Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее ис¬токов стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.
Развивающее обучение — направлениев теории и практике образования, ориентирующее на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальныхвозможностей (Российская педагогическая энциклопедия).
Развивающее обучение — это управление учителем психическим развитием ученика (И.А. Зимняя).
Разв.обуч.docx
Из всех существующих отечественных технологий обучения технология
развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли
такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д.
Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.
Развивающее обучение — направлениев теории и практике образования,
ориентирующее на развитие физических, познавательных и нравственных способностей
учащихся путём использования их потенциальныхвозможностей (Российская
педагогическая энциклопедия).
Развивающее обучение — это управление учителем психическим развитием ученика
(И.А. Зимняя).
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют,
направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Под развивающим обучением понимается новый, активно – деятельностный
способ обучения, который отличается от традиционного способа тем, что в нём:
учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития
ребенка.
обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка
ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом
воздействия со стороны педагогических средств;
целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации ,
сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её.
На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали
труды Л. С. Выготского. До Л. С. Выготского считалось, что развитие ребенка, в частности
развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием. Л. С. Выготский доказал, что
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского
развития.
Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно
пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания,
лежащих в зоне ближайшего развития».
Он выделял два уровня в развитии ребёнка:
1) сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то,
что ребёнок может делать самостоятельно;
2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребёнок пока ещё не
в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью
взрослых.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создаёт зону
ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы
психических новообразований.
Итак важно, в процесс обучения осуществлять обучение в зоне ближайшего развития
ребёнка.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработаны разные
технологии развивающего обучения. Например, технология развивающего обучения Л.В.
Занкова направлена на разностороннее, целостное развитие личности. В основном получила
распространение в начальной школе.
Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50е годы. В
настоящее время на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно
методический центр имени Л.В. Занкова при Министерстве образования России.
Л.В. Занков разработал принципы развивающего обучения: Принцип обучения на высоком уровне трудности. Если учебный материал и методы
его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны
быть преодолены, то развитие детей идет слабо.
Принцип ведущей роли теоретических знаний (без принижения значения
практических умений и навыков). Обучения на высоком уровне трудности определяет
отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более
обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом однако
не понижается значение практических умений и навыков учащихся.
Принцип системности и высокой сложности содержания, адекватной зоне
ближайшего развития ребёнка;
Принцип продвижение в изучении материала в быстром темпе.В изучении
программного материала следует идти вперед быстрым темпом. Непреднамеренное
замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного,
создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности.
Принцип осознанияребёнком процесса учения. Предполагает сознательное освоение
учебной информации; четкое представление цели деятельности, принятие этих целей).
Принцип проблематизации содержания. Предполагает широкое использование система
заданий поискового характера.
Принцип работы над развитием всех (сильных и слабых) детей, индивидуальный подход.
Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое
распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается
дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с
врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на
неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому
требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности
выполнимы не для всех учеников.
Развивающее обучение
Развивающее обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.