Реализм в английской литературе 19 века.
1. Чарлз Диккенс
- «Воспитательный» роман «Оливер Твист».
- Роман «Домби и сын».
- Роман «Девид Копперфилд»
* В романе “Приключения Оливера Твиста” Диккенс выстраивает сюжет, в центре
которого столкновение мальчика с неблагодарной действительностью. Главный герой
романа – маленький мальчик по имени Оливер Твист. Родившись в работном доме, он
с первых минут своей жизни остался сиротой, а это означало в его положении не
только полное невзгод и лишений будущее, но и одиночество, беззащитность перед
теми обидами и несправедливостью, которые ему придется претерпеть. Младенец был
хил, врач говорил, что он не выживет.
Диккенс, как писатель-просветитель, никогда не укорял своих несчастных
персонажей ни бедностью, ни невежеством, но он упрекал общество, которое
отказывает в помощи и поддержке тем, кто родился небогатым и поэтому с колыбели
обречен на лишения и унижения. А условия для бедняков (а особенно для детей
бедняков) в том мире были поистине нечеловеческие. Работные дома, которые
должны были обеспечивать простых людей работой, пищей, кровом, на самом деле
были похожи на тюрьмы: неимущих туда заключали насильно, разлучая с семьей,
заставляли выполнять бесполезную и тяжелую работу и практически не кормили,
обрекая на медленную голодную смерть. Не зря ведь сами рабочие называли работные
дома “бастилиями для бедных”. Из работного дома Оливера отдают в ученики к
гробовщику; там он сталкивается с приютским мальчиком Ноэ Клейполом, который,
будучи старше и сильнее, постоянно подвергает Оливера унижениям. Вскоре Оливер
сбегает в Лондон. Мальчики и девочки, которые были никому не нужны, волей
случая очутившись на улицах города, часто становились совершенно потерянными
для общества, поскольку попадали в криминальный мир с его жестокими законами.
Они становились воришками, попрошайками, девушки начинали торговать собственным
телом, а после этого многие из них заканчивали свою недолгую и несчастливую
жизнь в тюрьмах или на виселице.
Этот роман криминальный. Общество лондонских преступников Диккенс изображает
просто. Это законная часть существования столиц. Мальчик с улицы по прозвищу
Ловкий плут обещает Оливеру в Лондоне ночлег и покровительство и приводит его к
скупщику краденого, крестному отцу лондонских воров и мошенников еврею Феджину.
Оливера хотят поставить на преступный путь.
Для Диккенса важно дать читателю представление о том, что душа ребенка не
склонна к преступлению. Дети – олицетворение душевной чистоты и незаконных
страданий. Этому посвящена немалая част романа.
Диккенса, как и многих писателей того времени, волновал вопрос: что является
главным в формировании характера человека, его личности – общественная среда,
происхождение (родители и предки) или его задатки и способности? Что же делает
человека таким, каков он есть: порядочный и благородный или же подлый,
бесчестный и преступный? И всегда ли преступный означает подлый, жестокий,
бездушный? Отвечая на этот вопрос, Диккенс создает в романе образ Нэнси –
девушки, попавшей в раннем возрасте в криминальный мир, но сохранившей доброе,
отзывчивое сердце, способность сострадать, ведь не зря же она пытается защитить
маленького Оливера от порочного пути.
Таким образом, мы видим, что социальный роман Ч. Диккенса “Приключения Оливера
Твиста” представляет собой живой отклик на наиболее злободневные и
животрепещущие проблемы современности. А по популярности и признательности
читателей этот роман по праву можно считать народным.
* Лучшим произведением Диккенса 40-х годов был роман «Домби и сын». Он был
создан в период наивысшего подъема чартистского движения в Англии. Общественный
подъем оказал свое благотворное влияние на писателя. Известно, что писатель
приветствовал французскую революцию 1848 года. В романе «Домби и сын»
раскрывается антигуманистическая сущность буржуазных отношений. В романе
нарисована широкая картина социальной жизни Англии.Большое количество сюжетных
линий, развивающихся в романе, сходится и переплетается в едином центре. Таким
идейно-художественным центром произведении является образ мистера Домби — крупного
английского негоцианта, возглавляющего фирму «Домби и сын». Денежные интересы
мистера Домби, деятельность его фирмы в той или иной мере оказывают свое
влияние на судьбы остальных героев романа. Власть денег, которой подчиняется
жизнь буржуазного общества, воплощена в образе Домби.
Домби бездушен, суров, холоден. Для него процветание фирмы превыше всего. На
окружающих его людей Домби смотрит только с точки зрения их полезности для
фирмы. В его глазах Флоренс — «фальшивая монета, которую нельзя вложить в
дело». Домби просто не замечает своей дочери, ибо девочка не представляет
никакой ценности для фирмы. Бездушие отца, система воспитания, жертвой которой
становится маленький болезненный Поль, убивают его прежде, чем успевают сбыться
возлагаемые на него надежды. При описании Домби Диккенс использует прием
гиперболы, являющийся одним из его излюбленных приемов. Гипербола — одно из
средств сатирического мастерства Диккенса. Преувеличивая одну из черт
характера или внешности своего героя, писатель раскрывает через нее наиболее
существенные стороны описываемого явления. Сущность характера мистера Домби —
чопорного английского буржуа — прекрасно передана благодаря тому, что Диккенс
постоянно обращает внимание читателей на: холод, исходящий от Домби, на ту атмосферу
замораживающего холода, которая царит в его доме. Диккенс сравнивает своего
героя с вечно прямой и холодной кочергой, с каминными щипцами.Отношения между
людьми воспринимаются им как своего рода торговые сделки. Домби покупает себе
жену. На красавицу Эдит он смотрит как на великолепное украшение для своего
дома. Уход Эдит Домби рассматривает как удар, нанесенный его фирме. Смерть
первой жены и Поля, бегство Эдит, уход из дома Флоренс — все это приводит к
полному крушению семейной, жизни Домби. В то же время Диккенс раскрывает и те
внутренние противоречия, которые подтачивают фирму «Домби и сын» изнутри.
Управляющий Домби, Каркер, в совершенстве владеющий оружием лести и лицемерия,
разоряет своего хозяина. В облике Каркера Диккенс особо выделяет одну деталь —
постоянно оскаленные зубы. Эта деталь прекрасно раскрывает своеобразие
характера Каркера. Нельзя не заметить, что в романе «Домби и сын» Диккенс
отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении характеров героев.
Образ Домби более сложен, чем предыдущие его герои. Домби эгоистичен, и в то
же время он бесконечно одинок. Домби горд и жесток, но его чувство к Полю
велико и переживания в связи со смертью мальчика мучительны. В романе «Домби и
сын» образу Домби противопоставлены образы простых людей. И в этом
противопоставлении, постоянно встречающемся в романах Диккенса, своеобразно
отражаются противоречия между господствующими классами и народом. Кочегар
Тудл и его жена, капитан Катл и лавочник Джиле, горничная Сьюзен Ниппер
воплощают в себе замечательные свойства простых людей. Присущее1 им чувство
собственного достоинства сочетается с ясным умом, добротой, отзывчивостью. С
большой симпатией относится Диккенс к трудолюбивомуТудлу, чудаковатому Катлу,
острой на язычок и быстрой на работу Сыозен. Всех их сближает подлинная
человечность, бескорыстность и готовность помочь друг другу в беде. Общий тон
повествования в романе «Домби и сын» иной, чем в предшествующих романах. Здесь
нет места тому безграничному оптимизму, который определял характер юмора более
ранних произведений Диккенса.
* В истории становления и развития английского реализма роман Чарльза Диккенса
«Дэвид Копперфилд» (1849—1850) занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми
произведениями писателя, как «Холодный дом» и «Крошка Доррит», этот роман
знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более
глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев.
«Дэвид Копперфилд» — первый и единственный опыт писателя в жанре
автобиографического романа. И хотя он сам неизменно опровергал указания критики
на автобиографичность романа, «Дэвид Копперфилд» все же является художественно
воссозданной биографией писателя с детства до 1836 г., то есть до того
момента, когда Чарльз Диккенс стал знаменитым писателем.
В образах и характерах героев романа содержится много такого, что соответствует
как образу и характеру самого Чарльза Диккенса, так и людям, хорошо ему
известным. Например, Дэвид Копперфилд очень напоминает самого писателя,
комедийный Микуобер — его отца — Джона Диккенса, а образ Доры является почти
точным воспроизведением образа Мэри Биднел — первой любви писателя.
Есть в романе и целые сцены, очень напоминающие реальные жизненные ситуации, в
которых непосредственным участником был сам писатель. Например, сватовство и
женитьба Дэвида повторяют историю сватовства Диккенса к Кэтрин Хоггард, ставшей
впоследствии его женой — миссис Диккенс.
И все же писатель не воссоздает в своем романе конкретные лица, а рисует
типические образы. История главного героя в «Дэвиде Копперфилде» совершенно
правдива. И хотя в этом романе Диккенс не ставит масштабных социальных проблем,
в нем уже присутствуют все признаки социального романа. Сказочный элемент с
мальчиком сиротой, на которого как с неба сваливается состояние в виде
наследства, меняющее в одно мгновение многострадальную жизнь героя, уже
отсутствует в «Дэвиде Копперфилде». Зато присутствует художественно
воссозданная писателем реальная жизнь с тщательно выписанными бытовыми
деталями.
Осиротев и испытав обиды и унижения, герой Чарльза Диккенса Дэвид Копперфилд
попадает к доброй тетушке, которая кажется ему сказочной феей. Но повзрослев,
Дэвид убеждается, что тетушка Бетси всего лишь суетливая старая дева, а потеря
тетушкой своего состояния окончательно отрезвляет Дэвида. «Большие надежды»,
связанные с тетушкиным состоянием, лопнули как мыльный пузырь, но Дэвид
Копперфилд находит в себе силы, которые помогают ему прозреть: он постепенно
осознает, что только упорный труд и сознательное воспитание в себе лучших
человеческих качеств приведут его к успеху. Путь к счастью, который проходит
Дэвид, долог и сопровождается целым рядом тяжких испытаний и болезненных
прозрений. Таким образом, перед нами предстает еще одна «история молодого
человека», которыми так богата литература XIX в. Материал с сайта //iEssay.ru
С первого взгляда в «Дэвиде Копперфилде» налицо все признаки классического
«романа воспитания» типа гетевского «Вильгельма Мейстера». Однако в романе
Диккенса жизненный путь героя воссоздается не последовательным соблюдением
хода событий, а прихотливой игрой его памяти, что, «по существу, генетически
предвосхищает прозу М. Пруста и Д. Джойса». «Дэвид Копперфилд» — это роман о
воспоминаниях героя и их роли в его жизни, а следовательно о времени и
чувствах, вызванных памятью. С этой точки зрения перед нами не только роман
автобиографический, но и социально-психологический.
Вместе с тем Диккенс не просто фиксирует на страницах своего романа опыт жизни
Дэвида Копперфилда, а подвергает этот опыт сложнейшему этическому анализу, на
основе которого возникает новое понимание природы добра и зла. И в этом смысле
данный роман является еще и философским. Таким образом, у нас есть все
основания утверждать, что «Дэвид Копперфилд» — это автобиографический,
социально-психологический, философский роман.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.