Реализация деятельностного подхода в обучении на уроках биологии.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует нового подхода в обучении: формирования системы критериев - ключевых компетенций, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Ключевые компетенции можно рассматривать как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной сферах. В течение нескольких лет наша школа занимается внедрением технологии деятельностного подхода в процесс обучения. Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на этапы урока ОНЗ (открытия новых знаний) при обучении биологии.
Иконка файла материала Реализация деятельностного подхода в обучении на уроках биологии.doc
Реализация деятельностного подхода в обучении на уроках биологии. С.В. Ганина, учитель биологии, высшей  квалификационной категории, МАОУ «Школа №141» Советского района г. Казани. В   современном   информационном   обществе   полученные   знания   имеют тенденцию   к   потере   важности   в   пользу   способности   приобретать   новые знания. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует нового подхода   в   обучении:   формирования   системы   критериев   ­   ключевых компетенций, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в   Ключевые   компетенции   можно конкретных   жизненных   ситуациях. рассматривать как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной сферах.  В течение нескольких лет наша школа занимается внедрением технологии деятельностного   подхода   в   процесс   обучения.   Формирование   компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на следующие этапы урока ОНЗ (открытия новых знаний) при обучении биологии:  1.Организационный   момент:   самоопределение   к   деятельности.   Цель: обозначение области содержания урока. Результат: мотивация.   2.Актуализация   опорных   знаний,   постановка   учебной   задачи.   Цель: повторение   необходимых   ЗУН,   постановка   учебной   задачи.   Результат: фиксация затруднений, создание проблемной ситуации, определение темы и целей урока. Учащиеся активно включаются  в работу, вместе с педагогом формируют цель урока и принимают ее. Испытывают трудности в применении имеющихся   знаний   при   выполнении   предложенного   задания.   Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово»(К высшим споровым растениям относятся…, они имеют органы: лист, стебель.), а так же прием,когда   из   списка   терминов   учащиеся   выбирают   знакомые   (   при   этом   их повторяют ), а не известные­ помогают ребятам сформулировать тему и цели урока.   Так   же   можно   использовать   эксперимент.   Самостоятельной постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов. Например, опыты на определения белков, углеводов и жиров в составе семян (Что   объединяет   эти   опыты?).   Можно   использовать   метод   составления кластера. В центре доски записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке (Сердце). Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты  и записать в виде кластера. Затем   кластеры   сравниваются,   определяется   неизвестное   понятие   и формулируется   тема   урока   (Строение   и   работа   сердца).   «Мозаика». Учащимся   предлагается   несколько   блоков   информации   по   изученным   исходя   из   чего, вопросам, формулируется тема урока.    после   соответствующего   осмысления, 3.Открытие   учащимися   нового   знания.   Цель:   построение   учащимися нового   способа   действий.   Результат:   новый   алгоритм   действий.   Условия получения   положительного   результата   (деятельность   учителя):   построение подводящего или побуждающего диалога с учащимися с учетом их учебных возможностей. Показатели выполнения дидактической задачи (деятельность ученика): учащиеся уяснили для себя различие между новыми и имеющимися знаниями;   участие   школьников   в   диалоге,   умение   слушать   учителя   и одноклассников.  4.Первичное закрепление. Цель: вербальное фиксирование нового знания. Результат:  оформление   нового   алгоритма  действия.  Условия   получения   обязательность положительного   результата   (деятельность   учителя): комментированного объяснения выполняемого задания; подбор упражнений в системе; включение нового знания в систему ранее пройденного; установление причинно­следственных   связей.   Учащиеся   знают   и   воспроизводят   новый материал, озвучивают каждый этап решения – громкая речь.5.Самостоятельная работа и самоконтроль. Цель: самоконтроль усвоения знаний.   Результат:   индивидуальная   рефлексия.   Условия   получения положительного   результата   (деятельность   учителя):   система   заданий, проверяющих   осознанность   изученных   знаний   с   соблюдением   принципа минимакса, помощь слабоуспевающим учащимся – принцип психологической комфортности. Самоконтроль детей. Показатели выполнения дидактической задачи   (деятельность   ученика):   учащиеся   находят   ошибки,   исправляют   их, самостоятельно или с помощью учителя определяют причины их появления. Учащиеся слушают друг друга, рецензируют ответы одноклассников.  6. Повторение пройденного материала. Цель: включение нового знания в систему,   установка   локальных   связей   нового   знания   с   имеющимися. Результат:   проект   дальнейшей   работы   с   новым   знанием   по   устранению пробелов или дальнейшего развития навыков.  7.Подведение   итогов.   Цель:   самооценка.   Результат:   анализ   собственной познавательной деятельности. Рефлексия деятельности учащихся, учителя.  8.Домашнее   задание.   Реализация   принципов   вариативности, психологической   комфортности,   креативности   в   домашней   деятельности учащихся.  Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов: реализация всех   дидактических   принципов   развивающего   обучения;   использование   в   том   числе   информационно­ многих   современных   технологий, коммуникативной   технологии   и   технологии   модульного   обучения; использование   различных   видов   деятельности;   использование   различных оценочных шкал; зрелищность формы проведения урока. Но есть и моменты, которые осложняют применение этой модели: малый объём   информации,   охватываемый   одним   уроком;   большой   объём дидактического материала к одному уроку и, как следствие, затруднения в применении рассматриваемой модели на каждом уроке.Данная   технология   успешно   применяется   в   классах   с   углубленным изучением, где на предмет отводится большее количество учебных часов, что даёт   возможность   применять   на   уроке   не   только   учебно­методический комплект,   но   и   использовать   дополнительную   справочную   литературу,   а также информацию, полученную из сети Интернета.