В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует нового подхода в обучении: формирования системы критериев - ключевых компетенций, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Ключевые компетенции можно рассматривать как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной сферах. В течение нескольких лет наша школа занимается внедрением технологии деятельностного подхода в процесс обучения. Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на этапы урока ОНЗ (открытия новых знаний) при обучении биологии.
Реализация деятельностного подхода в обучении на уроках биологии.
С.В. Ганина, учитель биологии, высшей квалификационной категории,
МАОУ «Школа №141» Советского района г. Казани.
В современном информационном обществе полученные знания имеют
тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые
знания. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует нового
подхода в обучении: формирования системы критериев ключевых
компетенций, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в
Ключевые компетенции можно
конкретных жизненных ситуациях.
рассматривать как наиболее общие (универсальные) способности и умения,
позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной
сферах.
В течение нескольких лет наша школа занимается внедрением технологии
деятельностного подхода в процесс обучения. Формирование компетенций
реализуется через организацию деятельности учащихся. Используя основные
принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на следующие
этапы урока ОНЗ (открытия новых знаний) при обучении биологии:
1.Организационный момент: самоопределение к деятельности. Цель:
обозначение области содержания урока. Результат: мотивация.
2.Актуализация опорных знаний, постановка учебной задачи. Цель:
повторение необходимых ЗУН, постановка учебной задачи. Результат:
фиксация затруднений, создание проблемной ситуации, определение темы и
целей урока. Учащиеся активно включаются в работу, вместе с педагогом
формируют цель урока и принимают ее. Испытывают трудности в применении
имеющихся знаний при выполнении предложенного задания. Наиболее
простым является приём «Вставь пропущенное слово»(К высшим споровым
растениям относятся…, они имеют органы: лист, стебель.), а так же прием,когда из списка терминов учащиеся выбирают знакомые ( при этом их
повторяют ), а не известные помогают ребятам сформулировать тему и цели
урока. Так же можно использовать эксперимент. Самостоятельной
постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов.
Например, опыты на определения белков, углеводов и жиров в составе семян
(Что объединяет эти опыты?). Можно использовать метод составления
кластера. В центре доски записывается слово, отражающее предмет разговора
на предстоящем уроке (Сердце). Ученикам предлагается вспомнить всё, что
им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера.
Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и
формулируется тема урока (Строение и работа сердца). «Мозаика».
Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным
исходя из чего,
вопросам,
формулируется тема урока.
после соответствующего осмысления,
3.Открытие учащимися нового знания. Цель: построение учащимися
нового способа действий. Результат: новый алгоритм действий. Условия
получения положительного результата (деятельность учителя): построение
подводящего или побуждающего диалога с учащимися с учетом их учебных
возможностей. Показатели выполнения дидактической задачи (деятельность
ученика): учащиеся уяснили для себя различие между новыми и имеющимися
знаниями; участие школьников в диалоге, умение слушать учителя и
одноклассников.
4.Первичное закрепление. Цель: вербальное фиксирование нового знания.
Результат: оформление нового алгоритма действия. Условия получения
обязательность
положительного результата (деятельность учителя):
комментированного объяснения выполняемого задания; подбор упражнений в
системе; включение нового знания в систему ранее пройденного; установление
причинноследственных связей. Учащиеся знают и воспроизводят новый
материал, озвучивают каждый этап решения – громкая речь.5.Самостоятельная работа и самоконтроль. Цель: самоконтроль усвоения
знаний. Результат: индивидуальная рефлексия. Условия получения
положительного результата (деятельность учителя): система заданий,
проверяющих осознанность изученных знаний с соблюдением принципа
минимакса, помощь слабоуспевающим учащимся – принцип психологической
комфортности. Самоконтроль детей. Показатели выполнения дидактической
задачи (деятельность ученика): учащиеся находят ошибки, исправляют их,
самостоятельно или с помощью учителя определяют причины их появления.
Учащиеся слушают друг друга, рецензируют ответы одноклассников.
6. Повторение пройденного материала. Цель: включение нового знания в
систему, установка локальных связей нового знания с имеющимися.
Результат: проект дальнейшей работы с новым знанием по устранению
пробелов или дальнейшего развития навыков.
7.Подведение итогов. Цель: самооценка. Результат: анализ собственной
познавательной деятельности. Рефлексия деятельности учащихся, учителя.
8.Домашнее
задание.
Реализация принципов вариативности,
психологической комфортности, креативности в домашней деятельности
учащихся.
Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов: реализация
всех дидактических принципов развивающего обучения; использование
в том числе информационно
многих современных технологий,
коммуникативной технологии и технологии модульного обучения;
использование различных видов деятельности; использование различных
оценочных шкал; зрелищность формы проведения урока.
Но есть и моменты, которые осложняют применение этой модели: малый
объём информации, охватываемый одним уроком; большой объём
дидактического материала к одному уроку и, как следствие, затруднения в
применении рассматриваемой модели на каждом уроке.Данная технология успешно применяется в классах с углубленным
изучением, где на предмет отводится большее количество учебных часов, что
даёт возможность применять на уроке не только учебнометодический
комплект, но и использовать дополнительную справочную литературу, а
также информацию, полученную из сети Интернета.