Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.02.2017
Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Приобщение к здоровому образу жизни.docx
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к
здоровому образу жизни.
Школа – общественная система, которая оказывает целенаправленное влияние
на формирование гармонично развитой личности через урочную и внеурочную
деятельность, взаимодействуя с социумом, общественными организациями.
Обращаясь к ребёнку говорю « У тебя (ребенка)….есть стремление ответить на
значимый для тебя вопрос. Я готов обсуждать, зачем тебе эти знания и как ты
отвечаешь на свой вопрос. Это обсуждение поможет тебе понять твои
достижения и твои проблемы ( что и как надо менять в твоей деятельности).
Главное – наша работа поможет тебе понять, как ты можешь использовать
итоги твоей деятельности в твоем будущем»
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым
ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать
ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную
деятельность в полноценное пространство воспитания и образования
П.19.3(ФГОС второго поколения) формы организации
Согласно
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
определяет образовательное учреждение.
У школы уже сложился определённый опыт работы по организации
активной деятельности обучающихся во внеурочное время. Школа работала в
режиме полного дня. Именно вторая половина дня позволяла на базе каждого
класса организовывать досуговую деятельность, психологопедагогическое
сопровождение
Таким образом, в результате кропотливой работы удалось создать такую
специфичную школьную среду, в которой урочный процесс гармонично
дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня,
обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной,
эстетической, спортивной, оздоровительной деятельности. Система
организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе
полного дня должна предоставлять возможность для самовыражения и
самоопределения.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы,
педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда
включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на
реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также
организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных
объединений, клубов, кружков и т. д. Тем не менее воспитание зачастую
сводится к проведению мероприятий
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную
работу, становится формирование личности обучающегося, что является
принципиальным условием его самоопределения в той или иной
социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности
чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных
отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к
социальной реальности в целом; получение школьником опыта
самостоятельного социального действия.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно
нравственных ценностей и культурных традиций.
Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как
личности, признании его индивидуального своеобразия, его право проявлять
свое. В тоже время для полноценной организации ВУД в большинстве ОУ
сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материальнотехнические,
двухсменный режим занятий. В этих условиях не может быть единых форм
организации ВУД, единых моделей.
Принципы организации ВУД в нашей школе:
• соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с
технологиями учебной деятельности;
• опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
• опора на ценности воспитательной системы школы;
• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной
деятельности учащихся начальных классов школы. Апробируется 3 способа
организации ВУД:
1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами в
режиме концентрированного обучения погружений в коллективные
творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии,
викторины, поездки
2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые
являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям.
3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования
Младший школьный возраст сопряжен с проблемами личностного развития и
межличностных отношений ребят, что, как правило, сопровождается наличием
разного вида трудностей, повышением тревожности, появлением страхов,
неуверенности в ситуациях, связанных с решением повседневных задач. В этом
возрасте важно научить ребёнка заботиться о себе, о своём душевном и
физическом здоровье, познакомить его с основными понятиями и
составляющими «здорового образа жизни».
физиологически обоснованный труд,
Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально
организованный,
нравственно
гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований психогигиены,
рационального питания, активный двигательный режим и систематические
занятия физической культурой,
применение эффективных способов
закаливания, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек. Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный
обеспечить сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Поэтому формирование этого стиля жизни у детей младшего школьного
возраста — не только важная задача каждого педагога, но и актуальная
социальная проблема.
Основываясь на актуальности проблемы, нами была разработана
программа дополнительного курса «Этот загадочный мир здоровья» реализация
которой будет осуществляться на базе общеобразовательной школы с
учениками младших классов.
Работа по данной программе строится с учетом особенностей
психологического развития ребенка, так как развитие личности младшего
школьника определяется социальными условиями и его внутренней позицией
по отношению к окружающему миру. Поэтому целью данной программы
является формирование готовности у детей бережного отношения не только к
своему здоровью, но и к здоровью окружающих их людей.
Программа состоит из 4 курсов, рассчитанных на конкретную возрастную
группу:
«Мир вокруг меня».
«Мир во мне».
«Мир общения и взаимоотношений».
«Мир будущего».
Каждый курс включает 4 блока, которые представлены следующими
направлениями:
«Внимание, дорога!».
«Познаю себя».
«Физкультура!».
«Мы и природа».
Мы предлагаем данную программу для реализации в начальных классах
общеобразовательной школы, чтобы не только дать общие знания об
окружающем мире, но и вооружить обучающихся практическими умениями и
навыками формирования здорового образа жизни.
Очень важно привлечь внимание детей к тем результатам, которые были
получены в ходе встречи; сделать акцент на осознании того, что ребенок
увидел в себе или в других, что почувствовал, выполняя то или иное
упражнение, что произвело на него большее впечатление, где возможно
использовать в будущем полученные знания, умения и навыки, для этого
предусмотрено ведение на каждом занятии «Экрана настроения».
квалифицированно дать обучающимся специфичные знания, умения и навыки:
навыки оказания первой медицинской помощи,
навыки закаливания,
навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Педагогические принципы программы:
К занятиям необходимо привлекать специалистов, способных 1 «Дойти до каждого».
2 «Работа на творческий процесс и конкретный результат»
3 «Уважай личность ребенка»
4 «Принцип открытых дверей» Работа ориентирована на развитие личностных универсальных учебных
действий обучающихся. В результате реализации данных действий будут
сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация
учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Младшим школьникам важна не только услышать , но и поучаствовать,
попробовать свои силы. Часто в школе не удаётся найти свободное
помещение для активного проведения занятия. Встал вопрос, как
формирование основ здорового образа жизни сделать действенным?
Стала сотрудничать с Фондом «Молодёжь за прогресс», участвуя с детьми в
проекте «Марафон побед».
Данный проект не является закрытой системой. Предполагается внесение в
него различных дополнений, изменений в соответствии возникающими по ходу
его реализации новых обстоятельств и проблем.
Можно сказать,
что существуют две основные взаимосвязанные
организационные формы спорта: массовый самодеятельный спорт и спорт
высших достижений.. Массовым спортом каждый человек занимался хотя бы
раз в жизни: спорт как учебный предмет входит в программы всех типов
учебных заведений и военнофизической подготовки в армии.
Сегодня никого не надо убеждать в том, что массовый спорт – это путь к
здоровью. Данный проект и используемые педагогические технологии
направлены на формирование у детей ценностного отношения к своему
здоровью и здоровому образу жизни. Цели и задачи проекте целиком
соответствуют целям программы « Этот загадочный мир здоровья»
Дети, участвующие в проекте, формируются в команды. Участники
проекта попадают на «Экспериментальную площадку» – уникальную по
своей программе, составу участников. Главные особенности площадки:
1 Организация экскурсий в физкультурнооздоровительные комплексы,
залы, стадионы, плавательные бассейны, в которых проходят
тренировочные процессы, соревнования разного уровня. Знакомство с
видами спорта, не развивающимися в районах области. Обучение
основным упражнениям и приемам, развитие первоначальных навыков в
определенных направлениях для освоения этих видов спорта.
Проведение мастер – классов, соревнований. Встречи с действующими
победителями Всероссийских и международных соревнований.
2 Проводимые на площадке соревнования поклонников разносторонних
видов спорта, включают в себя комплекс состязаний и конкурсов,
подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и
оценить не только физическую подготовленность и спортивное
мастерство участников, но также их интеллект, художественные и
творческие способности, знания, то есть – уровень разностороннего и
гармоничного развития. От участников требуется не узкая специализация, а многосторонние способности и их проявление в разных
видах спортивной и творческой деятельности. Всемерно поощряется
сотрудничество, творчество участников. Соревнования способствуют
формированию
командного духа, сплачивают коллектив, дают
ощущения дружеской поддержки.
Итогом каждой площадки станет приобретение необходимых
теоретических знаний и практических умений по «новому» виду спорта,
возможность познакомить с ним своих друзей, знакомых, одноклассников, а
также пригласить в свою школу тренеров, действующих спортсменов для
организации мастерклассов, показательных выступлений и проведения
соревнований.
Содержание проекта реализуется через ряд тематических блоков, связанных
между собой общей идеей и направленных на формирование у ребят
определенного комплекса знаний, практических умений и навыков,
формирование здорового образа жизни.
1. Хочу все знать
2 Быстрее выше сильнее
Навстречу рекордам
Мы вместе
В рамках каждого тематического блока участники проекта проходят
через два модуля: «Информационнообучающий», «Организационно
деятельностный». Каждый модуль включает в себя направления.
На каждом этапе формы работы модуля разнообразны. Они видоизменяются,
углубляются..
Данное сотрудничество помогло
практически использовать свои
знания. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и
укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят
здоровьесберегающий характер и предусматривают:
воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, способность вызвать
разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений
здоровья;
пробуждение творческого начала, способности стратегического и
критического мышления;
представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и
образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на
те же реалии, что и повседневное существование. Обучающийся (воспитанник)
закономерность
должен
здоровьесберегающих,
и
образовательных процессов.
здлоровьеформирующих,
естественность
и
культурных
почувствовать
Родители также не оставались в стороне и участвовали в мероприятиях:
«Мама, папа , я лыжная семья» «Быстрее, выше , сильнее»
« Осенний марафон» ( блок « Мы вместе»)
Традиционными стали зимние рождественские поездки, участие в «Лыжном
марафоне».
При решении организационных вопросов необходимо иметь в виду еще
одно принципиальное положение– индивидуальный темп деятельности
учащегося: ребенок должен работать в таком темпе, который ему удобен и с
которым он справляется. При этом комуто надо больше времени, потому что
он «еще не умеет», комуто – потому что «слишком хорошо умеет» – его
интересует нюансы, интересно попробовать разные варианты. Ктото очень
заинтересован темой, и все собирает, собирает и собирает материал, ктото
торопиться выйти на этап
В своей работе как и в любом новом начинании мы испытывали
определенные затруднения, но самообразование, методическое
сопровождение , сотрудничество, рефлексия , желание работать по новому ,
«научили учиться», «научили жить», «научили жить вместе», «научили
работать».
«Поистине серьезное стремление к какой –либо цели половина успеха в ее
достижении»
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Реализация системного подхода в контексте приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.