Развитие выносливости у младших школьников средствами легкой атлетики
Оценка 5

Развитие выносливости у младших школьников средствами легкой атлетики

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
физическая культура
1 кл—3 кл
02.04.2019
Развитие выносливости у младших школьников средствами легкой атлетики
В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы развития выносливости у учащихся начальных классов на уроках физической культуры. На основании результатов исследования определен уровень развития выносливости у младших школьников. Разработано содержание вариативной части программы по физической культуре для младших школьников с использованием средств легкой атлетики для развития выносливости.
чертакова статья.docx

Развитие выносливости у младших школьников средствами легкой атлетики

 

Мария Евгеньевна Чертакова

Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ

 

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы развития выносливости у учащихся начальных классов на уроках физической культуры. На основании результатов исследования определен уровень развития выносливости у младших школьников. Разработано содержание вариативной части программы по физической культуре для младших школьников с использованием средств легкой атлетики для развития выносливости.

 Ключевые слова: физическая культура, методы формирование выносливости, выносливость, младшие школьники, легкая атлетика.

 

Проблема сохранения и укрепления здоровья подростков  была и остается одной из важных проблем нашего общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности [1,2,3]. Известно, что выносливость, как одно из основных физических качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма, чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление. Составляющим элементом выносливости является общая аэробная выносливость, которая определяет способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Поэтому она является частью всесторонней физической подготовки учащихся начальных классов [4,9].

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между необходимостью, с одной стороны, воспитания выносливости у детей младшего школьного возраста, с другой, недостаточным применением в вариативной части урока физической культуры средств и методов легкой атлетики для эффективного развития выносливости. Данное противоречие определило проблему исследования: каким должно быть содержание вариативной части программы по физической культуре, способствующее развитию выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики?

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность применения средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4 классов общеобразовательной школы в вариативной части урока по физической культуре.
Анализ научно-методической литературы и статистических данных по физическому воспитанию школьников в Республике Татарстан показал, что по изучаемой проблеме практически нет сведений о средствах и методах легкой атлетики, направленных на воспитание выносливости детей младшего школьного возраста. Данные исследования об уровне развития выносливости у учащихся младшего школьного возраста представлены в таблице 1.

Уровень развития общей выносливости определялся по данным В. В. Виру [5].

В ходе исследования мы получили следующие данные: по уровню развития выносливости между мальчиками и девочками 8-10 лет отличий не выявлено, но по показателям выявлены достоверные отличия. Показатели мальчиков достоверно выше, чем у девочек того же возраста. Высокий уровень скоростно- силовой выносливости по тесту «Бег на 1000 м.» выявлен у мальчиков и девочек 10 лет, выше среднего у 9-летних детей и средний у школьников 8 лет.

По показателям общей (аэробной) выносливости в тестах «Бег 6 мин.» и «Бег 12 мин.», школьники 8-10 лет показали уровень низкий и ниже среднего, соответственно, лишь у девочек 8 и 10 лет по тесту «Бег 12 мин.» выявлен средний уровень развития аэробной выносливости.

По данным научно-методической литературы общая выносливость имеет высокие темпы прироста у мальчиков в 8-10, 11-12, 14-15 лет. У девочек общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 10-13 лет. Таким образом, можно заключить, что для развития общей выносливости возраст 8-10  лет как у мальчиков, так и у девочек является сенситивным. Низкие показатели аэробной выносливости у младших школьников могут свидетельствовать о недостаточном использовании средств для развития аэробной выносливости.

Разработанная нами вариативная часть программы по физической культуре учащихся начальных классов опирается на содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [6, 7, 8].

Особенностью нашей программы по физическому воспитанию школьников 2-4 классов является то, что она создана на основе использование средств легкой атлетики для развития выносливости и является одной из форм оздоровления детей младшего школьного возраста. Место проведения уроков предусмотрено как на улице, так и в спортивном зале.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативная часть программы по физической культуре направлена на развитие выносливости у учащихся начальных  классов.

 

 

Табл. 1 - Показатели выносливости младших школьников 8-10лет

Задание

Возраст (лет)

Мальчики (п=39)  Х±о

Девочки (п=47)  Х±о

Р

Уровень развития

 

6 мин

Бег (м)

8

1063,3±122,06

853,2±155,1

р<0,05

низкий

9

1090,9±122,27 

925,4±155,3

р<0,05

низкий

10

1100,1±158,3 

983,2±157,4

р<0,05

низкий

Хср.

1084,1±134,2 

920,6±154,6

р<0,05

низкий

 

Бег за 12 мин (м)

8

1815,3±451,4 

1407,5±385,2

р<0,05

Ниже среднего /средний

9

1852,5±463,2 

1568,3±257,4

р<0,05

Ниже среднего /средний

10

1922,7±358,8 

1643,4±267,2

р<0,05

Ниже среднего /средний

Хср.

1863,5±424,5 

1539,7±303,3

р<0,05

низкий

 

Бег 1000 м (мин.с)

8

6,05±0,28 

6,53±0,37

р<0,05

средний

9

5,39±0,3 

6,07±0,26

р<0,05

Выше среднего

10

4,69±0,23 

5,40±0,19

р<0,05

высокий

Хср.

5,38 ±0,27 

6,0±0,27

р<0,05

Выше среднего

 

Для развития общей выносливости мы применяли бег продолжительностью 15-20 минут. Он выполнялся в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом мы придерживались следующих правил:

1. Работа осуществлялась при ЧСС, не  превышающей 140-150 уд/мин.

2. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы не должна превышать 15 мин.

В процессе занятий нами использовались следующие нагрузки:

1. Предельные (максимальные) нагрузки бег продолжительностью не более 15-20 с. (бег до 150 м).

2.  Околопредельные (субмаксимальные) нагрузки бег продолжительностью от 15-20 до 40-60 с. Дистанции у мальчиков до 400 м., у девочек до 300 м. При этом нагрузки составляют 80-90% от максимума. Просто нужно, чтобы учащиеся пробегали их на 10-30% слабее, чем они могли бы это сделать с полной соревновательной интенсивностью.

Второй диапазон  околопредельных нагрузок 7080% от максимума, продолжительность до 1,5-2 мин, дистанции у мальчиков 300-350 м., у девочек- 250500 м.

3. Нагрузки большой интенсивности составляют примерно 55-70% от максимума. У мальчиков это бег в течение 2-7 мин. на дистанциях 600-1500 м., у девочек в течение 2-6 мин. на дистанциях 550-1200 м.

4. Нагрузки умеренной интенсивности примерно до 50-55%  максимальных. При таком беге легкие и сердце способны почти полностью обеспечить организм кислородом и еще остается некоторый резерв. Следовательно, кислородный запрос меньше, чем дыхательные возможности организма.

5. Слабые нагрузки. Это медленный бег в начале и в конце урока с интенсивностью примерно 40-45% от максимума, а также легкий бег в перерывах между интенсивными нагрузками. Частота пульса не превышает 140±10 уд/мин.

Развитие выносливости в беге мы начинали с малоинтенсивных, но длительных упражнений в аэробном режиме. От урока к уроку увеличивали объем нагрузки, удлиняя дистанции, а соответственно и время бега. В дальнейшем от таких экстенсивных нагрузок переходили к  интенсивным. Это осуществлялось путем постепенного или ступенчатого сокращения дистанций с одновременным повышением скорости.

Основными методами развития общей выносливости являлись:
1)
метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 

2) метод круговой тренировки; 

3) игровой метод; 

4) соревновательный.

Метод повторного интервального упражнения со школьниками мы не использовали, так как он используется в работе только с квалифицированными спортсменами.

Вначале мы распределили вариативную часть нашей программы с применением средств развития выносливости по сезонным периодам для детей младшего школьного возраста, потом на основе государственного стандарта нами был составлен годовой план учебной работы для учащихся в начальных классах. Реализация нашей программы осуществлялась при помощи использования разнообразных методических приемов и целесообразных способов организации уроков физической культуры.

Процесс обучения школьников 2-4 классов мы организовали, используя традиционную модель структуры урока физической культуры, которая включает в себя следующие части: вводную, основную, заключительную. Во вводной части урока мы применяли различные виды ходьбы и бега, дыхательные и общеразвивающие упражнения, а также специальные беговые упражнения и подвижные игры, направленные на развитие выносливости. Время проведения вводной части 6-7 минут, при этом 3 минуты в этой части урока уделены упражнениям для развития выносливости, что составляет 7,5% от общего урочного времени и 4,2% от времени вводной части урока.

Основная часть урока обеспечивала решение задач по развитию выносливости.  Во время проведения вариативной части урока мы использовали различные средства для развития выносливости: многократное выполнение упражнений максимальной интенсивности, выполнение упражнений  субмаксимальной интенсивности в течение 2-3 мин, выполнений упражнений большой интенсивности в течение 8-15 мин. Время на проведение вариативной части урока с использованием средств развития выносливости занимало 15 мин, что составляет 37,5% от общего времени урока и 60% от времени основной части урока.

В заключительной части урока мы применяли подвижные игры для развития выносливости, а также школьники выполняли дыхательные упражнения во время ходьбы для восстановления пульса. В этой части урока на развитие выносливости отводилось 4 мин, что составляет 10% от общего времени урока и 4,3% от времени заключительной части урока.

Таким образом, согласно разработанной нами вариативной части программы по физической культуре на ᅟᅟразвитие выносливости в уроке отводится 4,2% во вводной части, 60% в основной части и 4,3% в заключительной части урока. Остальное время распределяется на освоение базовой части программы. Исходя из полученных результатов предварительного исследования, нами были определены средства для развития выносливости, которые мы применяли на каждом уроке физической культуры в зависимости от сезонного периода.

Упражнения, применяемые в вариативной части урока для развития выносливости у школьников во 2 классе:
Ходьба в свободном темпе (400-2000 м.), ходьба с изменением направления движения (150-600 м.), ходьба в ускоренном темпе (200-600 м.), ходьба в затрудненных условиях (200-400 м.), ходьба в облегченных условиях (400-600 м).
Бег в медленном темпе (600-1500 м.), медленный бег в сочетании с ходьбой (до 1500 м.), бег с изменением направления движения, бег «змейкой» между расставленными предметами (50-400 м.), бег с ускорением (50-70 м.).
Подвижные игры и эстафеты.

Таким образом, разработанная нами вариативная часть программы по физической культуре учащихся начальных классов опирается на содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Особенностью нашей программы по физической культуре является то, что она создана на основе использование средств и методов легкой атлетики для развития выносливости и является одной из форм оздоровления детей младшего школьного возраста.

 

Литература:

1. Бурцев, В. А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. И. Алексеева // Фундаментальные исследования.— 2015.— 2. Ч.21.— С.4750-4754.
2.
Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов// Фундаментальные исследования.— 2015.— 2. Ч.11.— С.2450-2454.
3. Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Му- галлимова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.24.— С.5493-5497.
4. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности /В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев// Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.25.— С.5655-5659.
5. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. Ч.23. — С.5178- 5182.
6. Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности /Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева// Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». — Казань, 2012.— № 3 (31). — С. 140-146.
7. Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры /Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 6.— С. 14-21.
8. Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультур- но-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования. — 2015.— № 4.— Режим доступа: http://www.science-education.ru

9. Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева // Современные проблемы науки и образования.— 2015. — № 2. Ч.2.— Режим доступа: http://www.science-education.ru


 

Развитие выносливости у младших школьников средствами легкой атлетики

Развитие выносливости у младших школьников средствами легкой атлетики

Поэтому она является частью всесторонней физической подготовки учащихся начальных классов [4,9]

Поэтому она является частью всесторонней физической подготовки учащихся начальных классов [4,9]

По ᅟ показателям ᅟ общей ᅟ (аэробной) ᅟ выносливости ᅟ в ᅟ тестах ᅟ «Бег ᅟ 6 ᅟ мин

По ᅟ показателям ᅟ общей ᅟ (аэробной) ᅟ выносливости ᅟ в ᅟ тестах ᅟ «Бег ᅟ 6 ᅟ мин

Табл. 1 - Показатели ᅟ выносливости ᅟ младших ᅟ школьников ᅟ 8-10лет

Табл. 1 - Показатели ᅟ выносливости ᅟ младших ᅟ школьников ᅟ 8-10лет

Просто ᅟ нужно, ᅟ чтобы ᅟ учащиеся ᅟ пробегали ᅟ их ᅟ на ᅟ 10-30% ᅟ слабее, ᅟ чем ᅟ они ᅟ могли ᅟ бы…

Просто ᅟ нужно, ᅟ чтобы ᅟ учащиеся ᅟ пробегали ᅟ их ᅟ на ᅟ 10-30% ᅟ слабее, ᅟ чем ᅟ они ᅟ могли ᅟ бы…

Метод ᅟ повторного ᅟ интервального ᅟ упражнения ᅟ со ᅟ школьниками ᅟ мы ᅟ не ᅟ использовали, ᅟ так ᅟ как ᅟ он ᅟ используется…

Метод ᅟ повторного ᅟ интервального ᅟ упражнения ᅟ со ᅟ школьниками ᅟ мы ᅟ не ᅟ использовали, ᅟ так ᅟ как ᅟ он ᅟ используется…

В ᅟ заключительной ᅟ части ᅟ урока ᅟ мы ᅟ применяли ᅟ подвижные ᅟ игры ᅟ для ᅟ развития ᅟ выносливости, ᅟ а ᅟ также…

В ᅟ заключительной ᅟ части ᅟ урока ᅟ мы ᅟ применяли ᅟ подвижные ᅟ игры ᅟ для ᅟ развития ᅟ выносливости, ᅟ а ᅟ также…

Литература: 1. ᅟ Бурцев, ᅟ

Литература: 1. ᅟ Бурцев, ᅟ

Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры /Г

Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры /Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019