Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы
Оценка 4.7

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Все классы
17.05.2017
Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы
Среди развивающихся в педагогике идей дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку переживает второе рождение идея раздельного обучения. Ее сторонники утверждают, что необходимо применять специальные подходы как к мальчикам, так и к девочкам, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, справиться с проблемами учения и становления ребенка как мальчика или девочки. Нами составлены методические рекомендации и модель урока для работы в классах совместного обучения с учетом гендерного подхода, которые призваны облегчить работу педагога, интересующегося гендерным подходом в обучении
Гендерный подход.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кислоканская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края,    «Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы» Санкина Евгения Владимировна, учитель английского языка  МБОУ СОШ №1 п. Октябрьский Усть­Больщерецкий район  Камчатский край 1 2017 г. Мужчины и женщины одинаковы как представители  одного вида – человечества, но считать, что они одинаковы в своем отношении к окружающему миру,  обладают одинаковыми способностями и поведением –  значит, строить общество, основанное  на ложных биологических и научных принципах.  Энн Мойр, Дэвид Джессел. «Пол мозга» В целом в дошкольном общем среднем образовании на уровне условий обеспечиваются, казалось бы, равные возможности получения образования для всех воспитанников и школьников независимо от пола. Тем не менее, в настоящий момент не обнаруживается равенство результатов образования. Вот лишь некоторые факты, свидетельствующие об этом:  Школьные успехи девочек во всех странах выше школьных успехов мальчиков, с 4­5 класса в школе начинают доминировать девочки. Они опережают мальчиков в учебе и общественной жизни школы, занимая все руководящие посты. Большинство тех, кто завершает школьное обучение с более высокими баллами – девушки.  Большинство тех, кто покидает школу, не получив полного общего образования – юноши.  Юноши, окончившие 9 классов, в большем количестве переходят в систему начального профессионального образования.  Мужчины в сельской местности в большинстве своем не имеют высшего образования.  Среди беспризорников­детей в России преимущественно мальчики.  Более 30% девушек и 50% юношей, по данным Министерства здравоохранения России имеют заболевания, ведущие к ограничению репродуктивных функций. Чем объясняются приведенные выше данные?   При стратегии государства на равенство возможностей образования, с одной стороны, недостаточно разработаны научно­методические пути реализации гендерного подхода в образовании; с другой стороны, педагоги зачастую не готовы в полной мере учитывать гендерные особенности воспитанников и школьников в образовании. В России 80­х ­ 90­х годов происходит постепенный  отказ от идеологии «бесполости», т. е. возвращение к идее «естественных» биологических и социальных различий мужчин и женщин. В частных разговорах,   с   кино­   телеэкрана,  страниц   газет   мужчины   все   чаще   призывают   вернуть   «женщине женственность», а женщины выражают тоску о «настоящем мужчине». Идея ценности личностного развития, ее индивидуального своеобразия становится актуальной для общества. Среди развивающихся в педагогике идей дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку переживает второе рождение идея раздельного обучения. Ее сторонники утверждают, что необходимо применять специальные подходы как к мальчикам, так и к девочкам, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, справиться с  проблемами учения и становления ребенка как мальчика или девочки. Совокупность этих подходов называют гендерной педагогикой. Цель   образования   на   основе   гендерного   подхода  –   воспитание   мужчин   и   женщин, соединяющих   в   себе   лучшие   качества   женственности   и   мужественности,   способность применять их творчески, исходя из оценки ситуации и объективных потребностей. Идеи гендерной педагогики реализуют и развивают в  настоящий момент женские гимназии, мужские лицеи, кадетские, милицейские классы, классы раздельного обучения и др. в Москве, Санкт­ Петербурге, Красноярском крае, Ставрополье, Башкортостане, Кемеровской области и других тер­ риториях России. Проведенные в названных школах исследования показали, что дети в них чувствуют себя лучше психологически, им легче учиться, их результаты выше, показатели их здоровья также выше, чем у их сверстников из классов совместного обучения, а после школы они быстрее добиваются профессиональных   успехов.   Классическая   (выверенная   временем!)   педагогика   утверждает: «исторический опыт свидетельствует о том, что раздельное обучение не приносит вреда, если школа не 2 является интернатом, а мальчики и девочки могут свободно общаться после уроков». Ряд спе­ циалистов в области медицины и педагогики считают, что  учитывать социально­психологические различия детей разного пола необходимо и в условиях совместного обучения. Многие ученые и практики считают наиболее приемлемыми в современной ситуации классы мальчиков и девочек в одной школе. Но и в классах совместного обучения можно и нужно учитывать гендерные особенности обучающихся.   Конечно,   такие   подходы   требуют   дополнительной   подготовки   учителя,   изучения особенностей обучения мальчиков и девочек, применения адекватных методов и средств обучения в соответствии с этими особенностями.  Реализация гендерного подхода в педагогической практике на современном этапе не имеет широко   распространения.   Это   связано,   на   наш   взгляд,   с   рядом   трудностей,   в   частности   с комплектованием классов раздельного и раздельно­параллельного обучения. В этом плане сельская малокомплектная школа представляется подходящей для реализации гендерного подхода.  Сельская   школа   выделяется   из   всех   типов   школ   своей   непохожестью.   В   классе   сельской малокомплектной школы, где обучаются от 1 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.  Для   уроков   в   малокомплектной   сельской   школе   свойственны   камерность,   меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Казалось бы, что в таких условиях успехи детей должны быть более значительными. Исследования, однако показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.  Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений.   Однообразие   обстановки,   контактов,   форм   взаимодействия   развивает   психологическую усталость или отторжение.  Сельская малокомплектная школа имеет большие возможности для реализации личностного и индивидуально ориентированного подхода к организации обучения и воспитания. В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и   ее   окружение,   чтобы   обеспечить   социальное   становление   ребенка,   обучающегося   в   сельской малокомплектной школе. Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с учетом гендерных особенностей. Педагоги­практики   регулярно   остаются   один   на   один   с   вопросами   организации   учебно­ воспитательного процесса в малокомплектной школе, ответы на которые требуют больших временных и физических затрат. Этим обусловлена необходимость создания данных методических рекомендаций.   Нами составлены методические рекомендации и модель урока для работы в классах совместного обучения с учетом гендерного подхода, которые призваны облегчить работу педагога, интересующегося гендерным подходом в обучении. Надеемся, они позволят учитывать особенности мальчиков и девочек при планировании и организации воспитательно­образовательной деятельности. Существуют типичные различия мальчиков и девочек, обусловленные строением головного мозга, его функциональными особенностями, гормональными отличиями. Мальчики   более агрессивны, самоуверенны,  склонны к состязательности,  видят лучше при ярком свете,  в   основном   быстрее   реагируют   на необходимость концентрации внимания в физической среде,  у   них   лучше   развиты   пространственные связи Девочки   превосходят   мальчиков   в   решении коммуникативных задач, лучшей  обладают   чувствительностью,   тактильной  превосходят   мальчиков   в   слушании, коммуникации, во всех видах обучения на базе языков,  у них высокие языковые навыки и точная моторика,  больше развита интуиция, 3  лучше способность решать многоцелевые задачи,  большая емкость памяти,  лучше видят при тусклом свете Российские нейропсихологи установили ряд различий, играющих существенную роль в обучении. Мальчики   больше ориентированы на задачу,  входят в урок долго (15­20 минут)  чаще   всего   мыслят   нестандартно,   но редко раскрывают это,  успешно   выполняют поисковую деятельность,   выдвигают   продуктивно новые   идеи,   но   часто   делают   ошибки   в вычислениях,    надо   чуть­чуть   недообъяснить,   дать простор для поиска, им нельзя повторять объяснения, это навеет на них скуку,  важно,   чтобы   оценили   результат деятельности Девочки   больше   ориентированы   на взаимоотношения между людьми,  быстро врабатываются в урок и набирают оптимальный темп деятельности,  лучше   справляются   с   заданиями типичного плана, тщательно и аккуратно прорешивают их, делая мало ошибок,  требуется   подробное   объяснение   с повторами перед постановкой задачи,  важно, чтобы значимое лицо одобрило их в деятельности эмоционально Специалисты не единодушны в вопросах о природных различиях мальчиков и девочек. На гендерные различия оказывают влияние природные факторы, например, в период внутриутробного развития   иногда   возникаю   сбои   в   развитии   надпочечников,   в   результате   на   плод   женского   пола воздействуют   мужские   гормоны   в   больших   дозах.   В   дальнейшем   такие   девочки   предпочитают «мужские» занятия и любят играть с мальчиками. Кроме того, выявленные типичные различия не абсолютны. У мальчиков мозг может работать «по­женски», и, наоборот, у девочек – «по­мужски». Некоторые люди обладают «переходным» или «двуполым»   типом   мозга.   Это   свидетельствует   о   том,   что   нецелесообразно   проводить   жесткую границу в работе мозга мальчиков и девочек. Знание и понимание типичного является одним из педагогических средств постижения индивидуального. Данная позиция имеет место и по отношению к исследованиям ученых и практиков на вопрос о различиях в развитии полов. Мальчики  Начальные классы Девочки  определённые мальчиков,  дольше овладевают чтением,  лучше решают визуальные задачи,      лучше успевают по математике,  обладают   лучим   пространственным мышлением,  лучше подчиняются четким правилам,  большинство гиперактивны,  лучше   разграничивают   эмоции   и здравый смысл Средние классы 5­9    основное действиям,   исследованиям   внимание   уделяют и  начинают   читать   раньше   и   лучше  лучше слышат,  лучше знают грамматику и лексику,  хуже подчиняются установленным правилам,     четким  малая   часть   характеризуется гиперактивностью,  хуже   разграничивают   эмоции   и здравый смысл  основное внимание отношениям и общению,     уделяют 4 применяют агрессивность,  выступая   перед   аудиторией   пытаются обратить на себя внимание,  лучше читают карты и ориентируются в пространстве,  задачи по математике решают молча,  большая часть успевает в школе хуже одноклассниц Старшие классы 10­11  повышенное   внимание   к   силе   и мускулатуре (боязнь слабости),  в основе социального признания лежат физическая сила и спортивность,  чаще   участвуют   в   асоциальных действиях,  стремятся к власти,  интеллектуальные   способности   и возможности   резко   возрастают, достигают лучших успехов в учебе предметам,  для   разрешения   разногласий   часто драки,  редко   разрешают   споры   посредством  при   тишине   в   классе   чувствуют   себя уверенно,  обладают   лучшими   навыками   мелкой моторики и координации при решении точных задач, лучше осваивают языки,  задачи   по   математике   решат   с помощью рассуждений вслух,  большая часть в школе успевает лучше одноклассников  повышенное   внимание   к   стройной фигуре (боязнь чрезмерной полноты),  в основе социального признания лежат отношения со сверстниками и внешняя привлекательность,  реже   участвуют   в   асоциальных действиях,  стремятся   к   созданию   комфортной окружающей среды,  интеллектуальные   способности   и возможности   возрастают,   улучшается пространственное мышление Приведенные  данные   свидетельствуют  о  более  позднем  развитии  мальчиков.  У  мальчиков детство длится дольше, чем у девочек. Девочки и рождаются на 3­4 недели более зрелыми, чем мальчики. Среди мальчиков 6­7 лет больше «школьно незрелых», чем среди девочек. К периоду половой зрелости разница в развитии между мальчиками и девочками достигает примерно двух лет. По существу в одном школьном классе по одним учебникам и программа при помощи одних методов учатся и воспитываются разные по своему психосоциальному, биологическому возрасту – мальчики и девочки. Рекомендации педагогам по организации обучения  мальчиков и девочек и общения с ними 1. Помните, не бывает «трудных» детей от природы, такими их делают «трудные» взрослые, которые   или   не   хотят,   или   не   знают,   или   не   умеют   учитывать,   что   перед   ними формирующаяся личность, особенности которой надо понимать и принимать, помогая тем самым растущему ребенку «не сломаться», развиваться и совершенствоваться. 2. Никогда   не   забывайте,   что   перед   вами   не   просто   ребенок,   а   мальчик   или   девочка   с присущими им особенностями. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по­разному. 3. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников­мальчиков. 4. Старайтесь,   давая   задания   мальчикам   даже   в   быту   включать   в   них   элемент   поиска, требующий сообразительности. Не рассказывайте заранее, что и как делать. Подтолкните ребенка к самостоятельному открытию. 5. С   девочками   до   начала   работы   над   трудным   заданием   разберите,   как   его   выполнять. Постепенно учите действовать самостоятельно, затем переходите к поиску собственных решений. 6. Не забывайте рассказывая, показывать, особенно мальчикам. 7. Помните, мальчики эмоционально достаточно чувствительны и тревожны, несмотря на то, что внешне не всегда это можно увидеть. 8. Если вам надо сделать замечание девочке, не спешите высказывать свое отношение к ней – 5 бурная реакция помешает ей понять, что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. 9. Делая замечание мальчику, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так ка он не может долго удерживать эмоциональное напряжение, его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок престанет вас слушать и слышать. 10. Если ы почувствовали, что мальчик устал – пошутите, девочка – сделайте вместе с ней несколько физических упражнений, способствующих расслаблению и отдыху. 11. Всегда помните: мальчику гораздо труднее быть аккуратным и педантичным, в отличие от девочки. 12. Давая   задание   мальчикам,   четко   определите   и   проговорите,   кто   какую   роль   должен выполнить, девочки сами распределят между собой роли и функции. 13. Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, и не образец для подражания! Не заставляйте ребенка быть похожим на вас, даже если он, как и вы, мужского (или женского) пола. Старайтесь давать ребенку больше возможностей раскрыться самому, быть таким, какой он есть. 14. Обязательно   учитывайте,   что   у   девочки   могут   проявляться   склонности   к   поведению, мышлению,   присущему   в   основном   мальчикам,   и,   наоборот.   Это   не   патология,   это возможно и нормально. Берегите и развивайте ребенка таким, каким его подарила нам природа! При обучении мальчиков целесообразны:  высокий темп работы, информационная насыщенность урока;  смена видов деятельности в течение урока;  создание ситуации их собственного открытия;  использование заданий на поиск, сообразительность;  включение   в   познавательный   процесс   двигательного   компонента,   дать   возможность понять в динамике, движении;  использование метода «мозгового штурма»;  при объяснении нового материала обозначение эмоциональных меток;  перевод усложненного языка учебника на язык разговорной речи;  подчеркивание сложности задания и одновременно свою уверенность в том, что они справятся;  «проживание» ситуации в образе, движении;  осторожность при поддержке духа соревновательности, отслеживание тех, кому это может нанести вред;  предоставление возможности продемонстрировать знания в неречевой форме;  организация активной двигательной деятельности (нетравматической) на переменах;  похвала, при подчеркивании, за что хвалите;  дозированная отрицательная оценка: краткая, выразительная, четкая. При обучении девочек целесообразны:  проработка и детализация новой информации;  использование правил, технологий;  задания на запоминание, повторение;  обращение   к   личности,   предоставление   возможности   «пропустить   ситуацию   через себя»;  оречевление каждого этапа работы;  соблюдение последовательности и поэтапности работы;  мимические, жестовые и другие опоры для девочек во время ее ответа, предоставление возможности идти от одной такой работы к другой;  подчеркивание моментов знакомости заданий;  избегание излишнего соперничества; 6  поддержка девочек, способных к выдвижению идей;  организация игр в небольших группах на перемене;  похвала девочки как личности;  нейтрализация речевой агрессии;  привлечение   девочек   к   совместному   обсуждению   того,   что   включается   в   понятие женственности; проигрывание ситуаций, в которых девочки должны вести себя по­ женски;  избегать ситуаций, провоцирующих ревность девочек друг к другу. Особенности раздельно­параллельного обучения Мальчики  Девочки  Социально­психологические особенности Развитое абстрактное мышление. Высокая потребность в двигательной активности. Импульсивность, иногда переходящая в  агрессивность. «Вольное» поведение, игнорирование  обязательных правил. Развитое чувство юмора. Некоторая «закрытость» в общении. Склонность к спорам при умении разрешать  конфликт без вмешательства взрослых. Меньшая организованность Быстрое усвоение нового материала. Высокая работоспособность, познавательная  активность. Изобретательность. Стремление разобраться в строении вещей. Более спокойное, чем у девочек отношение к  порицанию. Немногословность. Вежливость, тактичность. Стремление к творческому выполнению задания. Эмоциональность. Подчас некоторая легкомысленность. Чувствительность к межличностным  отношениям. Повышенное самолюбие, иногда переходящее в  амбициозность. Умение слушать. Умение видеть прекрасное. Зависимость успеха от оценки взрослых. Ориентация чаще на конкретные, близкие вещи. Старательность, большая терпеливость, чем у  мальчиков. Медленное усвоение нового материала. Излишняя любовь к оформительству. Высокое чувство ответственности. Толерантность. Послушность. Особое внимание обращается на внешний вид  учителя. Тестирование. Познание фактов. Математика и логика. Выполнение оригинальных рисунков с  прорисовкой деталей. Презентация и отстаивание своей точки зрения. Области и виды успешной деятельности Следование образцам. Различные формы работы с различными  текстами. Умозаключения, обобщения. Монологическая деятельность. Рассуждения, сравнения. Работа с контурной картой. Работа с дополнительной литературой. Изучение материала описательного характера. Деятельность, вызывающая затруднения в учебной деятельности Слушание. Деятельность, требующая концентрации  внимания в течение длительного времени. Выполнение заданий четко в соответствии с  требованиями. Освоение грамоты. Определение особенностей построения  предложений иностранного языка. Счет. Решение задач не по образцу и шаблону. Преодоление осознанной трудности. Задания, требующие абстрактного мышления. 7 Аккуратное и грамотное письмо. Повторение. Выполнение традиционных домашних заданий. Творческие задания по гуманитарным  дисциплинам. Оформление практической работы. Работа с контурной картой. Выучивание правил по математике, заучивание  дат. Установление причинно­следственных связей. Эффективные педагогические техники, технологии, дидактические приемы Многократное хоровое повторение. Частая похвала в процессе деятельности в устной форме словом «Умница!» и символическим  предметом. Видеоматериалы. Красочные наглядные средства бучения. Индивидуальные воспитательные беседы. Фронтальные формы учебной деятельности. Традиционные технологии и техники. Театрализация. Технологии, опирающиеся на эмоционально­ чувственное познание. Речь учителя эмоциональная, образная,  комментарии сопровождаются примерами,  актуальными для реалий жизни девочки. Темп урока неторопливый. Игры соревновательного характера. Тестирование. Демонстрация. Обеспечение повышенной двигательной  активности. Конструирование, моделирование. Эвристические вопросы. Четкое определение временных границ для  выполнения задания. Похвала по результату посредством  рукопожатия, слова «Молодец», доска «The  best»,  Шкала успеха (1­4кл) и др. – знаки признания  успеха, достижения, стимулирующие  деятельность. Краткое объяснение того, в чес провинился  ученик. Приемы на основе голосообразования. Чередование расслаблений и мобилизации. Схематизация учебного материала. Речь учителя ясна, лаконична. Объяснение  нового материала сопровождается примерами,  актуальными для реалий жизни мальчика. Темп урока ускоренный. «Табу» для педагога в классах раздельно­параллельного обучения Стремиться к «идеальной» дисциплине. Требовать откровенности. Запрещать двигаться во время обучения. Обучать однообразным способом. Долго ругать. «Давать» новый материал в готовом виде. Сравнивать с девочками. Задавать низкий темп работы. Злоупотреблять фронтальной работой. Не замечать даже незначительные успехи. Повышать голос, делать резкие замечания в  присутствии всех. Порицать в насмешливой, ироничной форме. Заострять внимание на недостатках. Не хвалить Три года работы в классах раздельно­параллельного обучения показали результативность данной деятельности:  успешно   сохраняется   и   укрепляется   физическое,   психическое,   социальное   здоровье школьников   (снижается   частотность   заболеваний,   тревожность,   повышается   мотивация учения, положительна динамика показателей мужественности у мальчиков и женственности у девочек);  оптимален   социально­психологический   климат   в   классах   (высока   сплоченность 8 обучающихся);  положительна динамика групповых норм активности, диалогичности, толерантности;  стабильны показатели качества обучения даже в подростковом возрасте. для классов совместного обучения с учетом гендерного подхода МОДЕЛЬ УРОКА I. Психологические особенности стиля обучения мальчиков и девочек Различия в стиле обучения Для мальчиков Для девочек Дедуктивное ­ от общего к частному Индуктивное ­ от частного к  общему Конкретное Часто пользуются словами,  учат вслух, формируют понятия с помощью простого  обиходного языка,  насыщенного конкретными  деталями Слушают лучше, слышат большую часть  сказанного, легче запоминают многочисленные детали.  Чувствуют себя уверенно при  менее логичной  последовательности изложения Лучше справляются со  скукой Тип  мышления  при формировании понятий Тип мышления Использование речи Абстрактное  Говорят мало, учат обычно молча,  любят жаргон или закодированный язык Логика и доказательства Мальчики слышат меньше и чаще требуют четких доказательств,  подкрепляющих слова учителя.  Материал должен излагаться логично Вероятность  возникновения скуки Чаще становится скучно, для удержания внимания требуется  большое число разнообразных стимулов Использование  пространства Стремятся использовать больше  пространства Им требуется меньше  места, чем мальчикам 9 Двигательная активность Движение помогает стимулировать мозг и снижает импульсивность поведения В процессе обучения не  требуется много двигаться Значение места в неофициальной иерархии Использование группового обучения Мыслительные реакции Может сильно влиять на  успеваемость, т.к. усиливается  состояние стресса, если чувствуют себя  ненужными Стремятся создать структурированные команды, быстро  выбирают лидера и ориентируются на  достижении цели Высокая активность, быстрота реакции, большая агрессивность, состязательность, менее развита интуиция, более задействовано правое полушарие, хорошо развиты пространственные связи Успеваемость не сильно зависит от их положения в иерархии Создают свободные объединения Лучшие вербальные навыки, точная моторика и развитая интуиция, способность решать многоцелевые задачи, большая емкость памяти, более коммуникативны II. Методы, формы и средства обучения Методы  обучения Формы обучения Средства обучения Для мальчиков • Автобиография будущего • Тестирование • Соревнование • Исследование, эксперимент • Проектирование, моделирование • Схематизация, использование опорных схем и конспектов • Эксперимент, исследование •Деловая игра • Проекты •Соревнования •Экспедиция, путешествие ИКТ, приборы, лабораторное оборудование, технические средства обучения, логические схемы, опорные конспекты Для девочек • Метод неоконченного предложения • Эвристическая беседа • Лекция, рассказ • Наблюдение • Работа с текстами и др. источниками информации • Зрительный ряд (наглядность) • Конференция • Дискуссия •Семинары • Самостоятельная работа с текстом Рабочие тетради, тексты, аудио и видео пособия, наглядные средства (карты, таблицы), дополнительная  литература 10 Технологии обучения  Проблемного обучения  Моделирование  Проектирование  Учебное исследование   Групповое обучение   Игровые Традиционного обучения Сотрудничества Групповое обучение Проблемного обучения III. Использование методов и форм обучения на этапах урока Этапы урока 1.Организационный 2.Повторение 3.Изучение   нового материала Для мальчиков Эмоциональный настрой Тестирование, решение логических задач, соревнование (индивидуальный опрос при  общем включении в работу) 1. Изучение нового материала, начиная с выстраивания схемы  понятия, затем переход к  частным примерам. 2. Самостоятельная работа при обязательном стимулировании по ее окончанию (проект, схема, модель, эксперимент и т.д.) 3. Высокая вариативность заданий, насыщенность логическими задачами, частая смена деятельности. Для девочек Устный или письменный опрос (фронтально и (или)  индивидуально) 1. Объяснение нового материала на основании  примеров из практики, затем  вывод понятия. 2. Рассказ учителя, работа с  текстом и др. сточниками обучения, наблюдения за природными объектами. 3. Использование сообщений, опережающих заданий. 4. Физминутки достаточно одной. 5. Задания на интуицию и 11 4.Закрепление 5.Рефлексия 6.Домашнее задание 4. Высокая двигательная активность, обязательны физминутки, АРС. 5. Работа в группе, соревнование между группами. 6. Высокий темп урока. Деловая игра, защита проекта,  тестирование Невербальные методы   Творческий характер заданий, решение логических задач,  постановка экспериментов,  опытов. использование вербальных навыков, решение многоцелевых задач. 6. Темп урока в зависимости от особенностей класса Тестирование, устный или письменный опрос Вербальные методы  Работа с текстами, наблюдения за природой,  составление таблиц, работа с  картами. Использованная литература 1. Введение в гендерные педагогические исследования: кол. монография / Л.И. Столярчук, В.В. Дудукалов, Т.П. Машихина, Н.И. Роговская [и др.]; под общ. ред. Л.И. Столярчук. – Волгоград, ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2009. – 356 с. 2. Гендерное образование: уч. пособие / Л.И. Столярчук, А.В. Василенко, Т.П. Машихина, Н.И. Роговская [и др.]; под общ. ред. Л.И. Столярчук. – Краснодар: ООО «Просвещение­ЮГ», 2011. – 387с. 3. Гендерный подход и вопросы образования: колл. монография / Л.И. Столярчук, Е.В. Ануфриева, Д.В. Полежаев, Т.П. Машихина, Н.И. Роговская и др.; под общ. ред. Е.В. Ануфриевой, Д.В. Полежаева. – Волгоград: Изд­во ВолГМУ, 2010. – 420 с. 4. Машихина Т.П. Особенности гендерного поведения в молодежной среде. Актуальные проблемы современной гендерологии. Выпуск 5. Материалы 55 ежегодной научно­методической конференции перподавателей и студентов «Университетская наука ­ региону», (16 апреля 2010 г.). ­ Москва­Ставрополь: Изд­во СГУ, 2010. с. 233­237. 5. Белова Е.Н. Введение в гендерную педагогику, или зачем и как учитывать особенности мальчиков­ юношей и девочек­девушек: учебно­методическое пособие – Белово, 2013 – 71 с. 12 13

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы

Реализация гендерного подхода  в обучении и воспитании в условиях малокомплектной сельской школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017