Цели и задачи
Цель исследования: изучить возможности реализации инновационной модели учебной практики для формирования здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов.
Задачи исследования:
Изучить понятие профессиональных компетенций будущих педагогов;
Определить специфику здоровьесберегающих компетенций;
Рассмотреть возможности инновационной модели учебной практики для формирования здоровьесберегающих компетенций студентов;
Реализовать программу учебной практики, включающую активное использование здоровьесберегающих технологий в условиях образовательных организаций;
Провести сравнительный анализ общероссийских среднестатистические данных антропологических замеров длины и массы тела, выполненных учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательных организациях Калининградской области в процессе реализации учебной практики.
Компетентностный подход- совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
Включает в себя:
теоретическое обоснование цели профессиональнойподготовки;
теоретическое обоснование необходимости и объемаизменений в содержании образования;
определение образовательной стратегии, включающейсоответствующие технологии, формы и методы обучения;
выработку критериев и диагностическогоинструментария оценки результатов профессиональной подготовки.
Предусматривает системную трансформацию профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленностиобразовательного процесса вуза в единстве его целевого, содержательного итехнологического компонентов на конечный результат – становление профессиональнойкомпетентности будущего специалиста.
Ключевые образовательные компетенции
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Учебно-познавательная компетенция
Информационная компетенция
Коммуникативная компетенция
Социально-трудовая компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования
Общепредметные (базовые) компетенции учителя
Здоровьесберегающая компетенция
(Хуторской А.В.)
Понятие «Здоровьесберегающая компетенция»
Способность (готовность) мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у студентов мотивации к здоровьесбережению, а также умение предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека.
Интегративное свойство личности будущего педагога, включающее знания, умения, профессиональный и жизненный опыт, основанные на сформированном мотивационно-ценностном отношении к здоровью, выражающееся в способности и готовности решать профессиональные задачи, связанные с реализацией здоровьесбережения в процессе профессиональной деятельности педагогов.
(А. Г. Бусыгин)
1. Социально-трудовой компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя способности формирования активной гражданской позиции «Я здоров – значит, полезен государству», соблюдение техники безопасности, знание и применение правил личной гигиены.
2. Общекультурный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя способности формирования культуры здоровья, питания, поведения и общения; наличие представлений, связанных с философским, религиозным, научным и правовым отношением к здоровью; знания этнокультурных традиций и обычаев сохранения здоровья.
3. Когнитивный компонент здоровьесберегающей компетенции предполагает теоретическую готовность к процессу здоровьесбережения и включает в себя знания, с помощью которых можно укреплять и сохранять здоровье, знания, необходимые для самообразования в аспекте здоровьесбережения, а также для осуществления здоровьесбережения в профессиональной деятельности.
4. Учебно-познавательный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя умения эффективно организовывать учебную деятельность с точки зрения распределения нагрузок и сил; формирование умений здоровьесбережения средствами учебно-познавательной деятельности; развитие навыков составления индивидуальных траекторий жизнедеятельности и обучения; овладение рациональными способами обработки информации по сохранению здоровья.
5. Информационный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя умения анализировать информацию о вреде и пользе здоровью, знание опасности курения, алкоголизма, СПИДа, наркомании, знание норм ЗОЖ, правил поведения в экстремальных ситуациях, информационную грамотность в вопросах здоровья.
6. Деятельностный компонент здоровьесберегающей компетенции предполагает умения осуществлять деятельность по здоровьесбережению в профессиональной подготовке, умения выявлять факторы, негативно влияющие на здоровье, планировать и реализовывать индивидуальную и групповую работу в области здоровьесбережения, максимально использовать потенциал всех ресурсов для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
7. Компонент личностного совершенствования здоровьесберегающей компетенции включает в себя умения владеть способами физического, духовного совершенствования, элементами психологической грамотности, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; умения подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств. Без профессионально важных личностных качеств невозможно осуществление профессиональной деятельности. Будущему педагогу должны быть присущи такие качества, как ответственность и толерантность, самоконтроль и профессиональная требовательность, креативность и физическая тренированность, адаптивность, оптимизм, стремление к повышению уровня своего здоровья и здоровья окружающих.
8. Коммуникативный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя умения владеть бесконфликтным, конструктивным общением, умения слушать и слышать, толерантное общение, направленное на сохранение здоровья.
9. Ценностно-смысловой компонент здоровьесберегающей компетенции включают в себя способности формирования ценностей жизни, здоровья и долголетия, семьи, мотивацию к ЗОЖ, знание и применение факторов положительного влияния ЗОЖ на организм.
Компоненты здоровьесберегающей компетенции (А. Г. Бусыгин )
Цели формирования здоровьесберегающих компетенций в педагогическом вузе
Формирование у бакалавров мотивации, знаний, навыков реализации здорового образа жизни
Развитие у бакалавров способностей и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни у будущих учеников
Формирование здоровьеориентированных позиций в процессе обучения в вузе
Инновационная модель учебной практики
Концепция модернизации педагогического образования
Федеральный закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
Положение «О практике обучающихся, осваивающих основные образовательные профессиональные программы высшего образования» утвержденное приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383
Профессиональный стандарт педагога
Стандарты спецификации Worldskills
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91
Устав государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Калининградской области «Педагогический институт»
Положение о сетевом взаимодействии ГБОУ ВО «Педагогический институт» с образовательными организациями
Целью учебной практики является : получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; обеспечение всестороннего и последовательного овладение студентами основными видами профессионально–педагогической деятельности по организации полноценной учебной деятельности учащихся (воспитанников), углубление и закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов формирование мотивационной готовности к педагогической работе.
Задачи учебной практики:
Овладение соответствующими профессиональными действиями (трудовыми функциями), обозначенными в Профессиональном стандарте педагога.
Закрепление навыков по основным видам профессионально–педагогической деятельности по в соответствии с ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного (ФГОС ДОО).
Формировать представление о системе организации и планирования учебной и воспитательной работы с учащимися (воспитанниками).
Формировать умения анализировать, планировать и проводить воспитательные мероприятия с учащимися (воспитанниками).
Формировать у студентов профессионально-педагогические умения и навыки работы с учащимися с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе с детьми с ОВЗ, с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.
Формировать умения устанавливать профессионально-этические отношения с детьми и коллегами, способствующие организации и сплочению классного коллектива.
Развивать критическое мышление, навыки анализа и самоанализа, творческий потенциал студентов в качестве активных участников образовательного процесса.
Цели и задачи учебной практики
Специфика организации учебной практики
При реализации образовательной программы предусматривается прохождение учебной практики в специально организованной лабораторно-учебной среде (практикум)- учебная мастерская «Знайка», Ресурсный центр «Воспитываем здоровое поколение» и на клинической базе (в условиях реальных образовательных организаций).
Организация учебной практики основывается на модульном принципе построения программы.
Возможность выбора альтернативных видов практики.
Специфика организации учебной практики
Предлагаемая модель практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» строиться на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций состоит из двух циклов:
I цикл — общая ориентировка в профессии и становление мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности, представляет собой начальную форму вхождения студентов-бакалавров в профессию.
II цикл — вхождение в профессию уже на уровне способностей к профессиональной деятельности. В модулях этого цикла разворачиваются исходные цели, расширяется содержание трех модулей первого цикла.
Вводная лекция, знакомство студентов с целями и задачами практики, программой «Разговор о здоровье и правильном питании» Института возрастной физиологии Российской Академии Образования (М. М. Безруких, Филиппова Т.А.), с набором учебно-методических комплектов(www.prav-pit.ru/talk/electronic/default.aspx) , включающих яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов, плакаты, а также брошюры для родителей.
Тренинг по проектированию занятий и внеклассных мероприятий по программе «Разговор о здоровье и правильном питании» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Изучение общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования.
Знакомство с образовательным учреждением: режим работы, специфика образовательной деятельности, структура управления, традиции, оформление и т.д.
Изучение антропометрических данных и развития основных видов движения дошкольников и детей младшего школьного возраста (анализ результатов, полученных у медицинского работника, учителя или воспитателя).
Сравнительный анализ общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательной организации.
Представление полученных результатов на методическом объединении учителей (воспитателей) образовательной организации.
На основании УМК «Разговор о здоровье и правильном питании» проектирование, проведение и анализ 3-х мероприятий (уроков или занятий) для учащихся конкретного класса (группы), отзыв учителя, воспитателя (по возможности от других участников образовательного процесса).
Наблюдение и анализ уроков и образовательной деятельности в начальной школе и ДОО.
Включение студентов в организацию и проведение режимных моментов, внеклассной деятельности учащихся, организации игровой и досуговой деятельности дошкольников и младших школьников (по плану учителя, воспитателя).
Подготовка отчетной документации по результатам практики.
Оформление методических разработок студентов для представления на итоговой конференции по практике. Подготовка методических разработок для участия в Международном конкурсе 2015-2016 компании «Нестле Россия» «О правильном питании и здоровом образе жизни».
Содержание учебной практики по программе «Здоровое питание и физической развитие дошкольников и младших школьников»
Результаты учебной практики:
Разработана программа инновационной модели учебной практики для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»
Проведены обучающие семинары и мастер-классы директором Диагностического центра Института возрастной физиологии Российской академии образования Филипповой Т.А.
Открыт ресурсный центр ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»«Воспитываем здоровое поколение»
Результаты учебной практики:
В реализации программы практики с использованием УМК «Разговор о здоровье и правильном питании» приняли участие образовательные организации г. Черняховска, г. Калининграда и Калининградской области
Подготовлены методические разработки студентов для участия в Международном конкурсе 2015-2016 компании «Нестле Россия» «О правильном питании и здоровом образе жизни»
Обобщаются результаты исследования «Сравнительный анализ общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательных организациях Калининградской области.
Результаты учебной практики:
В реализации программы практики с использованием УМК «Разговор о здоровье и правильном питании» приняли участие образовательные организации г. Черняховска, г. Калининграда и Калининградской области (всего- 7 дошкольных организаций; 20 общеобразовательных школ)
Организован и проведен мастер –класс для студентов «Именины витаминов» » (Филиппова Т.А.,к.п.н.)
Подготовлены методические разработки студентов для участия в Международном конкурсе 2015-2016 компании «Нестле Россия» «О правильном питании и здоровом образе жизни»
Обобщаются результаты исследования «Сравнительный анализ общероссийские среднестатистические данные антропологических замеров длины и массы тела и развития основных видов движения, выполненные учеными Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и данных, полученных в образовательных организациях Калининградской области.
Результаты учебной практики:
В ходе учебной практики, проходившей с 11 по 23 апреля, студентами группы ВО-22.нд были проведены антропометрические измерения детей. В исследовании участвовали дети из следующих образовательных организаций: МАДОУ г. Калининграда ЦРР д/с №131, МАДОУ г. Черняховска №7, Детский сад комбинированного вида №1 г. Черняховска, МАДОУ Детский сад №6 г. Черняховска, ЧДОУ Детский сад №31 ОАО «РЖД» г. Черняховска, МАДОУ №44 г. Калининграда, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» г. Черняховска.
Количество исследуемых детей – 438 человек. Результаты исследования предоставлены в таблице.
Возраст | Рост | Вес | |
Девочки | 6 лет 5 месяцев | 117,1 см (норма – от 115,1 до 120,8 см) | 22,7 кг (норма – от 20,2 кг до 22,4 кг) |
Мальчики | 6 лет 4 месяца | 118,9 см (норма – от 116 см до 121,7) | 25,2 кг (норма – от 20,5 кг до 22,9 кг) |
Выводы по результатам исследования: изучение антропометрических данных показало, что рост и вес детей варьируется. Однако средние показатели роста и веса детей (и девочек, и мальчиков) свидетельствуют в основном о среднем показателе (норме). Исключение - вес мальчиков (показатели выше среднего).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.