Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Оценка 4.7
Лекции
doc
Междисциплинарный 10
1 кл—11 кл
01.10.2017
Статья "Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии" расчитана для педагогов любых дисциплин. В ней подробно описана история возникновения технологии и принципы. Дана характеристика компонентов, а также правила, которыми должен руководствоваться учащийся во время проведения Дальтон-часа. Даны критерии оценки результативности Дальтон-технологии.
современные технологии.doc
1
Реализация личностного развития ребёнка
посредством Дальтонтехнологии
Федеральный государственный образовательный стандарт привлекает
внимание к усиленному формированию умений и навыков и использованию
приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
Достигнуть нового качества образования, т.е. решить невостребованные
ранее задачи, можно только комплексным путем, найдя и применив новые
подходы к отбору содержания образования,
совершенствованию
образовательного процесса и обновлению системы оценки образовательных
достижений и качества образования.
ФГОС определяют требования к результатам освоения основных
образовательных программ и предусматривают распределение
ответственности за достигаемые результаты между системой образования,
образовательными
обучающимися.
В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который
обеспечивает:
учреждениями
и
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
С целью реализации личностно ориентированного обучения в условиях
традиционной классноурочной системы одной из перспективных считается
Дальтонтехнология.
Впервые эта технология была применена в Дальтоне, город в США, где
американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах,
пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение,
подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли,
задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти 2
новые подходы к организации жизнедеятельности людей в образовательном
процессе. Она разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью
научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух. В основе технологии
«Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и
учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения, так как
именно через них, в первую очередь, обеспечивается реализация технологии
личностноориентированного образования.
Дальтонтехнология ставит следующие цели:
обеспечить индивидуализированное развитие ученика;
обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками
сотрудничества, ответсвенности в учебнопознавательной деятельности.
сочетание
Для достижения поставленных целей необходимо
кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх
принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Принцип свободы основывается на праве выбора учеником предмета,
темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы.
Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным
планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет
свободное учение, осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль, но
окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому
свободно выполненному заданию.
Каждый ученик индивидуально
отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с
ответственностью.
Принцип самостоятельности заключается в выборе учеником уровня
познавательной деятельности и маршрута своего развития: он сам принимает
решение и несёт ответственность за этот выбор.
Принцип сотрудничества – это выбор формы учебнопознавательной
деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право
обращаться за помощью к кому угодно: одноклассникам, учителям,
родителям. (Помощь состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на
вопрос.) Он не должен бояться признаться, что не знает чеголибо. Это даёт
возможность школьникам учиться уважать другого человека, уметь его
выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные
решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в
коллективе. 3
Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом
гуманизма. В этом суть философии Дальтонтехнологии.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в
следующем: работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; но отвечать за
выполнение задания будешь сам.
Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии
реализуются через Дальтонплан, включающий в себя три компонента:
задания, лаборатория, «дом».
Характеристика компонентов Дальтонплана
Задания составляют содержательную основу Дальтонтехнологии. Они
должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача
(проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть
задания исследовательского характера с постановкой эксперимента,
разработкой проекта и т. д. Задания могут ограничиватья учебной
программой или выходить за её рамки. Выполнение задания не только
проверяется учителем индивидуально у каждого ученика. За каждое задание
отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и даётся устная
оценка учителем. Даётся проверочная работа для всех (результаты именно
этой работы и оцениваются).
Когда Х. Паркерхерст разрабатывала Дальтонплан, то она предлагала
разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по
колличеству учебных четвертей), затем каждую часть — на колличество
месяцев в четверти и затем — на колличество недель. И это было основой для
определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это всё же формальный
подход. И опыт действительно показал, что основой деления должны быть
логически завершённые части учебной программы.
К самим заданиям предъявляются следующие требования:
задания носят уровневый характер;
задания охватывают достаточный объём учебного материала;
чётко формулируется цель задания, а значит и результат его
выполнения;
задание должно быть понятным и интересным ученику;
задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться
с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки
выполнения; 4
задания предполагают различные формы их выполнения, возможность
сотрудничества с другими;
в заданиях предусматривается возможность для учёта, самоконтроля и
контроля (например, выступение в группе);
ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к
кому можно обращаться за помощью;
содержание задания предполагает предварительное и последующее
обсуждение.
Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде
всего, индивидуальное развитие ученика.
Следующий компонент – лаборатория. Лабораторией называется
время в расписании ученика, отведённое для самостоятельно работы над
заданием, а также для участия в учебных занятиях.
Последний компонент
«Дом» — это условия, приближенные к
домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода
выбора патрнёра в работе; наличие группы консультантов, готовых в любой
момент оказать помощь и т.д.
Выстраиваться система занятий может примерно так: могут
проводиться специальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии,
конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон
часа, Дальтондня, Дальтоннедели. Можно начать с малого. Дальтончас
проводится один раз в неделю. Например, каждый вторник второй урок —
работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся
получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их
выполнения. Во время Дальтончаса все необходимые для работы учащихся
кабинеты открыты, в них находятся учителя, психологи. Обязательно
работает библиотека. Мебель в классных комнатах может быть переставлена.
Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в
каком порядке, с кем будет работать, будет ли отчитываться перед учителем
сразу после выполнения или в установленные сроки.
Определим правила, которыми должен руководствоваться учащийся во
время проведения Дальтончаса:
1. На Дальтончас выбери себе лабораторию, партнеров, место работы,
предмет и порядок выполнения задания.
2. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой. 5
3. Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом
зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и
начинай работать.
4. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и
независимо. Выполняй Дальтонзадание в удобном для себя темпе.
5. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя.
6. Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай «на потом».
7. Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя
или классного руководителя, для этого надо иметь карточку – допуск с
указанием нужных книг.
8. Не допускай более 2х переходов за урок из лаборатории в лабораторию
(библиотеку).
9. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах,
памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Спрашивай у
одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или
решение комуто, ты сам лучше его поймешь.
10. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй себя. Для
записей можно использовать различные цвета.
11. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуйся ими, как
только в чемто не уверен. Пользуйся справочниками и энциклопедиями.
12. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем
спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.
13. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на
отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати
внимание, где надо приложить больше усилий.
14. Старайся выполненные задания сдавать по мере их выполнения до
указанного учителем срока.
15. Помни, что от учителя ученик на Дальтончасе получает только
консультацию, подсказку, где найти ответ, а не готовый ответ.
16. Некоторые задания или упражнения можно выполнить дома. Важно
выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.
Поскольку в Дальтонтехнологии учащимся предоставляется большая
свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием
у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу,
правильно её используют. Поэтому необходим учёт результатов работы и
сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя. 6
Учёт выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и
учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение
заданий по дням недели. Учитель может вести специальный журнал по классу,
где записано всё, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В
некоторых школах вводятся цвета дней. О выполненной работе судят по
закрашенному дню. В классный журнал выставляют итоговые отметки.
Критериями оценки результативности Дальтонтехнологии служат:
познавательная самостоятельность ученика;
стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими
обучающимися;
уровень сформированности у школьника умений использовать научные
методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Преимущества
Дальтонтехнологии выражаются
в развитии
познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в
овладении школьниками исследовательскими умениями. Кроме того,
снижается перегрузка учащихся за счёт учения с интересом в условиях
индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальтон
технологии является возможность личностного развития за счёт обогащения
социальным опытом других учащихся и взрослых. Следует отменить и
интегративный характер данной технологии: в ней могут быть использованы
технологии полного усвоения знаний,
уровневой дифференциации,
коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.
Однако, несмотря на множество плюсов данной технологии, имеются и
ограничения в её использовании:
материальные условия. Например, для общения детей необходимы
отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя — стулья для
учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также
иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты
с наглядными пособиями;
организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми
определённых правил: свободное передвижение по классу; задания и сроки
выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и
выхода из класса и т.д.;
готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается
в том, чтобы создать условия и соблюдать процесс самостоятельности 7
учащихся; стимулировать общение и сотрудничество в группах, в том числе
и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим
учащимся, а главное — часть ответственности за обучение;
недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие
этой технологии;
большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических
материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.
Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных
теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон
плана. Можно выделить четыре формы:
1. Классное учебное занятие.
2. Коллективный урок.
3. Лабораторное занятие.
4. Конференция.
Рассмотрим систему взаимодействий учителя и учащихся в рамках
каждой из четырёх форм.
Классное учебное занятие это занятие, имеющее своей целью
усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. По форме
они могут быть разнообразны: лекции, контрольные уроки, уроки
коллективной рефлексии, т.е. это — составная часть классноурочной
системы. В школе Дальтон вводились иногда и определённые табу, например,
классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.
Основными признаками коллективного урока являются:
наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время
практической деятельности;
учитель — организатор и участник процесса обсуждения;
ученик — участник и субъект организационной деятельности;
результатом коллективного урока является некое решение проблемы
(для каждого может быть своё) с выходом на последующую деятельность
через возникшие вопросы и затруднения.
На таких уроках нельзя читать лекции, уходить при обсуждении от
заявленной темы, делать выводы, носящие незаконченный характер, давать
оценку выступлениям.
Для проведения лабораторного занятия необходимо: 8
наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия,
справочники и др.;
длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория
работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;
присутствие одного или нескольких консультантов.
Во время занятия ученик работает индивидуально (в своём темпе), в
паре или группе. Он может выступать на занятии в качестве репетитора для
других. Кроме того, в ходе занятия может консультироваться с учителем по
поводу возникших вопросов.
Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников,
беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает
зачёты, даёт новые задания.
В ходе лаборатории нельзя организовывать общее обсуждение
проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без
необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за
деятельностью учащихся.
Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения
теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое
значение уделяется человеческим проблемам, моральным ценностям и т.п.
Для проведения конференции необходимо руководствоваться следующим:
организовать подготовительный этап;
готовить выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в
выступлениях важно обозначить собственную позицию.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те
задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут
решены с помощью личностно ориентированных технологий, к которым и
относится технология Дальтон.
что
Необходимо
технология
подчеркнуть,
постоянно
трансформируется в зависимости от требований общества, но главной
остается идея индивидуализации, которая
ставит в центр всей
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных
потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и
субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не
средством достижения какойлибо отвлеченной цели. 9
Уникальная целостная личность, находящаяся в центре внимания,
стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для
восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в
разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких
качеств провозглашается главной целью Дальтонтехнологии в отличие от
формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в
традиционной технологии.
Педагогика Дальтон это целостная, открытая и развивающая система,
помогающая развить навыки и умения учебного труда, мыслительной
деятельности, навыки самостоятельной работы. В изменяющихся условиях
образования данные технологии имеют большие перспективы: обучение
активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный
учет их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию
учебнопознавательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет
изучить значительный объем материала достаточно глубоко.
Литература
1.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии. Мурманск, 1997.
2.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е.С.Полат. М., 1999
3.
4.
Окунев А. А. Как учить не уча. Спб., 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
5. http://knigi.link/prepodavaniyametodiki/teoriyametodikaobucheniya.html
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.