Аннотация
Химия, как учебный предмет естественно – научного цикла, ставит задачу формирования у школьников экспериментально – практический характер методов, которые влияют на развитие компетенций.
Актуальность: В любом возрасте ребенок хочет стать ученым, исследователем, поэтому важно не упустить этот момент и предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, что спасет их от равнодушия к школьным дисциплинам.
Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:
• развитие познавательных способностей учащихся;
• совершенствование способностей к самообразованию;
• развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и
выделять главное;
• обучение школьников рефлексии;
• обучение учащихся умению публично выступать;
• развитие у школьников критического мышления.
Гипотеза: Если в обучении химии целенаправленно использовать системно – деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности можно ожидать повышение познавательного интереса к изучению химии и повышению результативности в проектной деятельности.
Одним из эффективных методов является проектный метод, который в практике школьного химического образования стал постепенно выполнять ведущую роль среди новых методов обучения благодаря многофункциональности в решении современных проблем образования.
Этот метод наиболее полно отвечает запросам и вызовам нового времени: обучаться приемам исследования, самостоятельно искать и отбирать информацию, максимально использовать ИКТ и ресурсы школьной химической лаборатории, работать в коллективе и добиваться результата.
Взаимосвязь урочной и внеурочной работы проявляется в реализации исследовательской проектной деятельности учащихся по химии как направления деятельностного подхода.
Задания, предлагаемые школьникам на уроках, преимущественно носят проблемный и исследовательский характер.
Такие виды заданий проблемного и аналитического характера развивают экспериментальные умения до уровня свободного применения и используются в дальнейшем при выполнении учебных проектов.
Предварительная отработка экспериментальных умений школьника на лабораторных и практических занятиях необходима для мобилизации сформированных умений при выполнении ими учебного проекта.
Реализация проектного метода в школе формирует различные виды УУД: познавательные, общеучебные, коммуникативные, регулятивные и др.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
ü формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
ü значительно расширяется кругозор в предметных областях;
ü происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
ü наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Пояснительная записка
В современной системе Российского образования произошли существенные изменения, связанные с введением новых ФГОС II поколения, в основе которого лежит системно – деятельностный подход. Эти изменения диктуются новыми требованиями социума к результатам школьного обучения. В наиболее концентрированном виде это направление выражается требованиями и умениями в практико – ориентированном школьном образовании и формировании ключевых и предметных компетенций.
Химия, как учебный предмет естественно – научного цикла, ставит задачу формирования у школьников экспериментально – практический характер методов, которые влияют на развитие компетенций.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу.
Актуальность: Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.
Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:
• развитие познавательных способностей учащихся;
• совершенствование способностей к самообразованию;
• развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и
выделять главное;
• обучение школьников рефлексии;
• обучение учащихся умению публично выступать;
• развитие у школьников критического мышления.
Гипотеза: Если в обучении химии целенаправленно использовать системно – деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности можно ожидать повышение познавательного интереса к изучению химии и повышению результативности в проектной деятельности.
Содержание
Проблемой повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - значительные педагогические усилия, которые необходимо направлять на мотивацию учащихся. Одним из эффективных методов является проектный метод, который в практике школьного химического образования стал постепенно выполнять ведущую роль среди новых методов обучения благодаря многофункциональности в решении современных проблем образования.
Этот метод наиболее полно отвечает запросам и вызовам нового времени: обучаться приемам исследования, самостоятельно искать и отбирать информацию, максимально использовать ИКТ и ресурсы школьной химической лаборатории, работать в коллективе и добиваться результата.
Проблема реализации проектного метода по химии в сельской школе имеет ряд особенностей, связанных не только со слабой материально – технической базой школьных химических лабораторий, но и удаленностью от образовательных центров. Однако информационные возможности Интернет – ресурсов выравнивают конкурентоспособность сельских и городских школьников в результативности выполненных проектов.
В сельской школе легче выявлять объекты для химического анализа: сельскохозяйственные производства, природные источники воды, исследования почвенных растворов не требуют создания искусственных моделей. Проведению социальных исследований способствует близость социального окружения, а основной проблемой реализации этого метода становится выбор темы исследования и подготовка оборудования и реактивов для выполнения экспериментальной части проекта.
Реализация проектного метода осуществляется во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Для того, чтобы выполнение над проектами было успешным, необходимо учителю на уроках отходить от репродуктивно – воспроизводящего обучения химии к проблемному, к обучению на основе деятельностного подхода. Для этого мною была выбрана учебная программа , в основу которой был взят деятельностный подход. В качестве основного учебника химии использую федеральный школьный учебник «Химия» для учащихся 8-9 классов Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (издательство Просвещение).
Взаимосвязь урочной и внеурочной работы проявляется в реализации исследовательской проектной деятельности учащихся по химии как направления деятельностного подхода. Задания, предлагаемые школьникам на уроках, преимущественно носят проблемный и исследовательский характер. Например: Как доказать экспериментально наличие у вещества кислотно – основные или окислительные свойства? Какие для этого потребуются реактивы? Составьте обоснованный план эксперимента. Такие виды заданий проблемного и аналитического характера развивают экспериментальные умения до уровня свободного применения и используются в дальнейшем при выполнении учебных проектов. Как известно, в учебно – исследовательских проектах имеется как творческая часть работы, связанная с выделением проблемы и поиска оригинального пути решения проблемы, так и рутинные, связанные с тщательным выполнением экспериментальных операций и применением известных методов.
Предварительная отработка экспериментальных умений школьника на лабораторных и практических занятиях необходима для мобилизации сформированных умений при выполнении ими учебного проекта.
В содержании проектной деятельности по химии сталкиваются две разнонаправленные тенденции в изучении мира веществ. С одной стороны рассматривается экологическая проблема, как глобальная, с другой стороны, исследуется локальный объект из окружения школьника. Как показывают результаты исследовательских конкурсов, учащиеся выбирают темами своих учебных проектов: исследование природных источников воды, состав загрязнителей, веществ, применяемых в быту, состав и качество продуктов питания.
Выполнение экспериментальной части проектов требует выхода за пределы содержания учебного предмета химии, привлечения методов количественного анализа, доступных для выполнения в лаборатории школьного кабинета, например, методы объемного анализа: трилонометрии, иодометрии, ацидиметрии, вне школьной лаборатории используем наиболее доступные инструментальные методы анализа для выполнения проектов экологического содержания [1].
Метаметодический подход к организации и выполнению школьных учебных проектов требует усилий в школе не одного предметника – энтузиаста, а единомышленников среди коллег. Каждый из выполняемых учащимися проектов носит интегративную природу, а навыки работы с информацией сами по себе имеют универсальный характер [2].
Реализация проектного метода в школе формирует различные виды УУД: познавательные, общеучебные, коммуникативные, регулятивные и др.
Познавательные УУД формируются при выполнении школьником направленного поиска необходимой информации, при обработке и использовании в процессе подготовки проекта; они включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные УУД мобилизуются в процессе:
ü Самостоятельного выделения и формулировке цели проекта;
ü Поиска и выделения необходимой информации;
ü Применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
ü Выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ü Самостоятельного создания плана деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД реализуются в ходе учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; привлечении специалистов для решения отдельных вопросов реализуемого проекта.
В МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова» села Троицкое Целинного района целенаправленно ведется работа по подготовке учебных проектов, где учащиеся становятся призерами районного, регионального и федерального конкурсов. Основными методами исследования являются экспериментальные – адаптированные методы количественного анализа, а также инструментальные методы, из социальных методов исследования применяется метод анкетирования, экспресс – опрос и интервьюирование.
Проектная работа по химии формирует у школьника опыт выполнения практико – ориентированной экспериментальной работы в информационном пространстве. Этот метод изменяет существенную традиционную систему, изменяет позиции учителя и учащихся, а также родителей, выдвигая на первый план самостоятельную работу учащегося.
Школьное химическое образование в изменяющемся мире постепенно перестраивает методы обучения, осуществляя отбор наиболее адекватных современным запросам общества, методов, направленных на социализацию школьника, его будущую профессию. Выполнение школьниками учебных проектов смещает акценты в практике школьного химического образования на активную деятельность обучающихся.
Последовательность работы над проектом [3]
№ |
Этапы работы над проектом |
Содержание работы на данном этапе |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1 |
Подготовка |
Определение темы и целей проекта. Выбор рабочей группы. |
Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся |
2 |
Планирование |
а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды
|
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся |
3 |
Исследование |
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4 |
Формулирование результатов и/или выводов |
Анализ информации. Формулирование выводов |
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект |
Консультирует учащихся |
5 |
Защита проекта |
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа |
6 |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин |
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности |
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета |
Оценка проекта, выполненного учащимися ______класса
по предмету ____________
Оценка работы |
Оценка защиты |
|||||||||||||
Фамилия, имя |
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы |
Объем разработок и количество предлагаемых решений |
Реальность и практическая ценность |
Уровень самостоятельности |
Качество оформления |
Оценка рецензентом |
Качество доклада |
Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме |
Проявление глубины и широты знаний по данному предмету |
Ответы на вопросы преподавателя |
Ответы на вопросы учащихся |
Оценка творческих способностей докладчика |
Субъективная оценка деловых качеств докладчика |
Итоговая оценка (балл): 180-220 – отлично; 120-175 – хорошо; 90-115 – удовл.; менее 80 – неуд. |
Баллы |
5, 10, 20 |
5, 10, 20 |
5, 10 |
10, 20 |
5, 10, 20 |
5, 10 |
5, 10, 20 |
5, 10, 20 |
5, 10, 20 |
5, 10 |
5, 10 |
5, 10, 20 |
5, 10, 20 |
|
Если в результате выполнения проекта учащийся получил «2» («неудовлетворительно»), то это - чрезвычайное происшествие. Повторять проектирование невозможно из-за отсутствия времени, а оставлять этот пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать или доделать. Текущий невыполненный проект можно заменить дифференцированным зачетом по теме проекта (то есть зачетом с оценкой). В любом случае необходимо тщательно, вместе с учеником разобраться. Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, когда любой может присутствовать и слушать, а также использовать другие интерактивные виды обучения, где учащийся выступает активным субъектом учения. Внепроектные интервалы в учебной деятельности также целесообразно насыщать самообразовательными обучающими элементами, т. е. самостоятельным познанием, добыванием информации [4].
Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход, при котором оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (1-й уровень - 0 баллов, 2-й уровень - 5 баллов, 3-й уровень - 10 баллов, 4-й уровень - 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериальных требованиях, приближающихся к вузовским. Сама рейтинговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, сумма делится на 3 для получения средней величины).
Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта. Причем оценивается каждый из критериев отдельно. При таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования. Критерии оценки проекта выглядят следующим образом:
Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.
5. Качество оформления проекта: соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Процедура защиты:
1. Качество доклада: композиция доклада, полнота представления в нем работы и ее результатов; аргументированность основных позиций проекта, убедительность речи и убежденность оратора.
2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, отражение межпредметных связей.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера держаться перед аудиторией, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Суммарная оценка работы и защиты:
«отлично» - 155-200 баллов,
«хорошо» - 100-154 балла,
«удовлетворительно» - менее 100 баллов.
Заключение:
1. Использование проектной технологии позволяет раскрыться каждому школьнику, создает условия для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета, развивает творческие способности учащихся, умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, учит планировать, организовывать и анализировать результаты исследовательской деятельности, а также учит осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других учащихся.
2. Школьные исследовательские проекты направлены не на какое-либо научное открытие, а на «переоткрытие» для себя и на своем уровне.
3. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников.
4. Обучение предполагает: учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями.
5. Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
ü формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
ü значительно расширяется кругозор в предметных областях;
ü происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
ü наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Список используемой литературы:
1. Роговая О.Г. Практикум по химии окружающей среды: Учебнометодическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006
2. Головнер В.Н. Проектные работы по химии с метапредметным подходом// Приложение «Химия» к газете «Первое сентября», 2012, сентябрь, с. 60-63.
Интернет – ресурсы:
1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashchihsya-kak-sredstvo
2. http://edu.shd.ru/index.php
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.