РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА И НАСТАВНИЧЕСКИХ ПРАКТИК» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Оценка 4.7

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА И НАСТАВНИЧЕСКИХ ПРАКТИК» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Оценка 4.7
docx
03.06.2024
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА И НАСТАВНИЧЕСКИХ ПРАКТИК» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
новый_ст ГУМАНИТ-Михайлова ЕВ.docx

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА И НАСТАВНИЧЕСКИХ ПРАКТИК» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Михайлова Елена Владимировна,

 МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2», г. Мурино, Ленинградская область

 

В апреле - мае 2022 года прошло профессионально-общественного обсуждение и утверждение проекта «Школа Министерства Просвещения России».

Наставничество - технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, мета навыков и ценностей, которая поможет решить поставленные задачи, чтобы образовательная организации соответствовала критериям с целью реализации данного проекта, тем самым решает задачи на всероссийском уровне.

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения проблем, возникающих практически у любого обучающегося так и учителя отдельной образовательной организации.:

v  подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора своей дальнейшей образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе

v       одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;

v        ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры

v  проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;

v      эмоциональные, психологические и профессиональные проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

Таким образом, методическое сопровождение образовательного процесса через наставнические практики является актуальным вопросом, повышает качество образования в ОО и помогает решить задачи «Школы Министерства Просвещения» и развиваться ОО от базового уровня к среднему и полному. Так, мы пришли к мысли реализовать на базе нашей школы проект «Методические и организационные аспекты наставничества и наставнических практик в образовательной организации»

Наш проект обеспечивает решение следующих задач

v  раскрытие потенциала каждого наставляемого;

v  преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;

v  адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;

v  повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;

v  создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);

v  формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

v  развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т. д.);

v  формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.);

v  создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования потенциала для построения успешной карьеры;

v  адаптация учителя в новом педагогическом коллективе, предотвращает проф. выгорание учителя.

Актуальность заключается в том, что

         проект позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. Создание такого сообщества станет возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества.

         для сообщества образовательной организации– это канал получения опыта.

         с помощью наставнических практик участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение).

Цель проекта

создание условий для формирования эффективной системы методической поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся и педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов через реализацию разных моделей наставничества в системе в образовательном учреждении.

В результате реализации проекта мы планируем:

Разработать и создать сайт, как центр методической поддержки для наставляемых и наставников, где будет отражены:

-  наставнические практики данного проекта.

- опыт и отдельные практики отражать в сборниках и публикациях.

Измеримыми результатами реализации проекта являются: повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;

      численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

      увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;

      численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);

      увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

       численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.

Основные формы, технологии и методы работы

  1. Универсальные. Беседа, консультация, совет, разбор проблемы, совместная деятельность. Примеры: беседа на тему важности эмоционального интеллекта, обсуждение проблем с одноклассниками, профессиональная консультация, работа над совместным проектом по предмету.
  2. Поддержка в становлении индивидуальности наставляемого.  Примеры: проведение экскурсии на предприятии (музей, офис и др.); оказание помощи в выборе направлений дополнительного образования – заполнение таблиц «Сильные и слабые стороны», «Мои мечты и цели», совместный мониторинг дистанционных курсов; приглашение на совместные занятия – поход на тренировку, репетицию.
  3. Содействие в проявлении индивидуальности наставляемого. Примеры: обсуждение сильных сторон наставляемого, организация творческой и иной деятельности наставляемого – концерта, выставки, публикации; помощь в подготовке наставляемого к участию в олимпиаде, конкурсе, спортивном, творческом, профессиональном и ином мероприятии.
  4. Помощь в самоорганизации. Примеры: помощь в составлении плана достижения поставленных целей; составление программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания; совместные соревнования «Брось себе вызов»; борьба с вредными привычками.
  5. Групповые формы работы. Примеры: организация конкурсов, концертов, соревнований, хакатонов для команд; организация образовательных тренингов и интенсивов; коллективное приглашение на мероприятия для появления новых знакомств и контактов; ролевые и педагогические игры; групповая работа над проектом; волонтерская или благотворительная деятельность и т.д.
  6. Помощь в профессиональном становлении наставляемого. Примеры: совместная работа над проектом; проведение или посещение открытых лекций, семинаров; методические советы; совместный выбор и анализ литературы; практика на предприятии или в лаборатории (в некоторых формах); совместное создание продукта или курирование индивидуальной работы наставляемого; подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства и т. д.

Таблица используемых основных моделей наставничества в проекте

 

Модель наставничества

Традиционное наставничество (One-on-One Mentoring – «один на один»)

Партнерское наставничество: «равный – равному» (Peer-to-peer Mentoring)

Групповое наставничество (Group Mentoring)

Флэш-наставничество (Flash Mentoring)

Скоростное наставничество (Speed Mentoring)

Реверсивное наставничество (Reverse Mentoring)

Виртуальное наставничество (Virtual Mentoring)

Существует мнение о том, что оценка деятельности наставников может войти в противоречие с принципом добровольности наставничества.

Такое мнение, безусловно, имеет право на существование, однако сама постановка вопроса о наставничестве как о деятельности исключительно добровольной, т.е. по сути волонтерской, не требующей внешнего стимулирования, является спорной.

Но даже в том случае, если наставник является добровольцем, он должен отчетливо понимать не только суть, социальную миссию и конкретные задачи своей деятельности, но и показатели успешности ее хода и результатов.

И главное, он должен знать и осмысленно использовать ключевой показатель достижения цели наставничества.

Ключевой показатель достижения цели наставничества - способность сопровождаемого самостоятельно осуществлять деятельность, в рамках которой осуществлялось наставничество, иными словами, готовность сопровождаемого с определенного момента обходиться без наставника.

Сейчас на пике славы и востребованности находятся информационно-технического направления. Однако являясь специалистом гуманитарного направления, в данном проекте я стараюсь уделить большое внимание гуманитарным наукам.  Например, в сфере IT  мы широко работаем в таких профнаправлениях как дизайнеры,  менеджеры, сценаристы, рекрутеры, тестировщики.  В экономической сфере любимыми у ребят являются такие гуманитарные направления как ресторанный и гостиничный бизнес, туризм и таможенное дело. Мы имеем большой опыт сотрудничества с ВУЗами и компаниями-предприятиями Санкт-Петербурга. Аспиранты, преподаватели высших учебных заведений являются прямыми наставниками ребят в подготовке их к научно-исследовательским конференциям. Студенты старших курсов проводят различные практикумы, лекции и семинары для школьников, сами обучающиеся посещают курсы на базе университетов. Наставничество ВУЗов -дает уверенность в самоопределении и уверенном поступлении в ВУЗ, а на базе компаний и предприятий ребята проходят стажировку с дальнейшим устройством на работу.

На основе работы над проектом можно сделать следующие выводы:

Главными условиями результативного функционирования наставничества в образовательном учреждении являются:

- наличие внутреннего образовательного дефицита у сопровождаемого (группы сопровождаемых);

- достаточный уровень зрелости социокультурной среды и/или корпоративной культуры, для которого характерна атмосфера сотрудничества;

- стимулирование деятельности наставника (дополнительная оплата, уменьшение объема основной нагрузки, различные формы нематериального стимулирования, наличие у наставника специального образования/подготовки (необходимое условие для определенных, наиболее сложных случаев, таких как работа с сопровождаемыми-инвалидами или с лицами из группы риска).


 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МЕТОДИЧЕСКИЕ

Актуальность заключается в том, что ◦ проект позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала…

Актуальность заключается в том, что ◦ проект позволит сообществу учителей, учеников и родителей сформироваться в образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала…

Помощь в самоорганизации

Помощь в самоорганизации

На основе работы над проектом можно сделать следующие выводы :

На основе работы над проектом можно сделать следующие выводы :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2024