| 
 | 
 | 
РАЗВИВАЮЩАЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Тропика в страну знаний»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
с ограниченными возможностями здоровья
с тяжелыми нарушениями речи
Составитель:
педагог-психолог
Вязовцева Елена Исхаковна
г. Самара
Содержание
| I. | Аннотация | 2 | 
| 
 | Актуальность | 3 | 
| II. | Учебный план | 6 | 
| III. | Учебно-тематический план | 8 | 
| 
 | Календарно-тематический план | 18 | 
| IV. | Пояснительная записка | 24 | 
| 
 | Структура и содержание программы | 25 | 
| 
 | Перечень учебных и методических материалов | 28 | 
| 
 | Ожидаемые результаты реализации программы | 29 | 
| 
 | Основное содержание программы «Тропинка в страну знаний» | 31 | 
| V. | Список используемой литературы | 61 | 
| VI. | Методические рекомендации | 62 | 
I. Аннотация
Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья составляют воспитанники с нарушением в речевом развитии. Исследования многих специалистов таких, как Е.Ю. Рау, Ю.Б. Некрасовой, Л.В. Кузнецовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной показывают, что большие затруднения при обучении испытывают воспитанники с тяжелым нарушением речи, которые проявляются не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере.
Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В.Запорожец и др.). У воспитанников с тяжелым нарушением речи при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, также затруднена развернутая связная речь.
Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа воспитанников с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М. Мастюкова). Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Именно на познавательно-речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере. Дисгармоничный характер развития детей данной категории определяет необходимость целенаправленного изучения состояния не только их речевой сферы, но и когнитивных функций. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития, требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционных задач.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционной помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Основополагающими нормативными документами при написании программы стали: «Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и от 30 декабря №7-ФКЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобразования России от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года «26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Методологической и методической основой программы послужили:
- культурно-историческая парадигма Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина;
- представления Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», который утверждал, что «уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день»;
- периодизация по типу ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, который описывает дошкольное детство с игрой и считает, что дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности»;
- труды Д.Б. Эльконина, рассматривающего каждый период развития на основе четырёх критериев: социальная ситуация развития, основной тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.
Актуальность
В соответствие с заключениями и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии большинство воспитанников нуждаются в направлении коррекционно-развивающей работы не только в логопедическом сопровождении воспитанников, но и психологическом сопровождении, так как у воспитанников с тяжелым нарушением речи имеются не только дефекты произношения и нарушения лексико-грамматических средств языка, но и недостаточно сформирована познавательная сфера. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств, а также, тормозит становление игровой деятельности ребёнка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить следующие характерные проблемы в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, сниженный объем слуховой и зрительной памяти, снижение способности к символизации, несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, бедность и нестойкость зрительных представлений, отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.
Таким образом, овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с тяжелыми нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
В практической направленности в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились развитие познавательной сферы. С этой целью была разработана развивающая психолого-педагогическая программа по развитию познавательной сферы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи детей старшего дошкольного возраста. Настоящая программа составлена на основе разработок отечественных и зарубежных авторов, и с учетом требований ФГОС ДОО.
Новизна программы заключается в комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, предполагающей единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию воспитанников, посещающих ДОО, использование современных игровых развивающих технологий В.В.Воскобовича.
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.
Основные задачи программы:
- развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
- развивать зрительную и слуховую память;
- способствовать формированию, развитию мыслительных операций;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- совершенствовать мелкую моторику и графические навыки.
Адресат: программа разработана для детей дошкольного старшего возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.
Продолжительность курса: программа рассчитана на 31 час, продолжительность занятия - 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками в группе до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия.
Реализация программы рассчитана на комплекс занятий, реализуемых в течение учебного года. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к возрастной норме;
- слуховая и зрительная память соответствует возрастной норме (объем запоминания 8-10 слов и картинок);
- восприятие соответствует возрастной норме;
- умеют выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,обобщение);
- восприятие соответствует возрастной норме;
-мелкая моторика и графические навыки развиты в соответствии с возрастом;
- повышен общий уровень интеллектуально-познавательного развития.
Данная развивающая психолого-педагогическая программа «Тропинка в страну знаний» прошла апробацию на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 386» г.о. Самара для детей с тяжелыми нарушениями речи (имеющими заключение ПМПка) в 2022-2023 учебном году и продолжила свою реализацию в данной дошкольной образовательной организации по настоящее время. По окончанию курса занятий на этапе оценочного блока в мае 2023 года была проведена оценка проведенной развивающей работы по методикам диагностического блока, которая показала положительную динамику по всем диагностическим показателям. Программа получила положительный отзыв со стороны педагогов, администрации ДОО и родителей воспитанников, принявших в ней участие. Был сделан вывод о ее целесообразности и эффективности, а также о дальнейшем ее использовании в рамках психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Утверждено:
Заведующий
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 386»
г.о. Самара
______________/Е.А. Надеждина
от «___»________2022г.
II. Учебный план
развивающей психолого-педагогической программы
«Тропинка в страну Знаний» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
с тяжелыми нарушениями речи
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.
Срок обучения: 31 час
Режим занятий: 1 раз в неделю (1 академический час).
| № п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
| теорети-ческих | практи-ческих | ||||
| 1 | Лес. Грибы и ягоды. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 2 | Осень. Признаки осени. Деревья. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 3 | Огород. Овощи. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 4 | Сад. Фрукты. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 5 | Домашние животные. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 6 | Дикие животные России. Животные жарких стран. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 7 | Животные Севера. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 8 | Наша Родина. Мой родной город. Дом. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 9 | Мебель. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 10 | Обувь. Головные уборы. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 11 | Перелетные птицы. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 12 | Зима. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 13 | Одежда. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 14 | Зимующие птицы. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 15 | «Новогодние желания» | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 16 | В гостях у сказки | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 17 | Зимние забавы» | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 18 | Игрушки | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 19 | Посуда. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 20 | Инструменты. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 21 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 22 | 23 февраля. Наша армия. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 23 | Профессии мам и пап. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 24 | 8 марта. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 25 | Весна. Первые весенние цветы. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 26 | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 27 | Правила безопасности. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 28 | Продукты питания. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 29 | Тайны космоса. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 30 | Цветы. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 31 | Насекомые. | 1 | 0,25 | 0,75 | наблюдение, рефлексия, работы воспитанников | 
| 
 | Всего | 31 | 7, 25 | 23,5 | 
 | 
В программе один академический час равен 30 минутам.
Утверждено:
Заведующий
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 386»
г.о. Самара
______________/Е.А. Надеждина
от «___»________2022г.
III. Учебно-тематический план
развивающей психолого-педагогической программы
«Тропинка в страну Знаний» для детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Срок обучения: 31 час
Режим занятий: 1 раз в неделю (1 академический час).
| № п/п | Наименование тем | Всего часов | в том числе | Форма контроля | |
| теорети-ческих | практи-ческих | ||||
| 1 | Лес. Грибы и ягоды | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 1.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 1.2 | развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 1.3 | развитие зрительной памяти, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 1.4 | развитие зрительной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 1.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 1.6. | развитие воображения, связной речи | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 1.7. | Развитие способности классифицировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 1.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 1.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 2 | Осень. Признаки осени. Деревья | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 2.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 2.2 | развитие воображения, образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 2.3 | развитие зрительной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 2.4 | развитие внимания, образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 2.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 2.6. | развитие восприятия, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 2.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 2.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 3 | Огород. Овощи. | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 3.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 3.2. | развитие долговременной памяти, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 3.3 | развитие зрительной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 3.4 | развитие наглядно-образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 3.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 3.6 | развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 3.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 3.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 4 | Сад. Фрукты | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 4.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 4.2 | развитие целостного восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 4.3 | развитие мелкой моторики, воображения, долговременной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 4.4 | развитие внимания, образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 4.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 4.6. | Развитие словесно-логического мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 4.7 | Развитие наглядно-образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 4.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 4.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 5 | Домашние животные | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 5.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 5.2 | Развитие целостного восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 5.3 | развитие внимания, восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 5.4 | развитие логического мышления, внимания, сенсорных способностей | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 5.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 5.6. | развитие восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 5.7. | развитие умения классифицировать, обобщать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 5.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 5.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6 | Дикие животные России. Животные жарких стран | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 6.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6.2 | развитие восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6.3 | развитие зрительной и слуховой памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6.4 | развитие мышления, восприятия, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6.6 | развитие логического мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6.7 | Развитие творческого мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 6.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 6.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 7 | Животные севера | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 7.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 7.2 | Развитие целостного восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 7.3 | развитие мышления, восприятия, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 7.4 | развитие логического мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 7.5 | Межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 7.6 | развитие зрительной и слуховой памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 7.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 7.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 8 | Наша Родина. Мой родной город. Дом. | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 8.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 8.2 | развитие зрительной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 8.3 | развитие образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 8.4 | развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 8.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 8.6 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 8.7 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 9 | Мебель | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 9.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 9.2 | развитие восприятия величины | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 9.3 | развитие воображения, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 9.4 | развитие пространственных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 9.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 9.6 | развитие воображения | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 9.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 9.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 10 | Обувь. Головные уборы | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 10.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 10.2 | развитие восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 10.3 | развитие зрительной памяти и графических навыков | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 10.4 | развитие мышления, восприятия, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение 
 | 
| 10.5 | развитие мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 10.6 | развитие пространственных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 10.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 10.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 11 | Перелетные птицы | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 11.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 11.2 | Развитие целостного восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 11.3 | развитие образного мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 11.4 | развитие логического мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 11.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 11.6 | Развитие воображения | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 11.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 11.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 12 | Зима. | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 12.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 12.2 | развитие воображения, образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 12.3 | развитие логического мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 12.4 | развитие внимания, мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 12.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 12.6 | развитие восприятия, воображения | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 12.7 | Развитие творческих способностей | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 12.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 12.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 13 | Одежда | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 13.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 13.2 | развитие восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 13.3 | развитие образной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 13.4 | развитие мышления, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 13.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 13.6 | развитие пространственных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 13.7 | Развитие воображения, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 13.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 13.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14 | Зимующие птицы | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 14.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14.2 | развитие целостного восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14.3 | развитие логического мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14.4 | развитие слуховой и зрительной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14.6 | развитие логического мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14.7 | развитие воображения | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 14.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 14.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 15 | «Новогодние желания» | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 15.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 15.2 | развитие восприятия, внимания | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 15.3 | развитие осязательной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 15.4 | развитие воображения | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 15.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 15.6 | развитие логического мышления и общей осведомленности | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 15.7 | развитие воображения и пространственных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 15.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 15.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 16 | В гостях у сказки | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 16.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 16.2 | развитие мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 16.3 | развитие мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 16.4 | развитие образного мышления, сенсорных представлений, | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 16.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 16.6. | развитие внимания, пространственных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 16.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 16.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 17 | Зимние забавы | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 17.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 17.2 | развитие восприятия, внимания | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 17.3 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 17.4 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 17.5 | развитие внимания, мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 17.6 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 17.7 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 18 | Игрушки | 1 | 0,5 | 0,5 | 
 | 
| 18.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 18.2 | Развитие образной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 18.3 | развитие образного мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 18.4 | развитие восприятия, самоконтроля, пространственных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 18.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 18.6 | развитие слуховой памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 18.7 | развитие графических навыков | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 18.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 18.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19 | Посуда. | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 19.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19.2 | развитие восприятия величины | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19.3 | развитие слуховой памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19.4 | развитие внимания, образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19.6 | развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19.7 | развитие воображения, графических навыков | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 19.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 19.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 20 | Инструменты | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 20.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 20.2 | развитие логического мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 20.3 | развитие наглядно-образного мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 20.4 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 20.5 | развитие концентрации внимания | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 20.6 | развитие воображения, графических навыков | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 20.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 20.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 21 | Транспорт. Виды транспорта | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 21.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 21.2 | развитие логического мышления, умения классифицировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 21.3 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 21.4 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 21.5 | развитие воображения, графических навыков, навыка публичного выступления | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 21.6 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 21.7 | сплочение коллектива 
 | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22 | 23 февраля. Наша армия. | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 22.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22.2 | активизация речевой деятельности детей, расширение активного и пассивного словаря | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22.3 | развитие воображения, мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22.4 | развитие внимания, восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22.6 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22.7 | развитие внимания, самоконтроля | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 22.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 22.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 23 | Профессии мам и пап | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 23.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 23.2 | развитие мышления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 23.3 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 23.4 | развитие воображения, графических навыков, навыка публичного выступления | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 23.5 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 23.6 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 24 | Международный женский день | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 24.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 24.2 | развитие внимания, восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 24.3 | развитие связной речи | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 24.4 | развитие образного мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 24.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 24.6 | развитие мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 24.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 24.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 25 | Весна. Первые весенние цветы | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 25.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 25.2 | развитие временных представлений, воображения | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 25.3 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 25.4 | развитие внимания | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 25.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 25.6 | развитие связной речи | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 25.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 25.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 26 | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 26.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 26.2 | развитие образного мышления, сенсорных способностей | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 26.3 | развитие внимания, восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 26.4 | развитие образной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 26.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 26.6 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 26.7 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 27 | Правила безопасности | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 27.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 27.2 | развитие логического мышления, связной речи | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 27.3 | развитие образного мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 27.4 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 27.5 | развитие логического мышления, связной речи | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 27.6 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 27.7 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 28. | Продукты питания | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 28.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 28.2 | развитие слуховой и зрительной памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 28.3 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 28.4 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 28.5 | развитие логического мышления, связной речи | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 28.6 | Развитие воображения, мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | |
| 28.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 28.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 29 | Тайны космоса | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 29.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 29.2 | развитие внимания | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 29.3 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 29.4 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 29.5 | развитие восприятия | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 29.6 | развитие образной памяти | 
 | 
 | 
 | |
| 29.7 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 29.8 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 30. | Цветы | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 30.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 30.2 | развитие слуховой памяти | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 30.3 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 30.4 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 30.5 | Развитие образной памяти, восприятия пространства, графических навыков | 
 | 
 | 
 | |
| 30.6 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 30.7 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31 | Насекомые | 1 | 0,25 | 0,75 | 
 | 
| 31.1 | установление эмоционального контакта между всеми участниками | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31.2 | развитие образной | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31.3 | развитие образной памяти и графических навыков | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31.4 | развитие мышления, сенсорных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31.5 | межполушарное развитие | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31.6 | развитие пространственных представлений | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31.7 | развитие мелкой моторики | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 31.8 | развитие способности анализировать | 
 | 
 | 
 | наблюдение и рефлексия | 
| 31.9 | сплочение коллектива | 
 | 
 | 
 | наблюдение | 
| 
 | Всего | 31 | 7, 25 | 23,5 | 
 | 
В программе один академический час равен 30 минутам.
Календарно-тематический план развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка в страну знаний» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
| № п/п | Наименование тем | Содержание занятия | ||
| СЕНТЯБРЬ | ||||
| 3 неделя | «Лес. Грибы и ягоды» | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Игра «Сложи ель, сосну» - Упражнение «Нарисуй ягоду, гриб по памяти» - Кинезиологическое упражнение «Колечко» - Игра «Закончи рассказ» - Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 4 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья. | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Осень в волшебном Фиолетовом лесу» - Упражнение «Осенние листья» - Упражнение «Кто, за каким деревом прячется?» Кинезиологическое упражнение «Колечко» - Упражнение «Нарисуй по образцу» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| ОКТЯБРЬ | ||||
| 1 неделя | Огород, овощи | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Нарисуй осенний огород» - Упражнение «Кто, что собрал в огороде?» - Дидактическая игра «Разложи по корзинкам» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка - Игра «Сложи репку» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» 
 | ||
| 2 неделя | Сад, фрукты 
 | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Собери картинку «Корзина с фруктами» - Упражнение «Дорисуй осенний сад» - Упражнение «Кто, что собрал в саду?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка» - Игра «Закончи рассказ» - Упражнение «Что растет в саду» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 3 неделя | Домашние животные | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Разрезные картинки» - Упражнение «Ключи» - Упражнение «Сложи лошадь, собаку, верблюда» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь» - Упражнение «Кто чей детеныш?» - Упражнение «Четвертый лишний» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 4 неделя | Дикие животные России. Животные жарких стран | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Беличьи запасы» - Упражнение «Найди зверушку» - Упражнение «Сложи льва» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Упражнение «На что похожи кляксы?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| НОЯБРЬ | ||||
| 1 неделя | Животные Севера | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Собери картинки» - Упражнение «Собери оленя» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» - Упражнение «Найди зверушку» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 2 неделя | Наша Родина. Мой родной город. Дом | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Беседа «Наша Родина» -Игра «Родные достопримечательности» - Упражнение «Найди пару» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» - Игра «Построй дом» - Задание «Докрась картинку» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 3 неделя | Мебель | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «В гости к медвежатам» - Упражнение «Волшебная мозаика» - Игра «Кукла Маша купила мебель» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» - Задание «Придумай и сложи мебель» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 4 неделя | Обувь. Головные уборы | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Разрезная картинка» - Упражнение «Кто как одет?» - Игра «Подготовь шляпу к празднику» - Пальчиковая гимнастика «Одежда» - Упражнение «Шкаф с обувью» - Упражнение «Поможем художнику» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 5 неделя | Перелетные птицы | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Узнай по деталям» - Упражнение «Сложи стрижа, лебедя, гуся» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка», «Кулак-ребро-ладонь» - Упражнение «Что такое?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| ДЕКАБРЬ | ||||
| 1 неделя | Зима | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Зима в волшебном Фиолетовом лесу» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Физкультминутка «Новогодняя елка» - Упражнение «Кто быстрее?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка» - Упражнение «Елка с подарками» - Рисование «Снежинка» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 2 неделя | Одежда | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Разрезная картинка» - Упражнение «Кто как одет?» - Игра «Подготовь кофту, костюм» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» - Упражнение «Шкаф с обувью» - Упражнение «Поможем художнику» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 3 неделя | Зимующие птицы | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Узнай предмет по деталям» - Игра «Сложи дятла, сороку, воробья» - Игра «С кем обедал воробей?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Упражнение «Нарисуй» картинку палочками» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 4 неделя | «Новогодние желания» 
 
 
 
 
 
 
 | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Что изображено на картинке» - Игра «Чудесный мешочек» - Упражнение «На что похоже?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» - Загадки про Новый год - Игра «Нарядим елку в Фиолетовом лесу» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики 
 | ||
| 
 ЯНВАРЬ | ||||
| 1 неделя | В гостях у сказки | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Спаси трёх поросят» - Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» - Игра «Сложи Василису Прекрасную, Ивана Царевича, Змея Горыныча» - Задание «Лабиринт» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 2 неделя | Зимние забавы | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Что изображено на картинке» - Игра «Построй снеговика» - Кинезиологические упражнения «Колечко»,«Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зайчик-коза» - Игра «Замри» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 3 неделя | Игрушки | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Узнай новую игрушку» - Игра «Сложи Петрушку» - Физкультминутка «Буратино» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Голова-живот» - Упражнение «Повторяй друг за другом» - Игра «Узнай на ощупь» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| ФЕВРАЛЬ | ||||
| 1 неделя | Посуда | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Расставь чашки» - Упражнение «Что лежало на столе?» - Упражнение «Найди одинаковые тарелки» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зайчик-коза» - Игра «Сложи бокал, чайную чашку» - Упражнение «Дорисуй!» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 2 неделя | Инструменты | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Кому что понадобится» - Упражнение «Найди тень» - Игра «Сложи гитару» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Игра «Дорисуй» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 3 неделя | Транспорт. Виды транспорта | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение « Дети на прогулке» - Игра «Построй машину, корабль, ракету» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Задание «Нарисуй несуществующий транспорт» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 4 неделя | День Защитников Отечества | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Беседа на тему « День защитника Отечества» - Игра «Кто кем будет?» - Упражнение «Найди одинаковые военные машины» - Кинезиологические упражнения «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Игра «Сложи гусара» - Игра «Слушай хлопок» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| МАРТ | ||||
| 1 неделя | Профессии мам и пап. | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Игра «Сложи повара, водолаза, клоуна» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Голова-живот», «Лезгинка» - Задание рисование«Кем быть?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 2 неделя | Международный женский день | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Собери бусы для мамы» - Игра «Лови мяч и «дари» слово» - Игра «Сложи вазу и тюльпан» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь - Задание «Цветок для мамы» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 3 неделя | Весна. Первые весенние цветы | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Весна в Фиолетовом лесу» - Игра «Сложи солнце и тюльпан» - Упражнение «Выложи фигурку из палочек» - Упражнение «Подснежники» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Задание «Расскажи» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 4 неделя | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Игра «Сложи подводную лодку, черепаху» - Упражнение «Найди одинаковых рыбок» - Упражнение «Какая рыбка уплыла?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь» - Задание «Что такое?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 5 неделя | Правила безопасности | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Беседа «Опасности дома и на улице» - Игра «Сложи свечку, лампу, кофейник» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| АПРЕЛЬ | ||||
| 1 неделя | Продукты питания | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Продукты» - Игра «Сложи конфету, торт» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Упражнение «Что такое» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 2 неделя | Тайны космоса | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Сравни ракеты» - Игра «Сложи космонавта, ракету» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Собери звёзды» - Упражнение «Расскажи мышке» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 3 неделя | Цветы | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение « Запомни стихотворение» -Игра «Сложи фиалку, клевер, кактус» -Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Нарисуй узор по памяти» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» | ||
| 4 неделя | Насекомые | - Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Запомни насекомых» - Физминутка «Божья коровка» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Игра «Где спрятался жучок?» - Задание «Бабочка на песке» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» | ||
| 
 | ||||
IV. Пояснительная записка
В последнее время отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыминарушениями речи имеют не только дефекты произношения и нарушения лексико-грамматических средств языка, но и недостаточно сформированную познавательную сферу. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств, тормозит становление игровой деятельности ребёнка, имеющей ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняет переход к учебной деятельности.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить следующие характерные проблемы в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, сниженный объем слуховой и зрительной памяти, снижение способности к символизации, несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, бедность и нестойкость зрительных представлений, отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.
Таким образом, овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с тяжелыми нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Новизна программы заключается в комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, предполагающей единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию воспитанников, а также использование современных игровых развивающих технологий В.В.Воскобовича.
С этой целью была создана развивающая программа по развитию познавательной сферы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Настоящая программа составлена на основе разработок отечественных и зарубежных авторов, и с учетом требований ФГОС ДОО.
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Основные задачи программы:
- развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
- развивать зрительную и слуховую память;
- способствовать формированию, развитию мыслительных операций;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- совершенствовать мелкую моторику и графические навыки.
Структура и содержание программы
Реализация программы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение учебного года: 31 час, продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками группой до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.
Структура занятий
Программа состоит из 31 занятия, каждое из которых включает в себя:
- ритуал начала занятия, во время которого: создаётся атмосфера доверия и принятия; воспитанники настраиваются на совместную деятельность, общение; устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками; создаётся положительный психологический фон деятельности;
- основная часть, в которой проводятся: игры и упражнения направленные на решение цели и задач программы по развитию познавательной сферы, беседы и дискуссии, отработка навыка публичных выступлений, динамические паузы, игры и упражнения на развитие навыков самоконтроля. Каждое занятие соответствует календарно-тематическому планированию дошкольной образовательной организации;
- ритуал окончания занятия, во время которого осуществляется рефлексия занятия, дети выражают свое отношение к происходящему, учатся анализировать, закрепляются положительные эмоции от работы, происходит сплочение группы.
Занятия проводятся в первой половине дня в рамках совместной деятельности педагога-психолога с воспитанниками. Тематика соответствует лексическим темам, что позволяет закрепить полученные знания, умения навыки.
Методы, используемые при реализации программы
Личностно-ориентированные технологии, которые, по Г.К. Селевко, ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При разработке программы использовались ведущие идеи личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. Каждое занятие программы построено с учётом возрастных особенностей детей. На занятиях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Воспитанники активно участвуют в играх и упражнениях, высказывают своё мнение, отношение к той или иной ситуации. Занятия строятся на уважении, доверии и взаимопонимании.
Гуманно-личностные технологии, по Г.К. Селевко, отличающиеся, прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. При составлении программы учитывались идеи Ш.А. Амонашвили. Занятия проводятся с уважением к каждому ребёнку, принятием его таким, какой он есть. На занятиях поощряются старания и стремления достичь успеха в решении поставленной задачи.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях психолога и ребенка. Основателями педагогики сотрудничества считаются Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. Идейным вдохновителем является С.Л. Соловейчик. Большая часть заданий в программе предполагает совместное решение детьми определённых задач, что позволяет развивать у детей взаимопомощь и взаимоуважение, способствует совершенствованию навыка работать сообща, в команде. В ходе ритуала окончания занятия детьми подводится коллективный итог занятия.
Информационно-коммуникационные технологии. По определению Г.К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Использование компьютера, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интернет–ресурсов, на всех трёх этапах реализации программы способствуют повышению эффективности занятий с детьми, повышению компетентности родителей в процессе родительских собраний и воспитателей на педагогических советах.
Игровые технологии. Использование игровых технологий обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу. На занятиях по программе используются дидактические игры, например, «Зоологическое лото», «Что пропало?», игры по правилам, например, «Держи себя в руках!», развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат», также используются игры малой подвижности, например, «Катись!» и другие виды игр.
Интерактивные педагогические технологии, например, «Работа в парах», «Цепочка», «Групповой рассказ». На занятиях по программе используются беседы и дискуссии, суть которых – диалоговое общение, активное взаимодействие педагога и воспитанников при котором они являются равноправными субъектами общения. С целью развития навыков публичного выступления на каждом занятии разучивается небольшое стихотворение, которое ребёнок рассказывает в микрофон. Тем самым снимаются зажимы и тревожность, связанная с выступлением перед аудиторией.
Здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В программе проводятся игры и упражнения направленные на сохранение и развитие психологического здоровья.
Технология исследовательской деятельности, которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем. Использование в программе обсуждения проблемных ситуаций позволяет значительно повысить интерес детей к темам занятий, способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
Гарантия прав участников программы обеспечивается с помощью создания и поддержания ведущим благоприятного психоэмоционального фона, атмосферы доверия через соблюдение свободного выражения своего мнения, взаимоуважения, обратной связи.
Гарантии прав родителей регламентированы Договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся. Родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием развивающей программы. Родители (законные представители) воспитанников имеют право присутствовать на развивающих занятиях, получать консультативную помощь, получать полную и достоверную информацию о результатах проведения развивающего процесса. Родители (законные представители) воспитанника обязаны создавать необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями.
Права педагога-психолога определены Должностной инструкцией специалиста. «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников» (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания
на участие в освоении программы
Нецелесообразно использовать программу в работе с воспитанниками с отклонениями в психофизическом развитии: с наличием острой психической симптоматики, со сниженным интеллектом до степени умеренной умственной отсталости, с глубоким нарушением зрения (слепые) и слуха (глухие). Обоснованием является то, что данные категории детей не имеют возможности выполнять задания и упражнения, участвовать в играх, используемых в программе, и это может усугубить психическое состояние ребенка.
Педагог-психолог несет ответственность за подготовку, планирование и проведение занятий, за приемы и техники, используемые на занятии, за соблюдение конфиденциальности в работе с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Необходимым условием реализации развивающей программы является взаимодействие специалистов, воспитателей, родителей групп ДОО участвующих в реализации данной программы.
Педагог-психолог должен иметь профессиональную подготовку по методам психологической диагностики и коррекционно-развивающей деятельности, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии, владеть современными технологиями, методами и приемами работы с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями).
Развивающая работа предъявляет ряд требований к личностным качествам педагога-психолога. Специалист должен быть достаточно терпим и заранее готовыми к трудностям поведенческого характера со стороны воспитанников. Должен уметь гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от педагога-психолога креативности в общении с воспитанниками, уважения к внутреннему миру ребенка.
Регулярность посещений занятий - основное требование для воспитанников дошкольной образовательной организации.
Перечень учебных и методических материалов,
необходимых для реализации программы
· Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.«Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет», «РОСМЫН»;
· Жукова О. «Зрительная память и восприятие. Тетрадь для детей 5-6 лет», «АЙРИС дидактика»;
· Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей». СПб., 2016.
· Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузова А.С. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», ООО «Речь» Санкт-Петербург, 2019;
· Панфилова Э.Н. Развивалка.ру: дополнительная развивающая программа / под ред. Вакуленко Л.С., Вотинова О.М.. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;
· Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации V/Т.В.Белова, А.В.Строганова, И.А.Чибриков и др. - СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;
· Рахманова Е.М. «Графические диктанты для подготовки руки к письму для детей 5-7 лет», Издательство «Литера»;
· Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы
Кабинет педагога-психолога, оснащенный необходимыми учебно-методическими комплектами, дидактическими играми, игрушками и техническими средствами. Помещением для занятий может служить специально оборудованная, не очень маленькая комната. Обязательное условие – отсутствие помех, лишних шумов. Помещение должно быть хорошо проветриваемое, достаточно свободное. Кабинет педагога-психолога должен включать зону для игр на ковре и зону для выполнения заданий за столом.
Для проведения занятий педагогу-психологу потребуются: магнитно-маркерная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, игровой комплект В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат», иллюстрации по заявленным темам, листы бумаги А4, карандаши простые и цветные, кисточки и краски, клей, карточки с буквами и цифрами, набор музыкальных инструментов, магнит, мяч, непрозрачный мешочек, фигурки животных, лабиринты на плотной бумаге.
Сроки реализации программы
Программа состоит из 31 часа, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками в группе до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия. Реализация программы рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.
Этапы реализации программы
1 этап (диагностический) – реализуется в сентябре. На диагностическом этапе предполагается проведение входной психологической диагностики с помощью методики «Экспресс-диагностики познавательных процессов» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. По результатам психологической диагностики формируются группы для занятий по развитию познавательной сферы воспитанников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
2 этап (основной) – реализуется с 3 недели сентября по апрель. На данном этапе проводится комплекс из 31 занятия для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развивающей программе. С целью повышения психолого-педагогической грамотности для воспитателей и родителей (законных представителей) педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития познавательных процессов у воспитанников, мастер-классы, практикумы.
3 этап (оценочный) - реализуется в мае. На данном этапе проводится итоговая психологическая диагностика воспитанников. Педагогам и родителям педагог-психолог дает необходимые рекомендации.
Для реализации программы психологу необходимо систематически поддерживать обратную связь с воспитателями и родителями, информировать их об имеющихся успехах и затруднениях воспитанников, тщательно планировать пути решения выявленных проблем.Отношения между участниками строятся на основе взаимного доверия.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к возрастной норме;
- слуховая и зрительная память соответствует возрастной норме (объем запоминания 8-10 слов и картинок);
- восприятие соответствует возрастной норме;
- умеют выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,обобщение);
- восприятие соответствует возрастной норме;
- мелкая моторика и графические навыки развиты в соответствии с возрастом;
- повышен общий уровень интеллектуально-познавательного развития.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Методом наблюдения за воспитанниками отслеживается повышение уровня познавательной активности, развитие коммуникативных и поведенческих навыков, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствование навыков публичного выступления.
Педагогом-психологом проводится входная психологическая диагностика на диагностическом этапе и итоговая психологическая диагностика на оценочном этапе с применением методики «Экспресс-диагностика познавательных процессов» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., направленной на оценку уровня развития познавательной сферы. Сравнение полученных результатов позволяет оценить уровень изменений в развитии воспитанников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
«ТРОПИНКА В СТРАНУ ЗНАНИЙ»
V. Список используемой литературы
1. Бабкина Н.В. Зрительная память и восприятие: тетрадь для детей 6-8 лет. Ростов н/Д: феникс, 2018;
2. Безрукова Н.М. «Логическое мышление и внимание». М., 2019.
1. Жукова О. «Зрительная память и восприятие. Тетрадь для детей 5-6 лет», «АЙРИС дидактика»;
2. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие/В.В. Воскобович, Н.А. Медова и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.- Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2018.
3. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей». СПб., 2016.
4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2019.
5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузова А.С. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», ООО «Речь» Санкт-Петербург, 2019;
6. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду»: Комплект с материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2018.
7. Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации V/Т.В.Белова, А.В.Строганова, И.А.Чибриков и др. - СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;
8. Сорокина Л.И. «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет». М., 2019.
9. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
10. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 2016.
11. Тихомирова Л.Ф. «Упражнение на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников». Ярославль, 2016.
12. Чистякова М.И. «Психогимнастика». М., 2015.
13. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе». М., 2019.
VI. Методические рекомендации
Педагогу-психологу при реализации развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка в страну знаний» рекомендуется соблюдать следующие принципы работы:
· занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес;
· отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное; недопустимо пренебрежение их настроением, самочувствием;
· каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его уникальность, ценность, значимость;
· недопустимы упреки и порицание за неуспех;
· ценится постепенность развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения;
· успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;
· большое внимание уделяется на занятиях развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.