Развитие выносливости у младших школьников средствами легкой атлетики
Мария Евгеньевна Чертакова
Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы развития выносливости у учащихся начальных классов на уроках физической культуры. На основании результатов исследования определен уровень развития выносливости у младших школьников. Разработано содержание вариативной части программы по физической культуре для младших школьников с использованием средств легкой атлетики для развития выносливости.
Ключевые слова: физическая культура, методы формирование выносливости, выносливость, младшие школьники, легкая атлетика.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подростков была и остается одной из важных проблем нашего общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности [1,2,3]. Известно, что выносливость, как одно из основных физических качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма, чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление. Составляющим элементом выносливости является общая аэробная выносливость, которая определяет способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Поэтому она является частью всесторонней физической подготовки учащихся начальных классов [4,9].
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между необходимостью, с одной стороны, воспитания выносливости у детей младшего школьного возраста, с другой, недостаточным применением в вариативной части урока физической культуры средств и методов легкой атлетики для эффективного развития выносливости. Данное противоречие определило проблему исследования: каким должно быть содержание вариативной части программы по физической культуре, способствующее развитию выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики?
Цель
исследования — теоретически обосновать и экспериментально доказать
эффективность применения средств легкой атлетики для развития выносливости у
школьников 2-4 классов ᅟобщеобразовательной
ᅟшколы ᅟв ᅟвариативной ᅟчасти ᅟурока ᅟпо ᅟфизической ᅟкультуре.
Анализ научно-методической литературы и статистических данных по физическому
воспитанию школьников в Республике Татарстан показал, что по изучаемой проблеме
практически нет сведений о средствах и методах легкой атлетики, направленных на
воспитание выносливости детей младшего школьного возраста. Данные исследования
об уровне развития выносливости у учащихся младшего школьного возраста
представлены в таблице 1.
Уровень ᅟразвития ᅟобщей ᅟвыносливости ᅟопределялся ᅟпо ᅟданным ᅟВ. ᅟВ. ᅟВиру ᅟ[5].
В ходе исследования мы получили следующие данные: ᅟпо ᅟуровню ᅟразвития ᅟвыносливости ᅟмежду ᅟмальчиками ᅟи ᅟдевочками ᅟ8-10 ᅟлет ᅟотличий ᅟне ᅟвыявлено, ᅟно ᅟпо ᅟпоказателям ᅟвыявлены ᅟдостоверные ᅟотличия. ᅟПоказатели ᅟмальчиков ᅟдостоверно ᅟвыше, ᅟчем ᅟу ᅟдевочек ᅟтого ᅟже ᅟвозраста. ᅟВысокий ᅟуровень ᅟскоростно- ᅟсиловой ᅟвыносливости ᅟпо ᅟтесту ᅟ«Бег ᅟна ᅟ1000 ᅟм.» ᅟвыявлен ᅟу ᅟмальчиков ᅟи ᅟдевочек ᅟ10 ᅟлет, ᅟвыше ᅟсреднего ᅟ— ᅟу ᅟ9-летних ᅟдетей ᅟи ᅟсредний ᅟ— ᅟу ᅟшкольников ᅟ8 ᅟлет.
По ᅟпоказателям ᅟобщей ᅟ(аэробной) ᅟвыносливости ᅟв ᅟтестах ᅟ«Бег ᅟ6 ᅟмин.» ᅟи ᅟ«Бег ᅟ12 ᅟмин.», ᅟшкольники ᅟ8-10 ᅟлет ᅟпоказали ᅟуровень ᅟнизкий ᅟи ᅟниже ᅟсреднего, ᅟсоответственно, ᅟлишь ᅟу ᅟдевочек ᅟ8 ᅟи ᅟ10 ᅟлет ᅟпо ᅟтесту ᅟ«Бег ᅟ12 ᅟмин.» ᅟвыявлен ᅟсредний ᅟуровень ᅟразвития ᅟаэробной ᅟвыносливости.
По ᅟданным ᅟнаучно-методической ᅟлитературы ᅟобщая ᅟвыносливость ᅟимеет ᅟвысокие ᅟтемпы ᅟприроста ᅟу ᅟмальчиков ᅟв ᅟ8-10, ᅟ11-12, ᅟ14-15 ᅟлет. ᅟУ ᅟдевочек ᅟобщая ᅟвыносливость ᅟимеет ᅟвысокие ᅟтемпы ᅟприроста ᅟв ᅟ10-13 ᅟлет. ᅟТаким ᅟобразом, ᅟможно ᅟзаключить, ᅟчто ᅟдля ᅟразвития ᅟобщей ᅟвыносливости ᅟвозраст ᅟ8-10 ᅟлет ᅟкак ᅟу ᅟмальчиков, ᅟтак ᅟи ᅟу ᅟдевочек ᅟявляется ᅟсенситивным. ᅟНизкие ᅟпоказатели ᅟаэробной ᅟвыносливости ᅟу ᅟмладших ᅟшкольников ᅟмогут ᅟсвидетельствовать ᅟо ᅟнедостаточном ᅟиспользовании ᅟсредств ᅟдля ᅟразвития ᅟаэробной ᅟвыносливости.
Разработанная ᅟнами ᅟвариативная ᅟчасть ᅟпрограммы ᅟпо ᅟфизической ᅟкультуре ᅟучащихся ᅟначальных ᅟклассов ᅟопирается ᅟна ᅟсодержание ᅟФедерального ᅟгосударственного ᅟобразовательного ᅟстандарта ᅟначального ᅟобщего ᅟобразования ᅟ[6, ᅟ7, ᅟ8].
Особенностью ᅟнашей ᅟпрограммы ᅟпо ᅟфизическому ᅟвоспитанию ᅟшкольников ᅟ2-4 ᅟклассов ᅟявляется ᅟто, ᅟчто ᅟона ᅟсоздана ᅟна ᅟоснове ᅟиспользование ᅟсредств ᅟлегкой ᅟатлетики ᅟдля ᅟразвития ᅟвыносливости ᅟи ᅟявляется ᅟодной ᅟиз ᅟформ ᅟоздоровления ᅟдетей ᅟмладшего ᅟшкольного ᅟвозраста. ᅟМесто ᅟпроведения ᅟуроков ᅟпредусмотрено ᅟкак ᅟна ᅟулице, ᅟтак ᅟи ᅟв ᅟспортивном ᅟзале.
Содержание ᅟпрограммного ᅟматериала ᅟсостоит ᅟиз ᅟдвух ᅟосновных ᅟчастей: ᅟбазовой ᅟи ᅟвариативной. ᅟБазовый ᅟкомпонент ᅟсоставляет ᅟоснову ᅟобщегосударственного ᅟстандарта ᅟобщеобразовательной ᅟподготовки ᅟв ᅟсфере ᅟфизической ᅟкультуры. ᅟВариативная ᅟчасть ᅟпрограммы ᅟпо ᅟфизической ᅟкультуре ᅟнаправлена ᅟна ᅟразвитие ᅟвыносливости ᅟу ᅟучащихся ᅟначальных ᅟклассов.
Табл. 1 - Показатели ᅟвыносливости ᅟмладших ᅟшкольников ᅟ8-10лет
Задание |
Возраст ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ(лет) |
Мальчики ᅟ(п=39) ᅟХ±о |
Девочки ᅟ(п=47) ᅟХ±о |
Р |
Уровень ᅟразвития |
6 ᅟ– ᅟмин Бег ᅟ(м) |
8 |
1063,3±122,06 |
853,2±155,1 |
р<0,05 |
низкий |
9 |
1090,9±122,27 ᅟ |
925,4±155,3 |
р<0,05 |
низкий |
|
10 |
1100,1±158,3 ᅟ |
983,2±157,4 |
р<0,05 |
низкий |
|
Хср. |
1084,1±134,2 ᅟ |
920,6±154,6 |
р<0,05 |
низкий |
|
Бег ᅟза ᅟ12 ᅟмин ᅟ(м) |
8 |
1815,3±451,4 ᅟ |
1407,5±385,2 |
р<0,05 |
Ниже ᅟсреднего ᅟ/средний |
9 |
1852,5±463,2 ᅟ |
1568,3±257,4 |
р<0,05 |
Ниже ᅟсреднего ᅟ/средний |
|
10 |
1922,7±358,8 ᅟ |
1643,4±267,2 |
р<0,05 |
Ниже ᅟсреднего ᅟ/средний |
|
Хср. |
1863,5±424,5 ᅟ |
1539,7±303,3 |
р<0,05 |
низкий |
|
Бег ᅟ1000 ᅟм ᅟ(мин.с) |
8 |
6,05±0,28 ᅟ |
6,53±0,37 |
р<0,05 |
средний |
9 |
5,39±0,3 ᅟ |
6,07±0,26 |
р<0,05 |
Выше ᅟсреднего |
|
10 |
4,69±0,23 ᅟ |
5,40±0,19 |
р<0,05 |
высокий |
|
Хср. |
5,38 ᅟ±0,27 ᅟ |
6,0±0,27 |
р<0,05 |
Выше ᅟсреднего |
Для ᅟразвития ᅟобщей ᅟвыносливости ᅟмы ᅟприменяли ᅟбег ᅟпродолжительностью ᅟ15-20 ᅟминут. ᅟОн ᅟвыполнялся ᅟв ᅟрежиме ᅟстандартной ᅟнепрерывной, ᅟпеременной ᅟнепрерывной ᅟи ᅟинтервальной ᅟнагрузки. ᅟПри ᅟэтом ᅟмы ᅟпридерживались ᅟследующих ᅟправил:
1. ᅟРабота ᅟосуществлялась ᅟпри ᅟЧСС, ᅟне ᅟпревышающей ᅟ140-150 ᅟуд/мин.
2. ᅟДля ᅟшкольников ᅟв ᅟвозрасте ᅟ8-9 ᅟлет ᅟпродолжительность ᅟработы ᅟне ᅟдолжна ᅟпревышать ᅟ15 ᅟмин.
В ᅟпроцессе ᅟзанятий ᅟнами ᅟиспользовались ᅟследующие ᅟнагрузки:
1. ᅟПредельные ᅟ(максимальные) ᅟнагрузки ᅟ— ᅟбег ᅟпродолжительностью ᅟне ᅟболее ᅟ15-20 ᅟс. ᅟ(бег ᅟдо ᅟ150 ᅟм).
2. ᅟОколопредельные ᅟ(субмаксимальные) ᅟнагрузки ᅟ— ᅟбег ᅟпродолжительностью ᅟот ᅟ15-20 ᅟдо ᅟ40-60 ᅟс. ᅟДистанции ᅟу ᅟмальчиков ᅟдо ᅟ400 ᅟм., ᅟу ᅟдевочек ᅟдо ᅟ300 ᅟм. ᅟПри ᅟэтом ᅟнагрузки ᅟсоставляют ᅟ80-90% ᅟот ᅟмаксимума. ᅟПросто ᅟнужно, ᅟчтобы ᅟучащиеся ᅟпробегали ᅟих ᅟна ᅟ10-30% ᅟслабее, ᅟчем ᅟони ᅟмогли ᅟбы ᅟэто ᅟсделать ᅟс ᅟполной ᅟсоревновательной ᅟинтенсивностью.
Второй ᅟдиапазон ᅟоколопредельных ᅟнагрузок ᅟ— ᅟ7080% ᅟот ᅟмаксимума, ᅟпродолжительность ᅟдо ᅟ1,5-2 ᅟмин, ᅟдистанции ᅟу ᅟмальчиков ᅟ300-350 ᅟм., ᅟу ᅟдевочек- ᅟ250500 ᅟм.
3. ᅟНагрузки ᅟбольшой ᅟинтенсивности ᅟсоставляют ᅟпримерно ᅟ55-70% ᅟот ᅟмаксимума. ᅟУ ᅟмальчиков ᅟэто ᅟбег ᅟв ᅟтечение ᅟ2-7 ᅟмин. ᅟна ᅟдистанциях ᅟ600-1500 ᅟм., ᅟу ᅟдевочек ᅟв ᅟтечение ᅟ2-6 ᅟмин. ᅟна ᅟдистанциях ᅟ550-1200 ᅟм.
4. ᅟНагрузки ᅟумеренной ᅟинтенсивности ᅟ— ᅟпримерно ᅟдо ᅟ50-55% ᅟмаксимальных. ᅟПри ᅟтаком ᅟбеге ᅟлегкие ᅟи ᅟсердце ᅟспособны ᅟпочти ᅟполностью ᅟобеспечить ᅟорганизм ᅟкислородом ᅟи ᅟеще ᅟостается ᅟнекоторый ᅟрезерв. ᅟСледовательно, ᅟкислородный ᅟзапрос ᅟменьше, ᅟчем ᅟдыхательные ᅟвозможности ᅟорганизма.
5. ᅟСлабые ᅟнагрузки. ᅟЭто ᅟмедленный ᅟбег ᅟв ᅟначале ᅟи ᅟв ᅟконце ᅟурока ᅟс ᅟинтенсивностью ᅟпримерно ᅟ40-45% ᅟот ᅟмаксимума, ᅟа ᅟтакже ᅟлегкий ᅟбег ᅟв ᅟперерывах ᅟмежду ᅟинтенсивными ᅟнагрузками. ᅟЧастота ᅟпульса ᅟне ᅟпревышает ᅟ140±10 ᅟуд/мин.
Развитие ᅟвыносливости ᅟв ᅟбеге ᅟмы ᅟначинали ᅟс ᅟмалоинтенсивных, ᅟно ᅟдлительных ᅟупражнений ᅟв ᅟаэробном ᅟрежиме. ᅟОт ᅟурока ᅟк ᅟуроку ᅟувеличивали ᅟобъем ᅟнагрузки, ᅟудлиняя ᅟдистанции, ᅟа ᅟсоответственно ᅟи ᅟвремя ᅟбега. ᅟВ ᅟдальнейшем ᅟот ᅟтаких ᅟэкстенсивных ᅟнагрузок ᅟпереходили ᅟк ᅟинтенсивным. ᅟЭто ᅟосуществлялось ᅟпутем ᅟпостепенного ᅟили ᅟступенчатого ᅟсокращения ᅟдистанций ᅟс ᅟодновременным ᅟповышением ᅟскорости.
Основными
ᅟметодами ᅟразвития ᅟобщей ᅟвыносливости ᅟявлялись:
1) ᅟметод ᅟслитного ᅟ(непрерывного) ᅟупражнения ᅟс ᅟнагрузкой ᅟумеренной ᅟи ᅟпеременной ᅟинтенсивности; ᅟ
2) ᅟметод ᅟкруговой ᅟтренировки; ᅟ
3) ᅟигровой ᅟметод; ᅟ
4) ᅟсоревновательный.
Метод ᅟповторного ᅟинтервального ᅟупражнения ᅟсо ᅟшкольниками ᅟмы ᅟне ᅟиспользовали, ᅟтак ᅟкак ᅟон ᅟиспользуется ᅟв ᅟработе ᅟтолько ᅟс ᅟквалифицированными ᅟспортсменами.
Вначале ᅟмы ᅟраспределили ᅟвариативную ᅟчасть ᅟнашей ᅟпрограммы ᅟс ᅟприменением ᅟсредств ᅟразвития ᅟвыносливости ᅟпо ᅟсезонным ᅟпериодам ᅟдля ᅟдетей ᅟмладшего ᅟшкольного ᅟвозраста, ᅟпотом ᅟна ᅟоснове ᅟгосударственного ᅟстандарта ᅟнами ᅟбыл ᅟсоставлен ᅟгодовой ᅟплан ᅟучебной ᅟработы ᅟдля ᅟучащихся ᅟв ᅟначальных ᅟклассах. ᅟРеализация ᅟнашей ᅟпрограммы ᅟосуществлялась ᅟпри ᅟпомощи ᅟиспользования ᅟразнообразных ᅟметодических ᅟприемов ᅟи ᅟцелесообразных ᅟспособов ᅟорганизации ᅟуроков ᅟфизической ᅟкультуры.
Процесс ᅟобучения ᅟшкольников ᅟ2-4 ᅟклассов ᅟмы ᅟорганизовали, ᅟиспользуя ᅟтрадиционную ᅟмодель ᅟструктуры ᅟурока ᅟфизической ᅟкультуры, ᅟкоторая ᅟвключает ᅟв ᅟсебя ᅟследующие ᅟчасти: ᅟвводную, ᅟосновную, ᅟзаключительную. ᅟВо ᅟвводной ᅟчасти ᅟурока ᅟмы ᅟприменяли ᅟразличные ᅟвиды ᅟходьбы ᅟи ᅟбега, ᅟдыхательные ᅟи ᅟобщеразвивающие ᅟупражнения, ᅟа ᅟтакже ᅟспециальные ᅟбеговые ᅟупражнения ᅟи ᅟподвижные ᅟигры, ᅟнаправленные ᅟна ᅟразвитие ᅟвыносливости. ᅟВремя ᅟпроведения ᅟвводной ᅟчасти ᅟ— ᅟ6-7 ᅟминут, ᅟпри ᅟэтом ᅟ3 ᅟминуты ᅟв ᅟэтой ᅟчасти ᅟурока ᅟуделены ᅟупражнениям ᅟдля ᅟразвития ᅟвыносливости, ᅟчто ᅟсоставляет ᅟ7,5% ᅟот ᅟобщего ᅟурочного ᅟвремени ᅟи ᅟ4,2% ᅟот ᅟвремени ᅟвводной ᅟчасти ᅟурока.
Основная ᅟчасть ᅟурока ᅟобеспечивала ᅟрешение ᅟзадач ᅟпо ᅟразвитию ᅟвыносливости. ᅟВо ᅟвремя ᅟпроведения ᅟвариативной ᅟчасти ᅟурока ᅟмы ᅟиспользовали ᅟразличные ᅟсредства ᅟдля ᅟразвития ᅟвыносливости: ᅟмногократное ᅟвыполнение ᅟупражнений ᅟмаксимальной ᅟинтенсивности, ᅟвыполнение ᅟупражнений ᅟсубмаксимальной ᅟинтенсивности ᅟв ᅟтечение ᅟ2-3 ᅟмин, ᅟвыполнений ᅟупражнений ᅟбольшой ᅟинтенсивности ᅟв ᅟтечение ᅟ8-15 ᅟмин. ᅟВремя ᅟна ᅟпроведение ᅟвариативной ᅟчасти ᅟурока ᅟс ᅟиспользованием ᅟсредств ᅟразвития ᅟвыносливости ᅟзанимало ᅟ15 ᅟмин, ᅟчто ᅟсоставляет ᅟ37,5% ᅟот ᅟобщего ᅟвремени ᅟурока ᅟи ᅟ60% ᅟот ᅟвремени ᅟосновной ᅟчасти ᅟурока.
В ᅟзаключительной ᅟчасти ᅟурока ᅟмы ᅟприменяли ᅟподвижные ᅟигры ᅟдля ᅟразвития ᅟвыносливости, ᅟа ᅟтакже ᅟшкольники ᅟвыполняли ᅟдыхательные ᅟупражнения ᅟво ᅟвремя ᅟходьбы ᅟдля ᅟвосстановления ᅟпульса. ᅟВ ᅟэтой ᅟчасти ᅟурока ᅟна ᅟразвитие ᅟвыносливости ᅟотводилось ᅟ4 ᅟмин, ᅟчто ᅟсоставляет ᅟ10% ᅟот ᅟобщего ᅟвремени ᅟурока ᅟи ᅟ4,3% ᅟот ᅟвремени ᅟзаключительной ᅟчасти ᅟурока.
Таким ᅟобразом, ᅟсогласно ᅟразработанной ᅟнами ᅟвариативной ᅟчасти ᅟпрограммы ᅟпо ᅟфизической ᅟкультуре ᅟна ᅟᅟразвитие ᅟвыносливости ᅟв ᅟуроке ᅟотводится ᅟ4,2% ᅟво ᅟвводной ᅟчасти, ᅟ60% ᅟ— ᅟв ᅟосновной ᅟчасти ᅟи ᅟ4,3% ᅟ— ᅟв ᅟзаключительной ᅟчасти ᅟурока. ᅟОстальное ᅟвремя ᅟраспределяется ᅟна ᅟосвоение ᅟбазовой ᅟчасти ᅟпрограммы. ᅟИсходя ᅟиз ᅟполученных ᅟрезультатов ᅟпредварительного ᅟисследования, ᅟнами ᅟбыли ᅟопределены ᅟсредства ᅟдля ᅟразвития ᅟвыносливости, ᅟкоторые ᅟмы ᅟприменяли ᅟна ᅟкаждом ᅟуроке ᅟфизической ᅟкультуры ᅟв ᅟзависимости ᅟот ᅟсезонного ᅟпериода.
Упражнения, ᅟприменяемые ᅟв ᅟвариативной ᅟчасти ᅟурока ᅟдля ᅟразвития ᅟвыносливости ᅟу ᅟшкольников ᅟво ᅟ2 ᅟклассе:
— ᅟХодьба ᅟв ᅟсвободном ᅟтемпе ᅟ(400-2000 ᅟм.), ᅟходьба ᅟс ᅟизменением ᅟнаправления ᅟдвижения ᅟ(150-600 ᅟм.), ᅟходьба ᅟв ᅟускоренном ᅟтемпе ᅟ(200-600 ᅟм.), ᅟходьба ᅟв ᅟзатрудненных ᅟусловиях ᅟ(200-400 ᅟм.), ᅟходьба ᅟв ᅟоблегченных ᅟусловиях ᅟ(400-600 ᅟм).
— ᅟБег ᅟв ᅟмедленном ᅟтемпе ᅟ(600-1500 ᅟм.), ᅟмедленный ᅟбег ᅟв ᅟсочетании ᅟс ᅟходьбой ᅟ(до ᅟ1500 ᅟм.), ᅟбег ᅟс ᅟизменением ᅟнаправления ᅟдвижения, ᅟбег ᅟ«змейкой» ᅟмежду ᅟрасставленными ᅟпредметами ᅟ(50-400 ᅟм.), ᅟбег ᅟс ᅟускорением ᅟ(50-70 ᅟм.).
— ᅟПодвижные ᅟигры ᅟи ᅟэстафеты.
Таким ᅟобразом, ᅟразработанная ᅟнами ᅟвариативная ᅟчасть ᅟпрограммы ᅟпо ᅟфизической ᅟкультуре ᅟучащихся ᅟначальных ᅟклассов ᅟопирается ᅟна ᅟсодержание ᅟФедерального ᅟгосударственного ᅟобразовательного ᅟстандарта ᅟначального ᅟобщего ᅟобразования, ᅟОсобенностью ᅟнашей ᅟпрограммы ᅟпо ᅟфизической ᅟкультуре ᅟявляется ᅟто, ᅟчто ᅟона ᅟсоздана ᅟна ᅟоснове ᅟиспользование ᅟсредств ᅟи ᅟметодов ᅟлегкой ᅟатлетики ᅟдля ᅟразвития ᅟвыносливости ᅟи ᅟявляется ᅟодной ᅟиз ᅟформ ᅟоздоровления ᅟдетей ᅟмладшего ᅟшкольного ᅟвозраста.
Литература:
1.
ᅟБурцев, ᅟВ. ᅟА. ᅟПедагогические ᅟусловия ᅟформирования ᅟспортивной ᅟкультуры ᅟучащейся ᅟмолодежи ᅟв ᅟпроцессе ᅟспортивно ᅟориентированного ᅟфизического ᅟвоспитания ᅟ/ ᅟВ. ᅟА. ᅟБурцев, ᅟЕ. ᅟВ. ᅟБурцева, ᅟН. ᅟИ. ᅟАлексеева ᅟ// ᅟФундаментальные ᅟисследования.— ᅟ2015.— ᅟ№ ᅟ2. ᅟЧ.21.— ᅟС.4750-4754.
2. ᅟБурцев, ᅟВ. ᅟА. ᅟИсследование ᅟспортивной ᅟмотивации ᅟстудентов ᅟфизкультурно-спортивного
ᅟвуза ᅟв ᅟпроцессе ᅟформирования ᅟспортивной ᅟкультуры ᅟличности ᅟ/ ᅟВ. ᅟА. ᅟБурцев, ᅟЕ. ᅟВ. ᅟБурцева, ᅟИ. ᅟЕ. ᅟЕвграфов// ᅟФундаментальные ᅟисследования.— ᅟ2015.— ᅟ№ ᅟ2. ᅟЧ.11.— ᅟС.2450-2454.
3. Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и
соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной
культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Му- галлимова //
Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.24.— С.5493-5497.
4. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры
личности /В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев// Фундаментальные
исследования.— 2015.— № 2. Ч.25.— С.5655-5659.
5. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры
студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А.
Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. — 2015. —
№ 2. Ч.23. — С.5178- 5182.
6. Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к
физкультурно-спортивной деятельности /Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В.
Бурцева// Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий».
— Казань, 2012.— № 3 (31). — С. 140-146.
7. Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной
культуры /Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Теория и практика
физической культуры. — 2013. — № 6.— С. 14-21.
8. Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения
студентов к физкультур- но-спортивной деятельности в процессе формирования
спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова //
Современные проблемы науки и образования. — 2015.— № 4.— Режим доступа:
http://www.science-education.ru
9. Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева // Современные проблемы науки и образования.— 2015. — № 2. Ч.2.— Режим доступа: http://www.science-education.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.