Реализация исследовательского метода
Оценка 4.7

Реализация исследовательского метода

Оценка 4.7
Документация
docx
классное руководство
7 кл—11 кл
09.05.2017
Реализация исследовательского метода
Исследовательская деятельность учащихся сегодня приобретает особое значение. Задача данного педагогического проекта- повышение эффективности качества обучения посредством использование исследовательского метода. Организация исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности имеет огромное значение: вызывает особый интерес детей, развивает их способности, мотивацию к обучению, познанию, творчеству
Педагогический проект. Мохотаева Н.Н..docx
Педагогический проект «Реализация исследовательского метода в урочной и внеурочной деятельности как важное условие повышения эффективности обучения» 1.Обоснование необходимости, актуальность:   Изменения в современном обществе требуют корректировки прежних ценностных ориентиров, установок, педагогических технологий. На первый план   выходит   воспитание   свободной   личности,   умеющей   самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения. Именно поэтому особое значение приобретают исследовательские навыки и умения учащихся. Органически включённая в учебный процесс  исследовательская деятельность обогащает   его   и   предоставляет   дополнительные   возможности   в индивидуальном   развитии   каждого   ребёнка.   Говорить   об   организации исследовательской   деятельности   на   серьёзном   уровне   любого   учащегося, независимо от его способностей, сложно, но можно и нужно научить каждого ребёнка   пользоваться   исследовательским   методом,   если     работать   в   этом направлении   систематически.   Такая   работа   должна   осуществляться   и   на уроках, и вне занятий в течение всего учебного года не только ученическим, но   и   учительским   коллективами,   рождая   их   сотрудничество   в   совместной поисковой работе.     Сегодня исследовательский метод вызывает у  детей особый интерес. Дело в  том, что исследовательская деятельность обычно выходит за рамки  школьного курса, находится на стыке нескольких областей знаний и поэтому  позволяет  учащимся проявить самостоятельность и индивидуальность.  Велика воспитательная роль исследовательской деятельности: она  развивает  абстрактное  мышление, способность формировать свое мнение и умение его  отстаивать, чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельности  – качества, необходимые ученику в будущем. Использование исследовательского метода  развивает множество  необходимых сегодня умений: анализ, систематизация материала, работа с  литературой, обобщение  выводов, сравнение различных точек зрения,  выступление перед аудиторией, организация  дискуссии,  описание  результатов и т.д..  Особенно важно это сегодня, когда вступают в  противоречия традиционные формы и методы обучения  и ориентация на  развитие творчества, единые обязательные требования к учащимся и  самовыражение школьников, сегодняшнее положение ребёнка и подготовка  его ко взрослой жизни. Суть инновации: чтобы   повысить эффективность обучения в современных  применять условиях  систематически   педагогу   необходимо исследовательский метод: в урочной и внеурочной деятельности, в работе с учениками, родителями, учителями­предметниками Проблема: Как создать наиболее  благоприятные условия повышения  эффективности обучения в современных условиях? Рабочая гипотеза: Использование исследовательского метода в урочной и  внеурочной деятельности, вызывая особый интерес  детей,  развивает их  способности, мотивацию к обучению, познанию, творчеству Объект исследования: психолого – педагогические условия работы с  детьми Предмет исследования:   исследовательский метод в урочной и внеурочной деятельности    классифицировать,   умение   анализировать, Формирование компетенций:  исследовательская и проектировочная компетенции; умения, основанные на усвоении   способов   приобретения   знаний   из   различных   источников информации,   развитие алгоритмического мышления; коммуникативная   компетенция,   воспитание   чувства   ответственности   за результаты своего труда;  приобретение   опыта   проектной   деятельности,   создания,   редактирования, оформления,   сохранения,   передачи   информационных   объектов   различного типа развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей в информационной деятельности Цель : Создание благоприятных  условий для развития познавательных способностей детей и повышения эффективности обучения  посредством применения  исследовательского метода  Задачи : 1. Создание   системы     работы   с   целью   самореализации   личности каждого   учащегося   посредством   применения   исследовательского   метода; формирование   среды, основанной на принципах творчества, стремления к развитию каждого 2. Развитие   исследовательских   умений   и   навыков   учащихся: анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать 3. Развитие   мотивации   учащихся   к   интенсивной   учебной   и исследовательской  деятельности, их научного потенциала 4. Формирование   познавательной   самостоятельности   учащихся, развитие   их   логического,   рационального,   критического   и   творческого мышления 5. Популяризация научных и исследовательских работ учащихся  В   России   впервые   идея   Ключевые теоретические понятия : Исследовательский метод – использование научного подхода к решению той или   иной   учебной   задачи,     приёмов   научного   исследования   в   работе   с учащимися.  Исследовательская   деятельность   ­    самостоятельная,   практическая деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, со сбором материала и его анализом.  Теоретическая   основа:   использования исследовательского метода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй   половине   ХVIII   в.   Вопросы   организации   исследовательской деятельности школьников можно встретить в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова,   Л.Н.Толстого,   К.Д.Ушинского   и   зарубежных   Дж.Бруннер, Дж.Дьюи,   Ж.Ж.Руссо,   И.Песталоцци   и   других.   Методические   основы применения   исследовательских   методов   обоснованы   И.Я.   Лернером,   М.И. Махмутовым,  М.Н.   Скаткиным.  Л.С.   Выготский,   В.В.Давыдов,   Л.В.Занков, Н.Ф.Талызина,   Д.Б.Эльконин   много   пишут   о   формировании исследовательских   умений   учащихся.   Огромное   значение   творческой исследовательской   деятельности   в   школе   подчеркивали   В.И.   Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин.  Сегодня использование исследовательского метода особенно актуально, т.к. развивает   необходимые   для   современного   человека   качества:   способность формировать свое мнение и умение его отстаивать, чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельности. Главное для педагога ­ реализовать исследовательский метод в системе в урочной и внеурочной деятельности во всех направлениях,  только при этом условии можно добиться высоких результатов. Педагогические принципы: ­научности, ­совместной деятельности и совместного целеполагания, ­доступности, учёта возрастных особенностей, ­самостоятельности, активности, ­свободы прав и выбора, ­коммуникативной направленности образования, ­систематичности и последовательности, ­эффективности взаимодействия в системе «учитель – ученик». Оценка  негативных факторов и способы решения проблемы: Использование исследовательского метода  требует создания необходимых  условий работы. Факторы, затрудняющие  применение  исследовательского метода Способы решения проблемы Эпизодическое, бессистемное  применение метода Применять исследовательский метод в  системе в урочной и внеурочной  деятельности Не учитывается возраст  учащихся Предлагать исследовательские задания с  учётом возрастных особенностей Ученик считает, что он не  сможет справиться с  решением исследовательской  задачи Создать психологически комфортную  обстановку, чтобы каждый ученик  мог  поверить в собственные силы Учитель не готов к  применению метода Нежелание учащихся  участвовать в  исследовательской работе Этапы работы: Педагог должен иметь специальную  подготовку, обладать высоким уровнем  профессионализма, развивать собственные  умения и навыки, необходимые для  применения исследовательского метода Создать творческую атмосферу, которая  нацелена на познание окружающего мира,  решение вопросов; стимулировать и  поощрять  участие школьников в  конференциях, проектах,  олимпиадах  (грамоты, призы и т.д.) 1 этап – подготовительный (аналитико­диагностический и  организационный). 1 четверть 2 этап – основной (этап реализации) 3 этап – обобщающий (итоговый). 4 четверть Подготовительный этап ­ Аналитико – диагностическая деятельность   ­Выявление видов одарённости детей с помощью анкетирования, их успехов   в какой­либо деятельности: ­ Выбор оптимальных современных воспитательных технологий, форм и  методов работы с  коллективом ­ Установление причин возможных трудностей и их предотвращение.  Основной этап – этап формирования, углубления и развития навыков  исследовательской деятельности  учащихся (реализуется по основным  направлениям работы и в соответствии с планом) Обобщающий этап  ­ Обработка и интерпретация данных (диагностика) ­Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и  задачами Описание системы:  Работа   по   теме   «Реализация   исследовательского   метода   в   урочной   и внеурочной   деятельности   как   важное   условие   повышения   эффективности обучения» ведётся в нескольких направлениях Основные направления  Диагностическое Координационное Задачи Анализ участия детей в конкурсах и конференциях; выявление вида их одарённости; проведение  диагностики одарённости детей методом анкетирования  Организация работы ученического коллектива; обеспечение нормативно – правовой базы;  контроль за посещением элективных предметных курсов; анализ деятельности. Кадровое Развивающее Информационное Создание творческой группы учителей ­ предметников; оказание методической помощи  педагогам (по мере необходимости)     благоприятной Создание организация   занятий   элективного   курса   «Исследовательская   деятельность   учащихся»; создание   условий   для   участия   в   олимпиадах,   конкурсах,   конференциях   и   т.д.; использование ИКТ. Информационная работа с родителями;  выпуски классной стенгазеты «ОКНо» («Очень  Короткие Новости»)  по проблемам исследовательской деятельности;                           информация об участии учащихся в научно­ исследовательских конкурсах  на сайте МБОУ  Гимназия  № 24http://www.shkola24.su/ Основные направления деятельности учителя: 1.Работа с учащимися 2.Работа с родителями 3.Работа с  учителями­предметниками 4. Формирование ученического коллектива 5.Участие детей в подготовке и проведении школьных КТД, предметных  недель, научных конференций 6. Взаимодействие с социальной средой  Реализация работы по этим направлениям: 1.Работа с учащимися Работа с  учащимися должна характеризоваться разнообразием форм:  творческие мастерские, конкурсы, интеллектуальные марафоны,  консультирование, спецкурсы и т.д. Многие классные мероприятия  направлены на развитие исследовательских навыков учащихся (классная   научная  конференция, Дни Науки и Знаний, интеллектуальные игры и  конкурсы и т.д.), но основу работы со школьниками в данном направлении  составляет элективный курс «Исследовательская деятельность  учащихся», рассчитанный на 34 ч.  Формы работы с  учащимися. ­ применение исследовательского метода на уроках; ­научно­исследовательские конференции (классная, школьная, городская,  областная); ­элективные курсы по учебным предметам; ­зачётные работы по предметам в виде научно­исследовательских работ,  проектов; ­ творческие мастерские; ­ кружки, секции дополнительного образования; ­ участие в городских и областных конкурсах ; ­ участие в школьных, городских предметных олимпиадах; ­ организация и проведение школьных предметных недель, участие в них. Рабочий план (тематическое планирование элективного курса  "Исследовательская деятельность учащихся") № Тема занятия Лекция Практика Особенности исследовательской деятельности Исследовательская и проектная деятельность.  Общее и различия Ключевые теоретические понятия исследования 1 1 1 Целеполагание и прогнозирование в исследовании 0,5 Определение темы исследования, проблемы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Объект и предмет исследования Цель и задачи исследования Рабочая научная гипотеза и её проверка Методы исследования и их выбор 10 План исследования 11 Основные этапы исследования 12 Сбор, систематизация и анализ данных  исследования 13 Сбор  материала по конкретной теме 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 14 15 Систематизация материала по конкретной теме Способы оформления результатов проекта 16 Формулировка выводов по исследованию 17 18 19 Выдвижение новых проблем Защита исследования Требования к оформлению исследовательской  работы 20 Применение ИКТ в исследовательской  деятельности 21 Цитирование 22 Ссылки 23 Обработка результатов исследования 24 25 26 Составление диаграмм Составление графиков Составление схем 27 Анкетирование как метод исследования 28 Анализ художественного текста как метод  исследования 29 Речевая компетенция исследования 30 Основные навыки защиты исследования 31 Создание презентаций 32 Особенности работы с аудиторией 33 34 Зачёт. Защита собственной исследовательской  работы Зачёт. Защита собственной исследовательской  работы 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 Реализация исследовательского метода в урочной деятельности прежде  всего осуществляется через проведение  уроков­исследований , проблемных  уроков, семинаров,  урочных проектов, проведении работ исследовательского характера и мини­исследований  и т.д. Главным на уроке становится не  воспроизведение материала,  не заучивание, а  самостоятельный поиск  решений.   Основные  приёмы на уроках в условиях реализации исследовательского  метода обучения: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез,  доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии.  Виды практических работ:  наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников.  Основные этапы урока с применением исследовательского метода: 1. Определение темы исследования, предмета и объекта исследования.  2. Выявление и формулирование  актуальной проблемы.  3. Формулировка гипотез (предполагаемый ответ на вопрос).  4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение  выдвинутых гипотез (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и  пр.).  5. Сбор данных. 6. Обсуждение полученных данных.  2.Работа с родителями: проведение бесед с родителями, консультаций  специалистов с родителями, родительских собраний, связанных с  интеллектуальным развитием детей. Тематика родительских собраний, связанных с реализацией  исследовательского метода  1.«Исследовательские умения и навыки учащихся» 2.« Виды одарённости детей». 3.«Пути развития исследовательских навыков  учащегося  в семье и школе» 4.«Научно­ исследовательская деятельность школьников: теория и практика»  5.«Будущие возможности наших детей» 6.«Развитие творческого мышления детей» 7.«Приёмы развития критического мышления» 8.«Как помочь ребёнку в решении проблем?» 3.Работа с  учителями­предметниками: консультации и беседы об  особенностях   учащихся класса, видах одарённости, склонностях; знакомство с результатами диагностики; координация работы учителей­предметников,  где на первый план выходит не запоминание и воспроизведение учебного  материала, а развитие творческой, исследовательской деятельности.  Рекомендовано в качестве зачётов  предлагать учащимся научно­  исследовательские работы, проекты. 4. Формирование ученического коллектива: в основе деятельности  классного коллектива лежит самоуправление, которое развивает в детях   активность, самостоятельность, сознательность, ответственность и  творчество.  Самоуправление ­ организация жизнедеятельности классного  коллектива, обеспечивающая участие детей в планировании, проведении,  подготовке всех классных мероприятий. В структуре классной организации (Президент класса, Министерства  образования, культуры, труда и спорта, информации) особая роль отводится  Министерству образования, потому что на первый план выходит учебная,  научная, познавательная деятельность. Функции Министерства образования: 1.Организация классных мероприятий по повышению успеваемости, интереса  к учёбе, интеллектуального  развития 2.Контроль за посещаемостью  и успеваемостью учащихся 3.Организация помощи в учёбе (по мере необходимости) 4.Консультации по проведению исследований и составлению проектов 5.Организация, проведение, подведение итогов ежегодного классного   конкурса «Портфолио моих исследований» 6.Организация рабочих групп в подготовке к научно – исследовательским  конкурсам (по мере необходимости) 5.Участие классного коллектива в подготовке и проведении школьных  КТД, школьных предметных недель, школьной научной конференции. Многие школьные коллективные творческие дела направлены на  развитие мотивации учащихся к интенсивной образовательной деятельности и  их интеллектуального потенциала. КТД помогают включить учащихся в творческую деятельность,  привлекают разнообразием форм, массовостью, духом соревнования. Особую  роль  в организации исследовательской деятельности  учащихся приобретают  традиционные классные и школьные  научные конференции, предметные недели, школьные предметные олимпиады, школьные  тематические конкурсы проектов и научно ­ исследовательских работ,  круглые столы, чтения 6. Взаимодействие с социальной средой 1)работа с библиотеками города (детской им. Коковина, им. Добролюбова,  Гайдаровской библиотекой:  тематические беседы, встречи с интересными  людьми, посещение выставок и т.д.)  2)посещение театров (кукольный, драматический, театр Панова) 3)посещение музеев 4)активное участие в деятельности Детской общественной организации г.  Архангельска  (центр «Радуга»)  5)связь с высшими учебными заведениями города (САФУ): участие в  конкурсах, чтениях, конференциях для студентов и школьников, экскурсии и  т.д. 4)взаимодействие с другими МОУ города, участие в окружных, городских,  областных, общероссийских интеллектуальных конкурсах, играх,  соревнованиях  Именно участие в окружных, городских, областных, общероссийских  интеллектуальных конкурсах, играх, соревнованиях становится важным  стимулом интеллектуального развития учащихся, развития навыков  исследовательской деятельности.  Прогнозируемые результаты реализации программы: Краткосрочным результатом   является ежегодный конкурс  «Портфолио моих исследований», где каждый ученик представляет отчёт о  проделанной работе, результатах участия в мероприятиях школьного,  городского, областного, федерального уровней, связанных с  исследовательской деятельностью. Долгосрочным  результатом реализации  является  высокий уровень  интеллектуального развития личности, отраженный в модели выпускника.  Модель выпускника, характеризующая личностные и социально­значимые качества учащегося, включает в себя и высокий уровень  навыков  интеллектуального развития, которые вырабатываются прежде всего  благодаря применению исследовательского метода: умение   обобщать,   анализировать,   делать   выводы,   принимать   решения, отвечать за свой выбор;  информационный кругозор, потребность применять знания на практике;   гибкое   мышление,  свободное   от   догматизма,  стремление   к   постоянному интеллектуальному саморазвитию;   умение   ориентироваться   в   справочной,   художественной,   научной литературе;  умение и желание организовать свою деятельность; умение заниматься самообразованием, умение и желание получать знания на  протяжении всей жизни. Критерии реализации: Критерий  Показатель Практическая  готовность в реализации учебного исследования;  мотивированность  исследовательской  деятельности;  самостоятельность в  осуществлении  исследовательской  работы Конкурентоспособность учащихся  Приёмы, методы,  формы диагностики Анкетирование  учащихся; беседы;  анализ выполнения  исследовательских  заданий Умение определять тему,  искать информацию,  работать с текстом; внешние  и внутренние мотивы к  исследованию; умение  самостоятельно выполнять  некоторые этапы  исследования Участие учащихся в  конкурсах, олимпиадах,  конференциях; качество подготовки  учащихся Результаты участия  в конкурсах,  олимпиадах,  конференциях  Уровень самооценки  учащихся Наличие объективной  положительной самооценки; психологические  тесты;  способность к анализу и  самоанализу; Личные беседы с  учащимися  мотивация к обучению Удовлетворённость  учащихся их родителей  жизнедеятельностью  детей в школе Удовлетворённость детей и  родителей; комфортность детей в  Анкетирование  учащихся и  родителей школе; защищённость личности  учащегося; отношение ребёнка к  основным сторонам  школьной жизни личные беседы с  учениками и  родителями; психологическое  тестирование по  определению уровня адаптации Библиографический список 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения  учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской  деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64­68. 2. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации  исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин //  Педагогическая техника. 2005. ­ №3. ­ С.21­26 3. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных  педагогических поисках / М. В. Кларин. – М., 2004.  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник  статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.   6. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская  работа школьников. – 2006. № 1. – С. 61­75.  7. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая  Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода

Реализация исследовательского метода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017