"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
Оценка 5
Документация
docx
Междисциплинарный 3
2 кл
22.01.2018
В данном материале я рассказываю о приёмах педагогической техники, позволяющих реализовывать принцип обратной связи на уроках в начальной школе: "Мордашки", "Лови ошибку", "Цветограмма", "Блиц-контрольная" и другие. Описанные приёмы взяты из моего многолетнего опыта педагогической работы. Рекомендую материал к использованию учителям начальной школы.документ
Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе.docx
Реализация принципа обратной связи на уроках
в начальной школе
Педагогическая техника это владение комплексом приёмов, которые дают
учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь
успехов в работе.
Рассмотрим один из принципов педагогической техники принцип обратной
связи.
Его формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью
развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или
педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте
отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества
горючего в баках. Без этого успешный полет не возможен. Успешный урок тоже.
Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников,
степень их заинтересованности, уровень понимания и т. д. Учитель не имеет
«термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой
набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами
педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на
уроках в начальной школе. Поделюсь профессиональными хитростями, которые я
применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле.
Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.
Суть приёма: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
«ЛОВИ ОШИБКУ!»
1 Например: на уроке математики, работая с темой «Порядок действий»,
записываю на доске математическое выражение: 2+2∙2=8. Ученики должны заметить
ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. Могу подсказать детям
"опасные места" интонацией или жестом. Важно приучать детей мгновенно
реагировать на ошибки, поощрять внимание и готовность вмешаться.
Данный приём можно применить и на этапе контроля знаний и умений. Если все
ошибки в самостоятельной работе исправлены рукой учителя, интерес к ней
пропадает. Как быть? Часто, проверяя письменную работу, я не исправляю ошибки,
а просто пишу общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача
самого ученика.
Приём «Лови ошибку!» использую и во время проведения групповой работы.
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к
определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает
результаты учителю или оглашает задание и его решение перед всем
классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.
«ВВЕДИТЕ РОЛЬ»
Это один из приемов управления классом и организации обратной связи на
уроке.
Выполняя некоторую роль, учащиеся участвует в управлении обучением.
Например, на уроке усвоения новых знаний я ставлю перед учащимися
проблему, и вдруг из класса раздаётся: « А я не верю! Докажите …" Это действует
«Фома неверующий». Непростая роль. Но зато помогает оживить урок и лучше
усвоить новый материал.
К концу урока слово берет "связник". Его роль – найти связь сегодняшнего
материала с ранее полученными знаниями.
А можно на уроке ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль
на уроке была, по его мнению, главной, сделает вывод, подведёт итог урока.
2 Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за
помощью отставший по болезни ученик.
Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль подготовить серию
вопросов к фронтальному устному опросу. Конечно, по согласованию с учителем.
Пусть дети сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Очень моим детям полюбилась роль «дежурного по словарю». Перед уроком
он выходит к доске и повторяет с одноклассниками слова, правописание которых
можно проверить только по словарю.
Роли нужно вводить постепенно. Какую роль вводить первой?
Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое
время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно чтобы на всех уроках
использовались роли.
«МОРДАШКИ»
Еще один простой прием организации обратной связи – "Мордашки".
Суть его: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с
помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
хорошее среднее плохое
Можно начать урок с того, что каждый ребенок показывает одну из
"мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам
осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А
учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумятремя
фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и
завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!
3 «ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»
Суть приёма: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному
на уроке материалу.
На начальном этапе необходим контроль и помощь со стороны учителя. Очень
хорошо этот приём работает на уроках окружающего мира и литературы. Ученик
выступает в роли учителя, а детям это очень нравится. Можно сочетать приём
«повторяем с контролем» с приёмом «введите роль» и назначить ученика,
подготовившего вопросы «почемучкой».
Поговорим о приёмах устного опроса.
«СВЕТОФОР»
Я использую в качестве «светофора» круг с ручкой. С одной стороны круг
красный, с другой – зелёный. Изготовили такие пособия дети сами на уроках
технологии.
Суть приёма: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой
стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Например, на уроке русского языка провожу опрос по базовым вопросам темы
«Имя существительное». Учащиеся ОБЯЗАНЫ знать ответы назубок. И здесь
красный сигнал означает "Я не знаю!" и это – сигнал тревоги. Это ученик как бы
сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – "Знаю!"
Данный приём помогает учителю контролировать знания всех детей, и каждый
ученик осуществляет самоконтроль.
Или задаю творческие вопросы. И тогда зеленый цвет означает только одно:
"Хочу ответить", а красный – "не хочу". Конечно, в этом случае неудачная
попытка ответа не оценивается.
4 Польза от "светофора" в активной позиции ученика.
Суть приёма: ученики работают в парах, опрашивают друг друга по базовым
«ВЗАИМООПРОС»
листам.
Например, проходит опрос по теме «Части речи». Дети формулируют правила,
подкрепляя их примерами. Если у ребят возникают затруднения, на помощь
приходят «спонсоры знаний».
Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов
вслух, их повторение. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным
критериям. Ребята учатся работать в парах, объективно оценивать своего товарища.
«ТИХИЙ ОПРОС»
Суть приёма: Беседа учителя с одним или несколькими учениками происходит
полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
Например, на уроке русского языка контролирую знание орфограмм у двух
отстающих ребят с помощью карточек, в которые они поочерёдно вставляют
пропущенные буквы, называя орфограмму. Ответы оцениваю выставлением отметки.
Рассмотрим приёмы письменного контроля.
«БЛИЦКОНТРОЛЬНАЯ»
Суть приёма»: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени
усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть
ученики для дальнейшей успешной учебы.
5 В блицконтрольную входит владения формулами, расчетами, другими
стандартными умениями. Даю 710 стандартных заданий. Время – примерно по
минуте на задание.
Технология проведения блицконтрольной:
Задания по вариантам записываю на доске или распечатываю каждому ученику.
По моей команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные
действия учащиеся выполняют на листе, ответ выделяют рамкой. Если работа
состоит из задач, то в целях экономии времени разрешаю детям не писать условие,
пояснение, ответ, а только решение. По истечении времени работа прекращается по
четкой команде учителя.
После выполнения работы либо собираю на проверку, либо применяю вариант
самопроверки или взаимопроверки: показываю на слайде правильные ответы,
ученики отмечают знаками "+" или "" свои результаты. Далее показываю критерии
по выставлению отметки. По желанию учащихся отметки выставляю в журнал.
Во время проверки блицконтрольной можно применить и следующий приём.
«РЕЙТИНГ»
Суть приёма: завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же
работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например:
5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя.
Работа с приёмом «рейтинг» приучает учащихся к объективному
оцениванию своего труда.
«ЦВЕТОГРАММА»
На этапе рефлексии я часто использую приём «цветограмма». В конце урока
прошу ребят оценить этапы своей деятельности. В тетради на полях они рисуют
кружочки разного цвета. Например: зеленый у меня всё получилось, урок прошёл
удачно, я доволен собой; желтый у меня были ошибки, но я всё понял и исправил, я
вполне доволен собой; красный мне было очень трудно, мне нужна помощь.
6 Применение педагогических приёмов на уроках позволяет разнообразить
образовательный процесс,
разносторонне развитую, думающую личность.
повысить интерес к предмету,
сформировать
7 8
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
"Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.