РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ
СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА НА УРОКАХ
ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
самообразование
и самосовершенствование
педагогического мастерства
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
«сведений науки не следует
сообщать учащемуся, но его
надо привести к тому, чтобы
он сам их находил,
самодеятельно ими
овладевал. Такой метод
обучения наилучший, самый
трудный, самый редкий.
Трудностью объясняется
редкость его применения.
Изложение, считывание,
диктовка против него
детская забава…»
А. Дистервег
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ФГОС
Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС)
— совокупность обязательных требований
к образованию определенного уровня
и (или) к профессии, специальности
и направлению подготовки, утвержденных
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики
и нормативноправовому регулированию
в сфере образования
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Парадигма образования
• ФК ГОС
• ФГОС
Знаниевый
подход
«меня учат»
Системно
деятельностный
подход
«я учусь»
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Система дидактических
принципов
• 1) Принцип деятельности;
• 2) Принцип непрерывности;
• 3) Принцип целостности;
• 4) Принцип минимакса;
• 5) Принцип психологической
комфортности;
• 6) Принцип вариативности;
• 7) Принцип творчества.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Формы деятельности учащихся на уроке в
рамках системнодеятельностного подхода:
• 1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы,
графика, диаграммы, рисунка и т.д.
• 2. Заполнение сравнительнообобщающей таблицы, которая
станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов
и обобщения исторических событий.
• 3. Составление биографических справок – характеристик
исторических личностей.
• 4. Работа с исторической картой.
• 5. Анализ исторических источников (документов).
• 6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата,
проекта.
• 7. Рецензия на ответ товарища.
• 8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Задача учителя
Создание условия для саморазвития потенциальных
возможностей и творчества учащихся на уроках
истории и обществознания:
• вовлечь каждого ученика в активный
познавательный процесс,
• создать атмосферу сотрудничества при решении
проблем,
• помочь сформировать собственное и
аргументированное мнение по той или иной
проблеме,
• совершенствовать интеллектуальные способности
учащихся.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Применяемые интерактивные методы в рамках
системнодеятельностного подхода:
• Дискуссии
• Дебаты (особенно хорошо проходят
в старших классах)
• Ролевые игры
• Различные виды групповых работ
• Деловые игры
• Турниры знатоков
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Проблемы системнодеятельностного
подхода и пути их решения
• Вопервых, на мой взгляд, «деятельностный»
и «традиционный» подходы не должны
противопоставляться друг другу. Это
методы, которые направлены на решение
определенных задач, и они призваны
сосуществовать и дополнять друг друга с
учетом возрастных, психологических
особенностей учащихся, а также
поставленных образовательных задач.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Проблемы системнодеятельностного
подхода и пути их решения
• Вовторых, для реализации деятельностного
подхода требуется решение как минимум
трех задач: увеличение количества часов на
преподавание истории, которое сейчас
недостаточно даже для бойкого пересказа
учителем всего объема материала;
реализация новых подходов к предъявлению
содержания на новых принципах
(системность, образность,
ориентированность на ученика) и разработка
соответствующего методического контента.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Проблемы системнодеятельностного
подхода и пути их решения
• Втретьих, правы наши коллеги, когда пишут, что
«может возникать и иная ситуация, когда
конспектирование учебника, заполнение таблиц и
схем, игры на уроках, групповые формы работы не
вызывают активной внутренней деятельности
школьника». Поэтому вырисовывается еще одна
задача которую нужно решать практическим путем —
это разработка и апробация интересного контента
заданий к конкретному содержанию, конкретным
темам и конкретным урокам, позволяющих пробудить
эту активную внутреннюю деятельность (хотя роль
личности учителя в достижении этой цели является
превалирующей). В этом направлении ориентированы
разработки интерактивных исторических карт и
заданий к ним, заданий по иллюстративному ряду и
условнографической наглядности.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Системнодеятельностный подход в образовании
— это не совокупность образовательных
технологий, методов и приемов, это своего рода
философия образования новой школы, которая
дает возможность учителю творить, искать,
становиться в содружестве с учащимися
мастером своего дела, работать на высокие
результаты, формировать у учеников
универсальные учебные действия — таким
образом, готовить их к продолжению
образования и к жизни в постоянно
изменяющихся условиях
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Д.К.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.