Реализация системно – деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах
Оценка 4.8

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах

Оценка 4.8
docx
26.07.2021
Реализация системно – деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах
Реализация системно – деятельностного подхода на уроках.docx

 

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках

окружающего мира в начальных классах

 

Английский философ и социолог Герберт Спенсер сказал:

«Великая цель образования –

   это не знания, а действия»

 

За два столетия многое переменились. Появились новые цели и новые средства образования, технологии проблемно-диалогического обучения.

Данная технология позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Она представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Технология проблемного диалога результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Сегодня в основе урока лежит системно - деятельностный подход. Это организация учебного процесса, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности.

 В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. Системно–деятельностный подход ориентирован на достижение основного результата –развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет грамотно построить урок и включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания, начать действовать.

Деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Задачу по формированию учебной деятельности на уроках окружающего мира начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов. Содержание УМК доступно каждому ученику. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников. Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников - удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. На уроках я использую различные виды деятельности: игровую, предметную, учебную, исследовательскую, проектную, практическую.

Для формирования универсальных учебных действий использую задания деятельностного подхода на различных этапах урока.

Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на наш взгляд, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся.  Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Дети становятся учеными, делают собственные открытия. Следовательно, задача учителя не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую деятельность детей, чтобы они сами отыскали выход, решили проблему урока и сами объяснили, как необходимо действовать в новых условиях.

Так на этапе актуализации знаний использую приём несоответствий, например, при изучении темы «Человек и домашние животные» в 1 классе учащимся предлагается распределить следующих животных в группы: корова, лошадь, курица, гусь, лиса, попугай, медведь, волк. Учащиеся выполняют задание и относят гуся с попугаем к домашним животным. Демонстрирую запечатлённый снимок попугая и гуся в природе. Возникает коллизия – несоответствие, которое заставляет задуматься над этим вопросом и найти дополнительную информацию.

Прием противоречий так же использую на этапе проблемного изложения нового знания, например, при знакомстве с темой «Домашние животные» ребятам задавался вопрос – «Собака – друг или враг?»

При работе над темой «Моя семья» ребята проводили исследовательскую работу, занимались поиском информации о происхождении своего имени и имени членов семьи, представляли генеалогическое дерево своего рода.

Так же на уроках окружающего мира даю ученикам задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей:

1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Адыгеи, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.

На уроках использую знаково–символические средства.  Так, отвечая на вопрос «Что мы называем окружающим миром?», ребята собирают схему при помощи опорных слов (окружающий мир, объекты природы, живая природа, неживая природа, человек, рукотворные предметы).

 Во время изучения темы «Явления природы» ребята разгадывают загадки и придумывают условные обозначения, схематические рисунки:

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

 

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

Туча скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет (радуга)

 

 

Прием творческого рассказывания. В УМК успешно решается ещё одна задача: усиление внимания к творческой деятельности. Творчество - это самостоятельная, индивидуальная деятельность. УМК располагает достаточным арсеналом заданий творческого исследовательского характера.

Развитие творчества тесно связано с совершенствованием такого психического процесса как воображение. «Воображение - это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа» (Н.Ф. Виноградова). Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал воображение одним из главнейших психических свойств, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности.

В своей практике использую задания творческого характера. Очень интересным и эффективным считаю приём творческого рассказывания. На уроках окружающего мира применяю следующие виды рассказов:

1.    сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.);

2.    описательный рассказ на основе сравнения (« Современная и старая школа», «Лес и луг» и т.д.);

3.    рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета (явления);

4.    рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.);

5.    рассказ – диалог - достаточно трудный вид рассказа, объединяющий рассказ - описание с диалогом («Разговор человека с деревом», « О чём щебечут воробьи?» и др.)

Рассказ - рассуждение как метод используется при изучении таких тем, как «Какая профессия самая главная на Земле?», «Что произойдет, если исчезнут все птицы в мире?», «Можно ли изменить себя?»).

А при изучении темы «Из чего состоят предметы» создаю ситуацию удивления или затруднения в результате созданной проблемы дети выводят тему урока.

При работе с научно – популярным текстом используется прием чтения со «стопами», который предполагает воспроизвести и изложить информацию в соответствии с заданием. Ребята получают текст в отпечатанном виде, читают и отмечают с помощью условных обозначений информацию, которая им знакома («+» - знаком; «-» - то, чего не знаем; «?» - информация, которая вызвала вопросы и требует изучения)

В  процессе изучения окружающего мира ребята  учатся наблюдать, сопоставлять, спрашивать, доказывать, выявлять  причины и следствия, взаимозависимости, оформлять полученную информацию в виде рисунков, схем, таблиц, сообщений, проводить простые опыты, использовать приборы, приобщаются к труду.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе на уроках окружающего мира способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.    Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.

2.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

3.    Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2009. -40с.

4.    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр

 

 

 

 

 

 


 

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников

Развитие творчества тесно связано с совершенствованием такого психического процесса как воображение

Развитие творчества тесно связано с совершенствованием такого психического процесса как воображение

Литература: 1. Бондаревская

Литература: 1. Бондаревская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2021