Реализация детско-родительского проекта «Утро – с улыбки» в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Оценка 4.6

Реализация детско-родительского проекта «Утро – с улыбки» в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Оценка 4.6
doc
08.07.2022
Реализация детско-родительского проекта «Утро – с улыбки»  в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Утро с улыбки.doc

Реализация детско-родительского проекта «Утро – с улыбки»

в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

 

 

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на семьдесят процентов зависит, каким вырастет человек, какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья определяет не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Из этого можно сделать следующий вывод: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая детский сад) призваны этому содействовать.

Семья и детский сад – два важнейших института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Поэтому организация работы с семьей дошкольника, с целью установления отношений сотрудничества, является одной из приоритетных в детском саду. Как правило, взаимодействие детского сада с семьей начинается с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Однако это не самые лучшие дни в жизни семьи, и трудности этого периода связаны с адаптацией.

Ребенок, попадая в новую социальную ситуацию (незнакомая обстановка, новые взрослые и дети вокруг, непривычный режим дня) пребывает в длительном стрессовом состоянии, что неизбежно приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Усугубляет ситуацию то, что родители, переживая по поводу разлуки с малышом, испытывая тревогу за него, сами находятся в стрессовом состоянии.

Как известно, дети-дошкольники наиболее чувствительны к влиянию родителей. Они словно радары считывают эмоциональное состояние близких людей. И, если мама и папа испытывают беспокойство, связанное с детским садом, малыш никогда не поверит их убеждениям в том, что детский сад – это хорошо.

Начинать установление доверительных, партнерских отношений между сотрудниками детского сада и родителями будущих воспитанников, следует задолго до прихода ребенка в детский сад. Этот период можно назвать предадаптацией. И вся работа в этот период должна быть направлена на налаживание взаимодействия педагогов с родителями будущих воспитанников.

Все вышесказанное, легло в основу детско-родительского проекта «Утро – с улыбки».

Целью этого проекта  было оказание помощи детям, родителям в период адаптации к условиям детского сада, профилактика дезадаптации.

Цель проекта достигалась через решение следующих задач:

        Снять эмоциональное напряжение родителей по поводу перспективы пребывания ребенка в детском саду;

        Организовать условия для благоприятного течения периода адаптации детей в группе раннего возраста;

        Способствовать активному вовлечению семей будущих воспитанников в образовательное пространство детского сада, привлечение их к сотрудничеству;

        Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста;

        Сплочение коллектива родителей.

Проект реализовывался в течение 5 месяцев, с мая по сентябрь педагогами группы раннего возраста Клиновой Мариной Геннадьевной, воспитателем высшей квалификационной категории и Зыряновой Ольгой Сергеевной.

В результате реализации проекта планировали достичь  следующих результатов:

        Снижение процента детей, тяжело адаптирующихся к условиям детского сада;

        Повышение психолого-педагогической культуры родителей детей;

        Наличие условий для эффективного взаимодействия  с родителями воспитанников;

        Формирование позиции родителей (законных представителей) как полноправных участников образовательных отношений;

        Сплочение коллектива родителей группы.

Практическая работа по проекту реализовывалась в 3 этапа. На подготовительном этапе «По дороге в детский сад» реализовывались следующие направления работы: взаимодействие с родителями вновь поступающих детей и деятельность адаптационной группы.

Целью организации взаимодействия с родителями вновь поступающих детей была подготовка родителей к принятию новой социальной позиции – родитель ребенка, посещающего детский сад. Для этого нами решались следующие задачи:

        Снять эмоциональное напряжение родителей по поводу перспективы пребывания ребенка в детском саду;

        Повышение уровня компетентностей родителей детей раннего возраста;

        Помочь родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка, увидеть мир с позиции ребенка;

        Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада;

        Сплотить коллектив родителей;

        Наладить взаимодействие сотрудников детского сада с родителями детей;

        Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблему друг друга.

Для родителей были организованы собрания в интерактивной форме с элементами тренинга для родителей будущих воспитанников детского сада. Всего было организовано 3 встречи - «Детский сад в помощь вам», « Что такое детский сад?», «Адаптироваться – не просто привыкнуть».

Главная цель деятельности адаптационной группы - формирование у ребенка чувство защищенности, доверия к окружающему миру, профилактика дезадаптации.

Для достижения этой цели нами было организованы мероприятия направленные на:

        Знакомство детей с новой обстановкой, будущими воспитателями, сверстниками;

        Расширение опыта общения ребенка;

        Снижение эмоционального напряжения родителей по поводу пребывания ребенка в детском саду;

        Знакомство с особенностями периода адаптации, методами и приемами подготовки ребенка к поступлению в детский сад.

Данный этап работы был организован в форме детско-родительских встреч. Сначала ребенок вместе с мамой или папой приходит на прогулку в детский сад, затем происходило вхождение ребенка в группу, что явилось основой для реализации  основного этапа проекта - «Здравствуй, детский сад!».

В процессе осуществления основного этапа  педагогами были созданы  условия для  формирования у ребенка чувства защищенности, доверия к окружающему миру через организацию оптимальной деятельности  с детьми, педагогами и родителями.

Совместная образовательная деятельность  с детьми в адаптационный период была выстроена в соответствии с методическим пособием Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».  В процессе игровых ситуаций и ситуаций общения воспитатель является непосредственным активным участни­ком, который заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за­дает образцы выполнения действий.

Дети с большим удовольствием приняли участие в таких играх, как «Божья коровка», «Мячик», «Веселый петрушка», направленных на снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;   развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор­динации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Количество и содержание таких игр может корректироваться педагогом в соответствии с возрастом, состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей группы.

Взаимодействие с педагогами заключалась в оказании квалифицированной профессиональной помощи в организации адаптационного периода  и установления отношений сотрудничества с родителями вновь прибывших детей через консультации, основанные на теоретическом  способе изложения материала.

Во взаимодействии  с родителями педагогами были организованы родительские собрания, оформлены информационные стенды, родители воспитанников стали активными участниками мероприятий детского сада, что позволило повысить их педагогические знания, помочь им осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка, увидеть мир с позиции ребенка.  

 На заключительном этапе нами был проведен анализ результатов адаптационного периода. По итогам реализации проекта можно отметить   значительное снижение уровня тревожности у родителей по поводу перспективы пребывания детей в детском саду, повышение доли родителей, обращающихся за психолого – медико – педагогической  помощью к специалистам детского сада и, главное, сплочение коллектива родителей группы. Родители группы принимали активное участие в мероприятиях детского сада таких, как, например, «Осенняя ярмарка», конкурс декоративно – прикладного и художественного творчества «Зима-мастерица», городской конкурс  «Хрустальная туфелька».

Наряду с положительными результатами реализации данного проекта педагогами были выявлены следующие проблемы:

        недостаточный уровень взаимодействия с  педагогом-психологом и заместителем заведующего по методической и воспитательной работе.

        использование традиционных форм взаимодействия с родителями и специалистами детского сада.

В перспективе для решения данных проблем планируются следующие мероприятия:

        проектирование совместного плана адаптационного периода с конкретным определением роли и функции специалистов детского сада, родителей;

        информирование родителей (законных представителей) об организации деятельности по реализации плана периода адаптации, используя различные способы предоставления информации;

        использование активных форм взаимодействия (коммуникативные тренинги) как с педагогами и специалистами, так и с родителями.

 

Список литературы

1.      Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ И.В. Лапина. - Волгоград: Учитель,2010.

2.      Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2044

3.      Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М: Книголюб, 2003

 

 

 


Реализация детско-родительского проекта «Утро – с улыбки» в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Реализация детско-родительского проекта «Утро – с улыбки» в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Формирование позиции родителей (законных представителей) как полноправных участников образовательных отношений; ‒

Формирование позиции родителей (законных представителей) как полноправных участников образовательных отношений; ‒

Взаимодействие с педагогами заключалась в оказании квалифицированной профессиональной помощи в организации адаптационного периода и установления отношений сотрудничества с родителями вновь прибывших детей через консультации, основанные…

Взаимодействие с педагогами заключалась в оказании квалифицированной профессиональной помощи в организации адаптационного периода и установления отношений сотрудничества с родителями вновь прибывших детей через консультации, основанные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2022