Реализация метода проектов на уроках изобразительного искусства
Оценка 4.9
Документация
docx
изобразительное искусство +2
5 кл—8 кл
31.03.2017
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно получать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого всего можно добиться, используя технологию проектного обучения.Реализация метода проектов на уроках
выступление.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 им.Н.А.Некрасова»
Тема:
«Реализация метода проектов
на уроках изобразительного искусства».
Выполнила : Янчилина Е.В. В рамках нового федерального государственного образовательного
стандарта реализуется системнодеятельностный подход. То есть каждый
урок, и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для
развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание
личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной
деятельности. Матяш Н. В. [1]в своей статье раскрывает реализацию
личностнодеятельностного подхода в обучении при применении проектной
деятельности.
Таким образом, в рамках этого подхода на уроках вполне реализуется
метод проектов.
Метод проектов возник еще в 20е годы 20 века в США. Его называли
также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического
направления в философии и образовании, разработанными американским
философом и педагогом Дж.Дьюи,
а также его учеником
В.Х.Килпатриком. Учитель может подсказать новые источники
информации, а может просто направить мысль учеников в нужном
направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики
должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему,
применив необходимые знания подчас из разных областей, получить
реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом,
приобретает контуры проектной деятельности
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проект это деятельность одного ученика или группы учащихся, в
которой они самостоятельны и активны: сами придумывают и планируют
работу, подбирают необходимые для реализации деятельности ресурсы,
зачастую находящиеся в нескольких учебных областях, выполняют
поставленные задачи и представляют результаты работы в значимой и явной
форме. Технология организации такой деятельности школьников включает
в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути,
самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
инструментально направленных на
Применительно к предмету «Изобразительное искусство» проблемы
реализации метода проектов рассматривает Соколова Е.Н.[3] в главе
«Гуманитарные технологии как способ активизации мышления и
художественно творческой деятельности учащихся на занятиях
изобразительным искусством в общеобразовательной школе» своей
монографии. Автор описывает особенности проектных технологий в
творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства,
приводит примеры возможных проектов.
Проектная деятельность позволяет научиться рациональной
организации поиска знаний, и педагог создает на уроке такую среду, где у
детей создаются первичные представления о конечном результате,
постепенно разрабатываются этапы проектирования, воплощаются и
анализируются результаты этой деятельности. Программа Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает
использование принципа – единство восприятия и созидания. Через любую
деятельность: изображение, украшение или постройку мастерхудожник
выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Поэтому дети
изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать
личностное выражение отношения к выполненному, влияние проекта на
окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно
используются методы данной учебной программы:
метод привлечения во время урока личного эмоционального,
визуального и бытового опыта детей;
метод коллективных и групповых работ;
метод оформления работами учеников интерьера школы, класса.
В течение одного учебного года можно разработать и осуществить
несколько разных проектов.
Учитель выступает в роль организатора. Он выполняет простые
действия: объясняет условия работы каждой группы и помогает всем
участникам добросовестно выполнить свои функции. В начале занятия он
озвучивает критерии оценки выступлений и созданных работ,
порядок выступлений и очередность, в которой задаются вопросы.
Основная часть занятия представляет собой выступления школьников с
презентацией созданной им работы. В заключении – подводятся итоги
конкурсов. Вторая особенность описываемого урока заключается в
представлении школьником выполненного проекта и оценке работ
одноклассников. Представление проекта – выступление – подготавливается
предварительно и в нем отражается тема работы, описание сюжета, техника
исполнения, настроение созданного образа. Если работа выполняется строго в рамках проектной деятельности, то формулируется проблема и
краткая формулировка задачи, демонстрируются эскизы, банк идей,
исследование и другие элементы этой педагогической технологии. Оценка
работ одноклассников происходит прямо на уроке. До начала
выступлений ребятам раздаются оценочные листы с внесенными в нее
критериями оценки. Критерии оценки могут зависеть от технологии
выполнения задания, например, проектная технология, или от
акцентирования внимания на творческой составляющей созданного
изображения, в частности, некоторые из которых предложила О.Л.
НекрасоваКаратеева[ 2]: содержательность рисунка, эмоциональность
рисунка, а так же качество работы.
навыки
познавательные
Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество
обучения, развивает
учащихся, помогает
учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает
возможность развития творческих способностей каждого ребенка,
расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности,
повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию,
практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта
применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной
школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. В заключение хочется
добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках
системнодеятельностного подхода, когда главной целью становится
развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
Список литературы.
НекрасоваКаратеева О.Л.
1. Матяш Н. В. Проектная деятельность как структурная единица процесса
обучения /Н. В. Матяш //Инновация в образовании. – 2010. № 11. с.2330.
2.
комплексное
искусствоведческое исследование: дис. дра искусствоведения: 170004 /
О.Л. НекрасоваКаратеева; СПб РГПУ им. А.И. Герцена.
3.Соколова Е.Н.
Обучение изобразительному искусству в
общеобразовательной школе. Гуманитарно технологический подход.
Монография – СПб.: издво РГПУ имени А.И. Герцена, 2011. 117с.
Детский рисунок:
―
428с.
Реализация метода проектов на уроках изобразительного искусства
Реализация метода проектов на уроках изобразительного искусства
Реализация метода проектов на уроках изобразительного искусства
Реализация метода проектов на уроках изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.