Методические рекомендации На тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Оценка 4.6

Методические рекомендации На тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
администрации
Взрослым
21.03.2023
Методические рекомендации На тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Методические рекомендации На тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ОВЗ методические рекомендации.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСCИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОВЕТТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (КСХТ)»

 

 

 

 

Методические рекомендации

На тему:

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Гурбанова Наталья Валентиновна

 

ФИО (полностью)

 

ГБПОУ РО «Константиновский»

 

(наименование образовательной организации)

 

техникум агроветехнологий и

 

управления (КСХТ)»

 

 

 

2023

Введение

В связи с вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки РФ № 1598) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ 1599), закрепившими право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное обучение со сверстниками, все больше интереса вызывает вопрос качественного сопровождения инклюзивного образовательного процесса. Однако, если в отношении общеобразовательных организаций этот вопрос во многом уже разрешен, то дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор вызывает много вопросов. Процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования осложняется отсутствием точного понимания особенностей проектирования адаптированных программ для данной категории детей, возможностей сопровождения их узкими специалистами, мотивации педагогов для осуществления такой работы и др. Очевидно, что только качественное сопровождение позволит детям с ОВЗ не просто посещать занятия в организациях дополнительного образования (ОДО), но и стать успешными в рамках изучаемой направленности, и такая возможность должна появиться в каждой ОДО, музыкальной или спортивной школе. Все это будет влиять, в конечном счете, на успешность социализации детей с ОВЗ. Алгоритм работы с ребенком с ОВЗ, при поступлении в организацию дополнительного образования В настоящее время создано большое количество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок получения образования детьми, 2 имеющими ограниченные возможности здоровья, в организациях общего и дополнительного образования. Среди них, приказы и постановления федерального уровня: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.); - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и др. Письма и методические рекомендации: - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»; - Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»; - Приказ Министерства Просвещение Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации»; 3 - Методические рекомендации по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК № 02.01.81/2940 от 06.04.2016 (Свердловская область) и др. Несмотря на большое количество разработанных нормативно-правовых и программно-планирующих документов, дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, в силу имеющихся у них поведенческих, коммуникативных и иных проблем, зачастую не удерживаются в ОДО и отчисляются из них. В связи с этим процесс включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования требует специально организованной целенаправленной работы. Детям с ОВЗ в самом начале их обучения в ОДО или в течение всего периода обучения может требоваться сопровождение тьютором, наличие и реализация поведенческих программ, разработка адаптированных общеобразовательных программ и др. Все это позволит постепенно включить их в группу; развить или сформировать новые навыки, а в дальнейшем использовать эти навыки даже, возможно, в процессе получения профессионального образования или трудоустройства. Работа по сопровождению детей с ОВЗ должна начинаться с приема и консультирования семьи, которой сообщается, что при предъявляении заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ребенку будет разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа (АДОП) в соотвествии с методическими рекомендациями, предоставлена поддержка со стороны ОДО. После предъявления заключения ПМПК и заявления родителей с просьбой обучать ребенка по АДОП в рамках психолого-педагогического консилиума или рабочей группы разрабатывается АДОП на основании положения (Примерное положение, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ представлено в Приложении 1). В разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком и его родители. Примерные тексты пояснительных записок 4 представлены в Приложениях 2-6 и также носят рекомендательный характер. Пояснительные записки составлены с учетом реализующихся в ОДО направленностей. Оформление поснительных записок выполнено в различных вариантах и будет, в конечном счете, определяться положением об адаптированной дополнительной общеобразовательной программе, разработанной в конкретной ОДО. В дальнейшем при необходимости ребенку может быть предоставлено сопровждение тьютором, которым может стать другой педагог, методист или родитель. Необходимо осуществлять взаимодействие с образовательной организацией, где ребенок учится, и консультироваться со специалистами оттуда. Возможно, что ребенка курирует специалист по прикладному анализу поведения, тогда следует проконсультироваться и с ним о том, каким образом лучше организовать работу. Закрепление отдельных навыков в соответствии с поведенческой программой, а также неосвоенных в группе тем, может осуществляться в процессе индивидуальной работы с ребенком. Для работы с детьми с ОВЗ может быть необходимо расширить штат ОДО и включить различных специалистов, таких как учитель-логопед, педагогпсихолог, учитель-дефектолог, тьютор и др. Все специалисты, работающие с детьми с ОВЗ должны пройти повышение квалификации по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также по вопросам внедрения современных коррекционно-развивающих технологий. Тьюторы должны соответствовать требованиям профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.17 г. № 10-н) и иметь профессиональную переподготовку по тьюторству, что, однако, крайне сложно в связи с недостаточной распространенностью такого рода программ на территории Российской Федерации. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников ОДО может включать различные направления, однако крайне необходимо, чтобы вся команда специалистов прошла обучение, а не только тьюторы и 5 преподаватель, поскольку и руководители, и другие специалисты должны иметь сходные представления о системе работы и применяемых технологиях. При зачислении в ОДО должны учитываться рекомендации, отраженные в протоколе ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия). В протоколе ПМПК может также иметься запись о необходимости тьюторского сопровождения, что является обязательным для исполнения образовательной организацией. Однако, в соответствии с п. 32 приказа № 1015 Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», «при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся» и вводятся «из расчета по одной штатной единице … тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья». В функционал тьютора входит сопровождение ребенка на занятиях и в перерывах; адаптация материала занятий в соответствии с особенностями восприятия сопровождаемого ребенка; ведение поведенческой программы, составленной педагогом-психологом; оформление чек-листов; взаимодействие с родителями и специалистами; участие в совместных играх с другими детьми. Организация сопровождения ребенка с ОВЗ предполагает и материальнотехнические преобразования внутри образовательной организации, так требуется подготовка комнаты для индивидуальной работы и ее оборудование. В течение всего учебного года должны проходить встречи со всеми специалистами и родителями обучающихся для уточнения целей и основных задач работы. Такие мероприятия желательно проводить регулярно, кроме того, тьютор и педагог-психолог постоянно встречаются с родителями для обсуждения динамики развития ребенка. Встречи могут проходить в ежедневном режиме, 6 однако практика показывает, что зачастую эти беседы с родителями становятся еженедельными. Команда специалистов также встречается не реже одного раза в неделю для уточнения программ, обсуждения тактики работы с каждым обучающимся. В особенности организации работы с детьми с ОВЗ включаются и не связанные с ней напрямую специалисты, контактирующие с детьми: охранники, гардеробщики, работники столовой, младший обслуживающий персонал и др., для того чтобы они также понимали особенности поведения детей и правила взаимодействия с ними. Выводы Таким образом, процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья требует специально организованной работы.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Введение В связи с вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ

Введение В связи с вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ

О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»; -

О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»; -

Возможно, что ребенка курирует специалист по прикладному анализу поведения, тогда следует проконсультироваться и с ним о том, каким образом лучше организовать работу

Возможно, что ребенка курирует специалист по прикладному анализу поведения, тогда следует проконсультироваться и с ним о том, каким образом лучше организовать работу

Организация сопровождения ребенка с

Организация сопровождения ребенка с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2023