Реализация технологии продуктивного чтения как средства формирования УУД МАОУСОШ№153 Концур С.В.
Челябинск,2019г.
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
Технология продуктивного чтения
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника
(учим самостоятельно понимать текст)
Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на место героев.
Читаем – и переживаем.
Читаем - участвуем в действии.
Читаем – задумываемся над содержанием.
Читаем – предполагаем конец истории.
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим…
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
Читаем и …
Структура урока по технологиипродуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время
чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
С произведениями какого автора мы познакомимся?
«Дядя Фёдор, Пёс и Кот»
« Про Веру и Анфису»
«Крокодил Гена»
Эдуард Успенский
Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке
А.Н. Плещеев
С.А. Есенин
И.С. Соколов – Микитов
Ф. И. Тютчев
И. С. Никитин
Игра «Перевёртыш»
«Пёс босиком»
«Железный замочек»
Быль о железной курочке»
«Милый лебедь»
«Дождливый король»
Приёмы работы
Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)
Составление вопросов к теме
Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
Исторический комментарий
Организация проблемной ситуации и др.
Во время чтения
Составление
плана
Диалог с автором
Ключевые
слова
Комментированное
чтение
Словарная
работа
Вопросы
Беседа
Приёмы работы
Чтение текста «с карандашом»
Определение основных понятий
Приём диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
интерпретация текста
Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором.
\
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:(То есть, дорого заплачу)
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался(Чему удивился? Чего испугался?)
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.(Вот что его напугало!)
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
«Поиск смысловых несуразностей»
«Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом»
.
«Чтение с пропущенными окончаниями»
Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.
«Чтение текста через слово»Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту,
Вытопила баньку.
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголокДала сладкий пирожок.
УУД
До чтения | Во время чтения | После чтения |
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Познавательные УУД
формируем умения:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться в тексте, учебнике;
находить ответы на вопросы в иллюстрации…
Коммуникативные УУД
формируем умения:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
работать в паре и группе…
Регулятивные УУД
формируем умения:
высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
(составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию…
Личностные УУД
формируем умения:
высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…
Достоинства технологии:
применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.