Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»
Оценка 4.8

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Оценка 4.8
Игры
docx
история +1
Взрослым
06.12.2018
Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»
Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел» Автор: Ляхнович Ольга Ивановна, педагог-организатор МКУ ДО Северного ДДТ Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел» является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это урок нравственности, основанный на общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре и главной ценности - хлебу. Хлеб занимает особое место в жизни человека, еще на Руси он выступал не только в качестве пищи, но и являлся частью духовного развития. Хлеб — это великая ценность, источник жизни и богатство государств всего мира. Однако мало кто задумывался, как выращивают хлеб. Процесс этот сложный и трудоемкий, задействует большое количество рабочей силы и специальной техники. Данное мероприятие знакомит младших школьников с процессом выращивания и производства хлеба на Руси, интересными фактами, обычаями и традициями, связанными с хлебом, а также детям предстоит проявить свои способности и умения. Меняется эпоха, но бережное, трепетное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду хлебороба-это ценности, которые нужно прививать с детства. Цель: Расширить знания детей об образе жизни и труде крестьян на Руси через изучение технологии возделывания и производства хлеба. Задачи: 1. Познакомить детей с орудиями труда хлебопашцев (с сохой, бороной, цепом, серпом и другими), технологией возделывания хлеба на Руси и в наше время; 2. Развивать творческие способности обучающихся и интерес к русской культуре; 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, которые причастны к его производству. Целевая группа: обучающиеся общеобразовательных учреждений, 8-11 лет. Место проведения: Музей муниципального казённого учреждения дополнительного образования детей Северного района Новосибирской области Дома детского творчества Форма: развлекательно-познавательная игра. Оборудование: экспонаты музея: соха, борона, жернова, серп, квашня.
Как хлеб на стол пришел.docx
Развлекательно ­ познавательная игра «Как хлеб на стол пришел» Автор: Ляхнович Ольга Ивановна, педагог­организатор МКУ ДО Северного ДДТ Развлекательно   ­   познавательная   игра   «Как   хлеб   на   стол   пришел» является   одной   из   форм   патриотического   воспитания   подрастающего поколения,   это   урок   нравственности,   основанный   на   общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре и главной ценности ­ хлебу.  Хлеб занимает особое место в жизни человека, еще на Руси он выступал не только в качестве пищи, но и являлся частью духовного развития. Хлеб — это великая ценность, источник жизни и богатство государств   всего мира. Однако мало кто задумывался, как выращивают хлеб. Процесс этот сложный и трудоемкий, задействует большое количество рабочей силы и специальной техники. Данное   мероприятие   знакомит   младших   школьников   с   процессом выращивания и производства хлеба на Руси, интересными фактами, обычаями и традициями, связанными с хлебом,  а также детям предстоит  проявить свои способности и умения.  Меняется   эпоха,   но   бережное,   трепетное   отношение   к   хлебу, уважительное   отношение   к   труду   хлебороба­это   ценности,   которые   нужно прививать с детства. Цель:  Расширить   знания детей об образе жизни и труде крестьян на Руси через изучение технологии возделывания и производства хлеба.  Задачи: 1. Познакомить детей  с орудиями труда хлебопашцев (с сохой, бороной,  цепом, серпом и другими), технологией возделывания хлеба на Руси и в  наше время; 2. Развивать творческие способности обучающихся и интерес к русской  культуре; 3. Воспитывать бережное отношение к  хлебу,  к труду тех людей, которые причастны к его производству.  Целевая группа: обучающиеся общеобразовательных учреждений, 8­11 лет. Место   проведения:  Музей   муниципального   казённого   учреждения дополнительного   образования   детей   Северного   района   Новосибирской области Дома детского творчества Форма: развлекательно­познавательная игра. Оборудование: экспонаты музея: соха, борона, жернова, серп, квашня.  Ведущий 1:­ Добрый день дорогие друзья! Отгадайте,  пожалуйста, загадку: «Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился, А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто. В магазине занял место. Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)» Ведущий 2.  Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. “Хлеб на стол и стол престол, нет ни куска и стол доска” ­ эта народная мудрость основана на бесценном человеческом опыте и уважению к хлебу длиною   в   тысячелетия.   Если   даже   ваша   трапеза   будет   состоять исключительно из хлеба, ваш организм все равно получит все питательные вещества,  витамины,  жиры,  белки,  клетчатку,  крахмалы   и  углеводы,  такие нужные и полезные для нормальной жизнедеятельности организма человека. Сегодня мы поговорим о малоизвестных и интересных фактах о хлебе, узнаем о многих обычаях и традициях, связанных с хлебом,  а также вам предстоит проявить   свои   способности   и   умения. За   каждое   правильно   выполненное задание   команда получит  пазл, а в конце занятия соберете из них картину знаменитого     русского   художника,   автора   таких   выдающихся   картин,   как "Ужин трактористов", "Сенокос" и др. Победит та команда, которая соберет большее количество пазлов. Ведущий 1: ­ На Руси хлеб выращивали крестьяне­хлебопашцы, так называли людей, чья жизнь была связана с земледельческим трудом. (Перевоплощение в крестьян). Ученики делятся на 3 команды.  Ведущий 1: А вы знаете, что такое хлеб? (ответы детей)   Сегодня, произнося слово   “хлеб”,   мы   имеем   в   виду   какие­то   изделия   из   муки.   А   в   прошлом хлебом называли любые виды зерна. И вот сейчас я предлагаю вам стать пекарями, а какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, приняв участие в игре – эстафете. Проводится игра – эстафета: «Что мы испекли?». Каждый  участник команды, по очереди бежит к столу, берёт карточку с буквой, возвращается в команду. Даётся задание: собрать из букв слово и отгадать название хлебобулочного изделия, а в дальнейшем это будет названием вашей команды. Пришло время предоставить слово командам. Представление команд. («Колосок», «Калач», «Каравай»).  Ведущий 2:  «Что потопаешь, то и полопаешь», ­ говорили наши предки. В древности большая часть территории нашей страны была покрыта густыми лесами, землю под пашню приходилось отвоёвывать у природы. Прежде  чем крестьянин   вырастит   урожай   зерна,   проходит   немало   времени.   Да   и   семь потов с него сойдет, пока появится на столе ароматный хлеб. Ведущий 1:  Задание командам:   проиллюстрируйте сказку «Легкий хлеб». (Приложение   1).   Команде     необходимо   из   представленных   орудий   труда хлебопашцев   (рисунки)   составить   технологию   возделывания   хлеба,   назвать предметы и объяснить их предназначение.  Ведущий 2: А как это происходит в наши дни? (Ответы детей) Весной, как растаял   снег,   приехал   тракторист,   он   вспахал   землю,   затем   засеял   поле семенами. Пригрело солнышко, полил дождик, выросли пшеничные колоски, за ними ухаживали полеводы. Осенью созревает обычно урожай, поспела и пшеница. Приехал комбайнер на специальной машине – комбайне – собрал колоски, пересыпал в грузовую машину. Машины или поезда увезли зерно на мукомольный   завод.   Там   рабочий­мукомол   засыпал   зерно   в   мельницу   и смолол его в муку. Из муки пекари замесили тесто и испекли хлеб. Водитель отвез хлеб в магазин, а продавец продал его нам. Ведущий 1:  Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей   разных   профессий.   Вспомните,   пожалуйста,   какие   это   профессии? Ответы детей: Механизаторы, трактористы, комбайнёры, повара, агрономы, мельники, шофера, пекари, кондитеры, продавцы. Ведущий   2:  А   сейчас   я   хочу   познакомить   вас   с   тяжелым   трудом   наших предков.  Игра – эстафета «Перемели  зерно». Команды  соревнуются, кто быстрее перемелет зерно в муку.  Ведущий 1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Хлеб в данном случае символизировал богатство дома, готовность к приему гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Хлеб  клали  в  красном  углу,  перед иконами,  как свидетельство  своей христианской верности. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом. За столом   каравай   резал   только   хозяин   дома   и   только   специальным   ножом. Отрезалось ровно столько кусков хлеба, сколько едоков сидело за столом. Во время еды нельзя было брать второй кусок или оставлять кусок недоеденным, доедать чужие куски также запрещалось.  О хлебе существует немало пословиц и поговорок.  Задания командам: дополнить пословицы (Приложение 2) Ведущий 2: Давайте  с вами поиграем, игра называется “Веришь – не веришь”. Все мои вопросы будут начинаться со слов “правда ли”. Если то, что я скажу, вы сочтете правдой, отвечайте: “Да, это правда!”. Если вы считаете, что это невозможно, отвечайте: “Это неправда”. (Приложение 3) Ведущий   1:  Хлеб   ­   для   каждого   народа   является   священным   атрибутом достатка, залогом благополучия и ассоциируется с кропотливым и нелегким трудом во все времена. За время своего существования хлеб смог оставить след   в   питание   и   еде,   культуре,   традициях,   религии,   сказках,   поговорках, поверьях, обрядах у разных народов с разными вероисповеданиями. Хлеб ­ это по истине, самый стратегически важный продукт питания, без которого не смогло бы существовать само человечество. Ведущий   2:   Предлагаю   командам     показывать   свою   сообразительность. (Приложение 4) Ведущий 2: Давайте подведем итоги.  Посчитайте сколько у вас пазлов? Выявить команду победительницу. Ведущий 1:  А сейчас из всех пазлов вы должны собрать единую картинку. (Приложение 4). Посмотрите, что у вас получилось?  Что изображено на этой картине? Какие   орудия труда этой крестьянской семьи видны на картине? (Ответы детей) Ведущий 2: Молодцы. Вы справились с вопросами. И совсем скоро вас можно будет назвать знатоками  мира хлеба. Ребята, понравилось вам занятие? Что вы   узнали   нового?   Почему   нам   нужно   бережно   относиться   к   хлебу? ( Выслушать ответы детей, поблагодарить всех за участие) Ведущий   1:Бережное,   уважительное   отношение   к   хлебу   всегда   считалось священным. Выбрасывать хлеб, а тем более играть им – большой грех, так учит народная мудрость. К хлебу должно быть особое, трепетное отношение. А как же иначе, ведь он – всему голова!  И мы сегодня, соблюдая и продолжая традиции наших дедов, преподносим вам  хлеб. Приложение 1 Сказка  «Легкий хлеб» Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит ­ под кустом косарь сидит и ест что­ то. Волк подошел к нему и спрашивает: Ты что ешь, человече? Хлеб, ­ отвечает косарь. А он вкусный? Да, еще какой вкусный! Дай мне отведать. Что ж, отведай. Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит: Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече! Ладно, ­ говорит косарь, ­ научу тебя, где и как хлеб доставать. И начал он волка поучать: Прежде всего, надо землю вспахать… Тогда и хлеб будет? Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить… И можно есть хлеб? ­ замахал волк хвостом. Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять… Тогда и хлеб будет? ­ облизнулся волк.   Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть… Ох, ­ вздохнул волк, ­ долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!.. Где там наешься! ­ перебил его косарь. ­ Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток… И буду хлеб, есть?   Э,  какой   нетерпеливый!   Надо   сначала   снопы   обмолотить,  зерно   в  мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть… И все? Нет, не все. Надо муку в доже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить. И спечется хлеб? Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, ­ закончил косарь поученье. Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит: Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать. Ну что ж, ­ говорит косарь, ­ раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Пословицы и поговорки о хлебе. Приложение 2 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Хлеб, да вода …(крестьянская еда); Хлебушко калачу …(дедушка); Хлеба ни куска, так и в доме …(тоска); Красна изба углами, обед …(пирогами); Без печи холодно, без хлеба …(голодно). Не шуба греет, а… (хлеб); Хлеб хлебу – ….(брат); Хлеб – всему…( голова!); Хлеб, щи, каша –…( пища наша); На чужой каравай…(рта не разевай) Худ обед, коли …(хлеба нет); Хлеб – батюшка, вода – …(матушка); Хочешь есть калачи, так … (не сиди на печи); Если хлеба ни куска, так в … (тарелке тоска); Доплясались, что без … (хлеба остались). Приложение 3 Игра   “Веришь – не веришь” 1. Правда ли, что в средние века  хлебом пользовались не только для еды, но и для сервировки стола. (Да,  чёрствые куски хлеба клались на стол вместо тарелок   —   а   уже   на   них   помещали   еду.   После   обеда   пропитавшийся побывавшей на нём пищей хлеб съедали или отдавали собакам) 2. Правда ли, что самым первым хлебным растением нужно считать не злаки – пшеницу или рожь, а всем  известный  – дуб. (Да, высокие урожаи желудей   люди   научились   использовать   для   приготовления   хлеба   еще   в древние времена. Советские археологи во время раскопок в Кировоградской области   знаменитых   Трипольских   поселений   обнаружили   специально высушенные и грубо растертые в муку желуди. 3. Правда ли, что «Сэндвич» получил свое название в честь знаменитого графа? (Да, «Сэндвич» получил свое название в честь графа Сэндвича. Тот, будучи заядлым картежником, придумал класть мясо между кусками хлеба, чтобы не испачкать руки). 4. Правда   ли,   что   перед   севом   крестьяне   вываливались   в   грязи,   чтобы урожай хлеба был богатый и жирный? (Нет, накануне сева крестьяне мылись в бане, чтобы хлеб уродился чистый, без сорняков, в день сева надевали белую рубаху и с лукошком выходили в поле). 5. Правда ли, что сколько народов, столько и видов хлеба. (Да.  В каждой стране есть какие­то свои рецепты, присущие именно этому народу. Русский каравай,   ржаной   хлеб   и   французский   багет,  кавказский   лаваш   и   немецкий брецель, итальянская чиабатта и мексиканская тартилья, американский бейгл и индийская чапати) 6. Правда ли, что на Руси существовало поверье, что если стряпуха будет стоять у печи сытой, обед покажется вкуснее? (Нет, наоборот, если стряпуха будет голодной, тогда обед будет вкуснее. Пищу подавала хозяйка дома. А в большой семье ей некогда было присесть к столу во время обеда, и она ела одна после того, как закончит свои дела). 7. Вспомните пословицу: “Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу”. Правда ли, что в старину у крестьян не было завтрака? (Да, Домострой говорил о двух обязательных трапезах – обеде и ужине. Завтрака могло и не быть. В народе существовало поверие о том, что дневную еду надо сначала заработать). Правда ли, что в день человечеством съедается 9 миллионов единиц 8. хлеба. (Да, и  50% этого хлеба идёт на изготовление бутербродов).  Приложение 4 Вопросы на сообразительность 1. Сказочный персонаж из теста  (колобок) 2. Как назвать бездельника, который ест чужой хлеб? (нахлебник) 3. Без чего хлеб не испечешь  (без корки) 4. Назови хлеб ласково (хлебушек) 5. После его съедания остается только дырка (бублик) 6. Самая маленькая частица хлеба (крошка) 7. Чем принято есть хлеб? (руками) 8. В каком году люди едят больше обыкновенного? (в високосном) 9. Что важнее спать или есть? (спать) 10.Главное украшение стола на Масленицу? (блины) 11. Какой хлеб пекут на Пасху? (кулич) 12. С чем встречают в праздник долгожданных гостей? (с хлебом­солью) Пластов Аркадий Александрович  «Жатва» Приложение 5 Картина Пластова А.А. «Жатва» написана в 1945 году, повествуют нам о буднях простых людей, колхозниках, занятых на полях уборкой урожая. За эти живописные произведения о летней страде Аркадий Пластов был удостоен   Сталинской   премии,  что   на  то   время   для   советского   художника было просто недосягаемой вершиной. На картине «Жатва» художник изобразил непродолжительный отдых, во время которого семья обедает. Урожай пшеницы скошен и наметан в большие стога и копны.  Около  копны  видны орудия труда этой крестьянской семьи. Как видно, дед работал косой, которую на время отдыха прислонил к стогу, а мальчики   серпами.   На   картине   видны   и   деревянные   грабли.   Возможно, девочка подгребала ими колоски. Дед,   также   вышедший   на   жатву   вместе   с   внуками­подростками, конечно, еще не успели столько сжать. У пожилого человека, силы уже не те, что были в молодости, да и своих внучат он жалеет. Нелегко им приходится, ведь отец еще не вернулся с фронта, и все бремя нелегкого крестьянского труда легла на плечи вот таких стариков и подростков. Но в их сердцах живет надежда, что все будет хорошо, вот только бы отец вернулся… «Тогда бы и матери было бы полегче», ­ думают дети. Невероятно долгих четыре года деревня,   проводившая   на   фронт   мужчин,   обеспечивала   страну   и   фронт продуктами. И вот пришел долгожданный день Победы, но еще так долог путь солдат домой к своим родным. Да и не все они постучат в двери родного дома, где их все еще продолжают ждать, несмотря ни на что. Дед   с  внуками   не   спеша   едят   нехитрую   крестьянскую   пищу,   черпая расписными   деревянными   ложками   густую   кашу   из   кастрюли.   На   платке разложены огурцы. Один из мальчиков пьет из глиняного кувшина воду, в котором вода долго остается прохладной. Рядом смирно сидит дворовый пес, подняв   уши,  он   терпеливо   ожидает   подачки.   Очень   колоритно   изображена фигура   бородатого   седого   старика.   Во   время   работы   его   волосы   сильно растрепались. Он держит в больших натруженных руках небольшой кусочек ржаного хлеба и зрителям ясно, что он лишь изредка откусывает от него, стараясь, чтобы хватило еды ребятам. Хотя на детях легкая одежда, на плечи старика наброшен изношенный коричневый   пиджак.   Возможно,   он   не   совсем   здоров   и   поэтому   боится простудиться   и   слечь.   Тогда   семье   будет   еще   тяжелее   управляться   с хозяйством. В   настоящее   время   картина   "Жатва"   находится   в   экспозиции Государственной   Третьяковской   галереи,   вызывает   светлую   грусть   от созерцания бескрайних просторов полей и скромной трапезы крестьян после военного времени.

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»

Развлекательно - познавательная игра «Как хлеб на стол пришел»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2018