МОУ «Столбовская школа»
Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках изо
Из опыта работы подготовила
учитель
изобразительного искусства
Иваниченко О. В.
2020 г.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей школьного возраста высоких патриотических чувств (чувства верности родине, готовности к выполнению своего гражданского долга по защите интересов родной страны).
Оно должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание подрастающего поколения тесно связано не только с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая учащимися в современной школе. Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается, как дифференцированный процесс, с учетом возрастных особенностей учащихся и осуществляется, как в учебное время, так и во внеурочное время.
Актуальность проблемы патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней отмечено: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».
С чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соотечественники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм».
Цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании:
- формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;
В учебном процессе воспитание патриотизма происходит практически на каждом уроке изобразительного искусства. На каждом уроке мы говорим о родном крае, изучаем быт и культуру своего народа. Целью каждого урока является воспитание любви к родной стране, уважения к нашим символам и законам. На учебных занятиях детям прививаются желание и стремление знать историю нашей огромной страны, это способствует воспитанию патриотизма и гражданственности им, как будущим защитникам отечества.
Так же на уроках проводятся беседы о нашей республике, о нашей стране, о том, как ее защищали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной Войны, изучается современная история искусства.
Содержание деятельности:
1. Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся на уроках («Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве» и т.д.);
2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику («Крым в сердце моем», «Прикосновение к истокам», конкурсы рисунков и поделок и т.д.)
3. Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.
Приоритетной целью изучения «Изобразительного искусства» является духовно - нравственное развитие ребенка, т. е формирование у него качеств, отвечающих представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Все темы занятий на протяжении всего курса пропитаны принципом «от родного порога в мир общественной культуры», открывают учащимся многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, культуру России, как часть целостного мира.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например: темы направлены на знакомство учащихся с художественными материалами, на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
Большое количество занятий направлены на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как: «Выражение характера человека через украшения, «Памятники архитектуры - наследие предков», «Пейзаж родной земли», «Народные промыслы», «Народные праздники», «Города русской земли», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гулянья», «Пейзаж в русской живописи», «Великие скульпторы».
В целях повышения познавательной активности, учащиеся занимаются и проектной деятельностью. Дети изучают историю родного края, архитектуру, творчество художников-земляков, знакомящих детей с культурой Родины и развивающих чувство гордости за свой край.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, уважения к истории Отчизны, в рамках предмета изобразительного искусства, в школе проводятся конкурсы и выставки детских рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», Дню Победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики. Многие наши учащиеся являются победителями, призерами, участниками различных творческих конкурсов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание («Крым в сердце моем», «Я и Россия: мечты о будущем» и т.д.)
Но самое главное и ценное – это желание учащихся продолжать знакомство с искусством, расширять свои знания в области теории и истории искусства, овладения новыми художественными техниками и в дальнейшем демонстрация их зрителям. Удается привлечь внимание и помощь родителей к детским творческим работам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.