Реализация наставничества в образовательном учреждении
Оценка 5

Реализация наставничества в образовательном учреждении

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
02.07.2024
Реализация наставничества в образовательном учреждении
Из опыта работы
Из опыта наставника.docx

Мой опыт в наставничестве

   В 2023 – 2024 учебном году я,  в составе группы стала участвовать в  проекте «Наставник», который успешно проходит в нашей школе. В результате этого проекта были неоднократно проведены открытые площадки, на которых наши педагоги – наставники делились своим опытом и наработками по темам, которые были интересны или неизвестны молодым педагогам.

    Наша группа  педагогов -  наставников выбрала тему «Становление учителя-профессионала». Данное направление очень обширное, особенно сложно для молодых коллег. Именно поэтому мы решили более подробно рассмотреть его.

     Молодые педагоги, приходя  на работу в школу, часто сталкиваются с трудностями, связанными  с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает большое количество задач, связанных как с вливанием в  новый коллектив  и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя.

     Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности,  как в профессиональной, так и в личной.

     Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).

    В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться  и подстроиться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный и профессиональный наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

       Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута».

«Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций.

    Выявление трудностей на начальном этапе является очень важным для молодого педагога. Наметив все сложности и интересующие его вопросы, молодой специалист будет делать все, чтобы их нивелировать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к педагогической деятельности.

Целью составления (проекта) индивидуального маршрута молодого педагога является структурирование всех действий, направленных на знакомство с новой средой и с новой должностью.

Задачами проекта являются:

·         адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

·         знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;

·         сближение с коллективом;

·         осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;

·         поиск подхода к классу, а также индивидуального подхода к каждому отдельному учащемуся;

·         осознание необходимости самообразования;

·         изучение опыта коллег своего учреждения;

·         формирование собственной системы работы;

·         внедрение в свою работу новых образовательных технологий;

·         развитие умений общения с родителями;

·         осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;

·         осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).

   Форма планируемой деятельности: индикативное планирование (носит направляющий, рекомендательный характер).

Результаты деятельности будут представлены после реализации всего ИОМ в конце года. Предполагаемыми результатами являются:

·         успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

·         спокойное вхождение в новую должность;

·         своевременное выполнение всех обязанностей;

·         установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;

·         свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;

·         установление взаимопонимания с классным коллективом;

·         умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;

·         установление взаимопонимания с родительским комитетом;

·         формирование собственной системы работы;

·         умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;

·         осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту.

·         Разработка и представление итогового продукта совместной  деятельности.

Планируемы сроки реализации составленной стратегии: краткосрочное планирование (рассчитано на 1 год).

       В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться и развиваться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к любому педагогу.

     Система образования  постоянно нуждается в компетентном, ответственном и мобильном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, найти практически невозможно. Поэтому  школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

·         систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;

·         систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;

·         совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

     Именно в  этот момент начинающему учителю  очень необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

    Я стала наставником двух замечательных молодых педагогов. Выяснив изначальную проблему, мы активно стали работать в направлении помощи родителям в работе с детьми дома. Выявив группы детей у которых западает усвоение учебного материала из-за проблем с вниманием и памятью, мы направили работу на коррекцию данных пробелов. Были организованы родительские собрания по результатам обследования детей, на котором давались рекомендации родителям по работе с детьми дома. Были созданы буклеты с рекомендациями, разработаны тетради для детей, которые можно использовать на занятиях. Подобранны игры, физминутки, пальчиковая гимнастика, чтоб учитель мог их применять на уроках и переменах. Работа с молодыми педагогами велась тремя наставниками (Стажистом учителем начальных классов, педагогом-психологом, учителем – логопедом, дефектологом), чтоб работа была более комплексной  и  охватывала все направления в обучении. Сейчас  мы работаем над тетрадью взаимосотруднечества педагогов и родителей. В ней будут  подобраны задания, игры, упражнения на развитие внимания и памяти детей дома.

    С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

·         составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

·         индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;

·         карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);

·         подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

·         разработка методических рекомендаций для организации работы;

·         осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

·         анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

   При составлении плана работы нами было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

    Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

К таким проблемам относятся:

·         проблемы в отношениях с учащимися и родителями;

·         проблемы в учебной работе.

Диагностика наших подопечных была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

·         планирование работы; организация деятельности учителя;

·         контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодыми педагогами, наставником, которого мы являемся, и, посетив их уроки, нам удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

·         недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по работе с родителями;

·         сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

   С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодых учителей. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодыми специалистами по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставниками молодых специалистов.

   В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

   Считаю, что правильно выбранные нашей рабочей группой формы методического сопровождения позволили начинающим учителям раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

     Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и администрация школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

   Проведение нашей  работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

·         отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей и родителей;

·         взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;

  Испробовав в своей работе наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

Теперь можно сделать вывод, что правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем. Я  надеюсь, что у меня и моих коллег всё получится!


 

Мой опыт в наставничестве

Мой опыт в наставничестве

Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к педагогической деятельности

Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к педагогической деятельности

Разработка и представление итогового продукта совместной деятельности

Разработка и представление итогового продукта совместной деятельности

Я стала наставником двух замечательных молодых педагогов

Я стала наставником двух замечательных молодых педагогов

Диагностика наших подопечных была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям: · планирование работы; организация деятельности учителя; · контроль деятельности самого учителя и…

Диагностика наших подопечных была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям: · планирование работы; организация деятельности учителя; · контроль деятельности самого учителя и…

В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень…

В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2024