Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике
Оценка 4.9

Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике

Оценка 4.9
Документация
docx
информатика
5 кл—9 кл
25.10.2020
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике
Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики в основной школе.docx

Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике в основной школе

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи:

ü развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества;

ü развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;

ü индивидуальный подход;

ü развитие коммуникативных навыков у учащихся;

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход определяется следующими положениями:

ü  системообразующим элементом основного образования является цель – личностные, метапредметные и предметные результаты образования;

ü  условием достижения цели является включение обучающихся в деятельность.

Системно-деятельностный подход  обеспечивает:

ü проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

ü активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

ü построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

Основы деятельностного подхода

Понятие «системно-деятельностный подход» было введено в 1985 г. Становление системно - деятельностного подхода в науке базируется на исследованиях А.Г. Асмолова, теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.

Системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. [2]

Основная идея данного подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А. Г. Асмолов характеризует системно-деятельностный подход как «процесс, направленный на развитие личности, формирование ценностных ориентиров, способности к саморазвитию на  основе рефлексивной самоорганизации».

Деятельностный подход определяет:

ü цели образования как формирование навыков самостоятельного обучения;

ü выбор стратегии организации  учебной деятельности обучающегося;

ü содержание обучения как процесс решения важных жизненных задач;

ü приоритетность учебного сотрудничества в достижении целей обучения;

ü результаты применения системно-деятельностного подхода: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

В структуре деятельности психологи выделяют следующие процессы:

1)                 вовлечение в деятельность – мотивация;

2)                 целеполагание;

3)                 планирование действий;

4)                 осуществление действий;

5)                 анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями (рефлексия).

Эта структура определяет алгоритм построения единиц образовательного процесса (урока, занятия внеурочной деятельности).

 

 

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен при условии соблюдения определенных принципов:

ü  деятельности (учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее, становятся активными участниками образовательного процесса);

ü  системности (формируется целостная картина мира);

ü  минимакса (учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте);

ü  психологического комфорта (создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации);

ü  творчества (должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности).

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

 

Реализация системно-деятельностного подхода

Урок - основная форма организации обучения. Переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения. «Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим лицом». [2]


Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

(Шумейко О. Н.)

1.      Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2.      Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3.      Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.

4.      Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

5.      Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

6.      Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

Реализация системно-деятельностного подхода опирается на методы:

·         активные;

·         интерактивные;

·         исследовательские;

·         проектные.

 

Прием «Вопросительные слова»

Описание: прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

«Информация вокруг нас», 5 класс

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

информация

Что?

органы чувств

Какая?

хранение

Какие?

текстовая

 

обработка

 

графическая

 

передача

 

звуковая

 

видеоинформация

 

 

 

Прием «до - после»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

•  умение прогнозировать события;

•  умение соотносить известные и неизвестные факты;

•  умение выражать свои мысли;

•  решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

До

После

Вывод:

Прием "Корзина идей"

Описание: предлагается для проведения на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.

Вторая проблема, которая решается с помощью приема "Корзина идей" — привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Для повышения мотивации и познавательной активности используются игровые технологии. Чаще всего на уроках информатики используются следующие игровые элементы: анаграмма; кроссворд; ребус. Эти приёмы помогают «открыть» тему урока, привлечь внимание к новым понятиям, также их можно использовать для контроля знаний.

Проектная технология

Проектная технология способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Сегодня урок  должен стать для школьника не только занятием по решению  задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию.

Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Прием «Рефлексивных фраз»

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

1.  сегодня я узнал…

2.  было интересно…

3.  было трудно…

4.  я выполнял задания…

5.  я понял, что…

6.  теперь я могу…

7.  я почувствовал, что…

8.  я приобрел…

9.  я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Применение системно-деятельностного подхода на уроках информатики способствует повышению уровня мотивации обучения, обеспечивает включение учащегося в деятельность, развивает умения осуществлять планирование, анализ, оценку своей деятельности; выдвигать гипотезы, ставить вопросы, оценивать начальные данные и планируемый результат; формирует умения самоконтроля и самооценки.

Таким образом, системно – деятельностный подход обеспечивает активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

 


 

Список литературы

1.      Асмолов А. Г.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 159 с. : ил. — ISBN 978-5-09-024005-5.

2.      Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25.

3.      Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.

 

4.      Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся //

5.      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике в основной школе

Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике в основной школе

Основная идея данного подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к…

Основная идея данного подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к…

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач

Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач

Прием «до - после» Описание: прием из технологии развития критического мышления

Прием «до - после» Описание: прием из технологии развития критического мышления

Эти приёмы помогают «открыть» тему урока, привлечь внимание к новым понятиям, также их можно использовать для контроля знаний

Эти приёмы помогают «открыть» тему урока, привлечь внимание к новым понятиям, также их можно использовать для контроля знаний

Применение системно-деятельностного подхода на уроках информатики способствует повышению уровня мотивации обучения, обеспечивает включение учащегося в деятельность, развивает умения осуществлять планирование, анализ, оценку своей деятельности; выдвигать…

Применение системно-деятельностного подхода на уроках информатики способствует повышению уровня мотивации обучения, обеспечивает включение учащегося в деятельность, развивает умения осуществлять планирование, анализ, оценку своей деятельности; выдвигать…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020