Реализация межпредметных связей физики и физической культуры в проектной деятельности учащихся 9-11 классов.
Оценка 4.9

Реализация межпредметных связей физики и физической культуры в проектной деятельности учащихся 9-11 классов.

Оценка 4.9
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
01.04.2022
Реализация межпредметных связей физики и физической культуры в проектной деятельности учащихся 9-11 классов.
Баженова_Реализация межпредметных связей физики и физической культуры в проектной деятельности.docx

Баженова Олеся Евгеньевна

учитель физики и астрономии

первая категория

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя школа № 30»

Петропавловск-Камчатского городского округа

 

Реализация межпредметных связей физики и физической культуры в проектной деятельности учащихся 9-11 классов.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация концепции современного образовательного процесса направлена на развитие творческого характера деятельности учащихся, экспериментирование и стимуляцию аналитических способностей.

По опыту работы в школе учителем физики я столкнулась со следующими моментами.

1. Часто старшеклассники до последнего года обучения не знают точно, будут ли сдавать ЕГЭ по физике. Позднее принятие решения готовиться к экзамену чревато паникой у ребёнка, что в свою очередь не способствует высоким результатам.

2. Набирающий популярность у молодёжи здоровый и активный образ жизни приводит старшеклассников в спортивные секции и клубы. Многие занимаются спортом на высоком уровне. Часто пропускают занятия по причине тренировочных мероприятий, спортивных сборов и соревнований. Соответственно это накладывает негативный отпечаток на усвоение школьной программы. С другой стороны эти дети часто выбирают профессии, в которых помимо хорошей физической подготовки необходимы знания физики. Например, сотрудники МЧС.

3. Не смотря на комплекс межпредметных связей, реализуемых в учебных программах, у детей сложился стойкий стереотип, что учебные предметы существуют отдельно друг от друга как строки в учебном расписании, а потому связь физики и физической культуры для них не очевидна.

Осознав исходные условия, пришла к выводу, что на ситуацию можно повлиять через проектную деятельность. Темы проектов начинаются одинаково «Физика в спорте...» и далее следует вид спорта, которым увлекается ребёнок.  Плюсов у подобного выхода несколько:

1. Учащийся изначально выбирает тему, близкую ему. Годы тренировок и состязаний дают ему право чувствовать себя профессионалом в вопросах, касаемых спорта. Это придаёт уверенности в силах при подготовке и защите проекта.

2. Формат проектной деятельности подразумевает только индивидуальную работу, что не оставляет ученику шанса «отсидеться» за спинами сильных одноклассников, как это часто бывает на уроках.

3. Малое количество времени, отводимое на изучение курса физики в старших классах, является одним из негативных факторов, сказывающихся на  качестве получаемых знаний. В работе над проектом ученик сам распределяет время на изучение теоретических основ и отработку практических навыков, что создаёт благоприятную среду для творчества.

Из минусов могу отметить один существенный: данный вид деятельности не позволяет охватить весь курс физики, а лишь малую часть в пределах выбранной темы. Но по опыту работы с учениками могу отметить, что положенное начало часто имеет продолжение в учебной деятельности детей в виде возрастающего интереса к изучению физики и роста успеваемости.

Приведу несколько примеров проектных работ.

1. «Физика в спорте. Беговые лыжи» Галдина Вероника.

Ученица, работая над данным проектом, изучила физические принципы образования снега, его структуру и влияние на показатели скольжения. А также раздел физики «Динамика» в части природы сил трения. Провела серию опытных заездов с замерами дальности торможения при различных температурах снега/воздуха и применении специальных мазей. Полученные знания помогли не только занять достойное место на пьедестале в краевых соревнованиях, но и выбрать будущую профессию тренера по биатлону. На данный момент Вероника успешно продолжает спортивную карьеру.



2. «Физика в спорте. Динамика горнолыжного спуска» Русаков Дмитрий.

Учащийся, выполнивший этот проект, занимался горнолыжным спортом к тому времени десять лет, имел первый спортивный разряд. За год до этого перенёс серьёзный перелом и долгое время восстанавливался. По этой причине результаты на соревнованиях были далеки от прежних, что приводило его в удручённое состояние. Прежние методы подготовки не помогали быстро вернуться на пьедестал. Я предложила рассмотреть физику процесса спуска и скорректировать траекторию движения, исходя из полученных знаний.

В своей работе Дмитрий изучил основы криволинейного движения по дуге окружности под действием силы тяжести и центробежной силы. Провёл цикл экспериментальных заездов с фото и видеофиксацией, целью которых ставил изучить зависимость результирующей силы от скорости прохождения виражей с одинаковым радиусом кривизны и от радиуса траектории движения с одинаковой скоростью. По полученным изображениям были построены векторные суммы сил, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Результатом проекта стало возвращение в команду Камчатского края. На данный момент Дмитрий продолжает спортивную карьеру, выступая на этапах Кубка России.


 

2. «Физика в спорте. Футбол глазами математики» Александров Леонид.

Учащийся на момент написания проекта занимался в секции футбола. Интереса к изучению физики и математики не проявлял. В ходе работы над предложенной темой он изучил раздел физики «Кинематика» в части расчёта характеристик движения дела, брошенного под углом к горизонту. Провёл серию опытов с фото и видеофиксацией, в ходе которых наблюдал за полётом футбольного мяча на школьном стадионе. Данные представлены в таблицах. Леонид изучил возможности редактора электронных таблиц, чтобы по полученным данным смоделировать траекторию движения и посредством встроенных функций редактора определить уравнение движения. Полученные навыки исследовательской работы учащийся планирует развивать в учебной деятельности по выбранной специальности «Автомеханика». На данный момент он готовится к выпускному экзамену ЕГЭ по физике и рассчитывает  получить высшее образование.




Данные примеры приведены с целью продемонстрировать влияние межпредметных связей на развитие интереса к изучению физики. Используя опыт детей в различных видах спорта, позитивную эмоциональную связь с выбранными темами проектов, даю им понять, что знания можно получать не только заучиванием в рамках учебника, но и ставив перед собой практические вопросы, планируя и осуществляя эксперименты, подтверждая или опровергая выдвинутые гипотезы. Главный итог работы вижу в том, что ученики по-новому для себя начинают видеть естественные науки, извлекая из них практическую пользу для своих спортивных увлечений в частности и жизни в целом.


 

Баженова Олеся Евгеньевна учитель физики и астрономии первая категория

Баженова Олеся Евгеньевна учитель физики и астрономии первая категория

Приведу несколько примеров проектных работ

Приведу несколько примеров проектных работ

Я предложила рассмотреть физику процесса спуска и скорректировать траекторию движения, исходя из полученных знаний

Я предложила рассмотреть физику процесса спуска и скорректировать траекторию движения, исходя из полученных знаний

Полученные навыки исследовательской работы учащийся планирует развивать в учебной деятельности по выбранной специальности «Автомеханика»

Полученные навыки исследовательской работы учащийся планирует развивать в учебной деятельности по выбранной специальности «Автомеханика»

Данные примеры приведены с целью продемонстрировать влияние межпредметных связей на развитие интереса к изучению физики

Данные примеры приведены с целью продемонстрировать влияние межпредметных связей на развитие интереса к изучению физики

для себя начинают видеть естественные науки, извлекая из них практическую пользу для своих спортивных увлечений в частности и жизни в целом.

для себя начинают видеть естественные науки, извлекая из них практическую пользу для своих спортивных увлечений в частности и жизни в целом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022