Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов
Оценка 5

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Оценка 5
Разработки уроков
docx
технология
6 кл
05.03.2018
Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов
В статье на примере календарно-тематического планирования и методических рекомендаций по проведению уроков технологии по разделу «Творческий проект» показана специфика учета и использования межпредметных связей.А также разработан урок по технологии по разделу Творческий проект с разъяснениями и формированием личностных и метопредметными связями.
Реализация межпредметных связей при выполнении.docx
Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов Пономарёв Сергей Александрович,  В статье на примере календарно­тематического планирования и методических рекомендаций по про­ведению уроков технологии по разделу «Творческий проект» показана специфика учета и использования межпредметных связей. Ключевые слова: межпредметные связи, творческий проект, обучение  учащихся, уроки технологии, пла­нирование, методические рекомендации. Формирование  инициативной,  созидательной  личности,  обладающей технологическими  знаниями в умениями, предусматривается на уроках образовательной области «Технология» и во внеклассной   трудовой   деятельности.   Современные   педагогические   технологии, нетрадиционные формы и методы обучения (в том числе метод творческих проектов) позволяют   знакомить   учащихся   с   различными   видами   технологий   и преобразовательной   деятельности.   Современное   технологическое   образование возможно   при   наличии   соответствующего   материально­технического   и дидактического обеспечения в  межпредметных связей. Связь между учебными дисциплинами обнаруживает отображение связей между соответственными   науками,   между   наукообразной   и   практической   деятельностью человека. Содержание обучения образовательной области «Технология предполагает построение   образовательного   процесса   на   основе   интегративности,   использования межпредметных связей. Межпредметные связи позволяют активизировать творческие способности   педагогов,   стимулировать   педагогическое   мастерство,   овладевать умениями   и   формировать   навыки   в   сопутствующих   отраслях   и   направлениях подготовки. [1.2.3] Комплексные   формы   обучения   (семинары,   экскурсии,   конференции,   домашние задания,   обобщающие   уроки)   активизируют   деятельность   учащихся   по   переносу знаний и умений учащихся из различных предметов, обобщения и включения и деятельность по преобразованию материалов, энергии и информациив ходе  творческой проектной деятельности. Учебно­воспитательный   процесс   в   условиях   внедрения   межпредметных   связей способствует   обобщению,   синтезу   знаний,   комплексному   разрешению   проблем учащихся как обладающих субъективной так и объективной новизной. Педагоги   используют   специальные   средства   обучения,   организующие   учебно­ познавательную   деятельность   обучающихся   по   осуществлению   межпредметных связей   (комплексные   наглядные   пособия,   используемые   при   изучении   других предметов; межпредметные познавательные 2. практические задачи; проблемные вопросы и карточки — задания; мультимедийные презентации и работа в онлайн режиме и т.д.). Межпредметные   связи   при   их   системном   и   целенаправленном   осуществлении перестраивают   весь   процесс   обучения.   Знания   приобретают   качества   система­ тичности,   умения   становятся   комплексными,   усиливается   профориентационная направленность   познавательных   интересов   учащихся,   эффективно   формируются убеждения 3.достигается всестороннее развитие личности. 1 современной дидактике межпредметных связей определены основные группы: 1. Содержательно­информационные — по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические). 2.  Операционно­деятельные  по   видам   умений   (познавательные,   практические, ценностно­ориентационные). 3. Организационно­методические по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе. [1.2.3] Эффективная   реализация   межпредметных   связей   происходит   в   ходе   создания специальной   обще   предметной   программы   обучения,   особенно   при   выполнении творческих проектов по «заказу» общественных организаций или групп учащихся, идей,   активизирующие познавательную деятельность учащихся.   раскрывающие   эти   положения,   понятия,   факты, Психологические   механизмы   познавательной   деятельности   учащихся   при осуществлении   межпредметных   связей   заключены   в   интеграции   информации   в процессе   «афферентного»   предварительного   синтеза,   что   имеет   регулятивное   и мотивационное значение в выработке программы действий. Память, прошлый опыт индивида   сохраняют   все   мотивационные,   обстановочные   и   пусковые   стимулы, встречавшиеся   ранее.   Информация   и   ее   интеграция   выступают   важнейшим регулятором активности индивида. Обучающая   деятельность   учителя   и   учебно­познавательная   деятельность учащихся имеют общую процессуальную структуру: цель — мотив — содержание — средства   —   результат   —   контроль.   Содержание   этих   звеньев   различно   в деятельности учителя, имеющей руководящий характер, и в деятельности учащихся, имеющей управляемый характер. Внимание, мысль и воля ученика, его активность направлена   не   только   на   усвоение   новых   обобщенных   знаний   и   способов деятельности, но и на развитие своих умений переноса и синтеза, качеств личности, способностей   и   интересов.   Педагог,   руководствуясь   мотивами   коллективного сотрудничества В достижении   общих   целей   всестороннего   и   гармонического   развития   личности, стимулирует познавательный интерес учащихся к обобщению понятий из смежных предметов. Учитель подчёркивает практическую и личную значимость для ученика успеха   в   предлагаемой   деятельности   по   изучению   комплексных   межпредметных проблем.   Учащиеся   актуализируют   познавательные   мотивы   учения,   мобилизуют волевые   усилия.   Далее   развёртывается   содержательная   сторона   деятельности. Школьники, опираясь на наглядные средства обучения, способствующие обобщению знаний   из   различных   предметов,   выполняют   действия   актуализации,   переноса, синтеза,   оценки   значимости   новых   выводов,   их   речевого   закрепления.   В   этом процессе  происходят применение  ранее  усвоенных  знаний  и  умений и выработка новых (межпредметных и общепредметных) обобщённых умений. Следующий этап —   результативный,   когда   формулируются   выводы,   обобщения,   включаемые   в систему научных знаний, когда фиксируются достижения в овладении новыми, более совершенными   умениями   и   навыками,   новыми   связями,   отмечаются   сдвиги   в мотивационной сфере и организационные успехи в учебной и трудовой деятельности на основе межпредметных связей. Цикл деятельности завершается контролирующим этапом,  на   котором   учителя   различных   предметов   производят   взаимно   оценку   и взаимоконтроль   подготовленности   учащихся   по   связываемым   друг   с   другом предметам, проверяют и оценивают качество усвоенных   ими   новых   знаний,   намечают   перспективы   дальнейшей   работы   в отмеченном направлении. Обогащение учебной и трудовой деятельности учащихся на основе   межпредметных   связей   происходит   особенно   интенсивно,   когда   учителя осуществляют многообразные виды этих связей в комплексе. [1.2.3] Таким   образом,   принцип   межпредметности   обеспечивает   системность   в организации   учебно­воспитательного   процесса   в   предметной   системе   обучения, взаимодействия   разных   видов   дидактических   связей   между   учебными   темами, курсами, предметами. Нами взята одна часть занятий из программы уроков календарно тематического плана,  раздел   «Творческий   проект»   мы   применили   его   к   нашему   разработанному изделию   стул   трансформер.   Основной   формой   обучения   является   учебно­ практическая деятельность учащихся. [4.6.8] Впрограмме 30% всего учебного времени отведено на получение теоретических знании и 70% на приобретение практических умений. В программе предусмотрено выполнение   школьниками   творческих   или   проектных   работ.   Это   итоговое (контрольно­оценочное) занятие по разделу «Проектные работы». Оно проводится в форме докладов школьников с демонстрацией готового изделия перед учащимися. Каждый раздел программы включает себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые  объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими  работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Урок  Тема: Выбор и обоснование творческого проекта Цели урока: Для   учителя:  Актуализировать   у   учащихся   опорные  знания.   Сформировать умения и навыки на практике. Создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся. Для   учащихся:  Творчески   применить   изученные   ранее  знания   по   ботанике, географии, физике и пр. и умения, применять их на практике. Дать понятие о выборе и обосновании проекта, раскрыть элементы  конструирования. Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ. Объекты труда:  туристическая мебель трансформер. Межпредметные связи: Биология,  география, физика, химия, история. Материально техническое оснащение, оборудование: фломастеры, заготовки рисунков, учебник по технологии 6 класс, рабочая тетрадь. Урок относится к разделу «Творческий проект». Тип урока: применение  знаний на практике. План Урока 1Организационная часть (2 мин.) 2 Повторение (5 мин.) 3Объяснение нового материала (15 мин.) 4 Лабораторно — практическая работа (5 мин.) 5 Закрепление (8–10 мин.) 6 Контрольные вопросы (5 мин.) 7 Заключительная часть (2мин.) № урока Тема урока Содержание раздела Межпредметные  связи 61 Разработка  творческого проекта Требования, предъявляемые при  проектировании История, русский,  литература, изделий. Основные требования Методы конструирования к проектированию Выбор тем проектов на основе  потребностей 62 Выбор и обоснование  творческого проекта и спроса на рынке товаров и услуг. Биология,  география, Методы поиска информации об изделии и  матери­ Техническая эстетика  изделия 63 алах. физика, химия ИЗО, черчение Последовательность проектирования Виды проектной документации. Выбор вида из­ Требования к  проектированию  изделия 64 делия. Черчение, геометрия Разработка конструкции и определение  деталей. Подготовка чертежа или технического  рисунка. Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль  качества. Сборка и отделка изделия. Оформление  проектных Экономика,  математика Экономика,  обществознание  Технология,  65 Экономическая часть Экономические  расчеты 66 67 Технология изготовления Элементы  конструирования материалов 68 Изготовление изделия 69 Защита проекта информатика, ОБЖ Технология, ОБЖ Литература, русский язык, информатика Ход урока I. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую. II. Проверка пройденного материала в Какие этапы выполнения проекта вы знаете? в Что входит в технологический этап выполнения проекта? в Что должно быть представлено к защите проекта? в Как проходит защита проекта? в Для каких целей можно использовать компьютерную технику при выполнении  проектов? в Что называется творческим проектом? а Из каких частей может состоять проект? а Каковы цели проекта? III. Изложение программного материала Для укрепления материальной базы туристического Клуба, в котором многие из вас состоят предложено на уроках технологии спроектировать и изготовить складной стул для турпоходов (стул­трансформер). Туристическая   мебель   может   сделать   любой   отдых   на   природе   удобным   и комфортным. Складная туристическая мебель займет немного места в багажнике автомобиля, а, например, стул туристический складной поместится даже в рюкзак. Использовать   набор   туристической   мебели   можно   даже   на   даче:   стол   складной туристический   быстро   и   легко   устанавливается,   а   стулья   туристические   помогут сделать обед или ужин на природе более комфортным и практичным. Для начала вам нужно было решить несколько вопросов:. [4,5,6,7] Вопросы для рассмотрения Межпредметные связи определить конфигурацию, внешний вид  будущего Геометрия, ИЗО, черчение стула материал, из которого он будет сделан Ботаника, география, физика набор необходимых инструментов и аппаратных  техно­ Физика, химия, технология 5 класс логий учесть время, которое будет потрачено на  производ­ ственном процессе Экономика, обществознание стоимость покупки материалов, крепежных  изделий и инструментов, составляющих бюджет  проекта Оценка критериев выбора изделия Экономика, обществознание, математика Оценка по критериям,  баллы. Номера вариантов изделия Удобсто, Экономия Простота изготовление Практичность эргономика материала изделия в эксплуатации Сумма баллов VI.Заключительная часть и Что означает понятие «обоснование проекта»? и Что надо учитывать при подборе творческих проектов? Подведение итогов урока. Выставление оценок. Урок  Тема: Защита проекта Цели урока: Для учителя: Актуализировать у учащихся опорные знания.   Сформировать   умения   и   навыки   на   практике.   Создавать   благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся. Для учащихся: Творчески применить изученные ранее знания и умения, применять их на практике. Продолжить развивать волевые и эмоциональные качества обучаемых, способность отстаивать свою точку зрения, уверенность в своих силах. Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ.  Объекты труда: туристическая мебель­трансформер.  Межпредметные связи: литература и русский язык (написание и произношение  слов), информатика (создание мультимедийной презентации). Материально   техническое   оснащение,   оборудование:  фломастеры,   заготовки рисунков,   учебник   по   технологии   6   класс,   рабочая   тетрадь.   Творческий   проект. Компьютер, интерактивная доска. Урок относится к разделу «Творческий проект». План урока 1Организационная часть (2 мин.) 2 Повторение (5 мин.) 3Объяснение нового материала (15 мин.) 4 Лабораторно — практическая работа (5 мин.) 5 Закрепление (8–10 мин.) 6 Контрольные вопросы (5 мин.) 7 Заключительная часть (2мин.) Оборудование   и   инструменты:  план   защиты   творческого   проекта,   оценочный лист, готовые изделия учащихся. Ход урока I. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую. II. Методические рекомендации Это итоговое (контрольно­оценочное) занятие по разделу «Проектные работы». Оно проводится в форме докладов школьников с демонстрацией готового изделия перед учащимися. Методика проведения занятия изложена в методическом пособии для 6 класса.   Во   время   коллективного   обсуждения   докладов   учитель   должен предотвращать высказывание излишне резких и нелицеприятных оценок. Это очень важный   воспитательный   момент   работы   педагога.   Он   должен   обратить   внимание учащихся   на   то,   что   при   оценке   проекта   ключевыми   являются   вопросы: «Удовлетворяет   ли   изделие   потребности,   указанной   в   формулировке   задачи? Насколько самостоятельно выполнен проект? Какие оригинальные идеи воплощены в проекте?   Насколько   качественно   выполнена   работа   на   каждом   этапе проектирования?»  В  течение   урока  на  каждого   учащегося   заполняется   оценочный лист   (см.   тетрадь   для   проектов).   После   выступления   последнего   докладчика выставляются оценки с комментариями учителя по каждому проекту. Следует отметить, что не все учащиеся могут справиться с проектной работой. Как должен поступить учитель в этих случаях? Главное, не формировать у школьника комплекс   неполноценности.   Следует   найти   то,   за   что   можно   похвалить   и   такого ученика.   Появившийся   опыт   обязательно   приведет   его   к   успеху   в   последующей работе. Содержание оценочной системы по выполнению проектной работы должно быть неизменным в течении всего периода обучения учащегося. При этом условии обеспечивается объективная диагностика и возможная коррекция личностного роста обучаемого. В заключение следует отметить, что в пособии приведен лишь один из вариантов методических рекомендаций к разделу «Проектные работы».

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов

Реализация межпредметных связей при выполнении  творческих проектов с учащимися 6 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018