Реализация инновационной модели педагогической практики как условие формирования здоровьесберегающих компетенций будущего педагога

  • pptx
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация для конференции Корюкина, Тавастшерна, Колодий.pptx

Подготовили:
Корюкина О.И.
Тавастшерна Е.А.
Колодий К.С.

Реализация инновационной модели педагогической практики как условие формирования здоровьесберегающих компетенций будущего педагога

Цели и задачи

Цель исследования: изучить возможности реализации инновационной модели учебной практики для формирования здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов.

Задачи исследования:
Изучить понятие профессиональных компетенций будущих педагогов;
Определить специфику здоровьесберегающих компетенций;
Рассмотреть возможности инновационной модели учебной практики для формирования здоровьесберегающих компетенций студентов;
Реализовать программу учебной практики, включающую активное использование здоровьесберегающих технологий в условиях образовательных организаций;
Провести сравнительный анализ общероссийских среднестатистические данных антропологических замеров длины и массы тела, выполненных учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательных организациях Калининградской области в процессе реализации учебной практики.

Компетентностный подход- совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Включает в себя:
теоретическое обоснование цели профессиональной подготовки;
теоретическое обоснование необходимости и объема изменений в содержании образования;
определение образовательной стратегии, включающей соответствующие технологии, формы и методы обучения;
выработку критериев и диагностического инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.
Предусматривает системную трансформацию профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленности образовательного процесса вуза в единстве его целевого, содержательного и технологического компонентов на конечный результат – становление профессиональной компетентности будущего специалиста.

Ключевые образовательные компетенции

 Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция 
Учебно-познавательная компетенция
Информационная компетенция 
Коммуникативная компетенция
Социально-трудовая компетенция 
Компетенция личностного самосовершенствования 
Общепредметные (базовые) компетенции учителя
Здоровьесберегающая компетенция
(Хуторской А.В.)

Понятие «Здоровьесберегающая компетенция»

Способность (готовность) мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для  формирования у студентов  мотивации к здоровьесбережению, а также умение предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека.
Интегративное свойство личности будущего педагога, включающее знания, умения, профессиональный и жизненный опыт, основанные на сформированном мотивационно-ценностном  отношении к здоровью, выражающееся в способности и готовности  решать профессиональные задачи, связанные  с реализацией здоровьесбережения  в процессе профессиональной деятельности педагогов.
(А. Г. Бусыгин)

1. Социально-трудовой компонент здоровьесберегающей   компетенции включает в себя способности формирования активной  гражданской позиции «Я здоров – значит, полезен государству», соблюдение техники безопасности, знание и применение правил личной гигиены.
2. Общекультурный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя способности формирования культуры  здоровья, питания, поведения и общения; наличие представлений, связанных  с философским, религиозным, научным и правовым отношением  к здоровью; знания этнокультурных  традиций и обычаев сохранения здоровья.
3. Когнитивный компонент здоровьесберегающей компетенции предполагает теоретическую готовность к процессу здоровьесбережения и включает в себя знания, с помощью которых можно укреплять и сохранять здоровье, знания, необходимые  для самообразования в аспекте здоровьесбережения, а также для осуществления здоровьесбережения в профессиональной деятельности.
4. Учебно-познавательный компонент здоровьесберегающей  компетенции включает в себя умения эффективно организовывать учебную деятельность с точки зрения распределения нагрузок и сил; формирование умений здоровьесбережения средствами   учебно-познавательной деятельности; развитие навыков составления индивидуальных траекторий жизнедеятельности и обучения; овладение рациональными способами обработки информации по  сохранению здоровья.
5. Информационный компонент здоровьесберегающей  компетенции включает в себя умения анализировать информацию о вреде и пользе здоровью, знание опасности курения, алкоголизма, СПИДа, наркомании, знание норм ЗОЖ, правил поведения в экстремальных  ситуациях, информационную грамотность в вопросах здоровья.
6. Деятельностный компонент здоровьесберегающей компетенции  предполагает умения  осуществлять  деятельность по здоровьесбережению в профессиональной подготовке, умения выявлять факторы, негативно влияющие на здоровье, планировать и реализовывать индивидуальную и групповую работу в области здоровьесбережения, максимально использовать потенциал всех ресурсов для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
7. Компонент  личностного совершенствования здоровьесберегающей компетенции включает в себя  умения  владеть способами физического,  духовного совершенствования, элементами психологической грамотности, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; умения подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств. Без профессионально важных личностных качеств невозможно осуществление профессиональной деятельности. Будущему педагогу должны быть присущи такие качества, как ответственность и толерантность, самоконтроль и профессиональная требовательность, креативность и физическая тренированность, адаптивность, оптимизм, стремление к повышению уровня своего здоровья и здоровья окружающих.
8. Коммуникативный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя умения владеть бесконфликтным, конструктивным общением, умения слушать и слышать, толерантное  общение, направленное на  сохранение здоровья.
9. Ценностно-смысловой компонент здоровьесберегающей компетенции  включают в себя способности формирования ценностей жизни, здоровья и долголетия, семьи, мотивацию к ЗОЖ, знание и применение факторов  положительного влияния ЗОЖ на организм.

Компоненты здоровьесберегающей компетенции (А. Г. Бусыгин )

Цели формирования здоровьесберегающих компетенций в педагогическом вузе

Формирование у бакалавров мотивации, знаний, навыков реализации здорового образа жизни
Развитие у бакалавров способностей и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни у будущих учеников
Формирование здоровьеориентированных позиций в процессе обучения в вузе

Инновационная модель учебной практики

Концепция модернизации педагогического образования
Федеральный закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
Положение «О практике обучающихся, осваивающих основные образовательные профессиональные программы высшего образования» утвержденное приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383
Профессиональный стандарт педагога
Стандарты спецификации Worldskills
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91
Устав государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Калининградской области «Педагогический институт»
Положение о сетевом взаимодействии ГБОУ ВО «Педагогический институт» с образовательными организациями

Целью учебной практики является : получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; обеспечение всестороннего и последовательного овладение студентами основными видами профессионально–педагогической деятельности по организации полноценной учебной деятельности учащихся (воспитанников), углубление и закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов формирование мотивационной готовности к педагогической работе.
Задачи учебной практики:
Овладение соответствующими профессиональными действиями (трудовыми функциями), обозначенными в Профессиональном стандарте педагога.
Закрепление навыков по основным видам профессионально–педагогической деятельности по в соответствии с ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного (ФГОС ДОО).
Формировать представление о системе организации и планирования учебной и воспитательной работы с учащимися (воспитанниками).
Формировать умения анализировать, планировать и проводить воспитательные мероприятия с учащимися (воспитанниками).
Формировать у студентов профессионально-педагогические умения и навыки работы с учащимися с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе с детьми с ОВЗ, с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.
Формировать умения устанавливать профессионально-этические отношения с детьми и коллегами, способствующие организации и сплочению классного коллектива.
Развивать критическое мышление, навыки анализа и самоанализа, творческий потенциал студентов в качестве активных участников образовательного процесса.

Цели и задачи учебной практики

Специфика организации учебной практики

При реализации образовательной программы предусматривается прохождение учебной практики в специально организованной лабораторно-учебной среде (практикум)- учебная мастерская «Знайка», Ресурсный центр «Воспитываем здоровое поколение» и на клинической базе (в условиях реальных образовательных организаций).
Организация учебной практики основывается на модульном принципе построения программы.
Возможность выбора альтернативных видов практики.

Специфика организации учебной практики

Предлагаемая модель практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» строиться на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций состоит из двух циклов:
I цикл — общая ориентировка в профессии и становление мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности, представляет собой начальную форму вхождения студентов-бакалавров в профессию.
II цикл — вхождение в профессию уже на уровне способностей к профессиональной деятельности. В модулях этого цикла разворачиваются исходные цели, расширяется содержание трех модулей первого цикла.

Вводная лекция, знакомство студентов с целями и задачами практики, программой «Разговор о здоровье и правильном питании» Института возрастной физиологии Российской Академии Образования (М. М. Безруких, Филиппова Т.А.), с набором учебно-методических комплектов(www.prav-pit.ru/talk/electronic/default.aspx) , включающих яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов, плакаты, а также брошюры для родителей.
Тренинг по проектированию занятий и внеклассных мероприятий по программе «Разговор о здоровье и правильном питании» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Изучение общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования.
Знакомство с образовательным учреждением: режим работы, специфика образовательной деятельности, структура управления, традиции, оформление и т.д.
Изучение антропометрических данных и развития основных видов движения дошкольников и детей младшего школьного возраста (анализ результатов, полученных у медицинского работника, учителя или воспитателя).
Сравнительный анализ общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательной организации.
Представление полученных результатов на методическом объединении учителей (воспитателей) образовательной организации.
На основании УМК «Разговор о здоровье и правильном питании» проектирование, проведение и анализ 3-х мероприятий (уроков или занятий) для учащихся конкретного класса (группы), отзыв учителя, воспитателя (по возможности от других участников образовательного процесса).
Наблюдение и анализ уроков и образовательной деятельности в начальной школе и ДОО.
Включение студентов в организацию и проведение режимных моментов, внеклассной деятельности учащихся, организации игровой и досуговой деятельности дошкольников и младших школьников (по плану учителя, воспитателя).
Подготовка отчетной документации по результатам практики.
Оформление методических разработок студентов для представления на итоговой конференции по практике. Подготовка методических разработок для участия в Международном конкурсе 2015-2016 компании «Нестле Россия» «О правильном питании и здоровом образе жизни».

Содержание учебной практики по программе «Здоровое питание и физической развитие дошкольников и младших школьников»

Результаты учебной практики:

Разработана программа инновационной модели учебной практики для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»
Проведены обучающие семинары и мастер-классы директором Диагностического центра Института возрастной физиологии Российской академии образования Филипповой Т.А.
Открыт ресурсный центр ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»«Воспитываем здоровое поколение» 

Результаты учебной практики:

В реализации программы практики с использованием УМК «Разговор о здоровье и правильном питании» приняли участие образовательные организации г. Черняховска, г. Калининграда и Калининградской области
Подготовлены методические разработки студентов для участия в Международном конкурсе 2015-2016 компании «Нестле Россия» «О правильном питании и здоровом образе жизни»
Обобщаются результаты исследования «Сравнительный анализ общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательных организациях Калининградской области.

Результаты учебной практики:

В реализации программы практики с использованием УМК «Разговор о здоровье и правильном питании» приняли участие образовательные организации г. Черняховска, г. Калининграда и Калининградской области (всего- 7 дошкольных организаций; 20 общеобразовательных школ)
Организован и проведен мастер –класс для студентов «Именины витаминов» » (Филиппова Т.А.,к.п.н.)
Подготовлены методические разработки студентов для участия в Международном конкурсе 2015-2016 компании «Нестле Россия» «О правильном питании и здоровом образе жизни»
Обобщаются результаты исследования «Сравнительный анализ общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательных организациях Калининградской области.




Результаты учебной практики:

В ходе учебной практики, проходившей с 11 по 23 апреля, студентами группы ВО-22.нд были проведены антропометрические измерения детей. В исследовании участвовали дети из следующих образовательных организаций: МАДОУ г. Калининграда ЦРР д/с №131, МАДОУ г. Черняховска №7, Детский сад комбинированного вида №1 г. Черняховска, МАДОУ Детский сад №6 г. Черняховска, ЧДОУ Детский сад №31 ОАО «РЖД» г. Черняховска, МАДОУ №44 г. Калининграда, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» г. Черняховска.
Количество исследуемых детей – 438 человек. Результаты исследования предоставлены в таблице.

Возраст

Рост

Вес

Девочки

6 лет 5 месяцев

117,1 см (норма – от 115,1 до 120,8 см)

22,7 кг (норма – от 20,2 кг до 22,4 кг)

Мальчики

6 лет 4 месяца

118,9 см (норма – от 116 см до 121,7)

25,2 кг (норма – от 20,5 кг до 22,9 кг)

Выводы по результатам исследования: изучение антропометрических данных показало, что рост и вес детей варьируется. Однако средние показатели роста и веса детей (и девочек, и мальчиков) свидетельствуют в основном о среднем показателе (норме). Исключение - вес мальчиков (показатели выше среднего).



Спасибо за внимание!

Посмотрите также