы о готовности кипятка, градусник, чтобы узнавать температуру воды, аппаратуру для подключения к  электросети, самоотключатель. К ручке — ластик, перочистку, приспособление для вертикальной установки, сигнальные — механизмы: один предупреждает об истощении стержня, другой — о местонахождении предмета.)  Вывод. Дополнительные детали или мешают, или способствуют усовершенствованию предмета.  4. Наблюдения за изменениями, которые происходят с буквой в результате добавления одной детали.  Задание 1. К каждой букве алфавита добавляйте поочередно по одному элементу. Пронаблюдайте, что произойдет с  буквами. Учащиеся печатают букву А и добавляют к ней поочередно то овал, то палочку и т. Д., получая несуществующие «буквы­знаки». То же проделывается с несколькими другими буквами. Задание 2. Придумайте: а) начертание новой буквы; б) название для этой «новенькой».  Проверка выполнения.  Ребята поочередно печатают на доске сочиненные буквы, к которым не могут подобрать названия.  — Почему второе задание оказалось невыполнимым? (Каждая буква служит для обозначения соответствующего звука. В русской речи нет ни одного звука, который остался бы необозначенным тем или иным способом.)  — Как построить новую букву?  Есть несколько способов:  1. 2. 3. добавить какой­нибудь элемент к существующей букве — так, например, получили Ё из Е, Й из И;  соединить элементы по­новому;  придумать новые элементы.  5. Беседа о том, как появляется новое в предмете и как рождается новый предмет.  — Как появляется новое в предмете? Как придумали ранец? шариковую ручку? кресло­качалку? машину с прицепом?  самокат? катер на подводных крыльях? (С целью усовершенствования предмета люди присоединяют к нему  дополнительные детали: к портфелю — ремни, к перу — чернильный стержень, к машине — прицеп и т. д.)  — Каким образом удается изобрести совершенно новые вещи? Из чего, например, возник велосипед? (Новый предмет  можно получить путем соединения имеющихся в природе разрозненных частей. Существовали раньше отдельно друг от  друга колеса, руль, педали; соединив их, получили средство передвижения.)  — Что нового изобрело человечество за последнее время? Почему люди постоянно стремятся придумывать новые вещи,  машины, писать книги? Появляется ли новое в человеке от новых знаний, умений?  Задание 1. Подумайте, какой элемент можно добавить к каждой из букв Р, Г, Ч, Е, З, чтобы превратить их в другие.  Запишите новые буквы. (Р—В, Г—П, Ч—Н, Е—Ё, З—В.)  Задание 2. Найдите сами в алфавите такие буквы, которые можно переделать в другие, добавив всего один элемент. (Л —А, И—Й, Ь—Ъ, Ш — Щ, Ь—Ы.)  Коллективный вывод От добавления одного элемента буква превращается или в другую, или в несуществующую  (которой нет в русском алфавите).  6. Наблюдения за изменениями, которые происходят со словом в результате добавления одной детали.  Задание 1. Проследите, что произойдет со словом вол, если к нему добавить всего одну букву, например Т. (Слово  превратилось в «неслова», так как «твол», «втол», «вотл», «волт» ничего не обозначают.)  Задание 2. Подумайте, какую букву следует добавить к каждому слову, чтобы получились новые слова: шар, вол, боб,  стол, бар, трус. (Шар— шарф, вол — волк, боб — бобр, стол — столб, бар — барс, трус — трусы.)  С учениками обсуждается лексическое значение каждого слова, а также обращается их внимание на общее и различное в словах, которые пишутся или звучат одинаково, но обозначают совершенно непохожие предметы, т. е. омонимы.  Задание 3. Попробуйте сами подобрать такие слова, значение которых меняется от добавления одной буквы. (Рот —  рота; верь — дверь, зверь; сто — стог, стол, стон, стоп; бор — борт, сбор, борщ.)  Коллективный вывод От добавления одной буквы слово или превращается в несуществующее, или приобретает новое  значение.  7. Наблюдения за изменениями, которые происходят в предложении от добавления одного слова.  Задание 1. К предложению добавьте одно (любое) слово, например дверь (в начало, середину, конец).  Наступило утро.  Что произошло со смыслом получившихся предложений? (Предложения лишены смысла.)  3адание 2. Прочитайте предложение и объясните его мысл:  Ваня — хороший. (Есть некий Валя, мальчик или юноша, и он — во всем хороший.)  Задание 3. Добавьте в конце предложения только одно слово — лентяй. Прочитайте новое предложение:  Ваня хороший лентяй.  Что произошло со смыслом? (Смысл изменился на противоположный. Если Ваня — хороший лентяй, то он уже  нехороший.)  А теперь добавьте к предложению слово товарищ:  Ваня хороший товарищ.  (Утверждается и уточняется мысль первого предложения. Ваня остается хорошим, только не в широком смысле —  «хороший вообще», а по отношению к друзьям.)  Задание 4. Придумайте такие слова, которые придавали бы предложению или положительный, или отрицательный  смысл, и запишите их в два столбика.  Ваня — хороший.  (Друг, малыш, сын, брат, внук, помощник, ученик, сторож. игрок, вратарь, аквалангист, пловец, рыбак; лодырь.  бездельник, лоботряс, драчун, грубиян. хулиган.)  Задание 5 аналогично заданию 4. Добавляются слова в предложение  Работа сделана.  (Хорошо, добротно, аккуратно, прекрасно, чудесно, отлично, великолепно; плохо, кое­как, наспех, небрежно, неряшливо,  отвратительно.)  Задание 6. Подумайте, какие слова можно добавить к каждому из слов в предложении, чтобы уточнить его смысл.  Игрушка сломана.  (К слову игрушка: маленькая, дешевая, дорогая, любимая, полезная, моя, чья­то, ничья, чужая, нужная, старая, новая,  мамина, бабушкина; к слову сломана: немножко, чуть­чуть, совсем, случайно, малышом, детьми, нарочно, специально,  Сережей, учителем, папой, мальчишкой, взрослыми, вчера, давно, наконец, навсегда.)  Коллективный вывод. При добавлении одного слова смысл предложения или становится абсурдным, или меняется на  противоположный, или уточняется. Задание 7. Подберите к данному слову как можно больше слов, отвечающих на вопрос какая? или какой? , и запишите их в тетрадь в системе.  Вариант 1. Монета.  Вариант 2. Лист (в значении «часть растения»).  (Монета – новая, старая, большая, маленькая, медная, серебряная, золотая, редкая, ценная, фальшивая, старинная,  древняя, современная, гнутая,  Расплющенная, стертая, блестящая, потемневшая, ржавая, однорублевая, пятидесятирублевая, русская, иностранная,  английская и т. д.  Лист — большой, огромный, маленький, крошечный. круглый, продолговатый, резной, зеленый, желтый, красный,  багряный, пурпурный, матовый, широкий, узкий, гладкий, шершавый, клейкий, влажный, сухой, ветхий, молодой, старый,  осенний, кленовый, дубовый, земляничный, первый, последний и т. д.)  При проверке выполнения заданий 5, 6, 7 следует вместе с учащимися проследить, как по­разному воспринимается один и тот же предмет (работа, игрушка, монета, лист) на фоне различных определений.  8. Соревнование «Кто быстрее?»  Задание. Добавьте одни и те же буквы, чтобы по­  лучились слова:  В..  П..  Г..  СТ..  Д..  УГ..  К..  УК..  (Все слова оканчиваются на ол: вол, гол, дол и т. д.)    УРОК 23  Тема Изменения в предмете в результате убавления деталей.  Цель  1. Учить видеть изменения, которые происходят с окружающими предметами, буквами, словами и  предложениями в результате убавления одного элемента.  2. Развивать речь учащихся.  Примечание. Уроки 23, 24 строятся по аналогии с уроками 20—22.  Материал для наблюдений  Задание 1. Мысленно удалите из карандаша стержень. Что произошло с предметом? (Это уже не карандаш, так как тем,  что от него осталось, нельзя писать.)  Оставьте на месте стержень, отнимите деревянную «рубашку». Что стало с карандашом теперь? (Одним стержнем  писать неудобно — он ломается, пачкает руки.) Так же изымается по одной части от других знакомых предметов — от стола, часов, игрушечной машинки, и обсуждаются перемены, происходящие при этом с вещами.  Задание 2. У каждой буквы алфавита уберите по одному элементу. Что произойдет с буквами?  Задание 3. Подумайте, какой элемент нужно отнять от каждой буквы, чтобы превратить их в другие:  В, П, Н, Ё, Й, Щ, Ы. Запишите новые буквы. (В—Р, П – Г, Н—Ч, Ё —Е, Й—И, Щ—Ш, Ы — Ь.)  Задание 4. Проследите, что произойдет со словом сорока, если из него убирать поочередно по одной букве. (Получаем  «неслова»: «орока», «сока», «сорка», «сороа» — и слова с новым значением: срока (форма родительного падежа от  слова срок), сорок (родительный падеж множественного числа от слова сорока и число 40.)  Задание 5. Подумайте, какую букву следует исключить из каждого слова, чтобы получились слова с новым значением:  барка, клад, араб, крот, кров, лад, укол.  (Барка — арка, клад — лад, араб — раб, крот— рот, кров— ров, лад — ад, укол— кол.)  Задание 6. Пронаблюдайте, что произойдет с предложением, если из него устранять поочередно по одному слову:  Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли.  Проверочная работа  Задание 1. Выберите из текста слова с ошибками и запишите их правильно.  Юра любит рисовть. Он налил в банку воду и взял бумгу. Малчик стал закрашивать флажок.  (Рисовать, бумагу, мальчик.)  Задание 2. Пользуясь словариком в учебнике русского языка, добавьте в каждое предложение подходящее по смыслу  слово.  Бабушка любит сбою ... (работу, собаку). Поменял шкурку ... (заяц). Сломался … (карандаш), и я его заточил.  Задание 3. Подумайте, каж образовано слово в скобках в первой строчке. Назовите пропущенное слово во второй  строчке.  бук (бок) год  рок (?) бал  Ответ: рак.  Игра «Знайка словарных слов»  Играют в паре. Каждый участник игры записывает в тетрадь 10 словарных слов с пропущенной буквой, той, которая  нуждается в запоминании. Например, в..рона.  По окончании работы игроки обмениваются тетрадями и вставляют пропущенные буквы. Затем вновь делается обмен  работами — уже для взаимопроверки выполнения. Выявляются «знайки» словарных слов.  Примечание. При заготовке слов и проверке разрешается пользоваться словариком.  УРОК 24 Тема Изменение предмета в результате перестановки деталей.  Цель Развивать умение видеть изменения, которые происходят в окружающих предметах, буквах, словах, тексте в  результате перестановки в них деталей.  Материал для наблюдений  Задание 1. Представьте мысленно, что случится, если поменять местами листы в книге, строчки на странице, буквы в  алфавите, предложения в тексте. (Учащиеся высказываются.)  Задание 2. У каждой буквы алфавита поменяйте местами элементы. Что произошло с буквами? (Буквы превращаются  или в другие, или в несуществующие.)  Задание 3. Подумайте, как переставить элементы в каждой букве, чтобы превратить ее в другую А, Б, В, Г, И, М.  Запишите новые буквы. (А—Н, Б—Я, В — Ф, Г—Т, И — Н, М – Ш)  Задание 4. Сами найдите в алфавите такие буквы, которые можно переделать в другие, если поменять местами  элементы. (Н—П, П—А, П—Н, П—И, Р—Ь, Ч—К.)  Задание 5. Проследите, что произойдет со словом корова, если буквы в нем переставлять каждый раз по­новому.  («Аворок», «воарок», «орвако» и т. д.)  Задание 6. Пользуясь словариком в учебнике русского языка, составьте 5 слов­загадок из рассыпанных букв и  предложите товарищу по парте их отгадать. Проверьте друг у друга правильность отгадок.  Задание 7. Прочтите предложение:  Юра заплакал и сказал, что не он сломал машинку.  Переставьте слово не так, чтобы каждый раз предложение приобретало новый смысл.  Ответ: Юра НЕ заплакал и сказал, что он сломал машинку. Юра заплакал и НЕ сказал, что он сломал машинку. Юра  заплакал и сказал, что НЕ он сломал машинку. Юра заплакал и сказал, что он НЕ сломал машинку. Юра заплакал и  сказал, что он сломал НЕ машинку.  Задание 8. Запишите предложения по порядку так, чтобы получился текст.  Закинули удочки и стали ждать.  За ними бежит пес Фитиль.  Все сели под густой иной.  Дед с внуком идут на рыбалку.    УРОКИ 25­26  Тема Контрольная работа по проверке конкретности восприятия. Анализ работы.  Цель Проверить умения учащихся видеть изменения в предмете от добавления, убавления, перестановки деталей.  Задание 1. Выберите из текста слова, в которых допущена ошибка, и напишите их правильно.  Роща — это неболшой лес. Есть дубовые, соснвые рощи. Как там хорошо! Пахнут цветы, поют птитцы. (Небольшой, сосновые, птицы.)  Задание 2. Подумайте, как образовано слово в скобках в первой строчке.  Назовите пропущенное слово во второй строчке.  мир (мор) сон  лук (?) май  Ответ: лак.  Задание 3. В каждое буквосочетание добавьте гласные буквы, чтобы получились слова: БРБН; КРНДШ. (Барабан,  карандаш)  Задание 4. Уберите лишнюю букву из каждого буквосочетания, чтобы получились слова: СДАЛАТ, ПЕТПУХ. (Салат,  петух)  Задание 5. Составьте слова из рассыпанных букв.  С А В М О К (Москва)  Т А Б А О Р (работа)      Развитие прогностичности восприятия     УРОКИ 27—29  Цели  1) Продиагностировать прогностичность восприятия.  2) Развивать умение учащихся восстанавливать отсутствующую часть слова, фразы, текста.  З) Развитие речи, заучивание словарных слов.  УРОК 27  Тема Диагностика прогностичности восприятия.  Цели  Проверить умение учащихся восстанавливать буквы, слова, фразу, текст по имеющимся элементам.  Задание 1. Какие четыре разные буквы можно напечатать, если начинать написание всегда одинаково — с большой  палочки: I ? Добавлять разрешается по одному элементу. (Р, Г, Ь, Т.) Задание 2. Угадайте начало, конец или середину слов: ве... (ветка, весло, ветер), по… га (подруга), ...уга (радуга), те…  (тесто, тесно, тепло), со… ка (собака), … та (карта, парта, кофта, лента, муфта).  Задание 3. Предскажите конец фразы:  Коля вышел на улицу и вдруг увидел... (тигра, ту самую машину, вчерашнего обидчика и т. д.).  Задание 4. Закончите текст. Допишите одно­два предложения.  Наш кот Тимка — большой проказник. Раз он увидел на дереве дрозда. Мигом Тимка залез на дерево. Но дрозд заметил  злодея...  (Он клюнул кота в лоб. Тимка убежал.)  УРОКИ 28—29  Тема Прогноз слова, предложения, текста по имеющимся частям.  Цели Развивать прогностичность восприятия.  1. Обсуждение результатов диагностики.  2. Сообщение темы и цели занятия.  Материал к уроку  Задание 1. (С самопроверкой по словарику.)  Восстановите словарные слова: . оро. . (сорока), .че. . . (ученик), .оро. . (ворона), ра. . . . (работа), . оро. . (корова), . . .яц  (месяц).  Задание 2. Составьте 6 слов­загадок из словарика в учебнике русского языка (с пропуском букв в начале, середине,  конце слова).  Поменяйтесь загадками с товарищем по парте. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте друг у друга правильность  отгадок по словарю.  Задание 3. Предугадайте конец фразы (коллективная работа):  Сеня никогда не мыл уши, и поэтому...  Реалистический конец: а) он заболел; б) санитары считали его неряхой; в) с ним никто не хотел дружить; г) у мальчика  ухудшился слух.  Юмористический конец: а) он всегда приходил в класс после санитарной проверки; б) он сэкономил много мыла и уйму  времени; в) в раковинах его ушей бабушка круглый год выращивала петрушку.  Фантастический конец: геологи обнаружили там новое полезное ископаемое.  Абсурдный конец: он был лучшим шахматистом.  Задание 4. Придумайте (устно) текст, который заканчивается предложением: Так Алеша сам нашел дорогу домой. Итоговая контрольная работа   Тема Проверка сформированности всех качеств восприятия.    Задание 1. Скопируйте с образца (см. «Материалы для копирования»). Напечатайте под своим рисунком буквы, которые  в нем нашли.  Задание 2. Что общего и различного в словах учитель и ученик? (Слова напечатаны учителем на доске.)  Ответ:  1) Общее: в словах одинаковое количество:  а) слогов;  б) гласных и согласных звуков;  в) букв в первом и втором слогах;  г) элементов, использованных для построения обоих слов (по 18);  д) общие буквы — У, Ч, Е, Н.  2) Разное:  а) значения слов;  б) количество букв;  в) ударение на разных по счету слогах: учитель — на втором, ученик — на третьем слоге.  Задание 3. Составьте как можно больше слов, используя буквы А, О, У, Ы, И, Н, Л, К, Т, С, и запишите эти слова в  системе. Буквы в одном и том же слове могут повторяться. (Аист, астра, окуни, он, она, осина, оса, утка, усы, икал, искал,  нитка, нос, нота, лак, лик, лист, лоск, как, калитка, канат, кот, котик, куст, так, ток, тост, тонна, сосна, стоит, стук, сук и т. д.) Задание 4. Допишите недостающее сочетание из букв: СОБ, СОГ, СОЕ, …(СОЖ — к сочетанию СО добавляются буквы  в алфавитном порядке через одну.)  Задание 5. Сделайте «рисунок с секретом», в котором были бы «спрятаны» буквы русского алфавита (печатные или  письменные), выполненные любым шрифтом.  Подпишите под рисунком, какие буквы вам удалось в нем «запрятать».

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников

Развитие восприятия у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018