Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии
Оценка 4.7

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Оценка 4.7
Лекции
doc
Междисциплинарный 10
1 кл—11 кл
01.10.2017
Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии
Статья "Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии" расчитана для педагогов любых дисциплин. В ней подробно описана история возникновения технологии и принципы. Дана характеристика компонентов, а также правила, которыми должен руководствоваться учащийся во время проведения Дальтон-часа. Даны критерии оценки результативности Дальтон-технологии.
современные технологии.doc
1 Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон­технологии Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   привлекает внимание к усиленному формированию умений и навыков и использованию приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.  Достигнуть нового качества образования, т.е. решить невостребованные ранее задачи, можно только комплексным путем, найдя и применив новые подходы   к   отбору   содержания   образования,   совершенствованию образовательного  процесса   и  обновлению   системы  оценки   образовательных достижений и качества образования.  ФГОС   определяют   требования   к   результатам   освоения   основных образовательных   программ   и   предусматривают   распределение ответственности   за   достигаемые   результаты   между   системой   образования, образовательными обучающимися.  В   основе   Стандарта   лежит   системно­деятельностный   подход,   который обеспечивает: учреждениями     и    формирование   готовности   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию;  проектирование   и   конструирование   социальной   среды   развития обучающихся в системе образования;  активную учебно­познавательную деятельность обучающихся;  построение   образовательной   деятельности   с   учетом   индивидуальных возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей обучающихся.  С целью реализации личностно ориентированного обучения в условиях традиционной классно­урочной системы одной из перспективных считается Дальтон­технология. Впервые   эта   технология   была   применена   в   Дальтоне,   город   в   США,   где американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать   вопросы,   играть.   Поэтому   Паркерхерст   поставила   задачу   найти 2 новые подходы к организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе.   Она   разработала   «Лабораторный   план»,   имеющий   своей   целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух. В основе технологии «Лабораторного   плана»   лежала   идея   объединения   деятельности   учителя   и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения, так как именно через них, в первую очередь, обеспечивается реализация технологии личностно­ориентированного образования. Дальтон­технология ставит следующие цели:   обеспечить индивидуализированное развитие ученика;  обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно­познавательной деятельности.  сочетание Для   достижения   поставленных   целей   необходимо кабинетного   обучения   с   образовательным   процессом,   основанном   на   трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.  Принцип свободы основывается на праве  выбора учеником предмета, темы,   партнёра,   источников   знаний,   темпа,   форм   и   способов   работы. Естественно,  что   сам   учебный   предмет   в  основном   определяется   учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное   учение,   осуществляется   самоконтроль,   взаимоконтроль,   но окончательно   уровень   достижения   цели   оценивает   учитель   по   каждому свободно   выполненному   заданию.   Каждый   ученик   индивидуально отчитывается   перед   учителем.   Таким   образом,   свобода   сочетается   с ответственностью. Принцип   самостоятельности   заключается   в  выборе  учеником   уровня познавательной деятельности и маршрута своего развития: он сам принимает решение и несёт ответственность за этот выбор. Принцип   сотрудничества  –   это   выбор   формы   учебно­познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться   за   помощью   к   кому   угодно:   одноклассникам,   учителям, родителям. (Помощь состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.) Он не должен бояться признаться, что не знает чего­либо. Это даёт возможность   школьникам   учиться   уважать   другого   человека,   уметь   его выслушать,   понять,   найти   с   ним   контакт,   учиться   принимать   совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в коллективе. 3 Все   эти   принципы   объединяются   ведущим   принципом   —   принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон­технологии. Таким   образом,   основная  идея  этой   технологии   заключается   в следующем: работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; но отвечать за выполнение задания будешь сам.   Все   эти   исходные   позиции   философии   рассматриваемой   технологии реализуются   через   Дальтон­план,   включающий   в   себя   три   компонента: задания, лаборатория,  «дом». Характеристика компонентов Дальтон­плана Задания  составляют содержательную основу Дальтон­технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания   исследовательского   характера   с   постановкой   эксперимента, разработкой   проекта   и   т.   д.   Задания   могут   ограничиватья   учебной программой   или   выходить   за   её   рамки.   Выполнение   задания   не   только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика.  За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и даётся устная оценка учителем. Даётся проверочная работа для всех (результаты именно этой работы и оцениваются). Когда Х. Паркерхерст разрабатывала Дальтон­план, то она предлагала разделить   весь   учебный   материал   по   предмету   на   четыре   части   (по колличеству   учебных   четвертей),   затем   каждую   часть   —   на   колличество месяцев в четверти и затем — на колличество недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это всё же формальный подход. И опыт действительно показал, что основой деления должны быть логически завершённые части учебной программы. К самим заданиям предъявляются следующие требования:  задания носят уровневый характер;  задания охватывают достаточный объём учебного материала;  чётко   формулируется   цель   задания,   а   значит   и   результат   его выполнения;  задание должно быть понятным и интересным ученику;  задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с   ним.   Для   этого   в   задании   даются   указания,   литература,   сроки выполнения; 4  задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;  в заданиях предусматривается возможность для учёта, самоконтроля и контроля (например, выступение в группе);  ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;  содержание   задания   предполагает   предварительное   и   последующее обсуждение. Именно   через   выполнение   системы   заданий   осуществляется,   прежде всего, индивидуальное развитие ученика.   Следующий   компонент  –   лаборатория.  Лабораторией   называется время   в   расписании   ученика,   отведённое   для   самостоятельно   работы   над заданием, а также для участия в учебных занятиях. Последний   компонент   «Дом»  —   это   условия,   приближенные   к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора патрнёра в работе; наличие группы консультантов, готовых в любой момент оказать помощь и т.д. Выстраиваться   система   занятий   может   примерно   так:   могут проводиться   специальные   занятия   по   изучению   новых   знаний,   дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон­ часа,   Дальтон­дня,   Дальтон­недели.   Можно   начать   с   малого.   Дальтон­час проводится один раз в неделю. Например, каждый вторник второй урок — работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают   заранее   учебные   задания,   при   этом   указываются   сроки   их выполнения. Во время Дальтон­часа все необходимые для работы учащихся кабинеты   открыты,   в   них   находятся   учителя,   психологи.   Обязательно работает библиотека. Мебель в классных комнатах может быть переставлена. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать, будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения или в установленные сроки. Определим правила, которыми должен руководствоваться учащийся во  время проведения Дальтон­часа:  1.       На   Дальтон­час   выбери   себе   лабораторию,   партнеров,   место   работы, предмет и порядок выполнения задания. 2.      Работа может быть индивидуальной, парной, групповой. 5 3.       Организуй   рабочее   место   с   хорошей   освещенностью,   с   минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать. 4.       Вчитайся   в   задание,   определи   его   цели.   Работай   интенсивно   и независимо. Выполняй Дальтон­задание в удобном для себя темпе. 5.      Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя. 6.      Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай «на потом». 7.       Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя или   классного   руководителя,   для   этого   надо   иметь   карточку   –   допуск   с указанием нужных книг. 8.      Не допускай более 2­х переходов за урок из лаборатории в лабораторию (библиотеку). 9.       Если   непонятно,   спрашивай   у   учителя,   у   товарищей,   ищи   в   книгах, памятках.   Используй   взаимное   с   товарищем   репетиторство.   Спрашивай   у одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому­то, ты сам лучше его поймешь. 10.   Записи   по   каждому   предмету   веди   отдельно.   Перепроверяй   себя.   Для записей можно использовать различные цвета. 11. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуйся ими, как только в чем­то не уверен. Пользуйся справочниками и энциклопедиями. 12.   Изучай   себя.   Делай   акцент   на   положительном.   Определи,   на   чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз. 13. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на отметку.   Пройдись   по   каждому   заданию,   повтори,   что   знаешь,   и   обрати внимание, где надо приложить больше усилий. 14.   Старайся   выполненные   задания   сдавать   по   мере   их   выполнения   до указанного учителем срока. 15.   Помни,   что   от   учителя   ученик   на   Дальтон­часе   получает   только консультацию, подсказку, где найти ответ, а не готовый ответ. 16.   Некоторые   задания   или   упражнения   можно   выполнить   дома.   Важно выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно. Поскольку в Дальтон­технологии учащимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно   её   используют.   Поэтому   необходим   учёт   результатов   работы   и сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя. 6 Учёт выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель может вести специальный журнал по классу, где записано всё, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых   школах   вводятся   цвета   дней.   О   выполненной   работе   судят   по закрашенному дню. В классный журнал выставляют итоговые отметки. Критериями оценки результативности Дальтон­технологии служат:  познавательная самостоятельность ученика;  стратегия   поведения   ученика   в   процессе   взаимодействия   с   другими обучающимися;   уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент). Преимущества  Дальтон­технологии   выражаются  в   развитии познавательной   самостоятельности   ученика,   навыков   сотрудничества,   в овладении   школьниками   исследовательскими   умениями.   Кроме   того, снижается   перегрузка   учащихся   за   счёт   учения   с   интересом   в   условиях индивидуального   темпа   работы.   Важнейшим   преимуществом   Дальтон­ технологии является возможность личностного развития за счёт обогащения социальным   опытом   других   учащихся   и   взрослых.   Следует   отменить   и интегративный  характер  данной технологии: в ней могут быть использованы технологии   полного   усвоения   знаний,   уровневой   дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии. Однако, несмотря на множество плюсов данной технологии, имеются и ограничения в её использовании:  материальные   условия.   Например,   для   общения   детей   необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя — стулья для учащихся,   которые   ждут   своей   очереди   к   учителю.   Необходимо   также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями;  организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определённых правил: свободное передвижение по классу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода из класса и т.д.;  готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в   том,   чтобы   создать   условия   и   соблюдать   процесс   самостоятельности 7 учащихся; стимулировать общение и сотрудничество в группах, в том числе и   разновозрастных.   Он   должен   передать   часть   полномочий   самим учащимся, а главное — часть ответственности за обучение;  недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии;  большие   трудовые   и   временные   затраты   на   разработку   дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.   Одним   из   важных   вопросов   в   аспекте   реализации   исходных теоретических   позиций   является   вопрос   о  формах   реализации   Дальтон­ плана. Можно выделить четыре формы: 1. Классное учебное занятие. 2. Коллективный урок. 3. Лабораторное занятие. 4. Конференция. Рассмотрим   систему   взаимодействий   учителя   и   учащихся   в   рамках каждой из четырёх форм. Классное   учебное   занятие   ­  это   занятие,   имеющее   своей   целью усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. По форме они   могут   быть   разнообразны:   лекции,   контрольные   уроки,   уроки коллективной   рефлексии,   т.е.   это   —   составная   часть   классно­урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определённые табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать. Основными признаками коллективного урока являются: наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время  практической деятельности;  учитель — организатор и участник процесса обсуждения;  ученик — участник и субъект организационной деятельности;  результатом   коллективного   урока  является   некое   решение   проблемы (для   каждого   может   быть   своё)   с  выходом   на  последующую   деятельность через возникшие вопросы и затруднения. На   таких   уроках   нельзя   читать   лекции,   уходить   при   обсуждении   от заявленной  темы,  делать выводы,  носящие  незаконченный  характер,  давать оценку выступлениям. Для проведения лабораторного занятия необходимо: 8  наличие   места,   где   сосредоточена   необходимая   литература,  пособия, справочники и др.;  длительный   промежуток   времени,   в   течение   которого   лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;  присутствие одного или нескольких консультантов. Во время занятия ученик работает индивидуально (в своём темпе), в паре или группе. Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия может консультироваться с учителем по поводу возникших вопросов. Роль   учителя   заключается   в  том,  что   он  консультирует   школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачёты, даёт новые задания. В   ходе   лаборатории   нельзя   организовывать   общее   обсуждение проблемы,   вмешиваться   в   индивидуальную   и   групповую   работу   без необходимости.   Учитель   здесь   имеет   большую   возможность   наблюдать   за деятельностью учащихся. Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического   вопроса,   желательно   интегративного   характера.   Особое значение уделяется человеческим проблемам, моральным ценностям и т.п. Для проведения конференции необходимо руководствоваться следующим:  организовать подготовительный этап;  готовить   выступления   в   форме   докладов,   а   не   сообщений,   т.е.   в выступлениях важно обозначить собственную позицию. Основываясь   на   вышеизложенном   материале,   можно   сказать,   что   те задачи,   которые   ставит   перед   нами   жизнь   в   области   образования,   будут решены   с   помощью  личностно   ориентированных   технологий,   к   которым   и относится технология Дальтон.    что     Необходимо   технология подчеркнуть, постоянно трансформируется   в   зависимости   от   требований   общества,   но   главной остается   идея   индивидуализации, которая  ставит   в   центр   всей образовательной   системы   личность   ребенка,   обеспечение   комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она   является целью образовательной   системы,   а   не средством достижения какой­либо отвлеченной цели. 9 Уникальная   целостная   личность,   находящаяся   в   центре   внимания, стремится   к   максимальной   реализации   своих   возможностей,   открыта   для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств   провозглашается   главной   целью   Дальтон­технологии   в   отличие   от формализованной   передачи   воспитаннику   знаний   и   социальных   норм   в традиционной технологии. Педагогика Дальтон ­ это целостная, открытая и развивающая система, помогающая   развить   навыки   и   умения   учебного   труда,   мыслительной деятельности,   навыки   самостоятельной   работы.   В   изменяющихся   условиях образования   данные   технологии   имеют   большие   перспективы:   обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учет   их   индивидуальных   особенностей   и   интересов,   повышает   мотивацию учебно­познавательной   работы   старшеклассников,   и,   наконец,   позволяет изучить значительный объем материала достаточно глубоко. Литература  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные  технологии. ­ Мурманск, 1997.  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования / Под ред. Е.С.Полат. ­ М., 1999  3. 4. Окунев А. А. Как учить не уча. ­ Спб., 1996.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. ­ М., 1998.  5. http://knigi.link/prepodavaniya­metodiki/teoriya­metodika­obucheniya.html

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка посредством Дальтон-технологии

Реализация личностного развития ребёнка  посредством Дальтон-технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017