Реализация проектного метода в обучении химии в сельской школе
Оценка 4.8

Реализация проектного метода в обучении химии в сельской школе

Оценка 4.8
docx
04.03.2020
Реализация проектного метода в обучении химии в сельской школе
методическая разработка.docx

Аннотация

Химия, как учебный предмет естественно – научного цикла, ставит задачу формирования у школьников экспериментально – практический характер методов, которые влияют на развитие компетенций.

Актуальность: В любом возрасте ребенок хочет стать ученым, исследователем, поэтому важно не упустить этот момент и предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, что спасет их от равнодушия к школьным дисциплинам.

Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:

развитие познавательных способностей учащихся;

совершенствование способностей к самообразованию;

развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и 

  выделять главное;

обучение школьников рефлексии;

обучение учащихся умению публично выступать;

развитие у школьников критического мышления.

 Гипотеза: Если в обучении химии целенаправленно использовать системно – деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности можно ожидать повышение познавательного интереса к изучению химии и повышению результативности в проектной деятельности.

Одним из эффективных методов является проектный метод, который в практике школьного химического образования стал постепенно выполнять ведущую роль среди новых методов обучения благодаря многофункциональности в решении современных проблем образования.

Этот метод наиболее полно отвечает запросам и вызовам нового времени: обучаться приемам исследования, самостоятельно искать и отбирать информацию, максимально использовать ИКТ и ресурсы школьной химической лаборатории, работать в коллективе и добиваться результата.

Взаимосвязь урочной и внеурочной работы проявляется в реализации исследовательской проектной деятельности учащихся по химии как направления деятельностного подхода.

Задания, предлагаемые школьникам на уроках, преимущественно носят проблемный и исследовательский характер.

Такие виды заданий проблемного и аналитического характера развивают экспериментальные умения до уровня свободного применения и используются в дальнейшем при выполнении учебных проектов.

Предварительная отработка экспериментальных умений школьника на лабораторных и практических занятиях необходима для мобилизации сформированных умений при выполнении ими учебного проекта.

Реализация проектного метода в школе формирует различные виды УУД: познавательные, общеучебные, коммуникативные, регулятивные и др.

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

ü формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

ü значительно расширяется кругозор в предметных областях;

ü происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

ü наилучшим образом развиваются творческие задатки.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В современной системе Российского образования произошли существенные изменения, связанные с введением новых ФГОС II поколения, в основе которого лежит системно – деятельностный подход. Эти изменения диктуются новыми требованиями социума к результатам школьного обучения. В наиболее концентрированном виде это направление выражается требованиями и умениями в практико – ориентированном школьном образовании и формировании ключевых и предметных компетенций.

Химия, как учебный предмет естественно – научного цикла, ставит задачу формирования у школьников экспериментально – практический характер методов, которые влияют на развитие компетенций.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу.

Актуальность: Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:

развитие познавательных способностей учащихся;

совершенствование способностей к самообразованию;

развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и 

  выделять главное;

обучение школьников рефлексии;

обучение учащихся умению публично выступать;

развитие у школьников критического мышления.

 Гипотеза: Если в обучении химии целенаправленно использовать системно – деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности можно ожидать повышение познавательного интереса к изучению химии и повышению результативности в проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Проблемой повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - значительные педагогические усилия, которые необходимо направлять на мотивацию учащихся. Одним из эффективных методов является проектный метод, который в практике школьного химического образования стал постепенно выполнять ведущую роль среди новых методов обучения благодаря многофункциональности в решении современных проблем образования.

Этот метод наиболее полно отвечает запросам и вызовам нового времени: обучаться приемам исследования, самостоятельно искать и отбирать информацию, максимально использовать ИКТ и ресурсы школьной химической лаборатории, работать в коллективе и добиваться результата.

Проблема реализации проектного метода по химии в сельской школе имеет ряд особенностей, связанных не только со слабой материально – технической базой школьных химических лабораторий, но и удаленностью от образовательных центров. Однако информационные возможности Интернет – ресурсов выравнивают конкурентоспособность сельских и городских школьников в результативности выполненных проектов.

В сельской школе легче выявлять объекты для химического анализа: сельскохозяйственные производства, природные источники воды, исследования почвенных растворов не требуют создания искусственных моделей. Проведению социальных исследований способствует близость социального окружения, а основной проблемой реализации этого метода становится выбор темы исследования и подготовка оборудования и реактивов для выполнения экспериментальной части проекта.

Реализация проектного метода осуществляется во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Для того, чтобы выполнение над проектами было успешным, необходимо учителю на уроках отходить от репродуктивно – воспроизводящего обучения химии к проблемному, к обучению на основе деятельностного подхода. Для этого мною была выбрана учебная программа , в основу которой был взят деятельностный подход. В качестве основного учебника химии использую федеральный школьный учебник «Химия» для учащихся 8-9 классов Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (издательство Просвещение).

Взаимосвязь урочной и внеурочной работы проявляется в реализации исследовательской проектной деятельности учащихся по химии как направления деятельностного подхода. Задания, предлагаемые школьникам на уроках, преимущественно носят проблемный и исследовательский характер. Например: Как доказать экспериментально наличие у вещества кислотно – основные или окислительные свойства? Какие для этого потребуются реактивы? Составьте обоснованный план эксперимента. Такие виды заданий проблемного и аналитического характера развивают экспериментальные умения до уровня свободного применения и используются в дальнейшем при выполнении учебных проектов. Как известно, в учебно – исследовательских проектах имеется как творческая часть работы, связанная с выделением проблемы и поиска оригинального пути решения проблемы, так и рутинные, связанные с тщательным выполнением экспериментальных операций и применением известных методов.

 Предварительная отработка экспериментальных умений школьника на лабораторных и практических занятиях необходима для мобилизации сформированных умений при выполнении ими учебного проекта.

В содержании проектной деятельности по химии сталкиваются две разнонаправленные тенденции в изучении мира веществ. С одной стороны рассматривается экологическая проблема, как глобальная, с другой стороны, исследуется локальный объект из окружения школьника. Как показывают результаты исследовательских конкурсов, учащиеся выбирают темами своих учебных проектов: исследование природных источников воды, состав загрязнителей, веществ, применяемых в быту, состав и качество продуктов питания.

Выполнение экспериментальной части проектов требует выхода за пределы содержания учебного предмета химии, привлечения методов количественного анализа, доступных для выполнения в лаборатории школьного кабинета, например, методы объемного анализа: трилонометрии, иодометрии, ацидиметрии, вне школьной лаборатории используем наиболее доступные инструментальные методы анализа для выполнения проектов экологического содержания [1].

Метаметодический подход к организации и выполнению школьных учебных проектов требует усилий в школе не одного предметника – энтузиаста, а единомышленников среди коллег. Каждый из выполняемых учащимися проектов носит интегративную природу, а навыки работы с информацией сами по себе имеют универсальный характер [2].

Реализация проектного метода в школе формирует различные виды УУД: познавательные, общеучебные, коммуникативные, регулятивные и др.

Познавательные УУД формируются при выполнении школьником направленного поиска необходимой информации, при обработке и использовании в процессе подготовки проекта; они включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные УУД мобилизуются в процессе:

ü Самостоятельного выделения и формулировке цели проекта;

ü Поиска и выделения необходимой информации;

ü Применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ü Выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

ü Самостоятельного создания плана деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД реализуются в ходе учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; привлечении специалистов для решения отдельных вопросов реализуемого проекта.

В МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова» села Троицкое Целинного района целенаправленно ведется работа по подготовке учебных проектов, где учащиеся становятся призерами районного, регионального и федерального конкурсов. Основными методами исследования являются экспериментальные – адаптированные методы количественного анализа, а также инструментальные методы, из социальных методов исследования применяется метод анкетирования, экспресс – опрос и интервьюирование.

Проектная работа по химии формирует у школьника опыт выполнения практико – ориентированной экспериментальной работы в информационном пространстве. Этот метод изменяет существенную традиционную систему, изменяет позиции учителя и учащихся, а также родителей, выдвигая на первый план самостоятельную работу учащегося.

Школьное химическое образование в изменяющемся мире постепенно перестраивает методы обучения, осуществляя отбор наиболее адекватных современным запросам общества, методов, направленных на социализацию школьника, его будущую профессию. Выполнение школьниками учебных проектов смещает акценты в практике школьного химического образования на активную деятельность обучающихся.

Последовательность работы над проектом [3]

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Выбор рабочей группы.

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

 

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся

3

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4

Формулирование результатов и/или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Консультирует учащихся

5

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

6

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка проекта, выполненного учащимися ______класса

по предмету ____________

 

Оценка работы

Оценка защиты

Фамилия, имя

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объем разработок и количество предлагаемых решений

Реальность и практическая ценность

Уровень самостоятельности

Качество оформления

Оценка рецензентом

Качество доклада

Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме

Проявление глубины и широты знаний по данному предмету

Ответы на вопросы преподавателя

Ответы на вопросы учащихся

Оценка творческих способностей докладчика

Субъективная оценка деловых качеств докладчика

Итоговая оценка (балл):

180-220 – отлично;

120-175 – хорошо;

90-115 – удовл.;

менее 80 – неуд.

Баллы

5, 10, 20

5, 10, 20

5, 10

10, 20

5, 10, 20

5, 10

5, 10, 20

5, 10, 20

5, 10, 20

5, 10

5, 10

5, 10, 20

5, 10, 20

 

 

Если в результате выполнения проекта учащийся получил «2» («неудовлетворительно»), то это - чрезвычайное происшествие. Повторять проектирование невозможно из-за отсутствия времени, а оставлять этот пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать или доделать. Текущий невыполненный проект можно заменить дифференцированным зачетом по теме проекта (то есть зачетом с оценкой). В любом случае необходимо тщательно, вместе с учеником разобраться. Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, когда любой может присутствовать и слушать, а также использовать другие интерактивные виды обучения, где учащийся выступает активным субъектом учения. Внепроектные интервалы в учебной деятельности также целесообразно насыщать самообразовательными обучающими элементами, т. е. самостоятельным познанием, добыванием информации [4].

Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход, при котором оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (1-й уровень - 0 баллов, 2-й уровень - 5 баллов, 3-й уровень - 10 баллов, 4-й уровень - 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериальных требованиях, приближающихся к вузовским. Сама рейтинговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, сумма делится на 3 для получения средней величины).

Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта. Причем оценивается каждый из критериев отдельно. При таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования. Критерии оценки проекта выглядят следующим образом:

Оформление и выполнение проекта:

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

5. Качество оформления проекта: соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Процедура защиты:

1. Качество доклада: композиция доклада, полнота представления в нем работы и ее результатов; аргументированность основных позиций проекта, убедительность речи и убежденность оратора.

2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, отражение межпредметных связей.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера держаться перед аудиторией, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Суммарная оценка работы и защиты:

«отлично» - 155-200 баллов,

«хорошо» - 100-154 балла,

«удовлетворительно» - менее 100 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

1.            Использование проектной технологии позволяет раскрыться каждому школьнику, создает условия для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета, развивает творческие способности учащихся, умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, учит планировать, организовывать и анализировать результаты исследовательской деятельности, а также учит осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других учащихся.

2.            Школьные исследовательские проекты направлены не на какое-либо научное открытие, а на «переоткрытие» для себя и на своем уровне.

3.            Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников.

4.            Обучение предполагает: учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями.

5.             Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

ü формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

ü значительно расширяется кругозор в предметных областях;

ü происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

ü наилучшим образом развиваются творческие задатки.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.     Роговая О.Г. Практикум по химии окружающей среды: Учебнометодическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006

2.     Головнер В.Н. Проектные работы по химии с метапредметным подходом// Приложение «Химия» к газете «Первое сентября», 2012, сентябрь, с. 60-63.

Интернет – ресурсы:

1.     http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashchihsya-kak-sredstvo

2.     http://edu.shd.ru/index.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Аннотация Химия, как учебный предмет естественно – научного цикла, ставит задачу формирования у школьников экспериментально – практический характер методов, которые влияют на развитие компетенций

Аннотация Химия, как учебный предмет естественно – научного цикла, ставит задачу формирования у школьников экспериментально – практический характер методов, которые влияют на развитие компетенций

ИКТ и ресурсы школьной химической лаборатории, работать в коллективе и добиваться результата

ИКТ и ресурсы школьной химической лаборатории, работать в коллективе и добиваться результата

Пояснительная записка В современной системе

Пояснительная записка В современной системе

Гипотеза: Если в обучении химии целенаправленно использовать системно – деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности можно ожидать повышение познавательного интереса к изучению химии и…

Гипотеза: Если в обучении химии целенаправленно использовать системно – деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности можно ожидать повышение познавательного интереса к изучению химии и…

Содержание Проблемой повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - значительные педагогические усилия, которые необходимо направлять на мотивацию учащихся

Содержание Проблемой повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - значительные педагогические усилия, которые необходимо направлять на мотивацию учащихся

В качестве основного учебника химии использую федеральный школьный учебник «Химия» для учащихся 8-9 классов

В качестве основного учебника химии использую федеральный школьный учебник «Химия» для учащихся 8-9 классов

Выполнение экспериментальной части проектов требует выхода за пределы содержания учебного предмета химии, привлечения методов количественного анализа, доступных для выполнения в лаборатории школьного кабинета, например, методы…

Выполнение экспериментальной части проектов требует выхода за пределы содержания учебного предмета химии, привлечения методов количественного анализа, доступных для выполнения в лаборатории школьного кабинета, например, методы…

В МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова» села

В МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова» села

Устанавливают целиЗнакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся

Устанавливают целиЗнакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся

Формируют задачи. Вырабатывают план действий

Формируют задачи. Вырабатывают план действий

Оформляют проектКонсультирует учащихся 5

Оформляют проектКонсультирует учащихся 5

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Оценка проекта, выполненного учащимися ______ класса по предмету ____________

Оценка проекта, выполненного учащимися ______ класса по предмету ____________

Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход, при котором оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (1-й уровень - 0 баллов, 2-й уровень - 5…

Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход, при котором оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (1-й уровень - 0 баллов, 2-й уровень - 5…

Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, отражение межпредметных связей

Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, отражение межпредметных связей

Заключение: 1.

Заключение: 1.

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020