|
|
РАЗВИВАЮЩАЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Тропика в страну знаний»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
с ограниченными возможностями здоровья
с тяжелыми нарушениями речи
Составитель:
педагог-психолог
Вязовцева Елена Исхаковна
г. Самара
Содержание
I. |
Аннотация |
2 |
|
Актуальность |
3 |
II. |
Учебный план |
6 |
III. |
Учебно-тематический план |
8 |
|
Календарно-тематический план |
18 |
IV. |
Пояснительная записка |
24 |
|
Структура и содержание программы |
25 |
|
Перечень учебных и методических материалов |
28 |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
29 |
|
Основное содержание программы «Тропинка в страну знаний» |
31 |
V. |
Список используемой литературы |
61 |
VI. |
Методические рекомендации |
62 |
I. Аннотация
Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья составляют воспитанники с нарушением в речевом развитии. Исследования многих специалистов таких, как Е.Ю. Рау, Ю.Б. Некрасовой, Л.В. Кузнецовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной показывают, что большие затруднения при обучении испытывают воспитанники с тяжелым нарушением речи, которые проявляются не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере.
Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В.Запорожец и др.). У воспитанников с тяжелым нарушением речи при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, также затруднена развернутая связная речь.
Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа воспитанников с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М. Мастюкова). Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Именно на познавательно-речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере. Дисгармоничный характер развития детей данной категории определяет необходимость целенаправленного изучения состояния не только их речевой сферы, но и когнитивных функций. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития, требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционных задач.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционной помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Основополагающими нормативными документами при написании программы стали: «Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и от 30 декабря №7-ФКЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобразования России от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года «26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Методологической и методической основой программы послужили:
- культурно-историческая парадигма Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина;
- представления Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», который утверждал, что «уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день»;
- периодизация по типу ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, который описывает дошкольное детство с игрой и считает, что дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности»;
- труды Д.Б. Эльконина, рассматривающего каждый период развития на основе четырёх критериев: социальная ситуация развития, основной тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.
Актуальность
В соответствие с заключениями и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии большинство воспитанников нуждаются в направлении коррекционно-развивающей работы не только в логопедическом сопровождении воспитанников, но и психологическом сопровождении, так как у воспитанников с тяжелым нарушением речи имеются не только дефекты произношения и нарушения лексико-грамматических средств языка, но и недостаточно сформирована познавательная сфера. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств, а также, тормозит становление игровой деятельности ребёнка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить следующие характерные проблемы в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, сниженный объем слуховой и зрительной памяти, снижение способности к символизации, несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, бедность и нестойкость зрительных представлений, отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.
Таким образом, овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с тяжелыми нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
В практической направленности в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились развитие познавательной сферы. С этой целью была разработана развивающая психолого-педагогическая программа по развитию познавательной сферы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи детей старшего дошкольного возраста. Настоящая программа составлена на основе разработок отечественных и зарубежных авторов, и с учетом требований ФГОС ДОО.
Новизна программы заключается в комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, предполагающей единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию воспитанников, посещающих ДОО, использование современных игровых развивающих технологий В.В.Воскобовича.
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.
Основные задачи программы:
- развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
- развивать зрительную и слуховую память;
- способствовать формированию, развитию мыслительных операций;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- совершенствовать мелкую моторику и графические навыки.
Адресат: программа разработана для детей дошкольного старшего возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.
Продолжительность курса: программа рассчитана на 31 час, продолжительность занятия - 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками в группе до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия.
Реализация программы рассчитана на комплекс занятий, реализуемых в течение учебного года. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к возрастной норме;
- слуховая и зрительная память соответствует возрастной норме (объем запоминания 8-10 слов и картинок);
- восприятие соответствует возрастной норме;
- умеют выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,обобщение);
- восприятие соответствует возрастной норме;
-мелкая моторика и графические навыки развиты в соответствии с возрастом;
- повышен общий уровень интеллектуально-познавательного развития.
Данная развивающая психолого-педагогическая программа «Тропинка в страну знаний» прошла апробацию на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 386» г.о. Самара для детей с тяжелыми нарушениями речи (имеющими заключение ПМПка) в 2022-2023 учебном году и продолжила свою реализацию в данной дошкольной образовательной организации по настоящее время. По окончанию курса занятий на этапе оценочного блока в мае 2023 года была проведена оценка проведенной развивающей работы по методикам диагностического блока, которая показала положительную динамику по всем диагностическим показателям. Программа получила положительный отзыв со стороны педагогов, администрации ДОО и родителей воспитанников, принявших в ней участие. Был сделан вывод о ее целесообразности и эффективности, а также о дальнейшем ее использовании в рамках психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Утверждено:
Заведующий
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 386»
г.о. Самара
______________/Е.А. Надеждина
от «___»________2022г.
II. Учебный план
развивающей психолого-педагогической программы
«Тропинка в страну Знаний» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
с тяжелыми нарушениями речи
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.
Срок обучения: 31 час
Режим занятий: 1 раз в неделю (1 академический час).
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Из них |
Форма контроля |
|
теорети-ческих |
практи-ческих |
||||
1 |
Лес. Грибы и ягоды. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
2 |
Осень. Признаки осени. Деревья. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
3 |
Огород. Овощи. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
4 |
Сад. Фрукты. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
5 |
Домашние животные. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
6 |
Дикие животные России. Животные жарких стран. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
7 |
Животные Севера. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
8 |
Наша Родина. Мой родной город. Дом. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
9 |
Мебель. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
10 |
Обувь. Головные уборы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
11 |
Перелетные птицы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
12 |
Зима. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
13 |
Одежда. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
14 |
Зимующие птицы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
15 |
«Новогодние желания» |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
16 |
В гостях у сказки |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
17 |
Зимние забавы» |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
18 |
Игрушки |
1 |
0,5 |
0,5 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
19 |
Посуда. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
20 |
Инструменты. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
21 |
Транспорт. Виды транспорта. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
22 |
23 февраля. Наша армия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
23 |
Профессии мам и пап. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
24 |
8 марта. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
25 |
Весна. Первые весенние цветы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
26 |
Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
27 |
Правила безопасности. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
28 |
Продукты питания. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
29 |
Тайны космоса. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
30 |
Цветы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
31 |
Насекомые. |
1 |
0,25 |
0,75 |
наблюдение, рефлексия, работы воспитанников |
|
Всего |
31 |
7, 25 |
23,5 |
|
В программе один академический час равен 30 минутам.
Утверждено:
Заведующий
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 386»
г.о. Самара
______________/Е.А. Надеждина
от «___»________2022г.
III. Учебно-тематический план
развивающей психолого-педагогической программы
«Тропинка в страну Знаний» для детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Срок обучения: 31 час
Режим занятий: 1 раз в неделю (1 академический час).
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
в том числе |
Форма контроля |
|
теорети-ческих |
практи-ческих |
||||
1 |
Лес. Грибы и ягоды |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
1.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
1.2 |
развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
1.3 |
развитие зрительной памяти, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
1.4 |
развитие зрительной памяти |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
1.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
1.6. |
развитие воображения, связной речи |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
1.7. |
Развитие способности классифицировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
1.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
1.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
2 |
Осень. Признаки осени. Деревья |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
2.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
2.2 |
развитие воображения, образного мышления |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
2.3 |
развитие зрительной памяти |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
2.4 |
развитие внимания, образного мышления |
|
|
|
наблюдение |
2.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
2.6. |
развитие восприятия, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
2.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
2.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
3 |
Огород. Овощи. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
3.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
3.2. |
развитие долговременной памяти, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
3.3 |
развитие зрительной памяти |
|
|
|
наблюдение |
3.4 |
развитие наглядно-образного мышления |
|
|
|
наблюдение |
3.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
3.6 |
развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
3.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
3.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
4 |
Сад. Фрукты |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
4.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
4.2 |
развитие целостного восприятия |
|
|
|
наблюдение |
4.3 |
развитие мелкой моторики, воображения, долговременной памяти |
|
|
|
наблюдение |
4.4 |
развитие внимания, образного мышления |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
4.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
4.6. |
Развитие словесно-логического мышления |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
4.7 |
Развитие наглядно-образного мышления |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
4.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
4.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
5 |
Домашние животные |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
5.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
5.2 |
Развитие целостного восприятия |
|
|
|
наблюдение |
5.3 |
развитие внимания, восприятия |
|
|
|
наблюдение |
5.4 |
развитие логического мышления, внимания, сенсорных способностей |
|
|
|
наблюдение |
5.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
5.6. |
развитие восприятия |
|
|
|
наблюдение |
5.7. |
развитие умения классифицировать, обобщать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
5.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
5.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
6 |
Дикие животные России. Животные жарких стран |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
6.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
6.2 |
развитие восприятия |
|
|
|
наблюдение |
6.3 |
развитие зрительной и слуховой памяти |
|
|
|
наблюдение |
6.4 |
развитие мышления, восприятия, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
6.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
6.6 |
развитие логического мышления |
|
|
|
наблюдение |
6.7 |
Развитие творческого мышления |
|
|
|
наблюдение |
6.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
6.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
7 |
Животные севера |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
7.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
7.2 |
Развитие целостного восприятия |
|
|
|
наблюдение |
7.3 |
развитие мышления, восприятия, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
7.4 |
развитие логического мышления |
|
|
|
наблюдение |
7.5 |
Межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
7.6 |
развитие зрительной и слуховой памяти |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
7.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
7.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
8 |
Наша Родина. Мой родной город. Дом. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
8.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
8.2 |
развитие зрительной памяти |
|
|
|
наблюдение |
8.3 |
развитие образного мышления |
|
|
|
наблюдение |
8.4 |
развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
8.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
8.6 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
8.7 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
9 |
Мебель |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
9.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
9.2 |
развитие восприятия величины |
|
|
|
наблюдение |
9.3 |
развитие воображения, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
9.4 |
развитие пространственных представлений |
|
|
|
наблюдение |
9.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
9.6 |
развитие воображения |
|
|
|
наблюдение |
9.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
9.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
10 |
Обувь. Головные уборы |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
10.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
10.2 |
развитие восприятия |
|
|
|
наблюдение |
10.3 |
развитие зрительной памяти и графических навыков |
|
|
|
наблюдение |
10.4 |
развитие мышления, восприятия, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение
|
10.5 |
развитие мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
10.6 |
развитие пространственных представлений |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
10.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
10.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
11 |
Перелетные птицы |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
11.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
11.2 |
Развитие целостного восприятия |
|
|
|
наблюдение |
11.3 |
развитие образного мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
11.4 |
развитие логического мышления |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
11.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
11.6 |
Развитие воображения |
|
|
|
наблюдение |
11.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
11.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
12 |
Зима. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
12.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
12.2 |
развитие воображения, образного мышления |
|
|
|
наблюдение |
12.3 |
развитие логического мышления |
|
|
|
наблюдение |
12.4 |
развитие внимания, мышления |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
12.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
12.6 |
развитие восприятия, воображения |
|
|
|
наблюдение |
12.7 |
Развитие творческих способностей |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
12.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
12.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
13 |
Одежда |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
13.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
13.2 |
развитие восприятия |
|
|
|
наблюдение |
13.3 |
развитие образной памяти |
|
|
|
наблюдение |
13.4 |
развитие мышления, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
13.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
13.6 |
развитие пространственных представлений |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
13.7 |
Развитие воображения, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
13.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
13.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
14 |
Зимующие птицы |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
14.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
14.2 |
развитие целостного восприятия |
|
|
|
наблюдение |
14.3 |
развитие логического мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
14.4 |
развитие слуховой и зрительной памяти |
|
|
|
наблюдение |
14.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
14.6 |
развитие логического мышления |
|
|
|
наблюдение |
14.7 |
развитие воображения |
|
|
|
наблюдение |
14.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
14.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
15 |
«Новогодние желания» |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
15.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
15.2 |
развитие восприятия, внимания |
|
|
|
наблюдение |
15.3 |
развитие осязательной памяти |
|
|
|
наблюдение |
15.4 |
развитие воображения |
|
|
|
наблюдение |
15.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
15.6 |
развитие логического мышления и общей осведомленности |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
15.7 |
развитие воображения и пространственных представлений |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
15.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
15.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
16 |
В гостях у сказки |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
16.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
16.2 |
развитие мышления |
|
|
|
наблюдение |
16.3 |
развитие мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
16.4 |
развитие образного мышления, сенсорных представлений, |
|
|
|
наблюдение |
16.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
16.6. |
развитие внимания, пространственных представлений |
|
|
|
наблюдение |
16.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
16.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
17 |
Зимние забавы |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
17.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
17.2 |
развитие восприятия, внимания |
|
|
|
наблюдение |
17.3 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
17.4 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
17.5 |
развитие внимания, мышления |
|
|
|
наблюдение |
17.6 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
17.7 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
18 |
Игрушки |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
18.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
18.2 |
Развитие образной памяти |
|
|
|
наблюдение |
18.3 |
развитие образного мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
18.4 |
развитие восприятия, самоконтроля, пространственных представлений |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
18.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
18.6 |
развитие слуховой памяти |
|
|
|
наблюдение |
18.7 |
развитие графических навыков |
|
|
|
наблюдение |
18.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
18.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
19 |
Посуда. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
19.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
19.2 |
развитие восприятия величины |
|
|
|
наблюдение |
19.3 |
развитие слуховой памяти |
|
|
|
наблюдение |
19.4 |
развитие внимания, образного мышления |
|
|
|
наблюдение |
19.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
19.6 |
развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
19.7 |
развитие воображения, графических навыков |
|
|
|
наблюдение |
19.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
19.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
20 |
Инструменты |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
20.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
20.2 |
развитие логического мышления |
|
|
|
наблюдение |
20.3 |
развитие наглядно-образного мышления |
|
|
|
наблюдение |
20.4 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
20.5 |
развитие концентрации внимания |
|
|
|
наблюдение |
20.6 |
развитие воображения, графических навыков |
|
|
|
наблюдение |
20.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
20.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
21 |
Транспорт. Виды транспорта |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
21.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
21.2 |
развитие логического мышления, умения классифицировать |
|
|
|
наблюдение |
21.3 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
21.4 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
21.5 |
развитие воображения, графических навыков, навыка публичного выступления |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
21.6 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
21.7 |
сплочение коллектива
|
|
|
|
наблюдение |
22 |
23 февраля. Наша армия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
22.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
22.2 |
активизация речевой деятельности детей, расширение активного и пассивного словаря |
|
|
|
наблюдение |
22.3 |
развитие воображения, мышления |
|
|
|
наблюдение |
22.4 |
развитие внимания, восприятия |
|
|
|
наблюдение |
22.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
22.6 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
22.7 |
развитие внимания, самоконтроля |
|
|
|
наблюдение |
22.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
22.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
23 |
Профессии мам и пап |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
23.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
23.2 |
развитие мышления |
|
|
|
наблюдение |
23.3 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
23.4 |
развитие воображения, графических навыков, навыка публичного выступления |
|
|
|
наблюдение |
23.5 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
23.6 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
24 |
Международный женский день |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
24.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
24.2 |
развитие внимания, восприятия |
|
|
|
наблюдение |
24.3 |
развитие связной речи |
|
|
|
наблюдение |
24.4 |
развитие образного мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
24.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
24.6 |
развитие мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
24.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
24.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
25 |
Весна. Первые весенние цветы |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
25.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
25.2 |
развитие временных представлений, воображения |
|
|
|
наблюдение |
25.3 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
25.4 |
развитие внимания |
|
|
|
наблюдение |
25.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
25.6 |
развитие связной речи |
|
|
|
наблюдение |
25.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
25.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
26 |
Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
26.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
26.2 |
развитие образного мышления, сенсорных способностей |
|
|
|
наблюдение |
26.3 |
развитие внимания, восприятия |
|
|
|
наблюдение |
26.4 |
развитие образной памяти |
|
|
|
наблюдение |
26.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
26.6 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
26.7 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
27 |
Правила безопасности |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
27.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
27.2 |
развитие логического мышления, связной речи |
|
|
|
наблюдение |
27.3 |
развитие образного мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
27.4 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
27.5 |
развитие логического мышления, связной речи |
|
|
|
наблюдение |
27.6 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
27.7 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
28. |
Продукты питания |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
28.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
28.2 |
развитие слуховой и зрительной памяти |
|
|
|
наблюдение |
28.3 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
28.4 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
28.5 |
развитие логического мышления, связной речи |
|
|
|
наблюдение |
28.6 |
Развитие воображения, мелкой моторики |
|
|
|
|
28.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
28.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
29 |
Тайны космоса |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
29.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
29.2 |
развитие внимания |
|
|
|
наблюдение |
29.3 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
29.4 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
29.5 |
развитие восприятия |
|
|
|
наблюдение |
29.6 |
развитие образной памяти |
|
|
|
|
29.7 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
29.8 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
30. |
Цветы |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
30.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
30.2 |
развитие слуховой памяти |
|
|
|
наблюдение |
30.3 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
30.4 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
30.5 |
Развитие образной памяти, восприятия пространства, графических навыков |
|
|
|
|
30.6 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
30.7 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
31 |
Насекомые |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
31.1 |
установление эмоционального контакта между всеми участниками |
|
|
|
наблюдение |
31.2 |
развитие образной |
|
|
|
наблюдение |
31.3 |
развитие образной памяти и графических навыков |
|
|
|
наблюдение |
31.4 |
развитие мышления, сенсорных представлений |
|
|
|
наблюдение |
31.5 |
межполушарное развитие |
|
|
|
наблюдение |
31.6 |
развитие пространственных представлений |
|
|
|
наблюдение |
31.7 |
развитие мелкой моторики |
|
|
|
наблюдение |
31.8 |
развитие способности анализировать |
|
|
|
наблюдение и рефлексия |
31.9 |
сплочение коллектива |
|
|
|
наблюдение |
|
Всего |
31 |
7, 25 |
23,5 |
|
В программе один академический час равен 30 минутам.
Календарно-тематический план развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка в страну знаний» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
№ п/п |
Наименование тем |
Содержание занятия |
||
СЕНТЯБРЬ |
||||
3 неделя |
«Лес. Грибы и ягоды» |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Игра «Сложи ель, сосну» - Упражнение «Нарисуй ягоду, гриб по памяти» - Кинезиологическое упражнение «Колечко» - Игра «Закончи рассказ» - Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
4 неделя |
Осень. Признаки осени. Деревья. |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Осень в волшебном Фиолетовом лесу» - Упражнение «Осенние листья» - Упражнение «Кто, за каким деревом прячется?» Кинезиологическое упражнение «Колечко» - Упражнение «Нарисуй по образцу» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
ОКТЯБРЬ |
||||
1 неделя |
Огород, овощи |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Нарисуй осенний огород» - Упражнение «Кто, что собрал в огороде?» - Дидактическая игра «Разложи по корзинкам» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка - Игра «Сложи репку» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики»
|
||
2 неделя |
Сад, фрукты
|
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Собери картинку «Корзина с фруктами» - Упражнение «Дорисуй осенний сад» - Упражнение «Кто, что собрал в саду?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка» - Игра «Закончи рассказ» - Упражнение «Что растет в саду» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
3 неделя |
Домашние животные |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Разрезные картинки» - Упражнение «Ключи» - Упражнение «Сложи лошадь, собаку, верблюда» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь» - Упражнение «Кто чей детеныш?» - Упражнение «Четвертый лишний» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
4 неделя |
Дикие животные России. Животные жарких стран |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Беличьи запасы» - Упражнение «Найди зверушку» - Упражнение «Сложи льва» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Упражнение «На что похожи кляксы?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
НОЯБРЬ |
||||
1 неделя |
Животные Севера |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Собери картинки» - Упражнение «Собери оленя» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» - Упражнение «Найди зверушку» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
2 неделя |
Наша Родина. Мой родной город. Дом |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Беседа «Наша Родина» -Игра «Родные достопримечательности» - Упражнение «Найди пару» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» - Игра «Построй дом» - Задание «Докрась картинку» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
3 неделя |
Мебель |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «В гости к медвежатам» - Упражнение «Волшебная мозаика» - Игра «Кукла Маша купила мебель» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» - Задание «Придумай и сложи мебель» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
4 неделя |
Обувь. Головные уборы |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Разрезная картинка» - Упражнение «Кто как одет?» - Игра «Подготовь шляпу к празднику» - Пальчиковая гимнастика «Одежда» - Упражнение «Шкаф с обувью» - Упражнение «Поможем художнику» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
5 неделя |
Перелетные птицы |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Узнай по деталям» - Упражнение «Сложи стрижа, лебедя, гуся» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка», «Кулак-ребро-ладонь» - Упражнение «Что такое?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
ДЕКАБРЬ |
||||
1 неделя |
Зима |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Зима в волшебном Фиолетовом лесу» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Физкультминутка «Новогодняя елка» - Упражнение «Кто быстрее?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка» - Упражнение «Елка с подарками» - Рисование «Снежинка» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
2 неделя |
Одежда |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Разрезная картинка» - Упражнение «Кто как одет?» - Игра «Подготовь кофту, костюм» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» - Упражнение «Шкаф с обувью» - Упражнение «Поможем художнику» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
3 неделя |
Зимующие птицы |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Узнай предмет по деталям» - Игра «Сложи дятла, сороку, воробья» - Игра «С кем обедал воробей?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Упражнение «Нарисуй» картинку палочками» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
4 неделя |
«Новогодние желания»
|
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Что изображено на картинке» - Игра «Чудесный мешочек» - Упражнение «На что похоже?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» - Загадки про Новый год - Игра «Нарядим елку в Фиолетовом лесу» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики
|
||
ЯНВАРЬ |
||||
1 неделя |
В гостях у сказки |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Спаси трёх поросят» - Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» - Игра «Сложи Василису Прекрасную, Ивана Царевича, Змея Горыныча» - Задание «Лабиринт» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
2 неделя |
Зимние забавы |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Что изображено на картинке» - Игра «Построй снеговика» - Кинезиологические упражнения «Колечко»,«Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зайчик-коза» - Игра «Замри» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
3 неделя |
Игрушки |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Узнай новую игрушку» - Игра «Сложи Петрушку» - Физкультминутка «Буратино» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Голова-живот» - Упражнение «Повторяй друг за другом» - Игра «Узнай на ощупь» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
ФЕВРАЛЬ |
||||
1 неделя |
Посуда |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Расставь чашки» - Упражнение «Что лежало на столе?» - Упражнение «Найди одинаковые тарелки» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зайчик-коза» - Игра «Сложи бокал, чайную чашку» - Упражнение «Дорисуй!» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
2 неделя |
Инструменты |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Кому что понадобится» - Упражнение «Найди тень» - Игра «Сложи гитару» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Игра «Дорисуй» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
3 неделя |
Транспорт. Виды транспорта |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение « Дети на прогулке» - Игра «Построй машину, корабль, ракету» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Задание «Нарисуй несуществующий транспорт» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
4 неделя |
День Защитников Отечества |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Беседа на тему « День защитника Отечества» - Игра «Кто кем будет?» - Упражнение «Найди одинаковые военные машины» - Кинезиологические упражнения «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Игра «Сложи гусара» - Игра «Слушай хлопок» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
МАРТ |
||||
1 неделя |
Профессии мам и пап. |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Игра «Сложи повара, водолаза, клоуна» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Голова-живот», «Лезгинка» - Задание рисование«Кем быть?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
2 неделя |
Международный женский день |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Собери бусы для мамы» - Игра «Лови мяч и «дари» слово» - Игра «Сложи вазу и тюльпан» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь - Задание «Цветок для мамы» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
3 неделя |
Весна. Первые весенние цветы |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Весна в Фиолетовом лесу» - Игра «Сложи солнце и тюльпан» - Упражнение «Выложи фигурку из палочек» - Упражнение «Подснежники» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Задание «Расскажи» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
4 неделя |
Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Игра «Сложи подводную лодку, черепаху» - Упражнение «Найди одинаковых рыбок» - Упражнение «Какая рыбка уплыла?» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь» - Задание «Что такое?» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
5 неделя |
Правила безопасности |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Беседа «Опасности дома и на улице» - Игра «Сложи свечку, лампу, кофейник» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
АПРЕЛЬ |
||||
1 неделя |
Продукты питания |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Продукты» - Игра «Сложи конфету, торт» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Что сначала, что потом» - Упражнение «Что такое» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
2 неделя |
Тайны космоса |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Сравни ракеты» - Игра «Сложи космонавта, ракету» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Собери звёзды» - Упражнение «Расскажи мышке» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
3 неделя |
Цветы |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение « Запомни стихотворение» -Игра «Сложи фиалку, клевер, кактус» -Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Упражнение «Нарисуй узор по памяти» - Рефлексия - Ритуал прощания «Передай рукопожатие» |
||
4 неделя |
Насекомые |
- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки» - Упражнение «Запомни насекомых» - Физминутка «Божья коровка» - Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка» - Игра «Где спрятался жучок?» - Задание «Бабочка на песке» - Рефлексия - Ритуал прощания «Солнечные лучики» |
||
|
IV. Пояснительная записка
В последнее время отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыминарушениями речи имеют не только дефекты произношения и нарушения лексико-грамматических средств языка, но и недостаточно сформированную познавательную сферу. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств, тормозит становление игровой деятельности ребёнка, имеющей ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняет переход к учебной деятельности.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить следующие характерные проблемы в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, сниженный объем слуховой и зрительной памяти, снижение способности к символизации, несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, бедность и нестойкость зрительных представлений, отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.
Таким образом, овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с тяжелыми нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Новизна программы заключается в комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, предполагающей единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию воспитанников, а также использование современных игровых развивающих технологий В.В.Воскобовича.
С этой целью была создана развивающая программа по развитию познавательной сферы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Настоящая программа составлена на основе разработок отечественных и зарубежных авторов, и с учетом требований ФГОС ДОО.
Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Основные задачи программы:
- развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;
- развивать зрительную и слуховую память;
- способствовать формированию, развитию мыслительных операций;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- совершенствовать мелкую моторику и графические навыки.
Структура и содержание программы
Реализация программы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение учебного года: 31 час, продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками группой до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.
Структура занятий
Программа состоит из 31 занятия, каждое из которых включает в себя:
- ритуал начала занятия, во время которого: создаётся атмосфера доверия и принятия; воспитанники настраиваются на совместную деятельность, общение; устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками; создаётся положительный психологический фон деятельности;
- основная часть, в которой проводятся: игры и упражнения направленные на решение цели и задач программы по развитию познавательной сферы, беседы и дискуссии, отработка навыка публичных выступлений, динамические паузы, игры и упражнения на развитие навыков самоконтроля. Каждое занятие соответствует календарно-тематическому планированию дошкольной образовательной организации;
- ритуал окончания занятия, во время которого осуществляется рефлексия занятия, дети выражают свое отношение к происходящему, учатся анализировать, закрепляются положительные эмоции от работы, происходит сплочение группы.
Занятия проводятся в первой половине дня в рамках совместной деятельности педагога-психолога с воспитанниками. Тематика соответствует лексическим темам, что позволяет закрепить полученные знания, умения навыки.
Методы, используемые при реализации программы
Личностно-ориентированные технологии, которые, по Г.К. Селевко, ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При разработке программы использовались ведущие идеи личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. Каждое занятие программы построено с учётом возрастных особенностей детей. На занятиях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Воспитанники активно участвуют в играх и упражнениях, высказывают своё мнение, отношение к той или иной ситуации. Занятия строятся на уважении, доверии и взаимопонимании.
Гуманно-личностные технологии, по Г.К. Селевко, отличающиеся, прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. При составлении программы учитывались идеи Ш.А. Амонашвили. Занятия проводятся с уважением к каждому ребёнку, принятием его таким, какой он есть. На занятиях поощряются старания и стремления достичь успеха в решении поставленной задачи.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях психолога и ребенка. Основателями педагогики сотрудничества считаются Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. Идейным вдохновителем является С.Л. Соловейчик. Большая часть заданий в программе предполагает совместное решение детьми определённых задач, что позволяет развивать у детей взаимопомощь и взаимоуважение, способствует совершенствованию навыка работать сообща, в команде. В ходе ритуала окончания занятия детьми подводится коллективный итог занятия.
Информационно-коммуникационные технологии. По определению Г.К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Использование компьютера, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интернет–ресурсов, на всех трёх этапах реализации программы способствуют повышению эффективности занятий с детьми, повышению компетентности родителей в процессе родительских собраний и воспитателей на педагогических советах.
Игровые технологии. Использование игровых технологий обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу. На занятиях по программе используются дидактические игры, например, «Зоологическое лото», «Что пропало?», игры по правилам, например, «Держи себя в руках!», развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат», также используются игры малой подвижности, например, «Катись!» и другие виды игр.
Интерактивные педагогические технологии, например, «Работа в парах», «Цепочка», «Групповой рассказ». На занятиях по программе используются беседы и дискуссии, суть которых – диалоговое общение, активное взаимодействие педагога и воспитанников при котором они являются равноправными субъектами общения. С целью развития навыков публичного выступления на каждом занятии разучивается небольшое стихотворение, которое ребёнок рассказывает в микрофон. Тем самым снимаются зажимы и тревожность, связанная с выступлением перед аудиторией.
Здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В программе проводятся игры и упражнения направленные на сохранение и развитие психологического здоровья.
Технология исследовательской деятельности, которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем. Использование в программе обсуждения проблемных ситуаций позволяет значительно повысить интерес детей к темам занятий, способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
Гарантия прав участников программы обеспечивается с помощью создания и поддержания ведущим благоприятного психоэмоционального фона, атмосферы доверия через соблюдение свободного выражения своего мнения, взаимоуважения, обратной связи.
Гарантии прав родителей регламентированы Договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся. Родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием развивающей программы. Родители (законные представители) воспитанников имеют право присутствовать на развивающих занятиях, получать консультативную помощь, получать полную и достоверную информацию о результатах проведения развивающего процесса. Родители (законные представители) воспитанника обязаны создавать необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями.
Права педагога-психолога определены Должностной инструкцией специалиста. «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников» (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания
на участие в освоении программы
Нецелесообразно использовать программу в работе с воспитанниками с отклонениями в психофизическом развитии: с наличием острой психической симптоматики, со сниженным интеллектом до степени умеренной умственной отсталости, с глубоким нарушением зрения (слепые) и слуха (глухие). Обоснованием является то, что данные категории детей не имеют возможности выполнять задания и упражнения, участвовать в играх, используемых в программе, и это может усугубить психическое состояние ребенка.
Педагог-психолог несет ответственность за подготовку, планирование и проведение занятий, за приемы и техники, используемые на занятии, за соблюдение конфиденциальности в работе с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Необходимым условием реализации развивающей программы является взаимодействие специалистов, воспитателей, родителей групп ДОО участвующих в реализации данной программы.
Педагог-психолог должен иметь профессиональную подготовку по методам психологической диагностики и коррекционно-развивающей деятельности, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии, владеть современными технологиями, методами и приемами работы с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями).
Развивающая работа предъявляет ряд требований к личностным качествам педагога-психолога. Специалист должен быть достаточно терпим и заранее готовыми к трудностям поведенческого характера со стороны воспитанников. Должен уметь гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от педагога-психолога креативности в общении с воспитанниками, уважения к внутреннему миру ребенка.
Регулярность посещений занятий - основное требование для воспитанников дошкольной образовательной организации.
Перечень учебных и методических материалов,
необходимых для реализации программы
· Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.«Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет», «РОСМЫН»;
· Жукова О. «Зрительная память и восприятие. Тетрадь для детей 5-6 лет», «АЙРИС дидактика»;
· Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей». СПб., 2016.
· Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузова А.С. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», ООО «Речь» Санкт-Петербург, 2019;
· Панфилова Э.Н. Развивалка.ру: дополнительная развивающая программа / под ред. Вакуленко Л.С., Вотинова О.М.. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;
· Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации V/Т.В.Белова, А.В.Строганова, И.А.Чибриков и др. - СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;
· Рахманова Е.М. «Графические диктанты для подготовки руки к письму для детей 5-7 лет», Издательство «Литера»;
· Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы
Кабинет педагога-психолога, оснащенный необходимыми учебно-методическими комплектами, дидактическими играми, игрушками и техническими средствами. Помещением для занятий может служить специально оборудованная, не очень маленькая комната. Обязательное условие – отсутствие помех, лишних шумов. Помещение должно быть хорошо проветриваемое, достаточно свободное. Кабинет педагога-психолога должен включать зону для игр на ковре и зону для выполнения заданий за столом.
Для проведения занятий педагогу-психологу потребуются: магнитно-маркерная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, игровой комплект В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат», иллюстрации по заявленным темам, листы бумаги А4, карандаши простые и цветные, кисточки и краски, клей, карточки с буквами и цифрами, набор музыкальных инструментов, магнит, мяч, непрозрачный мешочек, фигурки животных, лабиринты на плотной бумаге.
Сроки реализации программы
Программа состоит из 31 часа, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками в группе до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия. Реализация программы рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.
Этапы реализации программы
1 этап (диагностический) – реализуется в сентябре. На диагностическом этапе предполагается проведение входной психологической диагностики с помощью методики «Экспресс-диагностики познавательных процессов» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. По результатам психологической диагностики формируются группы для занятий по развитию познавательной сферы воспитанников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
2 этап (основной) – реализуется с 3 недели сентября по апрель. На данном этапе проводится комплекс из 31 занятия для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развивающей программе. С целью повышения психолого-педагогической грамотности для воспитателей и родителей (законных представителей) педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития познавательных процессов у воспитанников, мастер-классы, практикумы.
3 этап (оценочный) - реализуется в мае. На данном этапе проводится итоговая психологическая диагностика воспитанников. Педагогам и родителям педагог-психолог дает необходимые рекомендации.
Для реализации программы психологу необходимо систематически поддерживать обратную связь с воспитателями и родителями, информировать их об имеющихся успехах и затруднениях воспитанников, тщательно планировать пути решения выявленных проблем.Отношения между участниками строятся на основе взаимного доверия.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к возрастной норме;
- слуховая и зрительная память соответствует возрастной норме (объем запоминания 8-10 слов и картинок);
- восприятие соответствует возрастной норме;
- умеют выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,обобщение);
- восприятие соответствует возрастной норме;
- мелкая моторика и графические навыки развиты в соответствии с возрастом;
- повышен общий уровень интеллектуально-познавательного развития.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Методом наблюдения за воспитанниками отслеживается повышение уровня познавательной активности, развитие коммуникативных и поведенческих навыков, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствование навыков публичного выступления.
Педагогом-психологом проводится входная психологическая диагностика на диагностическом этапе и итоговая психологическая диагностика на оценочном этапе с применением методики «Экспресс-диагностика познавательных процессов» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., направленной на оценку уровня развития познавательной сферы. Сравнение полученных результатов позволяет оценить уровень изменений в развитии воспитанников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
«ТРОПИНКА В СТРАНУ ЗНАНИЙ»
V. Список используемой литературы
1. Бабкина Н.В. Зрительная память и восприятие: тетрадь для детей 6-8 лет. Ростов н/Д: феникс, 2018;
2. Безрукова Н.М. «Логическое мышление и внимание». М., 2019.
1. Жукова О. «Зрительная память и восприятие. Тетрадь для детей 5-6 лет», «АЙРИС дидактика»;
2. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие/В.В. Воскобович, Н.А. Медова и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.- Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2018.
3. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей». СПб., 2016.
4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2019.
5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузова А.С. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», ООО «Речь» Санкт-Петербург, 2019;
6. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду»: Комплект с материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2018.
7. Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации V/Т.В.Белова, А.В.Строганова, И.А.Чибриков и др. - СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;
8. Сорокина Л.И. «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет». М., 2019.
9. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
10. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 2016.
11. Тихомирова Л.Ф. «Упражнение на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников». Ярославль, 2016.
12. Чистякова М.И. «Психогимнастика». М., 2015.
13. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе». М., 2019.
VI. Методические рекомендации
Педагогу-психологу при реализации развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка в страну знаний» рекомендуется соблюдать следующие принципы работы:
· занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес;
· отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное; недопустимо пренебрежение их настроением, самочувствием;
· каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его уникальность, ценность, значимость;
· недопустимы упреки и порицание за неуспех;
· ценится постепенность развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения;
· успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;
· большое внимание уделяется на занятиях развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.