Развивающая предметно-пространственная среда как стимул познавательной деятельности дошкольников
Оценка 4.7

Развивающая предметно-пространственная среда как стимул познавательной деятельности дошкольников

Оценка 4.7
docx
28.02.2020
Развивающая предметно-пространственная среда как стимул познавательной деятельности дошкольников
Педагогический проект.docx

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Развивающая предметно-пространственная среда как стимул познавательной деятельности дошкольника»

КПК: «Стратегия проектирования программ поддержки воспитанников, в т.ч. с ОВЗ, в условиях реализации ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                                             Выполнил: Несговорова Галина Юрьевна

                                                                                 воспитатель

                                                                                 ГБДОУ НАО «Центр развития

                                                                                 ребенка – детский сад «Умка»

                                                            Руководитель: Тимофеева Н.В.

 

 

 

 

 

Актуальность. С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом «Конвенции ООН о правах ребенка».

В связи с появлением нового структурного подразделения общеобразовательной школы – дошкольных групп – возникла потребность в создании особых условий для детей дошкольного возраста. Необходимо было реконструировать и оборудовать помещения и территорию учреждения в соответствии с требованиями ДОО. А введение ФГОС ДО потребовало новых подходов к созданию предметно-развивающей среды.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ при совместной организации работы с родителями воспитанников.

В ФГОС к ДО определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.  Все эти требования направлены, прежде всего, на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности.

         Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Цель проекта: Создание условий для проявления детьми познавательной активности   личности, развития у них любознательности, активности, самостоятельности.

Задачи проекта:

1.Разработать методы, приемы и средства, позволяющие создавать развивающую предметно - пространственную среду, как стимул познавательной деятельности.

2.Способствовать возникновению поискового поведения у воспитанников, самостоятельного познания окружающего мира путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.

3.Организовать развивающую среду для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах   детской       деятельности.

Гипотеза: Если в группе будет создана содержательная и стимулирующая развивающая предметно-пространственная среда, то это будет способствовать формированию познавательных интересов, умственных способностей, воспитанию инициативности у воспитанников.

Ожидаемый результат: Созданы условия   для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников.

Этапы реализации проекта

I этап - организационный

Цель: Углублённое изучение проблемы.

Формы работы:

1.Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов, современных научных разработок в области обустройства развивающей среды для детей дошкольного возраста.

2.Анализ условий, которые существуют и которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями

2 этап - реализация проекта

Цель: наполнение среды

Формы работы:

1. Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.

2.Привлечение родителей в процесс: оказание помощи в реализации задач.

3 этап - обобщающий  

Цель: Дать качественную оценку проведённой работы. 

Формы работы:

1. Диагностика, анализ.

2. Презентация проекта на родительском собрании.

Реализация проекта.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, т. к. активность - необходимое условие умственного развития личности.  Поэтому задача дошкольного учреждения -  развитие у дошкольников устойчивой потребности в познании, потребности в учении или мотивации учения.  Н. Н. Поддъяков справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работе может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Селестен Френе считал, что благодаря развивающей среде, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

К проблеме формирования предметно-развивающей среды обращались многие авторы, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции и культурологическую роль. По мнению С. Л. Новоселовой «предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического развития». Над содержанием среды работали Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина, В. Т. Кудрявцев. Значимость развивающей среды для процесса становления личности видела Л. Н. Седова, определив три ее основных параметра: целеполагание, анализ позиции педагога в ходе совместной деятельности с детьми и отбор методов и средств, способствующих саморазвитию ребенка.

Опираясь на методические рекомендации по построению развивающей среды С. Л. Новоселовой, концепцию построения среды В. А. Петровского, Л. А. Стрелковой и Л. М. Клариной, а также на разработанные В. А. Петровским принципы построения среды, создавала развивающую среду в своей группе и территории учреждения, учитывая при этом особенности нового образовательного стандарта.

Основными элементами предметной среды, описанными в трудах С. Л. Новоселовой, являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

          Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

          Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

По мнению психологов, (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича, Г.Д. Розенгард-Пупко) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.

  Под развивающей предметно-пространственной средой понимают естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Основными компонентами предметно – развивающей среды являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развивать и реализовывать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.

По мнению многих педагогов, одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир, является экспериментальная деятельность. Ребенок – прирожденный исследователь, поэтому важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов.

Работу по решению данной задачи начала с создания центра «Наблюдаем и познаем». Наполняла и оборудовала его различными пособиями и материалами, соблюдая следующие условия:

·         обеспечение свободного доступа к пособиям;

·         предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала;

·         наличие заданий различной степени сложности;

·         материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;

·         сменяемость и наполняемость материала по мере изучения;

·         наличие условий как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми;

·         объекты для исследования и образно –символический материал располагается в поле зрения детей;

·         посильное участие детей и их родителей, что стимулирует у них положительное отношение и интерес к материалу;

·         материала достаточно на подгруппу детей.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов, которые находятся в доступном для воспитанников месте. Совместно с детьми разработаны условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов, экспериментирования в уголке доступен для детей, меняется в соответствии с планом работы.

         Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, использую различные методы. Например, утром выкладываю стандартные, знакомые детям материалы (емкости с водой, песком, магниты, камушки,) и незнакомые, необычные (веточки, кору, скотч, фантики от конфет, винтики, пробки и др.).   Прошу детей подумать, что можно с этим сделать, предлагаю самостоятельно поэкспериментировать. Результатом в данном случае становится получение новой информации о свойствах предметов, возникновение различных способов действий с ними, а вместе с этим и повышение поведенческой активности ребенка.

       Грамотное сочетание материалов и оборудования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.       Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Такую возможность дети могут реализовать в нашем центре. В нем размещены различные пособия, ориентированные на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. Это модели представляющих флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, макет солнечной системы.  Среди пособий — глобус, географическая карта. Так же родители приобрели нам диски, с помощью которых дети познают мир.

      Многие из родителей занимались поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов, принимали участие в проведениии опытов и исследований с детьми.

       Дети должны сами «добывать» знания, поэтому возникла необходимость пересмотреть и подобрать соответствующую литературу, пополнить ею центр «В гостях у книги». Тщательно подбирались различные детские энциклопедии, справочные материалы, атласы, которые помогали бы ребёнку искать ответы на вопросы, возникающие в процессе решения той или иной проблемной ситуации. Благодаря родителям наш центр пополнился новой познавательной литературой.

 

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. «Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций в игровой деятельности, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме, развивается творческое воображение, фантазия, игровой опыт каждого ребенка, воспитываются коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения, культура поведения.

Повысить интерес к разнообразным сюжетно - ролевым играм помогает коробочка "Деловые хлопоты". Она заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража", «журналист» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Развивать активность, самостоятельно организовывать игру позволяют универсальные модули, маркеры игрового пространства - это игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (игрушечный дом, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса, ткань разных расцветок, позволяющая определить игровое пространство и т.п.). Они мобильны, трансформируемы, многофункциональны, поэтому позволяют каждому ребенку построить игру, исходя из личных приоритетов.

Позволяют проявить инициативность, выбрать занятие по душе и различные игровые поля: «остров», «дорога», «река», «порт».  Ребенок может взять любое поле, расположившись в удобном для него месте, может, объединить игровые поля со сверстниками в единое пространство.  Игровые поля оснащены набором мелких игрушек (животные, машинки, растения, дома и т.д.), которые можно использовать в разных вариантах, в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки. Данное оборудование позволяет создать возможности для реализации права ребенка на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Центр конструирования наполняют различные конструкторы из разных материалов, разных размеров. Для более удобного конструирования из большого напольного конструктора в группе имеется доска на колесах. Дети строят на доске, которую можно повернуть в любую сторону, перекатить в другое место, оставлять постройку надолго не разбирая.

Центр детского творчества.

Целью создания данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников.

Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. Параллельно с центром детского творчества функционирует «Наш вернисаж» - место обобщения результатов детского творческого труда, здесь имеется прекрасная возможность для организации выставок рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и в содружестве с родителями.

Центр «Сенсорного развития»

Центр оборудован привлекательными и яркими предметами: головоломками, вкладышами-формами, наборами картинок для группировки, шкатулками, коробочками с разными мелкими предметами. Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.

Центр физкультуры и спорта

Здесь рационально размещены физкультурное оборудование: кегли, флажки, дуги, гимнастические палки, резиновые и набивные мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций.

Центр безопасности.

Этот центр мы расположили рядом с центром конструирования и местом расположения различной техники.

В данном центре имеется большой арсенал транспорта – от пассажирского до грузового и специального.  Совместно с родителями изготовлены игры, атрибуты к ним. В центре подобраны игры на различные виды безопасности. Это и пожарная, и дорожная, и на природе, и у воды, и в быту. Макет дорожного полотна, выполненный родителями, прекрасно дополняет наш центр. Так же в этом центре есть настольно – печатные игры по безопасности, как покупные, так и сделанные своими руками.

Одним из ярких элементов развивающей среды группы является мини – музей.

 В нашей группе мы создаем мини – музеи по различным тематикам. В данный момент в группе создан мини - музей «Куделька». Целью создания этого мини – музея стало привлечение детей к миру природы, дать представления о домашних животных на примере овечки, познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру и формирование познавательного интереса у детей к жизни, быту и культуре русского народа. При создании и использовании мини – музея мы не забывали о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в мини – музее есть различные игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные), соответствующие тематике музея. Так же мы вместе с детьми разработали правила поведения в музее и знаки как запрещающие, так и разрешающие. В нашем музее есть «Книга отзывов», в которой посетители пишут слова благодарности. В проведении экскурсий для всех воспитанников учреждения участвуют дети. Они читают стихи и могут сами рассказать «Откуда пришла варежка». В музее есть настоящая прялка, чепахи, веретено. Детям показывается весь процесс «от шерсти до готового вязаного изделия».

Обязательно предусмотрена полоролевая специфика организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеются уголки с женскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки, посуда, сундук с нарядами.

Центр «Музыка и театр».

В это центре есть музыкальные инструменты и музыкально – дидактические игры, тематические альбомы, ленточки, флажки, платочки и др. Здесь же расположились различные виды театров: настольный, бибабо, пальчиковый. В совместной деятельности с детьми мы изготовили различные шапочки, маски для драматизаций. Родители сделали настольную и напольные ширмы, фланелеграф. Дети с удовольствием наряжаются в разных героев, показывают друг другу инсценировки.

Вывод. Результатом моей работы можно считать возникновение поискового поведения у детей в группе.

У детей появился интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, дети умеют планировать свою деятельность, задают вопросы, проявляют любознательность, самостоятельность, могут оценить свои поступки. При выполнении заданий стали более настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя. Дети могут подолгу и самостоятельно заниматься с полюбившимися им материалами. Проявление познавательного интереса ребенком показывает уровень развития его деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

  • увлечён изучаемым материалом;
  • стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

     Таким образом, предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей старшего дошкольного, если:

 - организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка;

   - отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и  

      доступностью для детей;

- организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель, разнообразные материалы для развивающих игр и занятий в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой дошкольного образования;

 - содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей;

- обеспечивает коррекционно-компенсирующие условия для полноценного развития всех видов детской деятельности;

  - решает задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром

   Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьной жизни.

 

          Библиография

1.      С.А.Аверин «Реализация ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно-пространственой среды современной дошкольной образовательной организации»- М. «Элти-Кудиц», 2014г.

2.      Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007, с.137-139.

3.      Новоселова С.Л.  Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах (С. Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике), 1995 г.;

 

4.      Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 164с.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013) 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Актуальность. С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (

Актуальность. С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (

Гипотеза: Если в группе будет создана содержательная и стимулирующая развивающая предметно-пространственная среда, то это будет способствовать формированию познавательных интересов, умственных способностей, воспитанию инициативности у воспитанников

Гипотеза: Если в группе будет создана содержательная и стимулирующая развивающая предметно-пространственная среда, то это будет способствовать формированию познавательных интересов, умственных способностей, воспитанию инициативности у воспитанников

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работе может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное…

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работе может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное…

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного…

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного…

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов, которые находятся в доступном для воспитанников месте

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов, которые находятся в доступном для воспитанников месте

Дети должны сами «добывать» знания, поэтому возникла необходимость пересмотреть и подобрать соответствующую литературу , пополнить ею центр «В гостях у книги»

Дети должны сами «добывать» знания, поэтому возникла необходимость пересмотреть и подобрать соответствующую литературу , пополнить ею центр «В гостях у книги»

Центр конструирования наполняют различные конструкторы из разных материалов, разных размеров

Центр конструирования наполняют различные конструкторы из разных материалов, разных размеров

В нашей группе мы создаем мини – музеи по различным тематикам

В нашей группе мы создаем мини – музеи по различным тематикам

Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития

Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития

Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте //

Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020