В данном материале я рассказываю о приёмах педагогической техники, позволяющих реализовывать принцип обратной связи на уроках в начальной школе: "Мордашки", "Лови ошибку", "Цветограмма", "Блиц-контрольная" и другие. Описанные приёмы взяты из моего многолетнего опыта педагогической работы. Рекомендую материал к использованию учителям начальной школы.документ
Реализация принципа обратной связи на уроках
в начальной школе
Педагогическая техника это владение комплексом приёмов, которые дают
учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь
успехов в работе.
Рассмотрим один из принципов педагогической техники принцип обратной
связи.
Его формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью
развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или
педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте
отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества
горючего в баках. Без этого успешный полет не возможен. Успешный урок тоже.
Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников,
степень их заинтересованности, уровень понимания и т. д. Учитель не имеет
«термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой
набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами
педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на
уроках в начальной школе. Поделюсь профессиональными хитростями, которые я
применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле.
Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.
Суть приёма: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
«ЛОВИ ОШИБКУ!»
1Например: на уроке математики, работая с темой «Порядок действий»,
записываю на доске математическое выражение: 2+2∙2=8. Ученики должны заметить
ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. Могу подсказать детям
"опасные места" интонацией или жестом. Важно приучать детей мгновенно
реагировать на ошибки, поощрять внимание и готовность вмешаться.
Данный приём можно применить и на этапе контроля знаний и умений. Если все
ошибки в самостоятельной работе исправлены рукой учителя, интерес к ней
пропадает. Как быть? Часто, проверяя письменную работу, я не исправляю ошибки,
а просто пишу общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача
самого ученика.
Приём «Лови ошибку!» использую и во время проведения групповой работы.
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к
определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает
результаты учителю или оглашает задание и его решение перед всем
классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.
«ВВЕДИТЕ РОЛЬ»
Это один из приемов управления классом и организации обратной связи на
уроке.
Выполняя некоторую роль, учащиеся участвует в управлении обучением.
Например, на уроке усвоения новых знаний я ставлю перед учащимися
проблему, и вдруг из класса раздаётся: « А я не верю! Докажите …" Это действует
«Фома неверующий». Непростая роль. Но зато помогает оживить урок и лучше
усвоить новый материал.
К концу урока слово берет "связник". Его роль – найти связь сегодняшнего
материала с ранее полученными знаниями.
А можно на уроке ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль
на уроке была, по его мнению, главной, сделает вывод, подведёт итог урока.
2Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за
помощью отставший по болезни ученик.
Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль подготовить серию
вопросов к фронтальному устному опросу. Конечно, по согласованию с учителем.
Пусть дети сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Очень моим детям полюбилась роль «дежурного по словарю». Перед уроком
он выходит к доске и повторяет с одноклассниками слова, правописание которых
можно проверить только по словарю.
Роли нужно вводить постепенно. Какую роль вводить первой?
Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое
время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно чтобы на всех уроках
использовались роли.
«МОРДАШКИ»
Еще один простой прием организации обратной связи – "Мордашки".
Суть его: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с
помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
хорошее среднее плохое
Можно начать урок с того, что каждый ребенок показывает одну из
"мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам
осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А
учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумятремя
фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и
завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!
3«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»
Суть приёма: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному
на уроке материалу.
На начальном этапе необходим контроль и помощь со стороны учителя. Очень
хорошо этот приём работает на уроках окружающего мира и литературы. Ученик
выступает в роли учителя, а детям это очень нравится. Можно сочетать приём
«повторяем с контролем» с приёмом «введите роль» и назначить ученика,
подготовившего вопросы «почемучкой».
Поговорим о приёмах устного опроса.
«СВЕТОФОР»
Я использую в качестве «светофора» круг с ручкой. С одной стороны круг
красный, с другой – зелёный. Изготовили такие пособия дети сами на уроках
технологии.
Суть приёма: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой
стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Например, на уроке русского языка провожу опрос по базовым вопросам темы
«Имя существительное». Учащиеся ОБЯЗАНЫ знать ответы назубок. И здесь
красный сигнал означает "Я не знаю!" и это – сигнал тревоги. Это ученик как бы
сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – "Знаю!"
Данный приём помогает учителю контролировать знания всех детей, и каждый
ученик осуществляет самоконтроль.
Или задаю творческие вопросы. И тогда зеленый цвет означает только одно:
"Хочу ответить", а красный – "не хочу". Конечно, в этом случае неудачная
попытка ответа не оценивается.
4Польза от "светофора" в активной позиции ученика.
Суть приёма: ученики работают в парах, опрашивают друг друга по базовым
«ВЗАИМООПРОС»
листам.
Например, проходит опрос по теме «Части речи». Дети формулируют правила,
подкрепляя их примерами. Если у ребят возникают затруднения, на помощь
приходят «спонсоры знаний».
Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов
вслух, их повторение. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным
критериям. Ребята учатся работать в парах, объективно оценивать своего товарища.
«ТИХИЙ ОПРОС»
Суть приёма: Беседа учителя с одним или несколькими учениками происходит
полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
Например, на уроке русского языка контролирую знание орфограмм у двух
отстающих ребят с помощью карточек, в которые они поочерёдно вставляют
пропущенные буквы, называя орфограмму. Ответы оцениваю выставлением отметки.
Рассмотрим приёмы письменного контроля.
«БЛИЦКОНТРОЛЬНАЯ»
Суть приёма»: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени
усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть
ученики для дальнейшей успешной учебы.
5В блицконтрольную входит владения формулами, расчетами, другими
стандартными умениями. Даю 710 стандартных заданий. Время – примерно по
минуте на задание.
Технология проведения блицконтрольной:
Задания по вариантам записываю на доске или распечатываю каждому ученику.
По моей команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные
действия учащиеся выполняют на листе, ответ выделяют рамкой. Если работа
состоит из задач, то в целях экономии времени разрешаю детям не писать условие,
пояснение, ответ, а только решение. По истечении времени работа прекращается по
четкой команде учителя.
После выполнения работы либо собираю на проверку, либо применяю вариант
самопроверки или взаимопроверки: показываю на слайде правильные ответы,
ученики отмечают знаками "+" или "" свои результаты. Далее показываю критерии
по выставлению отметки. По желанию учащихся отметки выставляю в журнал.
Во время проверки блицконтрольной можно применить и следующий приём.
«РЕЙТИНГ»
Суть приёма: завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же
работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например:
5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя.
Работа с приёмом «рейтинг» приучает учащихся к объективному
оцениванию своего труда.
«ЦВЕТОГРАММА»
На этапе рефлексии я часто использую приём «цветограмма». В конце урока
прошу ребят оценить этапы своей деятельности. В тетради на полях они рисуют
кружочки разного цвета. Например: зеленый у меня всё получилось, урок прошёл
удачно, я доволен собой; желтый у меня были ошибки, но я всё понял и исправил, я
вполне доволен собой; красный мне было очень трудно, мне нужна помощь.
6Применение педагогических приёмов на уроках позволяет разнообразить
образовательный процесс,
разносторонне развитую, думающую личность.
повысить интерес к предмету,
сформировать
78