РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Тропика в страну знаний» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи

  • docx
  • 27.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тропинка в Страну знаний.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИВАЮЩАЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«Тропика в страну знаний»

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

с ограниченными возможностями здоровья

с тяжелыми нарушениями речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

педагог-психолог

Вязовцева Елена Исхаковна

 

 

 

 

 

 

г. Самара

Содержание

I.

Аннотация

2

 

Актуальность

3

II.

Учебный план

6

III.

Учебно-тематический план

8

 

Календарно-тематический план

18

IV.

Пояснительная записка

24

 

Структура и содержание программы

25

 

Перечень учебных и методических материалов

28

 

Ожидаемые результаты реализации программы

29

 

Основное содержание программы  «Тропинка в страну знаний»

31

V.

Список используемой литературы

61

VI.

Методические рекомендации

62

 

 

I. Аннотация

Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья составляют воспитанники с нарушением в речевом развитии. Исследования многих специалистов таких, как Е.Ю. Рау, Ю.Б. Некрасовой, Л.В. Кузнецовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной показывают, что большие затруднения при обучении испытывают воспитанники с тяжелым нарушением речи, которые проявляются не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка,  но и в познавательной сфере.

Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В.Запорожец и др.). У воспитанников с тяжелым нарушением речи при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, также затруднена развернутая связная речь.

Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа воспитанников с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М. Мастюкова). Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Именно на познавательно-речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере. Дисгармоничный характер развития детей данной категории определяет необходимость целенаправленного изучения состояния не только их речевой сферы, но и когнитивных функций. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития, требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционных  задач.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционной помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Основополагающими нормативными документами при написании программы стали: «Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных законами Российской  Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и от 30 декабря №7-ФКЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобразования России от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года «26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Методологической и методической основой программы послужили:

- культурно-историческая парадигма Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина;

- представления Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», который утверждал, что «уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день»;

- периодизация по типу ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, который описывает дошкольное детство с игрой и считает, что дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности»;

- труды Д.Б. Эльконина, рассматривающего каждый период развития на основе четырёх критериев: социальная ситуация развития, основной тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

 

Актуальность

В соответствие с заключениями и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии большинство воспитанников нуждаются в направлении коррекционно-развивающей работы не только в логопедическом сопровождении воспитанников, но и психологическом сопровождении, так как у воспитанников с тяжелым нарушением речи имеются не только дефекты произношения и нарушения лексико-грамматических средств языка, но и недостаточно сформирована познавательная сфера. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств, а также, тормозит становление игровой деятельности ребёнка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить следующие характерные проблемы в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, сниженный объем слуховой и зрительной памяти, снижение способности к символизации,  несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, бедность и нестойкость зрительных представлений, отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.

Таким образом, овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с тяжелыми нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

В практической направленности в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились развитие познавательной сферы. С этой целью была разработана развивающая психолого-педагогическая программа по развитию познавательной сферы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи детей старшего дошкольного возраста. Настоящая программа составлена на основе  разработок отечественных и зарубежных авторов, и с учетом требований ФГОС ДОО.

Новизна программы заключается в комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, предполагающей единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию воспитанников, посещающих ДОО, использование современных игровых развивающих технологий В.В.Воскобовича.

Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.

Основные задачи программы:

- развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;

- развивать зрительную и слуховую память;

- способствовать формированию, развитию мыслительных операций;

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- совершенствовать мелкую моторику и графические навыки.

Адресат: программа разработана для детей дошкольного старшего возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.

Продолжительность курса: программа рассчитана на 31 час, продолжительность занятия - 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками в группе  до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа  предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия.

Реализация программы рассчитана на комплекс занятий, реализуемых в течение учебного года. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к возрастной норме;

- слуховая и зрительная память соответствует возрастной норме (объем запоминания 8-10 слов и картинок);

- восприятие соответствует возрастной норме;

- умеют выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,обобщение);

- восприятие соответствует возрастной норме;

-мелкая моторика и графические навыки развиты в соответствии с возрастом;

- повышен общий уровень интеллектуально-познавательного развития.

Данная развивающая психолого-педагогическая программа «Тропинка в страну знаний» прошла апробацию на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 386» г.о. Самара для детей с тяжелыми нарушениями речи (имеющими заключение ПМПка) в 2022-2023 учебном году и продолжила свою реализацию в данной дошкольной образовательной организации по настоящее время. По окончанию курса занятий на этапе оценочного блока в мае 2023 года была проведена оценка проведенной развивающей работы  по методикам диагностического блока, которая показала положительную динамику по всем диагностическим показателям. Программа получила положительный отзыв со стороны педагогов, администрации ДОО и родителей воспитанников, принявших в ней участие. Был сделан вывод о ее целесообразности и эффективности, а также о дальнейшем ее использовании в рамках психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено:

                                                                                                                                                  Заведующий

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 386»

 г.о. Самара

______________/Е.А. Надеждина

от «___»________2022г.

 

 

II. Учебный план

развивающей психолого-педагогической программы

«Тропинка в страну Знаний» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

   с тяжелыми нарушениями речи

 

Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-7) лет с тяжелыми нарушениями речи.

Срок обучения: 31 час

Режим занятий: 1 раз в неделю (1 академический час).

 

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Из них                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Форма контроля

теорети-ческих

практи-ческих

1

Лес. Грибы и ягоды.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

2

Осень. Признаки осени. Деревья.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

3

Огород. Овощи.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

4

Сад. Фрукты.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

5

Домашние животные.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

6

Дикие животные России. Животные жарких стран.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

7

Животные Севера.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

8

Наша Родина. Мой родной город. Дом.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

9

Мебель.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

10

Обувь. Головные уборы.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

11

Перелетные птицы.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

12

Зима.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

13

Одежда.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

14

Зимующие птицы.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

15

«Новогодние желания»

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

16

В гостях у сказки

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

17

Зимние забавы»

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

18

Игрушки

1

0,5

0,5

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

19

Посуда.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

20

Инструменты.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

21

Транспорт. Виды транспорта.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

22

23 февраля. Наша армия.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

23

Профессии мам и пап.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

24

8 марта.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

25

Весна. Первые весенние цветы.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

26

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

27

Правила безопасности.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

28

Продукты питания.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

29

Тайны космоса.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

30

Цветы.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

31

Насекомые.

1

0,25

0,75

наблюдение,  рефлексия, работы воспитанников

 

Всего

31

7, 25

23,5

 

 

 

В программе один академический час равен 30 минутам.

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено:

                                                                                                                                                  Заведующий

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 386»

 г.о. Самара

______________/Е.А. Надеждина

от «___»________2022г.

 

 

III. Учебно-тематический план

развивающей психолого-педагогической программы

«Тропинка в страну Знаний» для детей старшего дошкольного возраста

   с тяжелыми нарушениями речи

 

Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Срок обучения: 31 час

Режим занятий: 1 раз в неделю (1 академический час).

№ п/п

Наименование

тем

Всего часов

в том числе

Форма

контроля

теорети-ческих

практи-ческих

1

Лес. Грибы и ягоды

1

0,25

0,75

 

1.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

1.2

развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

1.3

развитие зрительной памяти, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

1.4

развитие зрительной памяти

 

 

 

наблюдение и рефлексия

1.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

1.6.

развитие воображения, связной речи

 

 

 

наблюдение и рефлексия

1.7.

Развитие способности классифицировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

1.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

1.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

2

Осень. Признаки осени. Деревья

1

0,25

0,75

 

2.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

2.2

развитие воображения, образного мышления

 

 

 

наблюдение и рефлексия

2.3

развитие зрительной памяти

 

 

 

наблюдение и рефлексия

2.4

развитие внимания, образного мышления

 

 

 

наблюдение

2.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

2.6.

развитие восприятия, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение и рефлексия

2.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

2.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

3

Огород. Овощи.

1

0,25

0,75

 

3.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

3.2.

развитие долговременной памяти, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

3.3

развитие зрительной памяти

 

 

 

наблюдение

3.4

развитие наглядно-образного мышления

 

 

 

наблюдение

3.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

3.6

развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

3.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

3.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

4

Сад. Фрукты

1

0,25

0,75

 

4.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

4.2

развитие целостного восприятия

 

 

 

наблюдение

4.3

развитие мелкой моторики, воображения, долговременной памяти

 

 

 

наблюдение

4.4

развитие внимания, образного мышления

 

 

 

наблюдение и рефлексия

4.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

4.6.

Развитие словесно-логического мышления

 

 

 

наблюдение и рефлексия

4.7

Развитие наглядно-образного мышления

 

 

 

наблюдение и рефлексия

4.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

4.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

5

Домашние животные

1

0,25

0,75

 

5.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

5.2

Развитие целостного восприятия

 

 

 

наблюдение

5.3

развитие  внимания, восприятия

 

 

 

наблюдение

5.4

развитие логического мышления, внимания, сенсорных способностей

 

 

 

наблюдение

5.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

5.6.

развитие восприятия

 

 

 

наблюдение

5.7.

развитие умения классифицировать, обобщать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

5.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

5.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

6

Дикие животные России. Животные жарких стран

1

0,25

0,75

 

6.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

6.2

развитие восприятия

 

 

 

наблюдение

6.3

развитие зрительной и слуховой памяти

 

 

 

наблюдение

6.4

развитие мышления, восприятия, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

6.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

6.6

развитие логического мышления

 

 

 

наблюдение

6.7

Развитие творческого мышления

 

 

 

наблюдение

6.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

6.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

7

Животные севера

1

0,25

0,75

 

7.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

7.2

Развитие целостного восприятия

 

 

 

наблюдение

7.3

развитие  мышления, восприятия, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

7.4

развитие логического мышления

 

 

 

наблюдение

7.5

Межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

7.6

развитие зрительной и слуховой памяти

 

 

 

наблюдение и рефлексия

7.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

7.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

8

Наша Родина. Мой родной город. Дом.

1

0,25

0,75

 

8.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

8.2

развитие зрительной памяти

 

 

 

наблюдение

8.3

развитие образного мышления

 

 

 

наблюдение

8.4

развитие  мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение и рефлексия

8.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

8.6

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

8.7

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

9

Мебель

1

0,25

0,75

 

9.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

9.2

развитие восприятия величины

 

 

 

наблюдение

9.3

развитие воображения, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

9.4

развитие пространственных представлений

 

 

 

наблюдение

9.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

9.6

развитие воображения

 

 

 

наблюдение

9.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

9.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

10

Обувь. Головные уборы

1

0,25

0,75

 

10.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

10.2

развитие восприятия

 

 

 

наблюдение

10.3

развитие зрительной памяти и графических навыков

 

 

 

наблюдение

10.4

развитие мышления, восприятия, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

 

10.5

развитие мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

10.6

развитие пространственных представлений

 

 

 

наблюдение и рефлексия

10.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

10.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

11

Перелетные птицы

1

0,25

0,75

 

11.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

11.2

Развитие целостного  восприятия

 

 

 

наблюдение

11.3

развитие образного мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

11.4

развитие логического мышления

 

 

 

наблюдение и рефлексия

11.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

11.6

Развитие воображения

 

 

 

наблюдение

11.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

11.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

12

Зима.

1

0,25

0,75

 

12.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

12.2

развитие воображения, образного мышления

 

 

 

наблюдение

12.3

развитие логического мышления

 

 

 

наблюдение

12.4

развитие внимания, мышления

 

 

 

наблюдение и рефлексия

12.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

12.6

развитие восприятия, воображения

 

 

 

наблюдение

12.7

Развитие творческих способностей

 

 

 

наблюдение и рефлексия

12.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

12.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

13

Одежда

1

0,25

0,75

 

13.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

13.2

развитие восприятия

 

 

 

наблюдение

13.3

развитие образной памяти

 

 

 

наблюдение

13.4

развитие мышления, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

13.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

13.6

развитие пространственных представлений

 

 

 

наблюдение и рефлексия

13.7

Развитие воображения, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение и рефлексия

13.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

13.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

14

Зимующие птицы

1

0,25

0,75

 

14.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

14.2

развитие  целостного восприятия

 

 

 

наблюдение

14.3

развитие логического мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

14.4

развитие слуховой и зрительной памяти

 

 

 

наблюдение

14.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

14.6

развитие логического мышления

 

 

 

наблюдение

14.7

развитие воображения

 

 

 

наблюдение

14.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

14.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

15

«Новогодние желания»

1

0,25

0,75

 

15.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

15.2

развитие восприятия, внимания

 

 

 

наблюдение

15.3

развитие осязательной памяти

 

 

 

наблюдение

15.4

развитие воображения

 

 

 

наблюдение

15.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

15.6

развитие логического мышления и общей осведомленности

 

 

 

наблюдение и рефлексия

15.7

развитие воображения и пространственных представлений

 

 

 

наблюдение и рефлексия

15.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

15.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

16

В гостях у сказки

1

0,25

0,75

 

16.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

16.2

развитие мышления

 

 

 

наблюдение


16.3

развитие мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

16.4

развитие образного мышления, сенсорных представлений,

 

 

 

наблюдение

16.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

16.6.

развитие внимания, пространственных представлений

 

 

 

наблюдение

16.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

16.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

17

Зимние забавы

1

0,25

0,75

 

17.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

17.2

развитие восприятия, внимания

 

 

 

наблюдение

17.3

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

17.4

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

17.5

развитие внимания, мышления

 

 

 

наблюдение

17.6

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

17.7

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

18

Игрушки

1

0,5

0,5

 

18.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

18.2

Развитие образной памяти

 

 

 

наблюдение

18.3

развитие  образного мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

18.4

развитие восприятия, самоконтроля, пространственных представлений

 

 

 

наблюдение и рефлексия

18.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

18.6

развитие слуховой памяти

 

 

 

наблюдение

18.7

развитие графических навыков

 

 

 

наблюдение

18.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

18.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение


19

Посуда.

1

0,25

0,75

 

19.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

19.2

развитие восприятия величины

 

 

 

наблюдение

19.3

развитие слуховой памяти

 

 

 

наблюдение

19.4

развитие внимания, образного мышления

 

 

 

наблюдение

19.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

19.6

развитие мышления, сенсорных способностей, мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

19.7

развитие воображения, графических навыков

 

 

 

наблюдение

19.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

19.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

20

 Инструменты

1

0,25

0,75

 

20.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

20.2

развитие логического мышления

 

 

 

наблюдение

20.3

развитие  наглядно-образного мышления

 

 

 

наблюдение

20.4

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

20.5

развитие концентрации внимания

 

 

 

наблюдение

20.6

развитие воображения, графических навыков

 

 

 

наблюдение

20.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

20.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

21

Транспорт. Виды транспорта

1

0,25

0,75

 

21.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

21.2

развитие логического мышления, умения классифицировать

 

 

 

наблюдение

21.3

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

21.4

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

21.5

развитие воображения, графических навыков, навыка публичного выступления

 

 

 

наблюдение и рефлексия

21.6

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

21.7

сплочение коллектива

 

 

 

 

наблюдение

22

23 февраля. Наша армия.

1

0,25

0,75

 

22.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

22.2

активизация речевой деятельности детей, расширение активного и пассивного словаря

 

 

 

наблюдение

22.3

развитие воображения, мышления

 

 

 

наблюдение

22.4

развитие внимания, восприятия

 

 

 

наблюдение

22.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

22.6

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

22.7

развитие внимания, самоконтроля

 

 

 

наблюдение

22.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

22.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

23

Профессии мам и пап

1

0,25

0,75

 

23.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

23.2

развитие мышления

 

 

 

наблюдение

23.3

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

23.4

развитие воображения, графических навыков, навыка публичного выступления

 

 

 

наблюдение

23.5

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

23.6

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

24

Международный женский день

1

0,25

0,75

 

24.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

24.2

развитие внимания, восприятия

 

 

 

наблюдение

24.3

развитие связной речи

 

 

 

наблюдение

24.4

развитие образного мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

24.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

24.6

развитие мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

24.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

24.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение


25

Весна. Первые весенние цветы

1

0,25

0,75

 

25.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

25.2

развитие временных представлений, воображения

 

 

 

наблюдение

25.3

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

25.4

развитие внимания

 

 

 

наблюдение

25.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

25.6

развитие связной речи

 

 

 

наблюдение

25.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

25.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

26

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные     рыбы.

1

0,25

0,75

 

26.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

26.2

развитие образного мышления, сенсорных способностей

 

 

 

наблюдение

26.3

развитие внимания, восприятия

 

 

 

наблюдение

26.4

развитие образной памяти

 

 

 

наблюдение

26.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

26.6

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

26.7

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

27

Правила безопасности

1

0,25

0,75

 

27.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

27.2

развитие логического мышления, связной речи

 

 

 

наблюдение

27.3

развитие образного мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

27.4

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

27.5

развитие логического мышления, связной речи

 

 

 

наблюдение

27.6

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

27.7

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

28.

Продукты питания

1

0,25

0,75

 

28.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

28.2

развитие слуховой и зрительной памяти

 

 

 

наблюдение

28.3

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

28.4

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

28.5

развитие логического мышления, связной речи

 

 

 

наблюдение

28.6

Развитие воображения, мелкой моторики

 

 

 

28.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

28.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

29

Тайны космоса

1

0,25

0,75

 

29.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

29.2

развитие внимания

 

 

 

наблюдение

29.3

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

29.4

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

29.5

развитие восприятия

 

 

 

наблюдение

29.6

развитие образной памяти

 

 

 

29.7

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

29.8

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

30.

Цветы

1

0,25

0,75

 

30.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

30.2

развитие слуховой памяти

 

 

 

наблюдение

30.3

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

30.4

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

30.5

Развитие образной памяти, восприятия пространства, графических навыков

 

 

 

30.6

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

30.7

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

31

Насекомые

1

0,25

0,75

 

31.1

установление эмоционального контакта между всеми участниками

 

 

 

наблюдение

31.2

развитие образной

 

 

 

наблюдение

31.3

развитие образной памяти и графических навыков

 

 

 

наблюдение

31.4

развитие мышления, сенсорных представлений

 

 

 

наблюдение

31.5

межполушарное развитие

 

 

 

наблюдение

31.6

развитие пространственных представлений

 

 

 

наблюдение

31.7

развитие мелкой моторики

 

 

 

наблюдение

31.8

развитие способности анализировать

 

 

 

наблюдение и рефлексия

31.9

сплочение коллектива

 

 

 

наблюдение

 

Всего

31

7, 25

23,5

 

 

В программе один академический час равен 30 минутам.

 

 

Календарно-тематический план развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка в страну знаний» для детей старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи

 

№ п/п

Наименование тем

Содержание

занятия

СЕНТЯБРЬ

3 неделя

«Лес. Грибы и ягоды»

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Игра  «Сложи ель, сосну»

- Упражнение «Нарисуй ягоду, гриб по памяти»

- Кинезиологическое упражнение «Колечко»

- Игра  «Закончи рассказ»

- Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

4 неделя

Осень. Признаки осени. Деревья.

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Осень в волшебном Фиолетовом лесу»

- Упражнение «Осенние листья»

- Упражнение «Кто, за каким деревом прячется?»

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

- Упражнение «Нарисуй по образцу»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Огород, овощи

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Нарисуй осенний огород»

- Упражнение «Кто, что собрал в огороде?»

- Дидактическая игра  «Разложи по корзинкам»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка

- Игра «Сложи репку»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

 

2 неделя

Сад, фрукты

 

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Собери картинку «Корзина с фруктами»

- Упражнение «Дорисуй осенний сад»

- Упражнение «Кто, что собрал в саду?»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка»

- Игра  «Закончи рассказ»

- Упражнение «Что растет в саду»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

3 неделя

Домашние животные

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Разрезные картинки»

- Упражнение «Ключи»

- Упражнение «Сложи лошадь, собаку, верблюда»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь»

- Упражнение «Кто чей детеныш?»

- Упражнение «Четвертый лишний»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

4 неделя

Дикие животные России. Животные жарких стран

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Беличьи запасы»

- Упражнение «Найди зверушку»

- Упражнение «Сложи льва»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь»

- Упражнение «Что сначала, что потом»

- Упражнение «На что похожи кляксы?»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

НОЯБРЬ

1 неделя

Животные Севера

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Собери картинки»

- Упражнение «Собери оленя»

- Упражнение «Что сначала, что потом»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос»

- Упражнение «Найди зверушку»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

2 неделя

Наша Родина. Мой родной город. Дом

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Беседа «Наша Родина»

-Игра «Родные достопримечательности»

- Упражнение «Найди пару»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос»

- Игра «Построй дом»

- Задание «Докрась картинку»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

3 неделя

Мебель

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «В гости к медвежатам»

- Упражнение «Волшебная мозаика»

- Игра «Кукла Маша купила мебель»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос»

- Задание «Придумай и сложи мебель»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

4 неделя

Обувь. Головные уборы

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Разрезная картинка»

- Упражнение «Кто как одет?»

- Игра «Подготовь шляпу к празднику»

- Пальчиковая гимнастика «Одежда»

- Упражнение «Шкаф с обувью»

- Упражнение «Поможем художнику»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

5 неделя

Перелетные птицы

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Узнай по деталям»

- Упражнение «Сложи стрижа, лебедя, гуся»

- Упражнение «Что сначала, что потом»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка»,  «Кулак-ребро-ладонь»

- Упражнение «Что такое?»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Зима

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Зима в волшебном     Фиолетовом лесу»

- Упражнение «Что сначала, что потом»

- Физкультминутка «Новогодняя елка»

- Упражнение «Кто быстрее?»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка» 

- Упражнение «Елка с подарками»

- Рисование «Снежинка»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

2 неделя

Одежда

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Разрезная картинка»

- Упражнение «Кто как одет?»

- Игра «Подготовь кофту, костюм»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» 

- Упражнение «Шкаф с обувью»

- Упражнение «Поможем художнику»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

3 неделя

Зимующие птицы

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Узнай предмет по деталям»

- Игра «Сложи дятла, сороку, воробья»

- Игра «С кем обедал воробей?»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» 

- Упражнение «Что сначала, что потом»

- Упражнение «Нарисуй» картинку палочками»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

4 неделя

 «Новогодние желания»

 

 

 

 

 

 

 

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Что изображено на картинке»

- Игра «Чудесный мешочек»

- Упражнение «На что похоже?»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка» 

- Загадки про Новый год

- Игра «Нарядим елку в Фиолетовом лесу»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики

 

 

ЯНВАРЬ

1 неделя

В гостях у сказки

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Спаси трёх поросят»

- Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

- Игра «Сложи Василису Прекрасную, Ивана Царевича, Змея Горыныча»

- Задание «Лабиринт»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

2 неделя

Зимние забавы

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Что изображено на картинке»

- Игра «Построй снеговика»

- Кинезиологические упражнения «Колечко»,«Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зайчик-коза»

- Игра «Замри»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

3 неделя

Игрушки

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Узнай новую игрушку»

- Игра «Сложи Петрушку»

- Физкультминутка «Буратино»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Голова-живот»

- Упражнение «Повторяй друг за другом»

- Игра «Узнай на ощупь»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Посуда

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Расставь чашки»

- Упражнение «Что лежало на столе?»

- Упражнение «Найди одинаковые тарелки»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зайчик-коза»

- Игра «Сложи бокал, чайную чашку»

- Упражнение «Дорисуй!»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

2 неделя

Инструменты

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Кому что понадобится»

- Упражнение «Найди тень»

- Игра «Сложи гитару»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Игра «Дорисуй»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

3 неделя

Транспорт. Виды транспорта

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение « Дети на прогулке»

- Игра  «Построй машину, корабль, ракету»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Задание «Нарисуй несуществующий транспорт»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

4 неделя

День Защитников Отечества

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Беседа на тему « День защитника Отечества»

- Игра «Кто кем будет?»

- Упражнение «Найди одинаковые военные машины»

- Кинезиологические упражнения «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Игра «Сложи гусара»

- Игра «Слушай хлопок»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

МАРТ

1 неделя

Профессии мам и пап.

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Игра «Сложи повара, водолаза, клоуна»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Голова-живот», «Лезгинка»

- Задание рисование«Кем быть?»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

2 неделя

Международный женский день

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Собери бусы для мамы»

- Игра «Лови мяч и «дари» слово»

- Игра «Сложи вазу и тюльпан»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь

- Задание «Цветок для мамы»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

3 неделя

Весна. Первые весенние цветы

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Весна в Фиолетовом лесу»

- Игра «Сложи солнце и тюльпан»

- Упражнение «Выложи фигурку из палочек»

- Упражнение «Подснежники»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Задание «Расскажи»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

4 неделя

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Игра «Сложи подводную лодку, черепаху»

- Упражнение «Найди одинаковых рыбок»

- Упражнение «Какая рыбка уплыла?»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь»

- Задание «Что такое?»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

5 неделя

Правила безопасности

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Беседа «Опасности дома и на улице»

- Игра «Сложи свечку, лампу, кофейник»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Упражнение «Что сначала, что потом»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

АПРЕЛЬ

1 неделя

Продукты питания

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Продукты»

- Игра «Сложи конфету, торт»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Упражнение «Что сначала, что потом»

- Упражнение «Что такое»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

2 неделя

Тайны космоса

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Сравни ракеты»

- Игра «Сложи космонавта, ракету»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Упражнение «Собери звёзды»

- Упражнение «Расскажи мышке»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

3 неделя

Цветы

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение « Запомни стихотворение»

-Игра «Сложи фиалку, клевер, кактус»

-Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Упражнение «Нарисуй узор по памяти»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Передай рукопожатие»

4 неделя

Насекомые

- Ритуал приветствия «Утро начинается с улыбки»

- Упражнение «Запомни насекомых»

- Физминутка «Божья коровка»

- Кинезиологические упражнения «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза», «Лезгинка»

- Игра «Где спрятался жучок?»

- Задание «Бабочка на песке»

- Рефлексия

- Ритуал прощания «Солнечные лучики»

 

 

IV. Пояснительная записка

В последнее время отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыминарушениями речи имеют не только дефекты произношения и нарушения лексико-грамматических средств языка, но и недостаточно сформированную познавательную сферу. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств, тормозит становление игровой деятельности ребёнка, имеющей ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняет переход к учебной деятельности.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить следующие характерные проблемы в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, сниженный объем слуховой и зрительной памяти, снижение способности к символизации,  несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, бедность и нестойкость зрительных представлений, отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.

Таким образом, овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с тяжелыми нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Новизна программы заключается в комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, предполагающей единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию воспитанников, а также использование современных игровых развивающих технологий В.В.Воскобовича.

С этой целью была создана развивающая программа по развитию познавательной сферы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Настоящая программа составлена на основе  разработок отечественных и зарубежных авторов, и с учетом требований ФГОС ДОО.

Цель программы: развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Основные задачи программы:

- развивать концентрацию, переключение и распределение внимания;

- развивать зрительную и слуховую память;

- способствовать формированию, развитию мыслительных операций;

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- совершенствовать мелкую моторику и графические навыки.

Структура и содержание программы

Реализация программы рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение учебного года: 31 час, продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками  группой  до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.

Структура занятий

Программа состоит из 31 занятия, каждое из которых включает в себя:

- ритуал начала занятия, во время которого: создаётся атмосфера доверия и принятия; воспитанники настраиваются на совместную деятельность, общение; устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками; создаётся положительный психологический фон деятельности;

- основная часть,  в которой проводятся: игры и упражнения направленные на решение цели и задач программы по  развитию познавательной сферы, беседы и дискуссии, отработка навыка публичных выступлений, динамические паузы, игры и упражнения на развитие навыков самоконтроля. Каждое занятие соответствует календарно-тематическому планированию дошкольной образовательной организации;

- ритуал окончания занятия, во время которого осуществляется рефлексия занятия, дети выражают свое отношение к происходящему, учатся анализировать, закрепляются положительные эмоции от работы, происходит сплочение группы.

Занятия проводятся в первой половине дня в рамках совместной деятельности педагога-психолога с воспитанниками. Тематика соответствует лексическим темам, что позволяет закрепить полученные знания, умения навыки.

Методы, используемые при реализации программы

Личностно-ориентированные технологии, которые, по Г.К. Селевко, ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При разработке программы использовались ведущие идеи личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. Каждое занятие программы построено с учётом возрастных особенностей детей. На занятиях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Воспитанники активно участвуют в играх и упражнениях, высказывают своё мнение, отношение к той или иной ситуации. Занятия строятся на уважении, доверии и взаимопонимании.

Гуманно-личностные технологии, по Г.К. Селевко, отличающиеся, прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. При составлении программы учитывались идеи Ш.А. Амонашвили. Занятия проводятся  с уважением к каждому ребёнку, принятием его таким, какой он есть. На занятиях поощряются старания и стремления достичь успеха в решении поставленной задачи.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях психолога и ребенка. Основателями педагогики сотрудничества считаются  Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. Идейным вдохновителем является С.Л. Соловейчик. Большая часть заданий в программе предполагает совместное решение детьми определённых задач, что позволяет развивать у детей взаимопомощь и взаимоуважение, способствует совершенствованию навыка работать сообща, в команде. В ходе ритуала окончания занятия детьми подводится коллективный итог занятия.

Информационно-коммуникационные технологии. По определению Г.К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Использование компьютера, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интернет–ресурсов,  на всех трёх этапах реализации программы способствуют повышению эффективности занятий с детьми, повышению компетентности родителей в процессе родительских собраний и воспитателей на педагогических советах.

Игровые технологии.  Использование игровых технологий обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу. На занятиях по программе используются дидактические игры, например, «Зоологическое лото», «Что пропало?», игры по правилам, например, «Держи себя в руках!», развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат», также используются  игры малой подвижности, например, «Катись!» и другие виды игр.

Интерактивные педагогические технологии, например, «Работа в парах», «Цепочка», «Групповой рассказ». На занятиях по программе используются беседы и дискуссии, суть которых – диалоговое общение, активное взаимодействие педагога и воспитанников при котором они являются равноправными субъектами общения. С целью развития навыков публичного выступления на каждом занятии разучивается небольшое стихотворение, которое ребёнок рассказывает в микрофон. Тем самым снимаются зажимы и тревожность, связанная с выступлением перед аудиторией.

Здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В программе проводятся игры и упражнения направленные на сохранение и развитие психологического здоровья.

Технология исследовательской деятельности, которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем. Использование в программе обсуждения проблемных ситуаций позволяет значительно повысить интерес детей к темам занятий, способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

 

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы

Гарантия прав участников программы обеспечивается с помощью создания и поддержания ведущим благоприятного психоэмоционального фона, атмосферы доверия через соблюдение свободного выражения своего мнения, взаимоуважения, обратной связи.

Гарантии прав родителей регламентированы Договором между образовательной организацией  и родителями (законными представителями) обучающихся. Родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием развивающей программы. Родители (законные представители) воспитанников имеют право  присутствовать на развивающих занятиях, получать консультативную помощь, получать полную и достоверную информацию о результатах проведения развивающего процесса. Родители (законные представители) воспитанника обязаны  создавать необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями.

Права педагога-психолога определены Должностной инструкцией специалиста. «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников» (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания

на участие в освоении программы

Нецелесообразно использовать программу в работе с воспитанниками с отклонениями в психофизическом развитии: с наличием острой психической симптоматики, со сниженным интеллектом до степени умеренной умственной отсталости,  с глубоким нарушением зрения (слепые) и слуха (глухие). Обоснованием является то, что данные категории детей не имеют возможности выполнять задания и упражнения, участвовать в играх,  используемых в программе, и это может усугубить психическое состояние ребенка.

Педагог-психолог несет ответственность за подготовку, планирование и проведение занятий, за приемы и техники, используемые на занятии, за соблюдение конфиденциальности в работе с воспитанниками  и их родителями (законными представителями).

 

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы

Необходимым условием реализации развивающей программы является взаимодействие специалистов, воспитателей, родителей групп ДОО участвующих в реализации данной программы.

Педагог-психолог должен иметь профессиональную подготовку по методам психологической диагностики и коррекционно-развивающей деятельности, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии, владеть современными технологиями, методами и приемами  работы с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями).

Развивающая работа предъявляет ряд требований к личностным качествам педагога-психолога. Специалист должен быть достаточно терпим и заранее готовыми к трудностям поведенческого характера со стороны воспитанников. Должен уметь гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от педагога-психолога креативности в общении с воспитанниками, уважения к внутреннему миру ребенка.

Регулярность посещений занятий - основное требование для воспитанников дошкольной образовательной организации.

 

Перечень учебных и методических материалов,

необходимых для реализации программы

·        Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г.«Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет», «РОСМЫН»;

·        Жукова О. «Зрительная память и восприятие. Тетрадь для детей 5-6 лет», «АЙРИС дидактика»;

·        Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей». СПб., 2016.

·        Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузова А.С. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», ООО «Речь» Санкт-Петербург, 2019;

·        Панфилова Э.Н. Развивалка.ру: дополнительная развивающая программа / под ред. Вакуленко Л.С., Вотинова О.М.. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;

·        Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации V/Т.В.Белова, А.В.Строганова, И.А.Чибриков и др. - СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;

·        Рахманова Е.М. «Графические диктанты для подготовки руки к письму для детей 5-7 лет», Издательство «Литера»;

·        Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

 

Требования к материально-технической оснащенности организации             для реализации программы

Кабинет педагога-психолога, оснащенный необходимыми учебно-методическими комплектами, дидактическими играми, игрушками и техническими средствами. Помещением для занятий может служить специально оборудованная, не очень маленькая комната. Обязательное условие – отсутствие помех, лишних шумов. Помещение должно быть хорошо проветриваемое, достаточно свободное. Кабинет педагога-психолога должен включать зону для игр на ковре и зону для выполнения заданий за столом.

Для проведения занятий педагогу-психологу потребуются: магнитно-маркерная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, игровой комплект В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Прозрачный квадрат»,  иллюстрации по заявленным темам, листы бумаги А4, карандаши простые и цветные, кисточки и краски, клей, карточки с буквами и цифрами, набор музыкальных инструментов, магнит, мяч, непрозрачный мешочек, фигурки животных, лабиринты на плотной бумаге.

Сроки реализации программы

Программа состоит из 31 часа, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся педагогом-психологом с воспитанниками в группе  до 10 человек один раз в неделю. Групповая работа предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия. Реализация программы рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей воспитанников.

 

Этапы реализации программы

1 этап  (диагностический) – реализуется в сентябре. На диагностическом этапе   предполагается проведение входной психологической диагностики с помощью методики «Экспресс-диагностики познавательных процессов» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. По результатам психологической диагностики формируются группы для занятий по развитию познавательной сферы воспитанников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

2 этап (основной) – реализуется с 3 недели сентября по апрель. На данном этапе  проводится комплекс из 31 занятия для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развивающей программе. С целью повышения психолого-педагогической грамотности для воспитателей и родителей (законных представителей) педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые  консультации по вопросам развития познавательных процессов у воспитанников, мастер-классы, практикумы.

3 этап (оценочный) - реализуется в мае. На данном этапе  проводится итоговая психологическая диагностика воспитанников. Педагогам и родителям педагог-психолог дает необходимые рекомендации.

Для реализации программы психологу необходимо систематически поддерживать обратную связь с воспитателями и родителями, информировать их об имеющихся успехах и затруднениях воспитанников, тщательно планировать пути решения выявленных проблем.Отношения между участниками строятся на основе взаимного доверия.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к возрастной норме;

- слуховая и зрительная память соответствует возрастной норме (объем запоминания 8-10 слов и картинок);

- восприятие соответствует возрастной норме;

- умеют выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,обобщение);

- восприятие соответствует возрастной норме;

- мелкая моторика и графические навыки развиты в соответствии с возрастом;

- повышен общий уровень интеллектуально-познавательного развития.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Методом наблюдения за воспитанниками отслеживается повышение уровня познавательной активности, развитие коммуникативных и поведенческих навыков, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствование навыков публичного выступления.

Педагогом-психологом проводится входная психологическая диагностика на диагностическом этапе и итоговая психологическая диагностика на оценочном этапе с применением методики «Экспресс-диагностика познавательных процессов» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., направленной на оценку уровня развития познавательной сферы. Сравнение полученных результатов позволяет оценить уровень изменений в развитии воспитанников.

 

 

 


 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

«ТРОПИНКА В СТРАНУ ЗНАНИЙ»

 

 

V. Список используемой литературы

 

1.     Бабкина Н.В. Зрительная память и восприятие: тетрадь для детей 6-8 лет.  Ростов н/Д: феникс, 2018;

2.     Безрукова Н.М. «Логическое мышление и внимание». М., 2019.

1.     Жукова О. «Зрительная память и восприятие. Тетрадь для детей 5-6 лет», «АЙРИС дидактика»;

2.     Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие/В.В. Воскобович, Н.А. Медова и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.- Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2018.

3.     Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей». СПб., 2016.

4.     Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2019.

5.     Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузова А.С. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», ООО «Речь» Санкт-Петербург, 2019;

6.     Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду»: Комплект с материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2018.

7.     Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегрированной деятельности: Методические рекомендации V/Т.В.Белова, А.В.Строганова, И.А.Чибриков и др. - СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020;

8.     Сорокина Л.И. «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет». М., 2019.

9.     Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

10. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 2016.

11. Тихомирова Л.Ф. «Упражнение на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников». Ярославль, 2016.

12. Чистякова М.И. «Психогимнастика». М., 2015.

13. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе». М., 2019.

VI. Методические рекомендации

Педагогу-психологу при реализации развивающей психолого-педагогической программы «Тропинка в страну знаний» рекомендуется соблюдать следующие принципы работы:

·        занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес;

·        отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное; недопустимо пренебрежение их настроением, самочувствием;

·        каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его уникальность, ценность, значимость;

·        недопустимы упреки и порицание за неуспех;

·        ценится постепенность развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения;

·        успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;

·        большое внимание уделяется на занятиях развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей деятельности.