Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы по средствам применения технологии работы с текстом
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. В связи с этим остро актуальным стало создание современного педагогического инструментария, который позволит учителю не на словах, а на деле обеспечить качественную реализацию нового социального заказа. В законе РФ «Об образовании» так сформулирован запрос общества, государства: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Сегодня главным документом, определяющим развитие образования в стране, является президентская инициатива «Наша новая школа». Она ставит перед учителем множество новых задач, расставляет новые приоритеты, во многом меняет взгляд на взаимоотношение ученика и учителя. В сложившейся ситуации от выпускников образовательных учреждений требуются такие качества, как понимание, конструирование и оценка информации, ее анализ на основе системы теоритических знаний, принятие решений на основе проведенного анализа, проектирование собственной деятельности в соответствии с поставленными целями и реализация построенного проекта, самоконтроль полученных результатов и коррекция выполняемой деятельности, ее самоанализ. Значит, главная задача школы сегодня - не просто вооружить выпускника набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Общество требует, чтобы образование соответствовало самым высоким мировым стандартам, а у нас очень много недостатков, об этом свидетельствуют результаты тестов. Низкий уровень грамотности, образованности, заформализованность процесса обучения, отсутствие интереса к предмету. У учащихся не сформированы ключевые компетентности: готовность к разрешению проблемы, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов. Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использование комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, а многие педагоги к этому не готовы. Исходя из этого, я выделяю противоречия в условиях, в содержании, в результатах учебной деятельности. Противоречия
между: Деятельностный метод в обучении Способность
человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для
его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни
лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна
заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может
впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования
своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский,
Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и
многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Структура уроков введения нового знания Структура
уроков введения нового знания имеет следующий вид: Средства формирования УУД на уроках русского языка Для достижения
поставленной цели учителем словесником используются различные средства
формирования УУД. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной
мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является
создание проблемных ситуаций на уроке. Используется также исследовательский
подход в обучении, смысл которого заключается в том, что ребенок получает
знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно
такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы знания о незнании
воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом
дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на
уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять
причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать
средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск
необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать
вывод, формировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в
сотрудничестве. Подобные приемы удовлетворяют потребности в творчестве
учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мысли в устной и
письменной форме, способствуют формированию различных компетенций. Развивает
умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу
узнать – узнал – научился». Повышает мотивацию к изучению материала,
развивает умение прогнозировать задания: «Верные – неверные утверждения»,
«Прогнозирование». Важную роль в формировании УУД играет работа с текстом.
Это и поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста,
интерпретация, комментирование текста. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.