РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА И НАСТАВНИЧЕСКИХ ПРАКТИК» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Михайлова Елена Владимировна,
МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2», г. Мурино, Ленинградская область
В апреле - мае 2022 года прошло профессионально-общественного обсуждение и утверждение проекта «Школа Министерства Просвещения России».
Наставничество - технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, мета навыков и ценностей, которая поможет решить поставленные задачи, чтобы образовательная организации соответствовала критериям с целью реализации данного проекта, тем самым решает задачи на всероссийском уровне.
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения проблем, возникающих практически у любого обучающегося так и учителя отдельной образовательной организации.:
v подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора своей дальнейшей образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе
v одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;
v ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры
v проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;
v эмоциональные, психологические и профессиональные проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Таким образом, методическое сопровождение образовательного процесса через наставнические практики является актуальным вопросом, повышает качество образования в ОО и помогает решить задачи «Школы Министерства Просвещения» и развиваться ОО от базового уровня к среднему и полному. Так, мы пришли к мысли реализовать на базе нашей школы проект «Методические и организационные аспекты наставничества и наставнических практик в образовательной организации»
Наш проект обеспечивает решение следующих задач
v раскрытие потенциала каждого наставляемого;
v преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
v адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;
v повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;
v создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
v формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
v развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т. д.);
v формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.);
v создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования потенциала для построения успешной карьеры;
v адаптация учителя в новом педагогическом коллективе, предотвращает проф. выгорание учителя.
Актуальность заключается в том, что
◦ проект позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. Создание такого сообщества станет возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества.
◦ для сообщества образовательной организации– это канал получения опыта.
◦ с помощью наставнических практик участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение).
Цель проекта
создание условий для формирования эффективной системы методической поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся и педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов через реализацию разных моделей наставничества в системе в образовательном учреждении.
В результате реализации проекта мы планируем:
Разработать и создать сайт, как центр методической поддержки для наставляемых и наставников, где будет отражены:
- наставнические практики данного проекта.
- опыт и отдельные практики отражать в сборниках и публикациях.
Измеримыми результатами реализации проекта являются: повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;
• численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;
• увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.
Основные формы, технологии и методы работы
Таблица используемых основных моделей наставничества в проекте
Модель наставничества |
Традиционное наставничество (One-on-One Mentoring – «один на один») |
Партнерское наставничество: «равный – равному» (Peer-to-peer Mentoring) |
Групповое наставничество (Group Mentoring) |
Флэш-наставничество (Flash Mentoring) |
Скоростное наставничество (Speed Mentoring) |
Реверсивное наставничество (Reverse Mentoring) |
Виртуальное наставничество (Virtual Mentoring) |
Существует мнение о том, что оценка деятельности наставников может войти в противоречие с принципом добровольности наставничества.
Такое мнение, безусловно, имеет право на существование, однако сама постановка вопроса о наставничестве как о деятельности исключительно добровольной, т.е. по сути волонтерской, не требующей внешнего стимулирования, является спорной.
Но даже в том случае, если наставник является добровольцем, он должен отчетливо понимать не только суть, социальную миссию и конкретные задачи своей деятельности, но и показатели успешности ее хода и результатов.
И главное, он должен знать и осмысленно использовать ключевой показатель достижения цели наставничества.
Ключевой показатель достижения цели наставничества - способность сопровождаемого самостоятельно осуществлять деятельность, в рамках которой осуществлялось наставничество, иными словами, готовность сопровождаемого с определенного момента обходиться без наставника.
Сейчас на пике славы и востребованности находятся информационно-технического направления. Однако являясь специалистом гуманитарного направления, в данном проекте я стараюсь уделить большое внимание гуманитарным наукам. Например, в сфере IT мы широко работаем в таких профнаправлениях как дизайнеры, менеджеры, сценаристы, рекрутеры, тестировщики. В экономической сфере любимыми у ребят являются такие гуманитарные направления как ресторанный и гостиничный бизнес, туризм и таможенное дело. Мы имеем большой опыт сотрудничества с ВУЗами и компаниями-предприятиями Санкт-Петербурга. Аспиранты, преподаватели высших учебных заведений являются прямыми наставниками ребят в подготовке их к научно-исследовательским конференциям. Студенты старших курсов проводят различные практикумы, лекции и семинары для школьников, сами обучающиеся посещают курсы на базе университетов. Наставничество ВУЗов -дает уверенность в самоопределении и уверенном поступлении в ВУЗ, а на базе компаний и предприятий ребята проходят стажировку с дальнейшим устройством на работу.
На основе работы над проектом можно сделать следующие выводы:
Главными условиями результативного функционирования наставничества в образовательном учреждении являются:
- наличие внутреннего образовательного дефицита у сопровождаемого (группы сопровождаемых);
- достаточный уровень зрелости социокультурной среды и/или корпоративной культуры, для которого характерна атмосфера сотрудничества;
- стимулирование деятельности наставника (дополнительная оплата, уменьшение объема основной нагрузки, различные формы нематериального стимулирования, наличие у наставника специального образования/подготовки (необходимое условие для определенных, наиболее сложных случаев, таких как работа с сопровождаемыми-инвалидами или с лицами из группы риска).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.