"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
Оценка 5

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

Оценка 5
Документация
docx
Междисциплинарный 3
2 кл
22.01.2018
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
В данном материале я рассказываю о приёмах педагогической техники, позволяющих реализовывать принцип обратной связи на уроках в начальной школе: "Мордашки", "Лови ошибку", "Цветограмма", "Блиц-контрольная" и другие. Описанные приёмы взяты из моего многолетнего опыта педагогической работы. Рекомендую материал к использованию учителям начальной школы.документ
Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе.docx
Реализация принципа обратной связи на уроках  в начальной школе Педагогическая техника ­   это  владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в   работе.  Рассмотрим   один   из   принципов   педагогической   техники       ­  принцип   обратной связи. Его формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью  развитой системы приемов обратной связи. Чем   более   развита   система   –   техническая,   экономическая,   социальная   или педагогическая,   тем   больше   в   ней   механизмов   обратной   связи.   Летчик   в   полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет   не возможен. Успешный урок тоже. Только   учитель   в   уроке   отслеживает   другие   параметры:   настроение   учеников, степень   их   заинтересованности,   уровень   понимания   и   т.   д.   Учитель   не   имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке. В   своём   выступлении  я   хотела   бы   поделиться   некоторыми   приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе.   Поделюсь профессиональными хитростями, которые я применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле. Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.  Суть приёма: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. «ЛОВИ ОШИБКУ!» 1 Например:     на   уроке   математики,     работая   с   темой   «Порядок   действий», записываю  на доске математическое выражение: 2+2∙2=8. Ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. Могу   подсказать детям "опасные   места"   интонацией   или   жестом.   Важно   приучать   детей   мгновенно реагировать на ошибки, поощрять внимание и готовность вмешаться.  Данный приём можно применить и на этапе контроля знаний и умений. Если все ошибки   в   самостоятельной     работе   исправлены   рукой   учителя,   интерес   к   ней пропадает. Как быть?   Часто, проверяя письменную работу, я  не исправляю ошибки, а просто пишу   общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого ученика. Приём «Лови ошибку!» использую и во время проведения групповой работы. Ребята   ищут   ошибку   группой,   спорят,   совещаются…   Приходя   к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и  его решение перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.                                                    «ВВЕДИТЕ РОЛЬ»   Это один из     приемов управления классом и  организации обратной связи на уроке. Выполняя некоторую роль, учащиеся участвует в управлении обучением.   Например,   на   уроке     усвоения   новых   знаний   я   ставлю   перед   учащимися проблему, и вдруг из класса раздаётся: « А я не верю! Докажите …" Это действует «Фома неверующий». Непростая роль. Но зато помогает оживить  урок и лучше усвоить новый материал.  К концу урока     слово берет "связник". Его роль – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями.  А можно на   уроке   ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль на уроке была, по его мнению, главной, сделает вывод, подведёт итог урока. 2 Есть   в   классе   и   "спонсоры   знаний".   Это   те,   к   кому   может   обратиться   за помощью отставший по болезни ученик.  Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль  подготовить серию вопросов к фронтальному  устному опросу.  Конечно, по согласованию с учителем. Пусть дети сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.  Очень моим детям полюбилась роль «дежурного по словарю».   Перед уроком он выходит к доске и повторяет с  одноклассниками  слова, правописание которых можно проверить только по словарю. Роли нужно вводить постепенно.  Какую роль   вводить первой? Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно чтобы на всех уроках использовались роли.  «МОРДАШКИ» Еще один простой прием организации обратной связи – "Мордашки". Суть   его:  ученики   сигнализируют   о   своем   эмоциональном   состоянии     с помощью карточек со стилизованными рисунками. Например, вот таких:                                                                                    хорошее        среднее           плохое Можно начать урок   с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек",   соответственно   своему   настроению.   Здесь   важно,   что   ребенок   сам осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя­тремя фразами,   дополнительно   настроить   на   работу.   Показом   "мордашек"   можно   и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался! 3 «ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»  Суть приёма: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.   На начальном этапе  необходим контроль и помощь со стороны учителя. Очень хорошо этот приём работает на уроках окружающего мира и литературы. Ученик выступает   в   роли   учителя,   а   детям   это   очень   нравится.   Можно   сочетать   приём «повторяем   с   контролем»   с   приёмом   «введите   роль»   и   назначить   ученика, подготовившего вопросы   «почемучкой». Поговорим о приёмах устного опроса. «СВЕТОФОР» Я использую в качестве «светофора»     круг с ручкой.  С одной стороны круг красный,   с   другой   –   зелёный.   Изготовили   такие   пособия   дети   сами   на   уроках технологии.   Суть приёма: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса.  Например, на уроке русского языка провожу опрос по базовым вопросам темы «Имя   существительное».  Учащиеся         ОБЯЗАНЫ   знать   ответы   назубок.  И   здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" и это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – "Знаю!" Данный   приём   помогает     учителю   контролировать   знания   всех   детей,   и   каждый ученик осуществляет самоконтроль.   Или задаю творческие вопросы.   И  тогда зеленый цвет означает только одно: "Хочу   ответить",  а   красный   –  "не   хочу".  Конечно,   в   этом   случае   неудачная попытка ответа не оценивается.  4 Польза от "светофора"   в активной позиции ученика.  Суть приёма: ученики работают в парах, опрашивают друг друга по базовым «ВЗАИМООПРОС» листам.  Например, проходит опрос по теме «Части речи». Дети формулируют правила, подкрепляя   их   примерами.     Если   у   ребят   возникают   затруднения,   на   помощь приходят «спонсоры знаний».  Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух,   их   повторение.   Отметки   ученики   выставляют   друг   другу   по   заданным критериям. Ребята учатся работать в парах, объективно оценивать своего товарища.   «ТИХИЙ ОПРОС»  Суть приёма: Беседа учителя с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. Например,   на   уроке   русского   языка   контролирую   знание   орфограмм   у   двух отстающих   ребят   с   помощью   карточек,   в   которые   они   поочерёдно   вставляют пропущенные буквы, называя орфограмму. Ответы оцениваю выставлением отметки. Рассмотрим приёмы письменного контроля.                                                 «БЛИЦ­КОНТРОЛЬНАЯ»  Суть приёма»: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения   простых   учебных   навыков,   которыми   обязаны   овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. 5 В   блиц­контрольную       входит   владения   формулами,   расчетами,   другими стандартными умениями.     Даю 7­10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание.   Технология проведения блиц­контрольной:  Задания по вариантам записываю на доске или распечатываю каждому ученику. По   моей   команде       ученики   приступают   к   работе.   Все   расчеты,   промежуточные действия   учащиеся выполняют на листе, ответ   выделяют рамкой.   Если работа состоит из задач, то в целях экономии времени разрешаю детям не писать условие, пояснение, ответ, а только решение. По истечении времени работа прекращается по четкой команде учителя.  После выполнения работы либо собираю на проверку, либо применяю вариант самопроверки   или   взаимопроверки:     показываю   на   слайде   правильные   ответы, ученики отмечают знаками "+" или "­" свои результаты.    Далее показываю  критерии по выставлению отметки.    По  желанию учащихся отметки выставляю в журнал.  Во время проверки блиц­контрольной можно  применить и следующий приём.                                                                              «РЕЙТИНГ»   Суть приёма:   завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например: 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя.       Работа   с   приёмом   «рейтинг»       приучает   учащихся   к     объективному оцениванию своего труда. «ЦВЕТОГРАММА» На этапе рефлексии  я часто  использую приём «цветограмма». В конце урока прошу ребят оценить этапы своей деятельности.   В   тетради на полях они рисуют кружочки разного цвета. Например: зеленый ­ у меня всё получилось, урок прошёл удачно, я доволен собой; желтый ­ у меня были ошибки, но я всё понял и исправил, я вполне доволен собой; красный ­  мне было очень трудно, мне нужна помощь. 6 Применение   педагогических   приёмов       на  уроках   позволяет   разнообразить образовательный   процесс, разносторонне развитую, думающую   личность.       повысить   интерес   к   предмету,   сформировать   7 8

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"

"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018