Реализация продуктивного чтения как средство формированияУУД в начальной школе

  • ppt
  • 15.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 Копия на семинар продуктивное чтение.ppt

Реализация технологии продуктивного чтения как средства формирования УУД МАОУСОШ№153 Концур С.В.

Челябинск,2019г.

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.
К.Д.Ушинский

Технология продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника
(учим самостоятельно понимать текст)

Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на место героев.
Читаем – и переживаем.
Читаем - участвуем в действии.
Читаем – задумываемся над содержанием.
Читаем – предполагаем конец истории.
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим…
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Читаем и …

Структура урока по технологии продуктивного чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время
чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Предполагают

Прогнозируют

До чтения

Агния Львовна Барто










Беда, рыдает,другие

.

С произведениями какого автора мы познакомимся?

«Дядя Фёдор, Пёс и Кот»
« Про Веру и Анфису»
«Крокодил Гена»

Эдуард Успенский

Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке

А.Н. Плещеев
С.А. Есенин
И.С. Соколов – Микитов
Ф. И. Тютчев
И. С. Никитин

Игра «Перевёртыш»

«Пёс босиком»
«Железный замочек»
Быль о железной курочке»
«Милый лебедь»
«Дождливый король»

Приёмы работы

Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)
Составление вопросов к теме
Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
Исторический комментарий
Организация проблемной ситуации и др.

.

Во время чтения

Составление
плана

Диалог с автором

Ключевые
слова

Комментированное
чтение

Словарная
работа

Вопросы
Беседа

Приёмы работы

Чтение текста «с карандашом»
Определение основных понятий
(без чтения всего текста)
Составление таблиц (выборочное чтение)
Составление плана текста (для пересказа)
Поиск пропущенных слов
Комментированное чтение
Диалог с автором…

Приём диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой

Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке(в очень старом доме, вырытом в земле)
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,(Большой сетью)
Старуха пряла свою пряжу.(Это обычные занятия крестьян)
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —(Трижды старик пытает удачу)
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!(Догадались,о чем попросит?

\

Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:(То есть, дорого заплачу)
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался(Чему удивился? Чего испугался?)
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.(Вот что его напугало!)
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

29.11.19

Мизёва А.В.

Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

.

«Поиск смысловых несуразностей»




«Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом»

.

«Чтение с пропущенными окончаниями»

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

«Чтение текста через слово» Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово


Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту,
Вытопила баньку.
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок Дала сладкий пирожок.

Чтение с помощью «Решётки»

.

УУД

До чтения

Во время чтения

После чтения

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Слушать и понимать речь других.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

формируем умения:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться в тексте, учебнике;
находить ответы на вопросы в иллюстрации…

Коммуникативные УУД

формируем умения:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
работать в паре и группе…

Регулятивные УУД

формируем умения:
высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
(составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию…

Личностные УУД

формируем умения:
высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…

Достоинства технологии:

применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла