РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ.

  • docx
  • 24.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ КОД..docx

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ

REALIZATION OF THE METHOD OF PROJECTS IN THE CONDITIONS OF THE COMPETENCE-BASED FOCUSED DIDACTICS

Павлов Александр Константинович-

старший преподаватель кафедры педагогики ПетрГУ,

заслуженный деятель науки,

учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 8» г. Петрозаводска республики Карелия.

Pavlov Alexander Konstantinovich-

senior teacher of department of pedagogics Petrgu,

honored worker of science,

teacher of history and social science of municipal educational institution of "SOSh No. 8" of Petrozavodsk of the Republic of Karelia.

     Аннотация: в данной научной статье рассматриваются и анализируются основные направления и принципы реализации методики проектного обучения в контексте технологии компетентностно-ориентированного обучения.

     Ключевые слова: проектное обучение, коммуникативные умения, исследовательские умения, системное мышление, творческие способности, учебная мотивация, системно-деятельностный подход, личностный смысл для обучающегося, комплексный подход, компетентности, компетенции, компетентностно-ориентированная дидактика.

     Summary: in this scientific article the main directions and the principles of realization of a technique of design training in the context of technology of the competence-based focused training are considered and analyzed.

     Keywords: design training, communicative abilities, research abilities, system thinking, creative abilities, educational motivation, system and activity approach, personal sense for the student, an integrated approach, competence, competence, the competence-based focused didactics.

     Цель проектного обучения — создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

     Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

     Системы действий педагога и обучающихся. С целью выделения систем действий педагога и обучающихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях компетентностно-ориентированной дидактики

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность обучащегося

1.Разработка проектного задания

 

 

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

 

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

 

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

 

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

 

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Педагог  предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

 

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Педагог принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

 

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

 

1.3 Формирование творческих групп

Педагог проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

 

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

 

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

работе

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

 

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

 

1.5. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

 

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

 

2. Разработка

проекта

 

Учитель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность

 

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

 

3. Оформление

результатов

 

Педагог консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

 

4. Презентация

 

Педагог организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

 

Докладывают о результатах своей работы

 

5. Рефлексия

 

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

 

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

 

      Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

     На наш взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

     По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.

     Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

     Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:

o    низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

o    низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

o    недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

o    нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Список литературы:

1.                 http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения

2.                 http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях

3.                 http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии

4.                 http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогиче-ские технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе

5.                 http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии

6.                 http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий.

7.                 http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии

8.                 http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология обучения

9.                 http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии

10.            http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm  Педагогические технологии и инновации

11.            http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm  Описание модели образовательной технологии и её качественная оценка

List of references:

1. http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Modern psychology and pedagogical technologies of training

2. http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Where can be read about pedagogical technologies

3. http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Modern pedagogical technologies

4. http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Pedagogical technologies, pedagogical technologies at comprehensive school

5. http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Educational technologies

6.http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 the Critical condition of cool and subject and fixed teaching in the modern sum of pedagogical technologies.

7. http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Pedagogical technologies

8. http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Pedagogical technologies and technology of training

9. http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Main signs of pedagogical technology

10. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Pedagogical technologies and innovations

11. http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Description of model of educational technology and its quality standard

Данные об авторе:

Павлов Александр Константинович - старший преподаватель кафедры педагогики ПетрГУ, город Петрозаводск, республика Карелия.

Контактный телефон: 8 911 41 00 199; e-mail: pawlov.aleks@yandex.ru

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru