Реализация ФГОС НОО через Всероссийские проверочные работы в начальной школе
(из опыта работы)
Думаю, многим из Вас знакома ситуация, когда четвертные/годовые отметки не подтверждаются результатами ВПР. «Почему?»- спрашиваем мы сами себя. Дети активны на уроках, готовят сообщения, с тестами и контрольными работами после изучения каждой темы справляются отлично. Их высокие отметки в журнале вполне заслуженные. Для повышения результатов ВПР мы регулярно выполняем типовые задания, но и этого оказывается не достаточно. Нередко результаты оказываются ниже ожидаемых. Опыт убеждает в том, что начальная школа, прежде всего, должна формировать фундамент компетентной личности. Педагогу важно отличать ключевые компетентности, как результат начального образования от других результатов, в частности от предметных знаний и умений. Принципиальной особенностью ключевой компетентности личности является то, что освоив ее в одной области, человек может применить ее в других областях. Освоив умения по обработке информации в одной области, ученик может перенести его в другую область, способен оперировать информацией в любой ситуации жизнедеятельности. Не «знаниевый» критерий, а «деятельностный», «функциональный» становится основным в условиях компетентностного подхода. К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования относятся:
· Коммуникативная компетентность
· Информационная компетентность
· Компетентность разрешения проблем.
Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности. Знание этих составляющих обеспечит педагогу возможность операционализации оценки результатов образовательного процесса. Базовой ее составляющей является личностно-деятельностный компонент, который применительно к начальной школе предполагает сформированность не только предметных, но и метапредметных умений:
1. Искать – опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;
2. Думать – устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию и вырабатывать свою точку зрения;
3. Сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
4. Приниматься за дело – войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу;
5. Адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, применять свои знания в нестандартной ситуации. стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетентность младших школьников, по нашему мнению - это готовность, способность ученика успешно применять полученные ЗУНы в нестандартных ситуациях. В свою очередь нестандартными мы считаем ситуации, отсутствовавшие в опыте учащегося, но для решения которых он обладает необходимыми знаниями и способами действия. Нестандартные ситуации могут быть как обучающими, так и диагностическими. Насколько успешно сформирован фундамент компетентности показывают результаты ВПР. Мы провели мониторинг тех заданий, которые вызывают затруднения у выпускников начальной школы. Информацию приняли к сведению, стараемся эту статистику изменить. Одна из причин низкого результата по-прежнему остается неправильное распределение времени обучающимися – дети не приступают к выполнению заданий, которые им кажутся сложными или, пытаясь их выполнить, теряют время и не выполняют следующие задания . Поэтому мы с первого года обучения приучаем ребят правильно распределять время, не останавливаться на тех задания, которые могут вызвать долгие раздумья, пропускать трудные или непонятные задания. Настраиваем ребят на выполнение максимального количества заданий. При сомнении в правильности своего ответа, рекомендуем выбирать такой вариант, который имеет большую вероятность. Своих учеников мы активно приучаем работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет ресурсами. Ребята решают много тестов в дистанционном формате.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошла в штатный режим.
Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Глебова Е.Ю. – учитель начальных классов
МОАУ СОШ № 38 г. Орска
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.